Дорого обойдeтся: как маркировка изменит рынок ювелирных изделий

Раздел: Власть
10 ноября 2020 г.

С 1 ян­ва­ря мар­ки­ро­в­ка ста­нет обя­за­тель­ной для юве­ли­р­ных из­де­лий. Си­сте­ма не ме­ня­лась бо­лее 300 лет, по­это­му вве­де­ние но­в­ше­ства впол­не оправ­дан­но. Но биз­не­су оно до­ро­го обой­дeт­ся.

С 1 де­ка­б­ря ны­не­ш­не­го го­да си­сте­ма мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий за­ра­бо­та­ет в те­сто­вом ре­жи­ме. С на­ча­ла ян­ва­ря 2021–­го она бу­дет обя­за­тель­на для укра­ше­ний из зо­ло­та и пла­ти­ны, с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми и без. С июля из­де­лия без мар­ки­ро­в­ки нель­зя бу­дет ре­а­ли­зо­вы­вать во­в­се, по­это­му про­из­во­ди­те­лям при­дeт­ся на­не­сти еe на всю про­дук­цию и на то­вар­ные остат­ки. Эта ме­ра поз­во­лит дей­стви­тель­но со­кра­тить до­лю се­ро­го ры­н­ка, ко­то­рая, по оцен­кам го­су­дар­ства, со­став­ля­ет бо­лее 50%, а по экс­пе­р­т­ным оцен­кам — все­го 10%.

Це­на во­про­са

При вве­де­нии мар­ки­ро­в­ки на дру­гие ка­те­го­рии то­ва­ров экс­пе­р­ты и про­из­во­ди­те­ли ча­сто за­яв­ля­ли о не­ми­ну­е­мом ро­сте цен на про­дук­цию. Од­на­ко в этот раз экс­пе­р­ты уве­ря­ют, что це­ны вряд ли вы­рас­тут, так как спрос на юве­ли­р­ные из­де­лия и так сей­час не­ве­лик.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор ас­со­ци­а­ции "Гиль­дия юве­ли­ров Рос­си­и" Эду­ард Ут­кин счи­та­ет, что, ско­рее все­го, из­дер­ж­ки про­из­во­ди­те­ли бу­дут вы­ну­ж­де­ны пе­ре­ло­жить на се­бя. "Это по­тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных за­трат, но вклю­чить их все в це­ну из­де­лия по се­го­д­ня­ш­не­му ры­н­ку за­труд­ни­тель­но", — до­бав­ля­ет он. Ди­рек­тор фе­де­раль­ной фран­чай­зин­го­вой се­ти "585*Зо­ло­той" Ан­д­рей Шля­ев воз­ра­жа­ет: ско­рее все­го, часть про­дав­цов по­пы­та­ет­ся ко­м­пе­н­си­ро­вать до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды за счeт по­тре­би­те­ля, но в то же вре­мя ли­де­ры от­рас­ли бу­дут ма­к­си­маль­но сдер­жи­вать рост цен.

"Про­из­во­ди­те­ли и про­дав­цы дол­ж­ны бу­дут уста­но­вить та­кое обо­ру­до­ва­ние и обу­чить со­труд­ни­ков ра­бо­тать по но­вым пра­ви­лам. В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве мы ожи­да­ем, что все эти но­во­вве­де­ния ока­жут вли­я­ние на рост сто­и­мо­сти то­ва­ров, но мы пра­к­ти­че­ски уве­ре­ны, что кру­п­ные иг­ро­ки сде­ла­ют всe, что­бы этот рост не был рез­ким и силь­но за­мет­ным для по­ку­па­те­ля", — под­дер­жи­ва­ет эту точ­ку зре­ния управ­ля­ю­щий пар­т­нeр ана­ли­ти­че­ской ко­м­па­нии Marketing Logic Дми­т­рий Гал­кин. Он пред­по­ла­га­ет, что рост бу­дет со­по­ста­вим с се­зон­ны­ми ко­ле­ба­ни­я­ми цен и ин­ф­ля­ци­он­ны­ми кор­рек­ти­ро­в­ка­ми.

