Почем маркировка для народа?

Раздел: Власть
26 ноября 2019 г.

«Пусть впе­ре­ди боль­шие пе­ре­ме­ны,
Я это ни­ко­г­да не по­лю­б­лю»
В.Вы­со­ц­кий, «Я не лю­б­лю»

О том, что есть ГИИС ДМДК и есть ГИС Опе­ра­тор-ЦРПТ, и они мо­гут обос­но­вать­ся в юве­ли­р­ном биз­не­се ли­бо по от­дель­но­сти, ли­бо да­же вме­сте, из­ло­же­но в ста­тье «Ка­шу мас­лом не ис­пор­тишь? Как бы не оста­лось од­но мас­ло, без ка­ши…». Те­перь са­мое вре­мя углу­бить­ся в изу­че­ние то­го, во что вля­па­ют­ся юве­ли­ры, ес­ли си­сте­ма ГИС Опе­ра­тор-ЦРПТ при­дет в юве­ли­р­ную сфе­ру.

1. Пла­та и опла­та

Не­яс­ность то­го, сколь­ко же сто­ит удо­воль­ствие ра­бо­тать под опе­кой ЦРПТ за­клю­ча­ет­ся в пуб­ли­ч­ном умал­чи­ва­нии не­ко­то­рых тон­ко­стей про­цес­са. Затра­ты на ве­де­ние де­я­тель­но­сти с то­ва­ра­ми, под­ле­жа­щи­ми обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции, в за­ви­си­мо­сти от ви­да де­я­тель­но­сти и ви­да то­ва­ра вклю­ча­ют:

  • пла­ту за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки, не­об­хо­ди­мых для фор­ми­ро­ва­ния средств иден­ти­фи­ка­ции (за ка­ж­дую еди­ни­цу то­ва­ра);
  • пла­ту за из­го­то­в­ле­ние средств иден­ти­фи­ка­ции - ко­дов мар­ки­ро­в­ки в ма­ши­но­чи­та­е­мой фор­ме, пред­став­лен­ных в ви­де штри­хо­во­го ко­да, или за­пи­сан­но­го на ра­дио­ча­сто­т­ную мет­ку, или пред­став­лен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем ино­го сред­ства (тех­но­ло­гии) ав­то­ма­ти­че­ской иден­ти­фи­ка­ции (за ка­ж­дую еди­ни­цу то­ва­ра);
  • пла­ту опе­ра­то­ру пре­до­став­ле­ния Ин­тер­не­та за тра­фик по пе­ре­да­че дан­ных Опе­ра­то­ру ЦРПТ (за пе­ри­од хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти);
  • опла­ту при­об­ре­те­ния тех­ни­че­ские сред­ства на­не­се­ния ко­да мар­ки­ро­в­ки, вклю­чая спе­ци­аль­ные при­н­те­ры, про­гра­м­ма­то­ры ра­дио­ча­сто­т­ных ме­ток и т.д. (на пе­ри­од хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти);
  • опла­ту при­об­ре­те­ния тех­ни­че­ские сред­ства про­вер­ки ко­да про­вер­ки, вклю­чая ска­не­ры, фис­каль­ные на­ко­пи­те­ли и т.д. (на пе­ри­од хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти).

Су­м­ма в 50 ко­пе­ек плюс НДС за еди­ни­цу то­ва­ра, про­пи­сан­ная в По­ста­но­в­ле­нии Пра­ви­тель­ства РФ №577 от 8 мая 2019 го­да «Об утвер­ж­де­нии раз­ме­ра пла­ты за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки, не­об­хо­ди­мых для фор­ми­ро­ва­ния средств иден­ти­фи­ка­ции и обес­пе­че­ния мо­ни­то­рин­га дви­же­ния то­ва­ров, под­ле­жа­щих обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции, а та­к­же по­ря­док ее взи­ма­ния», как и сле­ду­ет из на­з­ва­ния до­ку­мен­та, ка­са­ет­ся лишь ча­сти за­трат биз­не­са на ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний.

