Девушки вместо бабушек: Россия разработала стратегию заработка на янтаре

Раздел: Драгоценные камни
21 марта 2017 г.

В Ка­ли­нин­гра­де зай­мут­ся ди­зай­ном ян­та­ря. В Минэ­ке пред­ло­жи­ли вне­сти серь­eз­ные кор­рек­ти­вы в стра­те­гию раз­ви­тия ян­тар­ной от­рас­ли до 2024 го­да, раз­ра­бо­тан­ную Мин­про­м­тор­гом. В част­но­сти, ма­ло вни­ма­ния там уде­ля­ет­ся во­про­сам про­из­вод­ства вы­со­ко­ка­че­ствен­ных го­то­вых из­де­лий из ян­та­ря, вклю­чая юве­ли­р­ную про­дук­цию, и со­вер­шен­но не рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы фор­ми­ро­ва­ния то­ва­ро­про­во­дя­щей се­ти. В свя­зи с этим сро­ки ре­а­ли­за­ции стра­те­гии пред­ла­га­ет­ся про­д­лить до 2030 го­да.

Ещe 5 ок­тяб­ря про­ш­ло­го го­да ГК "Ро­сте­х" пред­ста­ви­ла в Мин­про­м­торг про­ект стра­те­гии раз­ви­тия Ка­ли­нин­гра­д­ско­го ян­тар­но­го ко­м­би­на­та. Он дол­жен был лечь в ос­но­ву стра­те­гии раз­ви­тия всей ян­тар­ной от­рас­ли стра­ны на пе­ри­од до 2024 го­да. Пред­при­я­тие ждет серь­eз­ная мо­дер­ни­за­ция — стро­и­тель­ство гор­но-о­бо­га­ти­тель­ных про­из­водств на ба­зе При­мор­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния, тех­ни­че­ское пе­ре­ос­на­ще­ние для про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий и би­жу­те­рии, а та­к­же для ис­поль­зо­ва­ния ян­тар­но­го сы­рья в ме­бель­ном про­из­вод­стве, хи­ми­че­ской про­мы­ш­лен­но­сти и кос­ме­то­ло­гии.

Ес­ли кон­це­п­ция бу­дет при­ня­та, то эко­но­ми­ка ре­ги­о­на мо­жет пре­тер­петь кар­ди­наль­ные из­ме­не­ния. Ка­ли­нин­гра­д­ская об­ласть — рос­сий­ский ан­клав по­сре­ди бал­тий­ской Ев­ро­пы. Со­о­т­вет­ствен­но, здесь есть труд­но­сти (в том чис­ле ло­ги­сти­че­ские) при со­з­да­нии са­мо­до­ста­точ­ных про­из­вод­ств. По мне­нию чио­в­ни­ков, ян­тар­ная от­расль в даль­ней­шем дол­ж­на стать ос­но­вой эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти ре­ги­о­на. Де­ло в том, что имен­но здесь на­хо­ди­т­ся кру­п­ней­шее в ми­ре ме­сто­ро­ж­де­ние ян­та­ря.

При этом Ка­ли­нин­гра­д­ский ян­тар­ный ко­м­би­нат — един­ствен­ное на пла­не­те пред­при­я­тие, ко­то­рое ведeт про­мы­ш­лен­ную до­бы­чу "сол­неч­но­го ка­м­ня". Так что для ян­тар­ной от­рас­ли пред­при­я­тие име­ет стра­те­ги­че­ское зна­че­ние, ведь это ос­но­в­ной по­став­щик сы­рья. Сей­час ко­м­би­нат тре­бу­ет гло­баль­ной мо­дер­ни­за­ции и тех­ни­че­ско­го пе­ре­во­ору­же­ния.

