Система государственного пробирного надзора Республики Молдова

Раздел: Власть
24 апреля 2013 г.

В со­от­вет­ствии с За­ко­ном Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва № 282-XV от 22 июля 2004 г. "О ре­жи­ме дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней" к дра­го­цен­ным ме­тал­лам от­но­сят­ся: зо­ло­то, се­ребро, пла­ти­на и ме­тал­лы пла­ти­но­вой груп­пы, не­за­ви­си­мо от со­сто­я­ния и ви­да, в ко­то­ром они на­хо­дят­ся, в том чис­ле в са­мо­род­ном и очи­щен­ном ви­де, а так­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ной про­дук­ции, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния.

К дра­го­цен­ным кам­ням от­но­сят­ся: при­род­ные ал­ма­зы, изу­мру­ды, ру­би­ны, сап­фи­ры, алек­сан­дри­ты и при­род­ный жем­чуг (за ис­клю­че­ни­ем реч­но­го и озер­но­го) в есте­ствен­ном и об­ра­бо­тан­ном ви­де, а так­же уни­каль­ные ян­тар­ные об­ра­зо­ва­ния. При этом сле­ду­ет от­ме­тить, что в Мол­до­ве не осу­ществ­ля­ет­ся до­бы­ча дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, да и по­ка­за­те­ли соб­ствен­но­го про­из­вод­ства из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов ну­ле­вые. Фак­ти­че­ски все из­де­лия им­пор­ти­ру­ют­ся в стра­ну из дру­гих стран, в ос­нов­ном из Тур­ции. Го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние, над­зор и кон­троль де­я­тель­но­сти с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния лом­бар­дов осу­ществ­ля­ет­ся пу­тем:

  • ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния лом­бар­до­в;
  • го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра;
  • го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных и иных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, из­го­тов­лен­ных в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва или вве­зен­ных на ее тер­ри­то­рию для ре­а­ли­за­ции, а так­же на экс­пер­ти­зу от­тис­ков про­бир­ных клейм на из­де­ли­ях из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Ли­цен­зи­ро­ва­ни­е

Пред­при­ни­ма­тель­ская де­я­тель­ность в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в Мол­до­ве осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ва­нии ли­цен­зии. Ре­а­ли­за­ция юве­лир­ных и иных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва осу­ществ­ля­ет­ся юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми, за­ни­ма­ю­щи­ми­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью и по­лу­чив­ши­ми со­от­вет­ству­ю­щую ли­цен­зию в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке. Клей­ме­ние и про­да­жа из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов осу­ществ­ля­ют­ся лишь в слу­чае на­ли­чия пла­теж­ных до­ку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих упла­ту ли­цен­зи­он­но­го сбо­ра.

Ли­цен­зия ан­ну­ли­ру­ет­ся в слу­ча­ях вы­яв­ле­ния:

1) ре­а­ли­за­ции из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов без го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, на­не­сен­но­го Го­су­дар­ствен­ной про­бир­ной па­ла­той, или с под­дель­ным клей­мо­м;

2) от­сут­ствия до­ку­мен­тов о про­ис­хож­де­нии или со­про­во­ди­тель­ных до­ку­мен­тов из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней или оформ­ле­ния этих до­ку­мен­тов с на­ру­ше­ни­ем тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством.

Го­су­дар­ствен­ный про­бир­ный над­зор

Осу­ществ­ля­ет­ся Го­су­дар­ствен­ной про­бир­ной па­ла­той при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва (да­лее - Про­бир­ная па­ла­та). Про­бир­ная па­ла­та яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ным ком­мер­че­ским пред­при­я­ти­ем и вы­пол­ня­ет сле­ду­ю­щие функ­ции:

а) опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние всех из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­го­тов­лен­ных на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва и/и­ли вве­зен­ных на ее тер­ри­то­рию для ре­а­ли­за­ци­и;

б) экс­пер­ти­зу от­тис­ков про­бир­но­го клей­ма на из­де­ли­ях из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