Ко­неч­ная сто­и­мость внед­ре­ния для пред­при­я­тий бу­дет за­ви­сеть от то­го, ка­кое тех­но­ло­ги­че­ское ре­ше­ние вы­бе­рет го­су­дар­ство. Эду­ард Ут­кин по­яс­ня­ет, что мо­ж­но мар­ки­ро­вать путeм на­не­се­ния ме­ток на са­мо ме­тал­ли­че­ское из­де­лие. Для это­го тре­бу­ет­ся до­ро­го­сто­я­щее обо­ру­до­ва­ние как на эта­пе на­не­се­ния мет­ки ла­зе­ром, так и при еe счи­ты­ва­нии. Бо­лее эко­но­м­ный ва­ри­ант — на­не­се­ние мар­ки­ро­в­ки на би­р­ку из­де­лия. "С точ­ки зре­ния ре­ша­е­мой за­да­чи, а она од­на: про­сле­жи­ва­ние всех дра­г­ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, раз­ни­цы в на­не­се­нии нет, — рас­су­ж­да­ет экс­перт. — А за­тра­ты мо­гут от­ли­чать­ся су­ще­ствен­но — от 5 млрд до 20 млрд руб­лей для всей от­рас­ли".

Са­ма си­сте­ма бу­дет ор­га­ни­зо­ва­на сле­ду­ю­щим об­ра­зом: Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та кро­ме про­бы бу­дет от­ме­чать на из­де­лии ещe и до­пол­ни­тель­ный код–­мет­ку, а та­к­же на би­р­ке по­яви­т­ся QR–­код для по­ку­па­те­ля. Дми­т­рий Гал­кин от­ме­ча­ет, что биз­не­су при­дeт­ся до­пол­ни­тель­но по­тра­тить­ся на ре­ги­стра­цию в об­щей си­сте­ме учeта "ГИИС ДМДК" (го­су­дар­ствен­ная ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них), ска­ни­ро­ва­ние, за­не­се­ние све­де­ний о дви­же­нии из­де­лия.

Ото­р­ва­лись от ре­аль­но­сти

По мне­нию ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра юве­ли­р­ной ко­м­па­нии Miestilo Сер­гея Боб­ро­ва, но­во­вве­де­ние бу­дет спо­соб­ство­вать на­ве­де­нию по­ряд­ка в юве­ли­р­ной от­рас­ли, за­щи­тит доб­ро­со­ве­ст­ных про­из­во­ди­те­лей и по­тре­би­те­лей от кон­тра­фа­к­та и де­шeвой не­ка­че­ствен­ной би­жу­те­рии, ко­то­рую мо­ж­но най­ти за бес­це­нок на не­ко­то­рых сай­тах ки­тай­ских ре­тей­ле­ров.

Пар­т­нeр аген­т­ства M. A. Research, ру­ко­во­ди­тель на­прав­ле­ния "Ре­тей­л" Ан­на Си­няв­ская от­ме­ча­ет, что мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий сде­ла­ет ры­нок за­мет­но про­з­ра­ч­нее, поз­во­лит ле­г­че вы­яв­лять под­дел­ки и из­де­лия, не со­о­т­вет­ству­ю­щие за­яв­лен­ным на эти­кет­ке. Это по­вы­сит до­ве­рие к юве­ли­р­ной от­рас­ли в це­лом.

Од­на­ко для не­боль­ших ко­м­па­ний, ко­то­рых в Рос­сии до­воль­но мно­го, бре­мя но­вых рас­хо­дов мо­жет ока­зать­ся чрез­мер­ным. "По дан­ным СБИС, в Пе­тер­бур­ге и Ле­нобла­сти за­ре­ги­стри­ро­ва­но 118 дей­ству­ю­щих про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, но бо­ле­е–­ме­нее кру­п­ных ко­м­па­ний сре­ди них мень­ше по­ло­ви­ны", — под­чeр­ки­ва­ет Си­няв­ская.

Ос­но­ва­тель­ни­ца пе­тер­бур­г­ско­го брен­да E. Tolstaya Jewelry Ека­те­ри­на Тол­стая счи­та­ет, что для юве­ли­р­ной от­рас­ли это бу­дет та­кой же стресс, ка­ким в своe вре­мя для ре­сто­ран­ной ин­ду­стрии стал за­пуск си­сте­мы "ЕГАИС". "На сай­те про­из­во­ди­те­ля про­гра­м­м­но­го обес­пе­че­ния, ко­то­рым нам при­дeт­ся поль­зо­вать­ся, на­пи­са­ны сме­ш­ные фор­му­ли­ро­в­ки ти­па: “Ра­бо­та с но­вой про­гра­м­мой ля­жет на пле­чи IT–­о­т­де­ла юве­ли­р­ной ко­м­па­ни­и”. По од­ной этой фра­зе вид­но, что у ав­то­ров ини­ци­а­ти­вы во­об­ще нет свя­зи с ре­аль­но­стью", — го­во­рит Тол­стая. Она до­бав­ля­ет, что юве­ли­р­ная ко­м­па­ния не­за­вод­ско­го мас­шта­ба со­сто­ит из не­сколь­ких че­ло­век, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся про­из­вод­ством. Но­во­вве­де­ния при­ве­дут к ро­сту се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­та и, воз­мо­ж­но, к ухо­ду не­боль­ших ма­стер­ских и са­мо­сто­я­тель­ных ди­зай­не­ров в тень.

