Блеск и нищета ювелиров: что спасет отрасль от коллапса

Раздел: Рынки
10 октября 2018 г.

Про­ш­лый год стал по­след­ним для ка­ж­дой де­ся­той юве­ли­р­ной ко­м­па­нии стра­ны. Экс­порт упал в во­семь раз, про­из­вод­ство из­де­лий из зо­ло­та — вдвое. РБК узнал, как юве­ли­ры со­би­ра­ют­ся спа­сать свою от­расль от кол­ла­п­са и что ду­ма­ют об их иде­ях вла­сти.

Юве­ли­р­ная от­расль Рос­сии пе­ре­жи­ва­ет не луч­шие вре­ме­на. За по­след­ние пять лет до­хо­ды в этой сфе­ре се­рьез­но сни­зи­лись, экс­порт про­сел в во­семь раз: по дан­ным ана­ли­ти­че­ско­го аген­т­ства Rough&Polished, с 2013 по 2017 год по­ка­за­те­ли экс­пор­та упа­ли с $724 млн до $85 млн. Про­из­вод­ство, оста­вав­ше­е­ся в 2007–2013 го­дах на уро­в­не 118 и 190 т из­де­лий из зо­ло­та и се­реб­ра со­о­т­вет­ствен­но, в по­след­ние го­ды сни­зи­лось до еже­год­ных 50 и 150 т. И тен­ден­ции к даль­ней­ше­му па­де­нию про­смат­ри­ва­ют­ся впол­не от­чет­ли­во.

М­но­гие пред­при­я­тия на­хо­дят­ся на гра­ни бан­к­ро­т­ства. По дан­ным ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», толь­ко за вто­рое по­лу­го­дие 2017 го­да ко­ли­че­ство субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в от­рас­ли сни­зи­лось на 6%, а в це­лом за 2017 год — на 10%.

Го­су­дар­ство про­дол­жа­ет уже­сто­чать за­ко­но­да­тель­ство в этой сфе­ре, а юве­ли­ры опа­са­ют­ся уже­сто­че­ния ре­прес­сий. Од­на­ко сда­вать­ся не со­би­ра­ют­ся: ны­не­ш­ней вес­ной Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии в борь­бе за раз­ре­гу­ли­ро­ва­ние сво­е­го ры­н­ка со­ста­ви­ла сра­зу два до­ку­мен­та: Стра­те­гию ре­гу­ли­ро­ва­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли Рос­сии и Хар­тию доб­ро­со­ве­ст­но­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка. С тех пор гиль­дия пре­зен­ту­ет свою стра­те­гию где толь­ко мо­ж­но.

Алек­сандр Ша­бур­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ана­ли­ти­че­ско­го аген­т­ства Rough&Polished:

«Си­ту­а­ция на юве­ли­р­ном ры­н­ке Рос­сии опи­сы­ва­ет­ся сло­во­со­че­та­ни­ем «хо­лод­ная вой­на». Ре­гу­ля­тор с по­да­чи си­ло­вых ве­домств уве­рен, что ры­нок пра­к­ти­че­ски пол­но­стью в те­ни, по его мне­нию, до­ля не­ле­галь­но­го обо­ро­та ка­м­ней до­хо­дит до 98% и со­став­ля­ет 49 млрд руб., до­ля те­не­во­го обо­ро­та на ры­н­ке юве­ли­р­ных из­де­лий оце­ни­ва­ет­ся в 50–60%. Мы — от­рас­ле­вые экс­пе­р­ты — оце­ни­ва­ем ее в 8%, ма­к­си­мум в 10%, но по­ру­че­ния на са­мом вы­со­ком уро­в­не фор­ми­ру­ют­ся, ис­хо­дя ни­как не из на­шей точ­ки зре­ния».

Сто­ит от­ме­тить, что вы­со­ко­по­став­лен­ные чи­но­в­ни­ки раз­ных ве­до­м­ств, осо­бен­но пред­ста­ви­те­ли си­ло­вых струк­тур, уве­ре­ны в том, что пла­чев­ное по­ло­же­ние в от­рас­ли сло­жи­лось из-­за не­же­ла­ния юве­ли­ров пла­тить на­ло­ги и ухо­да биз­не­са в тень. И, со­о­т­вет­ствен­но, спа­сти си­ту­а­цию смо­жет лишь «за­кру­чи­ва­ние га­ек» и уже­сто­че­ние за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ка­м­ней и юве­ли­р­ных из­де­лий. Сто­рон­ни­ки этой тео­рии уве­ре­ны, что объ­ем не­ле­галь­но­го вво­за юве­ли­р­ных из­де­лий оце­ни­ва­ет­ся в 20 млрд руб., а об­щее чис­ло юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, ра­бо­та­ю­щих в этой сфе­ре, со­став­ля­ет 900 тыс., при­том что на спе­ци­аль­ном уче­те со­сто­ит все­го 42 тыс. И в ре­зуль­та­те вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ных 40 млрд руб. НДС, ко­то­рые дол­ж­ны бы­ли по­пол­нить бюд­жет, ту­да при­шло все­го око­ло 6 млрд руб.

Юве­ли­ры счи­та­ют, что про­б­ле­ма не столь­ко в тех ко­м­па­ни­ях, ко­то­рые со­з­на­тель­но не хо­тят пла­тить на­ло­ги и сни­жа­ют из­дер­ж­ки все­ми воз­мо­ж­ны­ми спо­со­ба­ми, а в умень­ше­нии по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти на­се­ле­ния и об­щей за­ре­гу­ли­ро­ван­но­сти от­рас­ли. По сло­вам Вла­ди­ми­ра Збой­ко­ва, ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра Ко­ми­те­та по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­лам об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия», не­смо­т­ря на то что Мин­фин в по­след­нее вре­мя и стал от­но­сить­ся к юве­ли­рам зна­чи­тель­но дру­же­лю­б­нее, не по­след­нюю роль в про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ний иг­ра­ют си­ло­ви­ки. «Как внут­ри МВД, так и внут­ри ФСБ су­ще­ству­ют под­раз­де­ле­ния, ко­то­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на дра­г­ме­тал­лах и дра­г­ка­м­нях. Они же не бу­дут са­ми се­бя ли­шать кре­сел и са­ми се­бе со­кра­щать штат­ное рас­пи­са­ни­е! Кро­ме то­го, у них есте­ствен­ная по­треб­ность раз­ви­вать­ся, вво­дить все бо­лее же­ст­кое ре­гу­ли­ро­ва­ние», — за­ме­ча­ет Вла­ди­мир Збой­ков.

Чи­но­в­ни­ки пред­ла­га­ют ре­шить про­б­ле­мы на­пол­не­ния бюд­же­та за счет юве­ли­ров, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о том, что не­об­хо­ди­мо при­ни­мать опе­ра­тив­ные ме­ры в со­вер­шен­ство­ва­нии нор­ма­тив­но пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в от­рас­ли в свя­зи с ее пла­чев­ным по­ло­же­ни­ем. Сто­рон­ни­ки уже­сто­че­ния за­ко­но­да­тель­ства уве­ре­ны, что си­ту­а­цию спа­сут лишь но­вые за­пре­ты и уси­ле­ние кон­тро­ля за юве­ли­ра­ми.

