Ювелирные изделия из ЕАЭС будут продаваться в других странах под единым брендом. Зачем?

Раздел: Рынки
27 ноября 2018 г.

До сих пор стра­ны эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за вза­и­м­но не при­з­на­ют на­ци­о­наль­ные про­бы дра­г­ме­тал­лов. В Ар­ме­нии за­ко­но­да­тель­ство ли­бе­раль­нее и про­бы ста­вят част­ные пред­при­ни­ма­те­ли. В дру­гих стра­нах, в том чис­ле в Ка­за­х­ста­не, эта сфе­ра на­хо­ди­т­ся под жeст­ким го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем. И всe же ре­ше­ние при­ня­то - еди­но­му евразий­ско­му юве­ли­р­но­му брен­ду быть.

Ко­м­плек­ту­ю­щие для од­но­го ав­то­мо­би­ля мо­гут вы­пус­кать раз­ные за­во­ды. По та­ко­му же при­н­ци­пу в ЕАЭС на­ч­нут про­из­во­дить юве­ли­р­ные укра­ше­ния, объ­яс­нил Forbes.kz гла­ва Ли­ги юве­ли­ров Ка­за­х­ста­на Кай­сар Жу­ма­га­ли­ев.

Рос­сия, Ар­ме­ния и Бе­ла­русь бу­дут пре­до­став­лять «де­та­ли», Ка­за­х­ста­ну от­ве­де­на роль «за­во­да по сбор­ке» дра­го­цен­но­стей из зо­ло­та, се­ре­бра, пла­ти­ны. Ини­ци­а­ти­ву со­з­да­ния еди­но­го юве­ли­р­но­го брен­да Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия пре­зен­то­ва­ла в кон­це ок­тяб­ря в Ар­ме­нии. Биз­нес идею под­дер­жал.

Кай­сар Жу­ма­га­ли­ев

- В­се стра­ны под­дер­жа­ли. Для Ка­за­х­ста­на это вы­год­но. У нас сво­е­го про­из­вод­ства по­чти нет, по паль­цам мо­ж­но пе­ре­с­чи­тать. Мы все «у­ми­ра­ем» от ту­ре­ц­кой кон­тра­бан­ды. Сколь­ко мы го­су­дар­ству об этом го­во­ри­ли: по­бе­ди­те кон­тра­бан­ду, нам не на­до по­мо­гать. Мы са­ми спра­ви­м­ся, - от­ме­тил гла­ва Ли­ги юве­ли­ров РК Кай­сар Жу­ма­га­ли­ев.


Что ме­ша­ет раз­ви­тию от­рас­ли

Ка­за­х­стан­ская юве­ли­р­ная от­расль пе­ре­жи­ва­ет сей­час не са­мые луч­шие вре­ме­на. 90% из­де­лий на ры­н­ке, по дан­ным Ли­ги юве­ли­ров РК, - кон­тра­фа­к­т­ный то­вар. Ко­г­да все­го од­но укра­ше­ние из де­ся­ти оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства, это тра­ге­дия для ры­н­ка. В дру­гих стра­нах си­ту­а­ция луч­ше, но не­з­на­чи­тель­но. ЕАЭС яв­ля­ет­ся ли­де­ром по до­бы­че ал­ма­зов в ми­ре (30% ми­ро­вой до­бы­чи при­хо­ди­т­ся на Рос­сию). Од­на­ко экс­порт юве­ли­р­ных из­де­лий бо­лее чем в 50 раз ни­же экс­пор­та ал­ма­зов, и на ми­ро­вом ры­н­ке юве­ли­р­ных из­де­лий и бри­л­ли­ан­тов до­ля ЕАЭС не­з­на­чи­тель­ная (ме­нее 1%). Стра­ны эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за вос­при­ни­ма­ют­ся как по­став­щи­ки сы­рья. Еди­ный юве­ли­р­ный бренд дол­жен из­ме­нить эту си­ту­а­цию.