Не сто­ит пу­тать два раз­ных по­ня­тия – ко­да мар­ки­ро­в­ки и сред­ства иден­ти­фи­ка­ции. Для про­сто­ты по­ни­ма­ния мо­ж­но при­ве­сти та­кое срав­не­ние: го­су­дар­ствен­ный но­мер ав­то­мо­би­ля и две та­б­ли­ч­ки, впе­ре­ди и сза­ди ав­то­мо­би­ля, на ко­то­рые этот го­су­дар­ствен­ный но­мер на­не­сен. Со­о­т­вет­ствен­но, го­су­дар­ствен­ный но­мер в си­сте­ме мар­ки­ро­в­ки ГИС Опе­ра­тор ЦРПТ на­зы­ва­ет­ся «ко­дом мар­ки­ро­в­ки», а та­б­ли­ч­ки, на ко­то­рых он на­не­сен – «сред­ством иден­ти­фи­ка­ции». Толь­ко в от­ли­чие от ав­то­мо­биль­ных но­ме­ров, ко­ды мар­ки­ро­в­ки пред­став­ля­ют со­бой не ви­зу­аль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ара­б­ских цифр и рус­ских букв, а не­кую по­сле­до­ва­тель­ность цифр, за­ши­ф­ро­ван­ную в ви­де дву­мер­но­го штрих-ко­да и (и­ли) в ви­де со­о­т­вет­ству­ю­щей про­шив­ки ра­дио­ча­сто­т­ной мет­ки.

Что имен­но бу­дет для то­го или ино­го то­ва­ра яв­лять­ся но­си­те­лем ко­да мар­ки­ро­в­ки, т.е. «сред­ством иден­ти­фи­ка­ции» – ре­ша­ет Пра­ви­тель­ство РФ. Та­кое пра­во пре­ду­смо­т­ре­но в Фе­де­раль­ном за­ко­не от 28 де­ка­б­ря 2009 го­да №381-ФЗ «Об ос­но­вах го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­вой де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Да, в ка­ких-то слу­ча­ях, для ка­ких-то то­ва­ров, дву­мер­ный штрих-­код DataMatrix бу­дет пе­ча­тать­ся не­по­сред­ствен­но на упа­ко­в­ке то­ва­ра. На­при­мер, на ко­роб­ках с обу­вью. Или упа­ко­в­ках с ле­кар­ства­ми. И то­г­да пла­ту за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки (50 ко­пе­ек плюс НДС за еди­ни­цу то­ва­ра) ока­жет­ся ис­чер­пы­ва­ю­щей и окон­ча­тель­ной. Ес­ли, ко­неч­но, не счи­тать амор­ти­за­ции при­н­те­ра, рас­хо­да кар­три­д­жа.

Од­на­ко не сто­ит обо­льщать­ся, что эти 50 ко­пе­ек – на ве­ка. Как пред­пи­сы­ва­ет под­пункт 3.5. Ста­тья 5. упо­мя­ну­то­го вы­ше за­ко­на, за­ин­те­ре­со­ван­ные ФОИВы (Мин­про­м­торг РФ, на­при­мер) и Пра­ви­тель­ство РФ впра­ве утвер­ж­дать раз­мер пла­ты за ока­за­ние услуг по пре­до­став­ле­нию ко­дов мар­ки­ро­в­ки. Сколь угод­но по­вы­сить пла­ту за пре­до­став­ле­ние ко­дов мар­ки­ро­в­ки в даль­ней­шем бу­дет очень ле­г­ко не толь­ко Пра­ви­тель­ству РФ, но и Мин­про­м­тор­гу.

Но ес­ли речь зай­дет о мар­ки­ро­в­ке юве­ли­р­ной про­дук­ции, то не факт, что «сред­ством иден­ти­фи­ка­ции» Пра­ви­тель­ство РФ или Мин­про­м­торг РФ вы­бе­рет обы­ч­ный яр­лык (би­р­ка), ко­то­рым юве­ли­р­ные из­де­лия сна­б­жа­ют­ся се­год­ня. На­при­мер, для ме­хо­вых из­де­лий Пра­ви­тель­ство РФ ра­нее вы­бра­ло так на­зы­ва­е­мые КиЗы. КиЗ - это кон­троль­ный (и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ный) знак, пред­на­з­на­чен­ный для мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий, он яв­лять­ся блан­ком стро­гой от­чет­но­сти с эле­мен­та­ми за­щи­ты.

А вот сто­ят эти КиЗы по-раз­но­му, но это уже де­сят­ки руб­лей за еди­ни­цу «сред­ства иден­ти­фи­ка­ции» (а во­в­се не де­сят­ки ко­пе­ек). Сколь­ко при этом бу­дут сто­ить на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­до­ван­ное вла­стью обо­ру­до­ва­ние («­тех­ни­че­ские сред­ства на­не­се­ния ко­да мар­ки­ро­в­ки», «тех­ни­че­ские сред­ства про­вер­ки ко­да про­вер­ки») для ис­поль­зо­ва­ния в юве­ли­р­ной сфе­ре, вряд ли кто сей­час смо­жет ска­зать точ­но. Но это не бу­дет де­ше­вое обо­ру­до­ва­ние.