Что пред­ла­га­ют вла­сти и как это от­ра­зи­т­ся на от­рас­ли

Вла­ди­мир Збой­ков, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ко­ми­те­та по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­лам об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия»:

1. Сня­тие огра­ни­че­ний по ко­ли­че­ству и ча­сто­те про­ве­ро­к в от­но­ше­нии субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства, ес­ли они осу­ще­ств­ля­ют свою де­я­тель­ность в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. В Мин­фи­не раз­ра­бо­тан про­ект Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тью 9 ФЗ «О за­щи­те прав юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей при осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) и му­ни­ци­паль­но­го кон­тро­ля». И этот про­ект пред­по­ла­га­ет сня­тие за­пре­та на про­ве­де­ние всех ви­дов про­ве­рок (по лю­бым по­во­дам и ос­но­ва­ни­ям), осу­ще­ств­ля­е­мых ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го кон­тро­ля. Декла­ри­ру­е­мая цель — про­з­ра­ч­ность ры­н­ка.

По­след­ствия для от­рас­ли:

По­ми­мо про­би­р­но­го на­д­зо­ра, юве­ли­ры под­па­да­ют под все про­чие фор­мы на­д­зо­ров и кон­тро­ля. Но ес­ли в обув­ной, к при­ме­ру, ма­га­зин, со­глас­но за­ко­ну 294-ФЗ, все­воз­мо­ж­ные кон­тро­ле­ры не мо­гут прий­ти с про­вер­ка­ми, ко­г­да за­хо­тят, то в юве­ли­р­ный те­перь смо­гут.

2. Уси­ле­ние уго­ло­в­ной от­вет­ствен­но­сти за пре­сту­п­ле­ния в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и экс­пор­т­но-и­м­пор­т­ных опе­ра­ций. В первую оче­редь воз­мо­ж­но вве­де­ние уго­ло­в­ной от­вет­ствен­но­сти за кон­тра­бан­ду юве­ли­р­ных из­де­лий: год на­зад Мин­фин пред­ло­жил вне­сти из­ме­не­ния в ст. 226.1 Уго­ло­в­но­го ко­дек­са, пре­ду­смат­ри­ва­ю­щую ли­ше­ние сво­бо­ды от трех до се­ми лет и штра­ф­ные сан­к­ции до 1 млн руб. Пред­ло­же­ние за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы рас­про­стра­нить эту ста­тью на кон­тра­бан­ди­стов юве­ли­р­ных из­де­лий, из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней кру­п­но­го раз­ме­ра че­рез гра­ни­цу Та­мо­жен­но­го со­ю­за.

При этом кру­п­ный раз­мер для юве­ли­р­ных из­де­лий и из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней Мин­фин опре­де­ля­ет от 2 млн руб.

По­след­ствия для от­рас­ли:

По­стра­да­ют ди­зай­не­ры, юве­ли­ры и да­же из­ве­ст­ные ко­м­па­нии, экс­по­ни­ру­ю­щие свои из­де­лия на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках с це­лью ре­а­ли­за­ции.

Под­ни­мут­ся це­ны на ка­м­ни, вво­зи­мые из-­за ру­бе­жа, ко­то­рые сей­час яв­ля­ют­ся ос­но­в­ным сы­рьем для ра­бо­ты оте­че­ствен­ных юве­ли­ров.

3. Под­го­то­в­лен­ные в Мин­фи­не из­ме­не­ни­я в Фе­де­раль­ный за­кон «О за­щи­те прав юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей при осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) и му­ни­ци­паль­но­го кон­тро­ля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ ве­дут к уси­ле­нию ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

По­след­ствия для от­рас­ли:

При­ве­дет к су­ще­ствен­но­му ро­сту из­дер­жек, в ос­но­в­ном для тех юве­ли­ров, ко­то­рые ра­бо­та­ют «по-­бе­ло­му». Имен­но на них при­дет­ся ос­но­в­ной удар. Проб­ле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что эти тре­бо­ва­ния ко­м­плекс­но не из­ло­же­ны ни в од­ном за­ко­не, но­во­вве­де­ние при­ве­дет к пре­вы­ше­ни­ям пол­но­мо­чий на ме­стах, уве­ли­че­нию кор­ру­п­ции. Ра­зо­ре­ние пра­к­ти­че­ски лю­бо­го юве­ли­ра, на ко­то­ро­го на­прав­ля­ет­ся вни­ма­ние про­ве­ря­ю­щих ин­стан­ций.

4. Кон­фис­ка­ция пред­ме­то­в (ю­ве­ли­р­ных из­де­лий, дра­г­ме­тал­лов и т. п.) и ору­дий пра­во­на­ру­ше­ний — вплоть до про­из­вод­ствен­но­го обо­ру­до­ва­ния. Та­к­же уже об­су­ж­да­ет­ся раз­ра­бо­тан­ный Мин­фи­ном за­ко­но­про­ект «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Ко­декс РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в ча­сти со­вер­шен­ство­ва­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти в сфе­ре про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней». Пред­ла­га­ет­ся су­ще­ствен­но уси­лить ад­ми­ни­стра­тив­ную от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, уста­но­в­лен­ных дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством в об­ла­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

По­след­ствия для от­рас­ли:

Кон­фис­ка­ция ли­ша­ет юве­ли­ра воз­мо­ж­но­сти ра­бо­тать. Ра­зо­ре­ние не­боль­ших ма­стер­ских, рост кор­ру­п­ции.

5. Еще од­на ини­ци­а­ти­ва Мин­фи­на — усо­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы спе­ци­аль­но­го уче­та, в част­но­сти по­ста­но­в­ки или сня­тия с уче­та в ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии». Ча­сто ко­м­па­ния по­лу­ча­ла сви­де­тель­ство о по­ста­но­в­ке на учет, но с окон­ча­ни­ем это­го ви­да де­я­тель­но­сти не сни­ма­лась с не­го. Те­перь бу­дет уста­но­в­ле­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность как за не­сво­е­вре­мен­ную по­ста­но­в­ку на учет, так и за не­с­ня­тие с уче­та, а в слу­чае не­об­на­ру­же­ния фи­р­мы по за­ре­ги­стри­ро­ван­но­му ад­ре­су пред­ла­га­ет­ся сни­мать ее с уче­та в те­че­ние де­ся­ти дней.

По­след­ствия для от­рас­ли:

У­дар при­мут на се­бя пред­при­я­тия про­из­вод­ствен­но­го сек­то­ра. По су­ще­ству­ю­щей пра­к­ти­ке сни­ма­ют­ся с уче­та ко­м­па­нии, пре­кра­тив­шие осу­ще­ств­лять роз­ни­ч­ную тор­го­в­лю юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, но при этом за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством.

6. Вве­де­ние ли­цен­зи­ро­ва­ния от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти. По­зи­ция ре­гу­ля­то­ра — Мин­фи­на — та­ко­ва, что на се­го­д­ня­ш­ний день оно не ну­ж­но, так как до­ста­точ­но спе­ци­аль­но­го уче­та.

По­след­ствия для от­рас­ли:

О­пас­ность уси­ле­ния кор­ру­п­ции и не­чи­сто­п­ло­т­ной кон­ку­рен­ции че­рез до­ступ от­дель­ных ин­те­ре­сан­тов к ад­ми­ни­стра­тив­но­му ре­сур­су.

7. Внед­ре­ние мар­ки­ро­в­ки и кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них.

По­след­ствия для от­рас­ли:

Е­дин­ствен­ная бес­с­пор­но пра­виль­ная ме­ра, ко­то­рая поз­во­лит оздо­ро­вить си­ту­а­цию на ры­н­ке. Но юве­ли­ры хо­тят ис­поль­зо­вать для мар­ки­ро­в­ки бес­плат­ные (пе­ча­та­е­мые на би­р­ках) QR-ко­ды, а не до­ро­го­сто­я­щие RFID-­чи­пы.