- При­быль от до­бы­чи ал­ма­зов со­став­ля­ет 15-20%, от огран­ки — око­ло 5%. А вот до­хо­ды от про­да­жи юве­ли­р­ных из­де­лий со­став­ля­ют не ме­нее 100%, - объ­яс­нил Кай­сар Жу­ма­га­ли­ев.

Вы­го­да на­ли­цо. Ка­че­ство огран­ки в стра­нах ЕАЭС не усту­па­ет кон­ку­рен­там на ми­ро­вом ры­н­ке, го­во­рят юве­ли­ры. Низ­кая до­ля со­ю­за в ми­ро­вом экс­пор­те свя­за­на с не­кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­стью по сто­и­мо­сти (в срав­не­нии пре­ж­де все­го с ин­дий­ской огран­кой ал­ма­зов) и с от­сут­стви­ем мас­шта­б­ной мар­ке­тин­го­вой и тор­го­вой ка­м­па­нии за ру­бе­жом.

- Сей­час нет тор­го­вой ин­фра­струк­ту­ры (тор­го­во-­ло­ги­сти­че­ских цен­тров), си­сте­м­ной мар­ке­тин­го­вой и тор­го­вой ка­м­па­нии, на­це­лен­ной на про­дви­же­ние про­дук­ции юве­ли­ров ЕАЭС на по­тен­ци­аль­ных ры­н­ках сбы­та тре­тьих стран. Раз­ви­тию ме­ша­ют и от­рас­ле­вые про­б­ле­мы. К при­ме­ру, Ка­за­х­стан до­бы­ва­ет зо­ло­то, то есть сы­рья для про­из­вод­ства укра­ше­ний до­ста­точ­но. Но по­с­ле то­го как был вве­ден НДС на по­ку­п­ку аф­фи­на­ж­но­го зо­ло­та, ка­за­х­стан­ским юве­ли­рам ста­ло вы­год­нее по­ку­пать зо­ло­то в ло­м­бар­дах по це­не би­р­жи, - ­объ­яс­нил Кай­сар Жу­ма­га­ли­ев.

Шанс вый­ти на экс­пор­т

В­се укра­ше­ния, про­из­ведeн­ные под еди­ным брен­дом, бу­дут экс­пор­ти­ро­вать­ся в ази­ат­ские бли­ж­не­во­сточ­ные стра­ны. По расчeтам, про­ект поз­во­лит уве­ли­чить объ­eм экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий из стран ЕАЭС в во­семь раз – до $1 млрд 350 млн. До­бав­лен­ная сто­и­мость из­де­лий воз­рас­тeт та­к­же не ме­нее чем в 8 раз - до $630 млн.

Ти­гран Сар­ки­сян

До кон­ца го­да Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия (ЕЭК) об­су­дит про­ект «до­ро­ж­ной кар­ты» по со­з­да­нию евразий­ско­го юве­ли­р­но­го брен­да с участ­ни­ка­ми ры­н­ка и ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти. По­с­ле со­гла­со­ва­ния «до­ро­ж­ную кар­ту» утвер­дит кол­ле­гия ЕЭК. Бу­дет со­з­да­но Евразий­ское юве­ли­р­ное бю­ро (Eurasian jewelery), в ко­то­рое вой­дут чи­но­в­ни­ки и про­из­во­ди­те­ли стран ЕАЭС. Бю­ро зай­мeт­ся раз­ви­ти­ем еди­но­го брен­да и про­дви­же­ни­ем то­ва­ра за ру­бе­жом. Об этом со­об­щил пред­се­да­тель кол­ле­гии ЕЭК Ти­гран Сар­ки­сян.