в) экс­пер­ти­зу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ди­а­гно­сти­ку дра­го­цен­ных кам­ней­;

г) экс­пер­ти­зу му­зей­ных и ар­хив­ных цен­но­стей, из­го­тов­лен­ных из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

д) про­ве­де­ние ар­бит­раж­ных и кон­троль­ных ана­ли­зов дра­го­цен­ных ме­тал­лов в лю­бом ви­де и в лю­бом со­сто­я­нии и из­де­лий из них, а так­же их ло­ма и от­хо­дов, по тре­бо­ва­нию пра­во­охра­ни­тель­ных и дру­гих ор­га­нов, в со­от­вет­ствии с та­ри­фа­ми, утвер­жден­ны­ми Пра­ви­тель­ство­м;

э) ре­ги­стра­цию имен­ни­ков из­го­то­ви­те­лей, ко­то­рые на­но­сят­ся на из­де­лия, из­го­тов­лен­ные эко­но­ми­че­ски­ми аген­та­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

е) го­су­дар­ствен­ный кон­троль за со­блю­де­ни­ем юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми тре­бо­ва­ний го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра;

д) из­го­тов­ле­ние проб­ных ре­ак­ти­вов по за­ка­зам хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в сво­ей де­я­тель­но­сти дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Про­бир­ная па­ла­та яв­ля­ет­ся дер­жа­те­лем Го­су­дар­ствен­но­го ре­ги­стра имен­ни­ков, на­но­си­мых на из­де­лия и пред­ме­ты из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Про­бир­ная па­ла­та осу­ществ­ля­ет кон­троль за де­я­тель­но­стью хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в сво­ей де­я­тель­но­сти дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, в ча­сти со­блю­де­ния за­ко­но­да­тель­ства. Во вре­мя кон­тро­ля Про­бир­ная па­ла­та име­ет пра­во:

a) про­ве­рять по­ме­ще­ния, ра­бо­чие ме­ста и хра­ни­ли­ща дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

б) про­ве­рять бух­гал­тер­ские кни­ги и дру­гие учет­ные до­ку­мен­ты, ка­са­ю­щи­е­ся опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми;

в) тре­бо­вать от долж­ност­ных лиц пись­мен­ные объ­яс­не­ния и дру­гую ин­фор­ма­цию от­но­си­тель­но ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

г) изы­мать в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке у хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов из­де­лия и пред­ме­ты из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, пе­ре­дан­ных в тор­го­вую сеть без от­тис­ка го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, или в слу­чае, ко­гда воз­ни­ка­ет со­мне­ние в под­лин­но­сти от­тис­ка клей­ма. Изъ­я­тие из­де­лий осу­ществ­ля­ет­ся для про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы­;

э) брать про­бу спла­вов, слит­ков, рас­тво­ров, брус­ков, по­лу­фаб­ри­ка­тов, от­хо­дов и дру­гих ма­те­ри­а­лов для ана­ли­за и опре­де­ле­ния со­дер­жа­ния в них дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в;

Опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мо­м

Все фи­зи­че­ские и юри­ди­че­ские ли­ца, ко­то­рые в сво­ей де­я­тель­но­сти ис­поль­зу­ют дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, обя­за­ны иметь свой имен­ник, от­тиск ко­то­ро­го ре­ги­стри­ру­ют­ся в про­бир­ной па­ла­те и про­став­ля­ет­ся на всех из­де­ли­ях, из­го­тов­лен­ных из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Для из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных и/и­ли вве­зен­ных в стра­ну для про­да­жи, уста­нав­ли­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие про­бы:

  • для пал­ла­дия: 500, 850;
  • для пла­ти­ны: 900, 950;
  • для зо­ло­та: 375, 500, 585, 750, 900, 958;
  • для се­ребра: 800, 830, 875, 925, 960.

Из­го­тов­ле­ние из­де­лий из зо­ло­та 583 про­бы юве­лир­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми и част­ны­ми юве­ли­ра­ми до­пус­ка­ет­ся толь­ко по за­ка­зам граж­дан из да­валь­че­ско­го сы­рья.