Что пред­ла­га­ют са­ми юве­ли­ры и что об их пред­ло­же­ни­ях ду­ма­ют в Мин­фи­не

«По­ни­мая, что у нас есть раз­но­гла­сия с ре­гу­ля­то­ром по оцен­ке со­сто­я­ния ры­н­ка и ста­ра­ясь най­ти вы­хо­ды из этой сло­ж­ной си­ту­а­ции, мы по­пы­та­лись сфор­му­ли­ро­вать те ос­но­в­ные про­б­ле­мы, ко­то­рые, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей от­рас­ли, но­сят жиз­нен­но ва­ж­ное зна­че­ние, и вы­ра­бо­та­ли воз­мо­ж­ные пу­ти их ре­ше­ния», — го­во­рит Эду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии.

Юве­ли­ры при­шли к вы­во­ду, что для ре­ше­ния про­б­лем от­рас­ли не­об­хо­ди­мо со­ста­вить не­кую до­ро­ж­ную кар­ту, план дей­ствий, поз­во­ля­ю­щий ре­шить про­б­ле­мы от­рас­ли ко­м­плекс­но, — по ана­ло­гии с тем, как ре­ша­ют­ся от­рас­ле­вые во­про­сы ян­тар­но­го про­из­вод­ства, у ко­то­ро­го есть до­ро­ж­ная кар­та ян­тар­ной от­рас­ли Рос­сии. Юве­ли­ры по­про­си­ли по­мо­щи у об­щео­т­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций: Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­ты, «Де­ло­вой Рос­сии», РСПП и «О­по­ры Рос­сии». «От их име­ни бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но об­ра­ще­ние к пре­зи­ден­ту с прось­бой рас­смо­т­реть во­прос о при­ня­тии стра­те­гии ре­гу­ли­ро­ва­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли в том ви­де, в ко­то­ром ее ви­дим мы как от­рас­ле­вые со­об­ще­ства», — ре­зю­ми­ру­ет Эду­ард Ут­кин.

В до­ку­мен­тах, под­го­то­в­лен­ных этой вес­ной юве­ли­р­ным со­об­ще­ством (Стра­те­гии ре­гу­ли­ро­ва­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли Рос­сии и Хар­тии доб­ро­со­ве­ст­но­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка), про­б­ле­мы от­рас­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны по пун­к­там, а к ка­ж­дой из них пред­ла­га­ет­ся ре­ше­ние, поз­во­ля­ю­щее, по мне­нию со­ста­ви­те­лей, не толь­ко за­щи­тить юве­ли­ров, но и в ко­неч­ном ито­ге уве­ли­чить до­хо­ды го­су­дар­ства.

Проб­ле­ма 1: раз­ли­чие от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства в Евразий­ском эко­но­ми­че­ском со­об­ще­стве (ЕАЭС)

Ус­ло­вия про­из­вод­ства и обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий в го­су­дар­ствах — чле­нах ЕАЭС су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся. Од­но из ва­ж­ней­ших от­ли­чий — за­ко­но­да­тель­ство в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию (ле­га­ли­за­ции) не­за­кон­но по­лу­чен­ных сред­ств. На­при­мер, в Рес­пуб­ли­ке Ар­ме­ния юве­ли­р­ные из­де­лия во­об­ще не вхо­дят в сфе­ру дей­ствия дан­но­го за­ко­на. При этом в дру­гих го­су­дар­ствах ЕАЭС эти за­трат­ные для биз­не­са тре­бо­ва­ния ка­са­ют­ся и обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий, а рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ство в дан­ной сфе­ре на­и­бо­лее стро­гое, го­раз­до вы­ше уро­в­ня тре­бо­ва­ний, ре­ко­мен­до­ван­но­го ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­ей Гру­п­пой раз­ра­бо­т­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег (ФАТФ, ан­гл. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). Это при­во­дит к не­о­бос­но­ван­но­му уве­ли­че­нию из­дер­жек на их ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние, а оте­че­ствен­ные юве­ли­р­ные из­де­лия ста­но­вят­ся ме­нее кон­ку­рен­то­с­по­соб­ны по срав­не­нию с про­дук­ци­ей за­ру­бе­ж­ных кол­лег, в том чис­ле и из ЕАЭС.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Скор­рек­ти­ро­вать рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ство в от­но­ше­нии пра­вил обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию (ле­га­ли­за­ции) не­за­кон­но по­лу­чен­ных сред­ств, при­ве­дя его в со­о­т­вет­ствие с те­ку­щи­ми ме­ж­ду­на­род­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми ФАТФ и ин­те­ре­са­ми раз­ви­тия сек­то­ра дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней:

  • о­т­ме­нить тре­бо­ва­ние иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей, при­об­ре­та­ю­щих юве­ли­р­ные из­де­лия по­сред­ством без­на­ли­ч­ной опла­ты­;

  • ­вы­ве­сти про­из­вод­ство и обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра из-­под юри­с­ди­к­ции за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию (ле­га­ли­за­ции) не­за­кон­но по­лу­чен­ных сред­ств;

  • о­т­ме­нить тре­бо­ва­ние иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та при про­ве­де­нии сде­лок с юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, со­вер­ша­ю­щи­ми опе­ра­ции с ДМДК и со­сто­я­щи­ми на спе­ци­аль­ном уче­те ФКУ «Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная про­би­р­ная па­ла­та при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Э­ду­ард Ут­кин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии:

«Пер­вый и глав­ный во­прос для нас — скор­рек­ти­ро­вать 115-ФЗ. Мы счи­та­ем, что он предъ­яв­ля­ет из­бы­точ­ные тре­бо­ва­ния к юве­ли­рам. Юве­ли­р­ные из­де­лия не пред­став­ля­ют боль­шой опас­но­сти с точ­ки зре­ния воз­мо­ж­но­сти их ис­поль­зо­ва­ния с це­лью от­мы­ва­ния не­ле­галь­ных до­хо­дов, по­это­му мо­ж­но бы­ло бы умень­шить ад­ми­ни­стра­тив­ные рас­хо­ды по этой те­ме для юве­ли­р­ных пред­при­я­тий».

Проб­ле­ма 2: по­ря­док пре­до­став­ле­ния пра­ва на аф­фи­наж («о­чи­ст­ку» ме­тал­лов)

Со­глас­но Фе­де­раль­но­му за­ко­ну от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­гут осу­ще­ств­лять толь­ко те ор­га­ни­за­ции, что бы­ли утвер­ж­де­ны Пра­ви­тель­ством РФ в со­о­т­вет­ству­ю­щем пе­реч­не. Аф­фи­наж не­боль­ших пар­тий ло­ма для них не­вы­го­ден, по­это­му юве­ли­ры об­ра­ща­ют­ся к по­сред­ни­кам. Как пра­ви­ло, по­след­ние осу­ще­ств­ля­ют сбор ло­ма в объ­е­мах, удо­в­ле­тво­ря­ю­щих аф­фи­на­ж­ные пред­при­я­тия, и ре­а­ли­зу­ют аф­фи­ни­ро­ван­ный дра­г­ме­талл не­боль­ши­ми пар­ти­я­ми, что уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ции. При этом юве­ли­р­ные пред­при­я­тия об­ла­да­ют не­об­хо­ди­мым обо­ру­до­ва­ни­ем и усло­ви­я­ми для са­мо­сто­я­тель­но­го аф­фи­на­жа дра­г­ме­тал­лов, но ли­ше­ны пра­ва на дан­ный вид де­я­тель­но­сти в со­о­т­вет­ствии с за­ко­ном.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