— Ре­сур­сы "Ро­сте­ха" по­мо­гут сде­лать из пред­при­я­тия, ко­то­рое об­ра­ба­ты­ва­ет са­мо­цве­ты, на­сто­я­щий са­мо­ро­док рос­сий­ской про­мы­ш­лен­но­сти, — счи­та­ет ди­рек­тор ана­ли­ти­че­ско­го де­пар­та­мен­та ГХК "Golden Hills-Ка­пи­талЪ АМ" Ми­ха­ил Кры­лов. — Спе­ци­а­ли­сты по­ни­ма­ют эко­но­ми­че­скую без­о­пас­ность ре­ги­о­на как обес­пе­чен­ность бюд­жет­ны­ми до­хо­да­ми и воз­мо­ж­ность кон­тро­ли­ро­вать фи­нан­со­вые по­то­ки. Для Ро­сте­ха и го­су­дар­ства в его ли­це в этом про­ек­те сво­е­об­раз­ной "до­ба­воч­ной сто­и­мо­стью" ста­нет не столь­ко тех­но­ло­гия до­ра­бо­т­ки са­мо­цве­тов, сколь­ко про­з­ра­ч­ность биз­не­са, ко­то­рый име­ет гра­до­об­ра­зу­ю­щее зна­че­ние и боль­шую по­тен­ци­аль­ную роль для бюд­же­та ре­ги­о­на. С по­мо­щью хи­ми­че­ской об­ра­бо­т­ки остат­ков ян­та­ря мо­ж­но по­вы­сить при­быль­ность име­ю­щих­ся вы­ра­бо­ток и со­з­дать до­пол­ни­тель­ную сто­и­мость в це­пи по­ста­вок ме­бель­ной и хи­ми­че­ской от­рас­лей рос­сий­ской про­мы­ш­лен­но­сти.

По­с­ле то­го как бы­ла раз­ра­бо­та­на стра­те­гия раз­ви­тия ко­м­би­на­та, Мин­про­м­торг разо­слал на со­гла­со­ва­ние в про­филь­ные ми­ни­стер­ства и стра­те­гию раз­ви­тия от­рас­ли в це­лом. В ней боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось мо­дер­ни­за­ции ди­зай­на юве­ли­р­ных из­де­лий из ян­та­ря.

— За 25 лет, про­шед­ших с мо­мен­та рас­па­да СССР, оте­че­ствен­ная ян­тар­ная от­расль утра­ти­ла зна­чи­тель­ную часть ко­м­пе­тен­ций в сфе­ре ди­зай­на уни­каль­ных юве­ли­р­ных из­де­лий со встав­ка­ми из ян­та­ря, — го­во­ри­т­ся в стра­те­гии. — По со­сто­я­нию на 2016 год боль­шая часть про­дук­ции рос­сий­ских пе­ре­ра­бо­т­чи­ков ян­та­ря не со­о­т­вет­ство­ва­ла со­вре­мен­ным тен­ден­ци­ям и поль­зо­ва­лась низ­ким спро­сом по срав­не­нию с кон­ку­ри­ру­ю­щей про­дук­ци­ей ино­стран­но­го про­ис­хо­ж­де­ния.

А кон­ку­ри­ро­вать есть с кем. По­с­ле рас­па­да СССР на пе­р­вом ме­сте по пе­ре­ра­бо­т­ке ян­та­ря ока­за­лась Поль­ша, за­тем паль­му пе­р­вен­ства взя­ла Ли­т­ва. В про­ш­лом го­ду ли­де­ром ры­н­ка стал Ки­тай. Обо­рот ки­тай­ских ко­м­па­ний, за­ни­ма­ю­щих­ся пе­ре­ра­бо­т­кой, из­го­то­в­ле­ни­ем и ре­а­ли­за­ци­ей из­де­лий из ян­та­ря, со­став­ля­ет 1 млрд дол­ла­ров. При­чeм ос­но­в­ным им­пор­тeром ян­та­ря в КНР яв­ля­ет­ся имен­но Рос­сия. Фа­к­ти­че­ски на ры­н­ке сло­жи­лась па­ра­до­к­саль­ная си­ту­а­ция. Рос­сия им­пор­ти­ру­ет ян­тарь в Ки­тай, а за­тем уже из Ки­тая в Рос­сию при­хо­дят го­то­вые мод­ные укра­ше­ния. Ко­то­рые, кста­ти, по на­б­лю­де­ни­ям юве­ли­ров, в це­не бы­ли на 30–40% де­шев­ле, чем про­дук­ция рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей.