- Про­из­вод­ство юве­ли­р­ных из­де­лий яв­ля­ет­ся од­ним из та­ких на­прав­ле­ний, в ко­то­рых есть по­тен­ци­ал для ко­о­пе­ра­ции и про­дви­же­ния евразий­ских то­ва­ров на вне­ш­них ры­н­ках, - от­ме­тил Ти­гран Сар­ки­сян. - Ра­бо­та над со­з­да­ни­ем евразий­ско­го юве­ли­р­но­го брен­да за­пу­ще­на, ЕЭК уже под­го­то­ви­ла про­ект «до­ро­ж­ной кар­ты», ко­то­рая бу­дет утвер­ж­де­на по­с­ле про­ра­бо­т­ки с пред­ста­ви­те­ля­ми биз­не­са и го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов.

Че­го опа­са­ют­ся юве­ли­ры­

Юве­ли­ры го­то­вы ис­поль­зо­вать лю­бой шанс, ко­то­рый по­мо­жет раз­ви­тию от­рас­ли. Но что­бы про­ект «вы­стре­лил», ну­ж­на сла­жен­ная ра­бо­та всех стран. В ЕАЭС так и не смо­г­ли по­бе­дить кон­тра­бан­ду на внут­рен­них ры­н­ках. Бо­роть­ся с кон­тра­фа­к­том на тер­ри­то­рии тре­тьих стран бу­дет зна­чи­тель­но сло­ж­нее, чем на тер­ри­то­рии стран ЕАЭС, го­во­ри­т­ся в пись­ме, ко­то­рое Ли­га юве­ли­ров Ка­за­х­ста­на от­пра­ви­ла в Евразий­скую эко­но­ми­че­скую ко­мис­сию.

С­пе­ци­а­ли­стам сей­час не­по­нят­но мно­гое: кем, как и в ка­ких объ­e­мах бу­дет осу­ще­ств­лять­ся фи­нан­си­ро­ва­ние про­ек­та на пе­р­во­на­чаль­ном эта­пе? За счeт ка­ких средств и кем бу­дет осу­ще­ств­лять­ся про­дви­же­ние евразий­ско­го юве­ли­р­но­го брен­да? Как и кем бу­дет опре­де­лять­ся се­бе­сто­и­мость из­де­лия и его ры­ноч­ная це­на? Как бу­дет про­ис­хо­дить рас­пре­де­ле­ние при­бы­ли? Рас­смат­ри­ва­ет­ся два ва­ри­ан­та: пред­ва­ри­тель­ная опла­та по­с­ле вы­пол­не­ния сбор­ки или опла­та по­с­ле ре­а­ли­за­ции про­дук­ции. По­след­нее юве­ли­рам не­вы­год­но: из­де­лия мо­гут не ку­пить, а ра­бо­та уже бу­дет вы­пол­не­на.

- У боль­шин­ства ка­за­х­стан­ских юве­ли­ров сла­бая ма­те­ри­аль­ная ба­за и от­сут­ствие со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния и тех­но­ло­гий. Это мо­жет при­ве­сти к то­му, что бо­лее силь­ные участ­ни­ки юве­ли­р­но­го ры­н­ка из дру­гих стран ЕАЭС со­з­да­дут на тер­ри­то­рии Ка­за­х­ста­на соб­ствен­ные аф­фи­ли­ро­ван­ные ко­м­па­нии, ко­то­рые бу­дут за­ни­мать­ся сбор­кой­, - по­яс­нил гла­ва Ли­ги юве­ли­ров РК.

Ка­за­х­стан пред­ла­га­ет за­пре­тить со­з­да­ние аф­фи­ли­ро­ван­ных ко­м­па­ний - про­из­во­ди­те­лей ко­м­плек­ту­ю­щих на тер­ри­то­рии дру­гих стран. Кро­ме то­го, юве­ли­ры счи­та­ют, что ко­м­па­ни­ям, участ­ву­ю­щим в со­з­да­нии укра­ше­ний евразий­ско­го юве­ли­р­но­го брен­да, ну­ж­но суб­си­ди­ро­вать обу­че­ние спе­ци­а­ли­стов. Это поз­во­лит раз­ви­вать­ся ме­ст­но­му биз­не­су.

[ forbes.kz ]

Полезное

Полезное

 
-->