От­ме­нить этот ад­ми­ни­стра­тив­ный по­ря­док, а вме­сто уста­но­в­ле­ния пе­реч­ня аф­фи­на­ж­ных пред­при­я­тий вве­сти ли­цен­зи­ро­ва­ние дан­но­го ви­да де­я­тель­но­сти. Это поз­во­лит юве­ли­р­ным пред­при­я­ти­ям са­мо­сто­я­тель­но про­из­во­дить пе­ре­ра­бо­т­ку ло­ма в не­об­хо­ди­мых ко­ли­че­ствах. Кро­ме то­го, даст воз­мо­ж­ность из­бе­жать до­пол­ни­тель­ных за­трат, воз­ни­ка­ю­щих при уча­стии по­сред­ни­ка.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко, за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в сфе­ре про­из­вод­ства, пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и ва­лют­но­го кон­тро­ля Мин­фи­на РФ:

«У­же раз­ра­бо­тан за­ко­но­про­ект, сей­час он на со­гла­со­ва­нии, в нем пре­ду­смо­т­ре­ны пол­но­мо­чия пра­ви­тель­ства по раз­ра­бо­т­ке кри­те­ри­ев, на ос­но­ва­нии ко­то­рых та или иная ор­га­ни­за­ция мо­жет осу­ще­ств­лять аф­фи­наж. Пе­ре­чень, в при­н­ци­пе, мо­жет быть до­пол­нен, ес­ли ка­кая-­ли­бо ор­га­ни­за­ция бу­дет со­о­т­вет­ство­вать этим тре­бо­ва­ни­ям».

Проб­ле­ма 3: НДС на сли­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в

Сей­час в РФ не об­ла­га­ют­ся НДС опе­ра­ции по ре­а­ли­за­ции ру­ды и ло­ма дра­г­ме­тал­лов для аф­фи­на­жа, ре­а­ли­за­ция дра­г­ме­тал­лов Гос­фон­ду РФ и бан­кам, ре­а­ли­за­ция их из Гос­фон­да РФ, ре­а­ли­за­ция их бан­ка­ми вне­ш­не­тор­го­вым ор­га­ни­за­ци­ям, а та­к­же опе­ра­ции со сли­т­ка­ми дра­го­цен­ных ме­тал­лов ме­ж­ду бан­ка­ми. Обя­за­н­ность по упла­те НДС воз­ни­ка­ет при ре­а­ли­за­ции дра­г­ме­тал­лов про­из­во­ди­те­лям юве­ли­р­ных и иных из­де­лий из дра­г­ме­тал­лов. Это уве­ли­чи­ва­ет объ­ем обо­ро­т­ных сред­ств, не­об­хо­ди­мых для за­ку­п­ки ма­те­ри­а­лов на про­из­вод­ство юве­ли­р­ных из­де­лий.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Уста­но­вить ну­ле­вую став­ку НДС на при­об­ре­те­ние сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Это поз­во­лит про­из­во­ди­те­лям сни­зить су­м­му обо­ро­т­ных средств и сро­ки их воз­вра­та в про­из­вод­ство, что бла­го­твор­но ска­жет­ся на объ­е­мах про­из­вод­ства и экс­пор­та, а при ре­а­ли­за­ции из­де­лий на внут­рен­нем ры­н­ке су­м­ма НДС бу­дет пол­но­стью упла­че­на го­су­дар­ству.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Так как на­чис­ле­ние НДС пе­ре­но­си­т­ся на мо­мент от­груз­ки юве­ли­р­ных из­де­лий, это эко­но­мит обо­ро­т­ные сред­ства. Для вы­рав­ни­ва­ния усло­вий ра­бо­ты с зо­ло­том, что­бы бы­ло мень­ше ис­поль­зо­ва­ния ло­ма, мы пред­ла­га­ем об­ну­лить НДС для при­об­ре­те­ния сли­т­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Ведь все по­ни­ма­ют: по­ку­пать сли­т­ки с НДС не­вы­год­но, ес­ли есть воз­мо­ж­ность при­об­ре­сти лом юве­ли­р­ных из­де­лий без НДС».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«В Мин­фи­не про­ра­ба­ты­ва­ет­ся во­прос о вос­ста­но­в­ле­нии ну­ле­вой став­ки по всей це­поч­ке. Что ка­са­ет­ся зо­ло­та, мы хо­тим при­ве­сти к еди­но­му зна­ме­на­те­лю все раз­ли­ч­ные на се­го­д­ня ре­жи­мы. Бу­дет та­к­же пре­ду­смо­т­рен 0% при ре­а­ли­за­ции бан­ка­ми сли­т­ков для фи­зи­че­ских лиц, так как мы счи­та­ем, что это дей­стви­тель­но са­мый при­в­ле­ка­тель­ный ин­стру­мент для них».

Проб­ле­ма 4: обя­за­тель­ное клей­ме­ние из­де­лий при экс­пор­те

Со­глас­но 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», юве­ли­р­ные из­де­лия, по­став­ля­е­мые на экс­порт, под­ле­жат обя­за­тель­но­му клей­ме­нию на­рав­не с из­де­ли­я­ми, по­став­ля­е­мы­ми на рос­сий­ский внут­рен­ний ры­нок. Уве­ли­че­ние в 2017 го­ду го­су­дар­ствен­ных по­шлин за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­ли­р­ных из­де­лий в два ра­за, а за клей­ме­ние из­де­лий со встав­ка­ми в че­ты­ре ра­за, не име­ет под со­бой эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния. При этом оно уве­ли­чи­ва­ет рас­хо­ды на про­из­вод­ство из­де­лий са­мо­го низ­ко­го це­но­во­го ди­а­па­зо­на, вос­тре­бо­ван­ных на внут­рен­нем ры­н­ке Рос­сии, сни­жа­ет их кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сть. За пре­де­ла­ми ЕАЭС про­би­р­ные клей­ма Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции не при­з­на­ют­ся, в том чис­ле и в стра­нах ЕАЭС, а в не­ко­то­рых стра­нах счи­та­ют­ся бра­ком, что за­став­ля­ет сни­жать це­ну на из­де­лия и пре­пят­ству­ет про­да­жам.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

По­эта­п­но из­ме­нить по­ря­док обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий:

1. сни­зить раз­мер го­су­дар­ствен­ной по­ш­ли­ны на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние и от­ме­нить по­вы­ша­ю­щий ко­эф­фи­ци­ент за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние из­де­лий со встав­ка­ми;

2. под­нять по­рог для обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных и иных бы­то­вых из­де­лий из се­реб­ра с 3 г до 100 г, раз­ре­шив их клей­ме­ние в доб­ро­воль­ном по­ряд­ке;

3. от­ме­нить ре­жим обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та ве­сом до 3,0 г, ес­ли дан­ные из­де­лия пред­на­з­на­че­ны для экс­пор­та, а та­к­же сме­нить впо­след­ствии по­ря­док клей­ме­ния экс­пор­т­ных юве­ли­р­ных из­де­лий с обя­за­тель­но­го на доб­ро­воль­ный­;

4. за­ме­нить ре­жим обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий на мар­ки­ро­в­ку из­де­лий од­но­вре­мен­но с вво­дом в экс­плу­а­та­цию IT-кон­тро­ля за обо­ро­том (о­т­сле­жи­ва­ни­ем) юве­ли­р­ных из­де­лий. За­ме­на про­би­р­но­го клей­ма спе­ци­аль­ной мар­ки­ро­в­кой поз­во­лит не толь­ко под­твер­ж­дать со­дер­жа­ние дра­г­ме­тал­ла в из­де­лии, но и осу­ще­ств­лять кон­троль за обо­ро­том.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«М­ин­фин го­тов под­дер­жать дан­ную по­зи­цию, но это за­ви­сит не от нас. Ми­ни­стер­ство вы­сту­па­ло с та­кой ини­ци­а­ти­вой еще в 2015 го­ду, но то­г­да бы­ли про­тив пра­во­о­хра­ни­тель­ные ор­га­ны. В при­н­ци­пе, на се­го­д­ня­ш­ний день по­зи­ция пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов со­хра­ня­ет­ся».