И ес­ли за гра­ни­цей ди­зайн укра­ше­ний по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ет­ся, то в Рос­сии про­дол­жа­ют вы­пус­кать­ся укра­ше­ния из ян­та­ря, ко­то­рый не ме­ня­ли сво­е­го ди­зай­на с со­вет­ских вре­мeн. Та­кие серь­ги и коль­ца мо­ло­дой де­ву­ш­ке не по­да­ришь. Вид­но, что сей­час кол­лек­ция по­сте­пе­н­но об­но­в­ля­ет­ся. Но что­бы на укра­ше­ния пред­при­я­тия стал рас­ти спрос мо­ло­дых по­ку­па­те­лей, над ди­зай­ном, дей­стви­тель­но, ну­ж­но ещe мно­го ра­бо­тать. И это то­же вхо­дит в чис­ло стра­те­ги­че­ских за­дач от­рас­ли со­глас­но го­су­дар­ствен­ной кон­це­п­ции.

— Ян­тарь да­же по­лу­чил не­глас­ное на­з­ва­ние — "ба­бу­ш­кин" ка­мень, — рас­ска­зы­ва­ет 3D-­ди­зай­нер юве­ли­р­ных укра­ше­ний Юлия Се­ми­ки­на. — Это про­и­зо­шло по­то­му, что в со­вет­ское вре­мя в мо­де бы­ли мас­сив­ные укра­ше­ния из ян­та­ря — огро­м­ные ку­ло­ны, пе­р­ст­ни, бу­сы и бро­ши. Всe это ста­ло не­отъ­е­м­ле­мой ча­стью об­ра­за жен­щи­ны за пять­де­сят. Сей­час же в трен­де бо­лее лe­г­кие, воз­ду­ш­ные укра­ше­ния, ча­сто аси­м­мет­ри­ч­ные, далeкие от клас­си­че­ских форм. Не­ко­то­рые рос­сий­ские ди­зай­не­ры уже пред­став­ля­ли ин­те­рес­ные "лe­г­ки­е" кол­лек­ции из ян­та­ря. Но со­вет­ский сте­рео­тип всe рав­но жив. Так что реб­рен­динг ка­м­ню ну­жен. То­г­да укра­ше­ния из ян­та­ря в сред­нем мо­гут вы­рас­ти в це­не на 15–20%. Но это бу­дет за­ви­сеть от цен ино­стран­ных кон­ку­рен­тов. По­ка же мо­ло­дые де­ву­ш­ки пред­по­чи­та­ют то­па­зы, фи­а­ни­ты и са­п­фи­ры.

Прав­да, Минэко­но­мраз­ви­тия, по­смо­т­рев стра­те­гию Мин­про­м­тор­га, счи­та­ет, что сро­ки ре­а­ли­за­ции про­гра­м­мы ну­ж­но пе­ре­не­сти с 2024 до 2030 го­да. Об этом Лайф узнал из от­зы­ва ве­до­м­ства. За­дер­ж­ка про­и­зо­ш­ла по при­чи­не ря­да во­про­сов, ко­то­рые, по мне­нию экс­пе­р­тов Минэка, не­об­хо­ди­мо во что бы то ни ста­ло ре­шить. В част­но­сти, в про­ек­те не учте­но по­ру­че­ние пре­зи­ден­та по на­ра­щи­ва­нию объ­e­мов не­сы­рье­во­го экс­пор­та, ко­то­рое пре­ду­смат­ри­ва­ет со­з­да­ние си­сте­мы под­дер­ж­ки экс­пор­та. К то­му же в до­ку­мен­те, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей Минэка, со­вер­шен­но не рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы фор­ми­ро­ва­ния то­ва­ро­про­из­во­дя­щей се­ти. Нет там и фи­нан­со­во-­эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния пред­ла­га­е­мых ре­ше­ний, не ука­за­ны ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния.

— В ра­м­ках про­ек­та стра­те­гии не про­ра­бо­та­ны во­про­сы кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти оте­че­ствен­ной про­дук­ции на ми­ро­вом и рос­сий­ском ры­н­ках, от­сут­ству­ют те­ку­щая и пе­р­с­пе­к­тив­ная оцен­ки eм­ко­сти внут­рен­не­го и за­ру­бе­ж­ных ры­н­ков, — гла­сит пись­мо Минэко­но­мраз­ви­тия. — Та­к­же про­ект стра­те­гии не со­дер­жит ин­фор­ма­ции о ме­ха­низ­мах по раз­ви­тию су­ще­ству­ю­щих и со­з­да­нию но­вых пред­при­я­тий от­рас­ли.

[ life.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->