Сер­гей Боб­ров счи­та­ет, что су­ще­ству­ю­щих сей­час клей­ма–и­мен­ни­ка и бу­ма­ж­ной би­р­ки–­эти­кет­ки впол­не до­ста­точ­но для кон­тро­ля обо­ро­та и ка­че­ства. "О­ни поз­во­ля­ют по­тре­би­те­лю от­сле­дить ка­че­ство то­ва­ра и в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти об­ра­тить­ся на за­вод–из­го­то­ви­тель, в не­за­ви­си­мую экс­пе­р­ти­зу и по­лу­чить до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию о со­ста­ве то­ва­ра или в ре­гу­ли­ру­ю­щую ор­га­ни­за­цию, на­при­мер в про­би­р­ную па­ла­ту", — ре­зю­ми­ру­ет он.

Наслед­ство Пет­ра

Тем не ме­нее боль­шин­ство экс­пе­р­тов при­з­на­ют, что пе­ре­ме­ны на­зре­ли. И ра­ди них мо­ж­но пой­ти в том чис­ле и на до­пол­ни­тель­ные тра­ты. В это сло­ж­но по­ве­рить, но си­сте­ма мар­ки­ро­в­ки в Рос­сии не ме­ня­лась бо­лее 300 лет. Клей­ме­ние юве­ли­р­ных из­де­лий берeт своe на­ча­ло в 1700 го­ду. Имен­но то­г­да, по­с­ле "мо­нет­ной ре­фор­мы" Пет­ра I, был из­дан указ "Об учи­не­нии для про­бы зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ве­щей про­би­р­ных клейм, о пе­ре­пис­ке зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ря­дов и ла­вок, о вы­бо­ре ста­рост для на­д­зо­ра за тор­го­вы­ми и ма­сте­ро­вы­ми лю­дь­ми для клей­ме­ния зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ве­щей со взя­ти­ем по­ш­ли­ны". То­г­да же бы­ли вве­де­ны че­ты­ре зо­ло­тые и че­ты­ре се­реб­ря­ные про­бы.

Э­ду­ард Ут­кин го­во­рит, что за про­шед­шие 320 лет си­сте­ма про­би­ро­ва­ния и клей­ме­ния, есте­ствен­но, без­на­дe­ж­но тех­но­ло­ги­че­ски уста­ре­ла. "Чем она за­щи­ща­ет по­тре­би­те­ля — тем, что на из­де­лии есть от­тиск го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го клей­ма? — за­даeт­ся он во­про­сом. — Пра­к­ти­че­ски лю­бой юве­лир смо­жет на­не­сти та­кое клей­мо. Это, ко­неч­но, про­ти­во­за­кон­но, но тех­но­ло­ги­че­ски ле­г­ко".

Кро­ме то­го, не­ред­ки слу­чаи, ко­г­да кон­тра­бан­д­ная про­дук­ция по­сту­па­ет в Рос­сию уже с от­тис­ком рос­сий­ско­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го клей­ма. "Е­го под­де­лы­ва­ют за гра­ни­цей и ни­ка­кой от­вет­ствен­но­сти за это не не­сут, так как на­хо­дят­ся на тер­ри­то­рии дру­го­го го­су­дар­ства. По­это­му та­кая си­сте­ма уже не за­щи­ща­ет. А вот ци­ф­ро­вые ме­то­ды кон­тро­ля — это но­вая со­вре­мен­ная тех­но­ло­гия. Да, она тре­бу­ет за­трат, но за этим бу­ду­щее. Раз в 300 лет–то мо­ж­но хоть что–то ме­нять", — ре­зю­ми­ру­ет Эду­ард Ут­кин.

[ dp.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->