Ан­то­ни­на Ба­бо­сюк, пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции юве­ли­ров ЕАЭС:

«Мы сей­час на­хо­ди­м­ся в Та­мо­жен­ном со­ю­зе, но на пра­к­ти­ке в кри­зис мы не мо­жем про­да­вать из­де­лия с клей­мом, по­то­му что они не­кон­ку­рен­то­с­по­соб­ны».

Проб­ле­ма 5: не­под­го­то­в­лен­ность вза­и­м­но­го при­з­на­ния клейм ЕАЭС

В стра­нах ЕАЭС дей­ству­ют от­ли­ч­ные от рос­сий­ских пра­ви­ла кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, а та­к­же по­ря­док опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния. В све­те на­ме­ча­ю­ще­го­ся вза­и­м­но­го при­з­на­ния про­би­р­ных клейм су­ще­ству­ет опас­ность по­яв­ле­ния на рос­сий­ском ры­н­ке кон­тра­бан­д­ной про­дук­ции, вве­зен­ной че­рез тер­ри­то­рию стран — участ­ниц Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. Эта про­дук­ция мо­жет не со­о­т­вет­ство­вать за­яв­лен­ной про­бе. Кро­ме то­го, она мо­жет вы­да­вать­ся за про­дук­цию, про­из­ве­ден­ную на тер­ри­то­рии стра­ны — участ­ни­цы Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. При этом да­ле­ко не во всех го­су­дар­ствах ЕАЭС есть обя­за­тель­ная го­су­дар­ствен­ная про­це­ду­ра клей­ме­ния из­де­лий.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

В­за­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм го­су­дарств — чле­нов Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за, но толь­ко по­с­ле при­ня­тия со­гла­ше­ния об уни­фи­ка­ции про­це­дур го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра все­ми стра­на­ми ЕАЭС. Вве­де­ние обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми зна­ка­ми юве­ли­р­ных из­де­лий, про­из­ве­ден­ных в Рос­сии или вво­зи­мых на тер­ри­то­рию Рос­сии.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Мы все зна­ем, что го­то­ви­т­ся под­пи­са­ние со­гла­ше­ния об осо­бен­но­стях обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в стра­нах ЕАЭС. В ра­м­ках дан­но­го со­гла­ше­ния пла­ни­ру­ет­ся при­знать про­би­р­ные клей­ма, но мы счи­та­ем, что пе­ред этим не­об­хо­ди­мо вы­ра­бо­тать еди­ную си­сте­му про­би­р­но­го на­д­зо­ра для всех стран ЕАЭС, что­бы че­рез них не по­шел по­ток кон­тра­бан­дой про­дук­ции».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«В сле­ду­ю­щем го­ду об­су­ж­де­нию со­гла­ше­ния о со­вер­ше­нии опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми на тер­ри­то­рии ЕАЭС ис­пол­ня­ет­ся де­сять лет. И рос­сий­ская сто­ро­на вы­сту­па­ет на всех со­ве­ща­ни­ях про­тив при­з­на­ния клейм до раз­ра­бо­т­ки со­о­т­вет­ству­ю­ще­го до­ку­мен­та. Се­год­ня ра­бо­та про­дол­жа­ет­ся. Ес­ли бу­дет под­дер­ж­ка со сто­ро­ны от­рас­ли, это ста­нет толь­ко плю­сом. По­ка мы та­кой ра­бо­ты не ви­дим».

Проб­ле­ма 6: ввоз­ная по­ш­ли­на на юве­ли­р­ные встав­ки

Сей­час при вво­зе юве­ли­р­ных вста­вок в Ар­ме­нию при­ме­ня­ет­ся ну­ле­вая ввоз­ная по­ш­ли­на, при вво­зе их в Ка­за­х­стан — по­ни­жен­ная по­ш­ли­на. Од­на­ко при вво­зе юве­ли­р­ных вста­вок в Рос­сию и Бе­ла­русь раз­мер по­ш­ли­ны со­став­ля­ет от 10% до 15%. Та­ким об­ра­зом, рос­сий­ские юве­ли­ры ока­зы­ва­ют­ся в ущер­б­ном по­ло­же­нии по срав­не­нию с кол­ле­га­ми из дру­гих стран ЕАЭС. Юве­ли­р­ные встав­ки пред­став­ля­ют со­бой сы­рье для юве­ли­р­ных про­из­вод­ств, со­з­да­ю­щих до­ба­воч­ную сто­и­мость этим то­ва­рам (в со­ста­ве юве­ли­р­ных из­де­лий). Их це­на кри­ти­ч­на для юве­ли­ров: за­вы­шен­ная сто­и­мость вста­вок сни­жа­ет кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий на ми­ро­вом ры­н­ке.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

По­сле­до­вать при­ме­ру Ар­ме­нии и от­ме­нить (об­ну­лить) для всех стран ЕАЭС ввоз­ные по­ш­ли­ны на все ви­ды юве­ли­р­ных вста­вок (из дра­го­цен­ных, по­лу­дра­го­цен­ных и син­те­ти­че­ских ка­м­ней).

Э­ду­ард Ут­кин:

«У нас, к со­жа­ле­нию, пра­к­ти­че­ски нет огран­ки и до­бы­чи дра­го­цен­ных ка­м­ней, за ис­клю­че­ни­ем бри­л­ли­ан­тов, все цвет­ные ка­м­ни, как дра­го­цен­ные, так и не дра­го­цен­ные, при­хо­ди­т­ся вы­во­зить. У нас со­хра­не­на по­ш­ли­на от 12–15% на ввоз ка­м­ней, и это не кон­ку­рен­т­ные усло­вия для оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей в пла­не не­об­хо­ди­мо­сти вы­хо­да на экс­порт. Мы об­ра­ти­лись с прось­бой об­ну­лить эту по­ш­ли­ну».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«По дан­ным ФТС, се­го­д­ня во­прос об об­ну­ле­нии ввоз­ной по­ш­ли­ны рас­смат­ри­ва­ет­ся со­о­т­вет­ству­ю­щей пра­ви­тель­ствен­ной под­ко­мис­си­ей по вне­се­нию этих из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ство Та­мо­жен­но­го со­ю­за».

Проб­ле­ма 7: сло­ж­но­сти ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли

Не­со­вер­шен­ство нор­ма­тив­но-­за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, уста­нав­ли­ва­ю­щей тре­бо­ва­ния к пра­ви­лам ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли, пре­пят­ству­ет ее раз­ви­тию и угро­жа­ет бло­ки­ро­в­кой сай­там, че­рез ко­то­рые про­да­ют­ся юве­ли­р­ные из­де­лия, так как этот то­вар ди­стан­ци­он­но про­да­вать за­пре­ще­но. Пе­ре­воз­ка и до­став­ка та­ких поч­то­вых от­прав­ле­ний по за­ко­ну осу­ще­ств­ля­ет­ся си­ла­ми и сред­ства­ми спе­ци­аль­ной свя­зи фе­де­раль­но­го ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, что то­же усло­ж­ня­ет раз­ви­тие ин­тер­нет-тор­го­в­ли, а та­к­же ли­ша­ет юве­ли­ров воз­мо­ж­но­сти про­да­вать свои из­де­лия за ру­беж. Сня­тие этих огра­ни­че­ний рез­ко уве­ли­чит про­да­жи, при­чем как на внут­рен­нем, так и на вне­ш­нем ры­н­ке.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

В­не­сти из­ме­не­ния в за­ко­но­да­тель­ство для устра­не­ния огра­ни­че­ний при ди­стан­ци­он­ных спо­со­бах про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий. Раз­ра­бо­тать про­гра­м­му под­дер­ж­ки элек­трон­ной тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми на за­ру­бе­ж­ных ры­н­ках (в­клю­чая суб­си­ди­ро­ва­ние за­трат на со­з­да­ние элек­трон­ных тор­го­вых пло­ща­док и их про­дви­же­ние в по­ис­ко­ви­ках).