2. Пра­во­на­ру­ше­ния и на­ка­за­ния

О­чень увле­ка­тель­ная те­ма! Де­ло в том, что под опе­ку си­сте­мы ГИС Опе­ра­тор-ЦРПТ роз­ни­ч­ный обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий мо­жет по­пасть толь­ко в том слу­чае, ес­ли юве­ли­р­ную про­дук­цию Пра­ви­тель­ство РФ за­не­сут в пе­ре­чень от­дель­ных то­ва­ров, под­ле­жа­щих обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции. По­ка Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 28.04.2018 № 792-р, опре­де­ля­ю­щее этот пе­ре­чень, юве­ли­р­ной про­дук­ции не со­дер­жит.

Но вот ес­ли их ту­да за­не­сут, то юве­ли­рам при­дет­ся тща­тель­но изу­чить Фе­де­раль­ном за­ко­не от 28 де­ка­б­ря 2009 го­да №381-ФЗ. Там есть аж це­лых две ста­тьи об от­вет­ствен­но­сти за не­ис­пол­не­ние обя­за­н­но­сти по осу­ще­ств­ле­нию мар­ки­ро­в­ки и от­вет­ствен­но­сти за пол­но­ту, до­сто­вер­ность и сво­е­вре­мен­ность пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции в ЦРПТ (Ста­тья 8, под­пункт 10 и Ста­тья 20.1, под­пункт 16).

Речь, по сча­стью, идет не об уго­ло­в­ной (по­ка), а толь­ко об ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти. Но и это­го на­ру­ши­те­лям ма­ло не по­ка­жет­ся. И де­ло не в ве­ли­чи­не штра­фов по Ста­тье 15.12. КоАП, а в том, что на­ру­ши­те­ли под­вер­га­ют­ся… КОНФИСКАЦИИ пред­ме­тов ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ни­я! Т.е. кон­фис­ка­ции юве­ли­р­ных из­де­лий, мар­ки­ро­в­ка ко­то­рых от­сут­ство­ва­ла, ли­бо бы­ла не­пол­ной, не­до­сто­вер­ной, или ин­фор­ма­ция о ко­то­рой бы­ла пе­ре­да­на в ЦРПТ не­сво­е­вре­мен­но.

Сто­ит ли го­во­рить, что сфор­ми­ро­вать пра­во­на­ру­ше­ние здесь бу­дет не про­сто, а очень про­сто?

Но и сам раз­мер штра­фа до 300 тыс. руб­лей, пре­ду­смо­т­рен­ный Ста­тьей 15.12. КоАП, ма­лень­ким не на­зо­вешь. При­чем не факт, что спе­ци­аль­но для обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий не бу­дет уста­но­в­лен осо­бый, по­вы­шен­ный штраф. На­при­мер, для ал­ко­голь­ной и та­ба­ч­ной про­дук­ции по­вы­шен­ная ви­л­ка штра­фов в этой ста­тье уже уста­но­в­ле­на.

Ну, и бу­дем иметь в ви­ду воз­ни­к­но­ве­ние до­пол­ни­тель­ных ри­с­ков пра­во­на­ру­ше­ний: Мин­фин, как ре­гу­ля­тор всей сфе­ры ДМДК, со все­ми сво­и­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, и Рос­фин­мо­ни­то­ринг, со сво­и­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, ни­ку­да не ис­че­за­ют, а в слу­чае, ес­ли юве­ли­р­ную про­дук­цию Пра­ви­тель­ство РФ за­не­сут в пе­ре­чень от­дель­ных то­ва­ров, под­ле­жа­щих обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ке сред­ства­ми иден­ти­фи­ка­ции, то у обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий по­яви­т­ся вто­рой ре­гу­ля­тор, та­к­же со сво­и­ми тре­бо­ва­ни­я­ми – Мин­про­м­торг.

И, ра­зу­ме­ет­ся, без при­ме­не­ния ГИИС ДМДК юве­ли­рам не сто­ит на­де­ять­ся ни на смя­г­че­ние норм за­ко­но­да­тель­ства ПОД/ФТ (Рос­фин­мо­ни­то­рин­га), ни на ожи­да­е­мый вслед­ствие при­ме­не­ния ГИИС ДМДК от­каз от обя­за­тель­но­го ре­жи­ма клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий.

Ну, как вам та­кое? Вот по­че­му Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» и Ко­ми­тет ДМДК «Де­ло­вой Рос­сии» вы­сту­па­ют про­тив мар­ки­ро­в­ки и от­сле­жи­ва­ния юве­ли­р­ных из­де­лий в ЦРПТ.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->