Э­ду­ард Ут­кин:

«Мы счи­та­ем, что ну­ж­но вне­сти в за­ко­но­да­тель­ство из­ме­не­ния и устра­нить все дву­смыс­лен­ные тол­ко­ва­ния, так как вре­мя от вре­ме­ни воз­ни­ка­ют все­воз­мо­ж­ные пре­тен­зии со сто­ро­ны кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«Что ка­са­ет­ся со­вер­шен­ство­ва­ния нор­ма­тив­но-­за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, уста­нав­ли­ва­ю­щей тре­бо­ва­ния к пра­ви­лам ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли, Минэко­но­мраз­ви­тия под­го­то­ви­ло со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в фев­ра­ле — по­с­ле про­хо­ж­де­ния всех со­гла­со­ва­ний. Но ад­ми­ни­стра­ция пре­зи­ден­та воз­вра­ти­ла этот до­ку­мент на до­ра­бо­т­ку. Ду­маю, что в бли­жай­шее вре­мя до­ку­мент бу­дет сно­ва на­прав­лен в пра­ви­тель­ство. Мин­фин на всех ста­ди­ях его под­дер­жи­ва­ет».

Свет­ла­на Ка­лу­ги­на, вла­де­ли­ца юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства «Крас­но­се­лие»:

«Сей­час поль­зу­ют­ся спро­сом юве­ли­р­ные из­де­лия уни­каль­но­го ди­зай­на, это мо­ж­но очень быст­ро про­да­вать в ин­тер­нет-­ма­га­зи­нах, по­то­му что не­о­бы­ч­ные укра­ше­ния юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны не бе­рут, они не зна­ют, как это бу­дет про­да­вать­ся. Наш юве­ли­р­ный биз­нес бу­дет иметь успех, ко­г­да он ста­нет мо­биль­ным. Про­да­вая че­рез ин­тер­нет-­про­стран­ство и мо­биль­но пе­ре­прав­ляя из­де­лия в дру­гие стра­ны, мы смо­жем быст­ро про­из­во­дить, опро­би­ро­вать и мар­ки­ро­вать».

Проб­ле­ма 8: офор­м­ле­ние экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий­

Сей­час для экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий не­об­хо­ди­мо про­хо­дить про­це­ду­ры та­мо­жен­но­го и го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Это осу­ще­ств­ля­ет­ся в две сту­пе­ни, при­чем с дуб­ли­ро­ва­ни­ем ко­м­плек­тов до­ку­мен­тов на экс­пор­ти­ру­е­мые из­де­лия, хо­тя кон­троль осу­ще­ств­ля­ет­ся струк­ту­ра­ми Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов. Под­го­то­в­ка двух иден­ти­ч­ных ко­м­плек­тов до­ку­мен­тов и их пре­до­став­ле­ние от­ни­ма­ют до­пол­ни­тель­ное вре­мя экс­пор­те­ра. При воз­вра­те ча­сти пар­тии ра­нее экс­пор­ти­ро­ван­ных юве­ли­р­ных из­де­лий (брак, не­ре­а­ли­зо­ван­ный то­вар) та­мо­жен­ный кон­троль ссы­ла­ет­ся на не­воз­мо­ж­ность иден­ти­фи­ци­ро­вать то­вар как ра­нее экс­пор­ти­ро­ван­ный и от­ка­зы­ва­ет в осу­ще­ств­ле­нии та­мо­жен­но­го ре­жи­ма «ре­и­м­порт». В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ет си­ту­а­ция, ко­г­да экс­пор­тер вы­ну­ж­ден воз­вра­щать свой то­вар в ре­жи­ме «и­м­порт» с упла­той та­мо­жен­ных по­шлин.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Соз­дать еди­ное ок­но для пре­до­став­ле­ния еди­но­го ко­м­плек­та до­ку­мен­тов для про­хо­ж­де­ния та­мо­жен­но­го и го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Сфор­ми­ро­вать ме­ха­низм иден­ти­фи­ка­ции юве­ли­р­ных из­де­лий при офор­м­ле­нии та­мо­жен­но­го ре­жи­ма ре­и­м­пор­та и обес­пе­че­ние пра­ва экс­пор­те­ров про­из­во­дить ре­и­м­порт ча­сти пар­тии без упла­ты ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«Что ка­са­ет­ся дуб­ли­ро­ва­ния ко­м­плек­тов до­ку­мен­тов и со­з­да­ния еди­но­го ок­на, Мин­фин Рос­сии с та­мо­ж­ней ра­бо­та­ют над устра­не­ни­ем дуб­ли­ро­ва­ния. А от­но­си­тель­но офор­м­ле­ния кон­тра­к­тов по­став­ки — мы не­од­но­крат­но про­си­ли дать нам обос­но­ва­ние, что­бы бы­ла воз­мо­ж­ность вы­хо­дить с ним в пра­ви­тель­ство. И нам по­ка опи­са­ние про­б­ле­мы — с чем вый­ти, с чем ра­бо­тать — не пред­став­ле­но».

Проб­ле­ма 9: ра­бо­та на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках

Со­глас­но Та­мо­жен­но­му ко­дек­су ЕАЭС и ва­лют­но­му за­ко­но­да­тель­ству, сей­час нель­зя ре­а­ли­зо­вы­вать юве­ли­р­ные из­де­лия, экс­по­ни­ру­е­мые на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках, в роз­ни­цу и за на­ли­ч­ный рас­чет, так как тре­бу­ет­ся за­клю­че­ние кон­тра­к­та. Но у за­ру­бе­ж­ных кол­лег та­ких про­б­лем нет, и рос­сий­ские участ­ни­ки ме­ж­ду­на­род­ных вы­ста­вок ока­зы­ва­ют­ся в про­и­г­ры­ш­ном по­ло­же­нии. Без это­го не­воз­мо­ж­но про­ве­сти ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные мар­ке­тин­го­вые ис­сле­до­ва­ния ры­н­ка, изу­чить по­ку­па­тель­ский спрос, рав­но как и по­ку­па­тель­ские пред­по­чте­ния, а та­к­же ор­га­ни­зо­вать ка­м­па­нию по про­дви­же­нию тор­го­вых ма­рок под брен­дом «С­де­ла­но в Рос­сии».

Рос­сий­ская юве­ли­р­ная от­расль об­ла­да­ет боль­шим экс­пор­т­ным по­тен­ци­а­лом, но для эф­фек­тив­но­го про­дви­же­ния оте­че­ствен­ных то­ва­ров не­об­хо­ди­мо при­сут­ствие опто­во-роз­ни­ч­ных струк­тур на кру­п­ней­ших ры­н­ках США, Ев­ро­пы и Азии. Не­об­хо­ди­мо скон­цен­три­ро­вать­ся на трех ве­ду­щих от­рас­ле­вых вы­став­ках, ко­то­рые про­во­дят­ся в ре­ги­о­нах, име­ю­щих на­и­мень­шие экс­пор­т­ные ба­рье­ры и на­и­боль­шие пе­р­с­пе­к­ти­вы ре­а­ли­за­ции рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

  • Кор­рек­ти­ро­в­ка та­мо­жен­но­го и ва­лют­но­го за­ко­но­да­тельств поз­во­лит про­да­вать юве­ли­р­ные из­де­лия, экс­по­ни­ру­е­мые на за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках, в роз­ни­цу и за на­ли­ч­ный рас­чет без офор­м­ле­ния кон­тра­к­та по­став­ки.

  • Соз­да­ние ме­ха­низ­ма вы­бо­ра на­и­бо­лее эф­фек­тив­ных за­ру­бе­ж­ных вы­ста­вок, опе­ра­то­ров по ор­га­ни­за­ции кол­лек­тив­ных на­ци­о­наль­ных стен­дов, а та­к­же со­ста­ва участ­ни­ков кол­лек­тив­ных на­ци­о­наль­ных стен­дов с уче­том мне­ния от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций.

  • Раз­ра­бо­т­ка про­гра­м­мы суб­си­ди­ро­ва­ния ча­сти за­трат по со­з­да­нию опто­во-роз­ни­ч­ных струк­тур на ры­н­ках США, Ев­ро­пы и Азии.

Вла­ди­мир Збой­ков:

«Юве­лир стал­ки­ва­ет­ся с про­б­ле­мой: он при­е­хал на за­ру­бе­ж­ную вы­став­ку, ин­ве­сти­ро­вал в по­езд­ку день­ги. Но что­бы рас­кру­тить бренд, на­до сна­ча­ла од­но­му про­дать, по­том дру­го­му, так по­сте­пе­н­но он и ста­нет узна­ва­е­мым. Но это­го нель­зя се­го­д­ня де­лать — про­да­вать на за­ру­бе­ж­ных ры­н­ках в роз­ни­цу, — кон­тракт тре­бу­ет­ся… А ес­ли нель­зя рас­кру­чи­вать бренд, то то­г­да что? На­де­ж­да на то, что кто-то уви­дит, ска­жет «ах, ка­кой ди­зайн» и за­клю­чит кон­тракт на де­сять лет впе­ред? Это ил­лю­зия, не бы­ва­ет та­ко­го. Что­бы рас­кру­тить­ся на вне­ш­них ры­н­ках, ну­ж­но вкла­ды­вать огро­м­ные день­ги в мар­ке­тинг, в про­мо­у­шен».

Свет­ла­на Ка­лу­ги­на:

«Ка­кие-то уни­каль­ные из­де­лия я хо­чу вы­ве­сти за гра­ни­цу, по­то­му что у нас нет куль­ту­ры по­треб­ле­ния, она в со­вет­ское вре­мя не вос­пи­ты­ва­лась. Ну­ж­но вый­ти на ры­нок, где та­кая куль­ту­ра су­ще­ству­ет, — ев­ро­пей­ский, аме­ри­кан­ский. Там это смо­гут оце­нить по до­сто­ин­ству».

Проб­ле­ма 10: из­бы­точ­ный го­су­дар­ствен­ный кон­троль в сфе­ре ДМДК

То­таль­ный кон­троль участ­ни­ков ры­н­ка вне за­ви­си­мо­сти от ви­да де­я­тель­но­сти и от­сут­ствие пе­реч­ня обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в сфе­ре обо­ро­та ДМДК не со­о­т­вет­ству­ют эко­но­ми­че­ским ре­а­ли­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Это сдер­жи­ва­ет раз­ви­тие от­рас­ли и при­во­дит к не­о­прав­дан­ным рас­хо­дам го­су­дар­ства и от­рас­ле­во­го биз­не­са на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

  • Соз­дать за­кры­тый и ис­чер­пы­ва­ю­щий пе­ре­чень обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний к де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК.

  • В­нед­рить риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход с пе­ре­да­чей ча­сти фун­к­ций ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мым ор­га­ни­за­ци­ям (СРО). Со­об­ще­ство за­ин­те­ре­со­ва­но в раз­ви­тии от­рас­ли и со­б­лю­де­нии участ­ни­ка­ми ры­н­ка тре­бо­ва­ний доб­ро­со­ве­ст­но­го ве­де­ния биз­не­са. СРО, взяв на се­бя часть фун­к­ций по кон­тро­лю над от­рас­лью (в том чис­ле за стан­дар­та­ми на про­из­во­ди­мые и ре­а­ли­зу­е­мые из­де­лия, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя не яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми к при­ме­не­нию), по­вы­сят про­з­ра­ч­ность от­рас­ли и уро­вень до­ве­рия по­тре­би­те­лей, что бу­дет спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию объ­е­мов ры­н­ка. А вза­и­мо­дей­ствие об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций и СРО с участ­ни­ка­ми ры­н­ка, в том чис­ле ме­ж­ду­на­род­ное, мо­жет быть бо­лее пло­до­твор­ным, не­же­ли ана­ло­ги­ч­ное вза­и­мо­дей­ствие на го­су­дар­ствен­ном уро­в­не. Та­к­же это сни­зит рас­хо­ды от­рас­ли и го­су­дар­ства по ад­ми­ни­стри­ро­ва­нию кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней.

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«Есть при­каз Мин­фи­на, где уста­но­в­ле­ны все ак­ты, ко­то­рые со­дер­жат обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния. По­с­ле пе­ре­го­во­ров с пред­ста­ви­те­ля­ми от­рас­ли мы пе­ре­смо­т­ре­ли этот при­каз и сей­час его пе­ре­ра­ба­ты­ва­ем, что­бы он стал бо­лее кон­крет­ным, — юве­ли­ры дей­стви­тель­но дол­ж­ны по­ни­мать, ка­кие обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния не­об­хо­ди­мо со­б­лю­дать. И при вне­се­нии из­ме­не­ний в Ко­декс об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях мы ру­ко­вод­ство­ва­лись этим при­н­ци­пом: го­то­вим ко­м­плекс из­ме­не­ний. Мы не толь­ко пред­ло­жи­ли по­вы­сить ад­ми­ни­стра­тив­ные на­ка­за­ния, но и пе­ре­ра­бо­та­ли всю ста­тью, что­бы она ста­ла бо­лее кон­крет­ной, что­бы не бы­ло зло­у­по­треб­ле­ний со сто­ро­ны кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов, что­бы юве­ли­ры по­ни­ма­ли, где и за ка­кое на­ру­шен­ное тре­бо­ва­ние мо­жет на­сту­пить на­ка­за­ние. Ес­ли го­во­рить про пра­ви­ла об­ра­ще­ния с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, то их не су­ще­ство­ва­ло. Те­перь бу­дет обя­за­тель­ный пе­ре­чень, и как раз со­во­ку­п­ность всех из­ме­не­ний в ко­м­плек­се дол­ж­на дать по­ло­жи­тель­ный ре­зуль­тат».

Проб­ле­ма 11: по­те­ря до­ве­рия по­ку­па­те­лей­

Од­на из ва­ж­ней­ших за­дач для раз­ви­тия внут­рен­не­го ры­н­ка — по­вы­ше­ние до­ве­рия по­тре­би­те­лей. Это­го мо­ж­но до­бить­ся, пре­до­ста­вив пол­ную и до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию о то­ва­ре. В «Пра­ви­лах про­да­жи от­дель­ных ви­дов то­ва­ро­в…» от­сут­ству­ет тре­бо­ва­ние ука­за­ния на би­р­ках стра­ны про­ис­хо­ж­де­ния юве­ли­р­ных из­де­лий и пол­но­го рас­кры­тия ин­фор­ма­ции о встав­ках из недра­го­цен­ных ка­м­ней. Та­кое тре­бо­ва­ние уста­но­в­ле­но толь­ко для дра­го­цен­ных ка­м­ней. По­лу­че­ние по­ку­па­те­лем не­пол­ной, а ино­г­да и не­до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции сни­жа­ет до­ве­рие по­тре­би­те­лей к про­дук­ции.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

Уста­но­вить тре­бо­ва­ние обя­за­тель­но­го ука­за­ния на би­р­ках юве­ли­р­ных из­де­лий стра­ны их про­ис­хо­ж­де­ния, а та­к­же ин­фор­ма­ции о при­род­ном или ис­кус­ствен­ном про­ис­хо­ж­де­нии всех за­кре­п­лен­ных ка­м­ней.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Укре­п­ле­ние до­ве­рия по­тре­би­те­лей к юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти воз­мо­ж­но толь­ко по­сред­ством на­д­ле­жа­ще­го рас­кры­тия всей ин­фор­ма­ции о пред­ла­га­е­мом то­ва­ре. Это про­б­ле­ма: по­тре­би­те­ли не до­ве­ря­ют той ин­фор­ма­ции, ко­то­рая из­ло­же­на на би­р­ках. У них воз­ни­ка­ют со­м­не­ния, со­о­т­вет­ствен­но, нет про­даж. Мы пред­ла­га­ем пол­но­стью рас­кры­вать ин­фор­ма­цию о ка­м­нях, за­кре­п­лен­ных в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях, в том чис­ле и по­лу­дра­го­цен­ных, и о стра­не про­ис­хо­ж­де­ния. Си­ту­а­цию спа­сут ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии, в част­но­сти на­не­се­ние на из­де­лия спе­ци­аль­ных би­рок с QR-ко­дом, где мо­ж­но ука­зать пол­ную ин­фор­ма­цию о то­ва­ре».

Ю­лия Гон­ча­рен­ко:

«В 2014 го­ду мы пред­ло­жи­ли до­пол­нить ин­фор­ма­цию на яр­лы­ках и би­р­ках, но нам бы­ло ска­за­но, что для это­го би­р­ки сли­ш­ком ма­лень­кие. Се­год­ня вы пред­ла­га­е­те не­кую ин­фор­ма­цию до­пол­нить, то есть би­р­ка ста­нет огро­м­ной. Мы го­то­вы — но го­то­вы ли вы де­лать боль­шие би­р­ки? Мы пла­ни­ро­ва­ли сде­лать мет­ку та­кой, что­бы она со­дер­жа­ла ма­к­си­мум ин­фор­ма­ции, но при этом не бы­ло не­об­хо­ди­мо­сти вно­сить из­ме­не­ния в раз­мер би­р­ки. В лю­бом слу­чае мы го­то­вы это об­су­ж­дать, го­то­вы над этим ра­бо­тать».

Проб­ле­ма 12: на­ло­го­вые пре­тен­зии из-­за кон­тр­а­ген­то­в

О­гро­м­ной про­б­ле­мой для пред­при­я­тий от­рас­ли ста­ло мас­со­вое предъ­яв­ле­ние пре­тен­зий со сто­ро­ны на­ло­го­вой слу­ж­бы. Глав­ное ос­но­ва­ние — на­ли­чие не­доб­ро­со­ве­ст­ных кон­тр­а­ген­тов в це­поч­ке по­став­щи­ков сы­рья, дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. Но боль­шин­ство пред­при­я­тий, по­лу­чив­ших пре­тен­зии от на­ло­го­вых ор­га­нов, не толь­ко не име­ли умыс­ла на укло­не­ние от упла­ты на­ло­гов, но и не име­ли воз­мо­ж­но­сти про­ве­рить всех кон­тр­а­ген­тов в це­поч­ке по­став­щи­ков. Эта про­б­ле­ма ха­ра­к­тер­на для всех от­рас­лей эко­но­ми­ки, но осо­бен­но ак­ту­аль­на для юве­ли­р­ной от­рас­ли, так как сто­и­мость ис­ход­но­го сы­рья в пять раз пре­вы­ша­ет раз­мер по­лу­чен­ной до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти. Со­о­т­вет­ствен­но, раз­мер предъ­яв­ля­е­мых пре­тен­зий в ви­де до­на­чис­лен­ных на­ло­гов и штра­фов за­ча­стую пре­вос­хо­дит фи­нан­со­вые воз­мо­ж­но­сти ко­м­па­ний. Сло­жив­ша­я­ся си­ту­а­ция бу­дет спо­соб­ство­вать мас­со­во­му бан­к­ро­т­ству пред­при­я­тий от­рас­ли.

Та­к­же су­ще­ству­ет про­б­ле­ма вы­хо­да юве­ли­р­ных пред­при­я­тий из те­не­вой зо­ны. Этот про­цесс сдер­жи­ва­ет­ся из-­за угро­зы предъ­яв­ле­ния на­ло­го­вых пре­тен­зий за пред­ше­ству­ю­щий пе­ри­од.

Пред­ло­же­ние юве­ли­ро­в

  • За­ко­но­да­тель­но уста­но­вить кри­те­рии для про­вер­ки кон­тр­а­ген­та на доб­ро­со­ве­ст­но­сть.

  • Пе­ре­не­сти обя­за­н­но­сти на­ло­го­во­го аген­та по ис­чис­ле­нию и упла­те НДС с про­дав­ца на по­ку­па­те­ля дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

  • Раз­ра­бо­тать про­це­ду­ры ре­струк­ту­ри­за­ции за­дол­жен­но­сти по на­ло­гам, штра­фам и пе­ням.

  • Раз­ра­бо­тать по­ря­док и усло­вия про­ве­де­ния на­ло­го­вой ам­ни­стии и уста­но­вить кри­те­рии для опре­де­ле­ния пе­реч­ня субъ­ек­тов для нее.

Э­ду­ард Ут­кин:

«Кто-то умы­ш­лен­но ис­поль­зо­вал фи­р­мы-од­но­д­нев­ки в це­поч­ке по­став­щи­ков, а кто-то доб­ро­со­ве­ст­но по­ла­гал, что в этой це­поч­ке они от­сут­ству­ют, но при на­ло­го­вой про­вер­ке ока­за­лось, что они там бы­ли. Это очень боль­шая про­б­ле­ма для мно­гих пред­при­я­тий, по­это­му мы счи­та­ем, что за­ко­но­да­тель­но не­об­хо­ди­мо уста­но­вить кри­те­рий для про­ве­де­ния про­вер­ки кон­тр­а­ген­тов на доб­ро­со­ве­ст­но­сть. Вто­рой ва­ри­ант — пе­ре­нос обя­за­н­но­стей на­ло­го­во­го аген­та по упла­те НДС про­дав­ца­ми на по­ку­па­те­ля дра­го­цен­ных ме­тал­лов, что­бы убрать риск при­сут­ствия в це­поч­ке не­доб­ро­со­ве­ст­ных кон­тр­а­ген­тов. Луч­шим ва­ри­ан­том мы ви­дим пре­до­став­ле­ние ам­ни­стии по ре­ше­нию по на­ло­го­во­му пе­ри­о­ду, пред­ше­ству­ю­ще­му 2016 го­ду».

[ pro.rbc.ru ]

  • 10 октября 2018 г.:

    Я так и не понял, бесконечные процедуры контроля и учёта к чему относятся? К законно приобретённой частной собственности?
    Прочитал статью по второму кругу. какая то надежда осталась не убитой.
    Хотел прочитать в третий раз, но махнул рукой.
    При всём уважении к героям, совершающим каждый день невиданные героизмы в борьбе за права ювелиров.
    Надо закрываться.

  • 15 октября 2018 г.:

    Снится мне сон:ФРС сушит 16 трл. зелени. Сначала дали затем забрали.....

  • Полезное

    Полезное

     
    -->