Все юве­лир­ные, бы­то­вые из­де­лия, из­го­тов­лен­ные в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва для про­да­жи как на внут­рен­нем рын­ке, так и для вы­во­за за гра­ни­цу, или вы­пол­нен­ные по за­ка­зу, долж­ны со­от­вет­ство­вать уста­нов­лен­ным в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва про­бам и быть за­клей­мен­ны­ми в про­бир­ной па­ла­те го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом. Из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов за­гра­нич­но­го про­из­вод­ства, вве­зен­ные в Рес­пуб­ли­ку Мол­до­ва для про­да­жи, так­же под­ле­жат опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию в Про­бир­ной па­ла­те. Осво­бож­да­ют­ся от обя­за­тель­но­го го­су­дар­ствен­но­го клей­ме­ния из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, име­ю­щие ис­то­ри­че­ское, ар­хео­ло­ги­че­ское зна­че­ние или боль­шую ху­до­же­ствен­ную цен­но­сть, а так­же из­де­лия с мел­ки­ми на­сеч­ка­ми (ин­кру­ста­ции) зо­ло­том или се­реб­ром (ору­жие, ва­зы, блю­да, шка­тул­ки и др.). При­бо­ры, ин­стру­мен­ты, ла­бо­ра­тор­ная по­су­да и про­чие из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, пред­на­зна­чен­ные для на­уч­ных, тех­ни­че­ских, ме­ди­цин­ских и дру­гих це­лей, осво­бож­да­ют­ся от обя­за­тель­но­го клей­ме­ния, од­на­ко долж­ны иметь имен­ник пред­при­я­тия-из­го­то­ви­те­ля с ука­за­ни­ем сим­во­ла ме­тал­ла.

Скуп­ка и аф­фи­на­ж

Скуп­ка у на­се­ле­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в из­де­ли­ях и ло­ме осу­ществ­ля­ет­ся об­ла­да­те­ля­ми ли­цен­зий в со­от­вет­ствии с за­ко­ном по до­го­вор­ным це­нам в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных пунк­тах. Ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям за­ни­мать­ся ука­зан­ным ви­дом де­я­тель­но­сти за­пре­ща­ет­ся.

Ску­поч­ным пунк­там за­пре­ща­ет­ся ску­пать ал­маз­ное сы­рье и по­лу­фаб­ри­ка­ты, тех­ни­че­ские ал­ма­зы, дра­го­цен­ные ме­тал­лы в са­мо­род­ках, про­во­ло­ке, пла­сти­нах и де­та­лях, су­саль­ное зо­ло­то, дис­ки и дру­гие по­лу­фаб­ри­ка­ты юве­лир­но­го и зу­бо­про­тез­но­го про­из­вод­ства, дра­го­цен­ные ме­тал­лы в из­де­ли­ях про­из­вод­ствен­но­го и ла­бо­ра­тор­но­го на­зна­че­ния, дра­го­цен­ные кам­ни в не­об­ра­бо­тан­ном ви­де, дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ви­де про­из­вод­ствен­ных от­хо­дов, ор­де­на и ме­да­ли, со­дер­жа­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, пред­ме­ты, ко­то­рые изъ­яты из граж­дан­ско­го обо­ро­та или на про­да­жу ко­то­рых уста­нов­лен осо­бый по­ря­док, цен­но­сти у го­су­дар­ствен­ных и об­ще­ствен­ных пред­при­я­тий, ор­га­ни­за­ций и учре­жде­ний, цен­но­сти у де­тей и под­рост­ков, лом и от­хо­ды про­мыш­лен­ные, а так­же из­вле­чен­ные из спи­сан­ных обо­ру­до­ва­ния и тех­ни­ки, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Из­де­лия с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми при­ни­ма­ют­ся у на­се­ле­ния при на­ли­чии у сдат­чи­ка сер­ти­фи­ка­та ка­че­ства, вы­дан­но­го про­бир­ной па­ла­той, под­твер­жда­ю­ще­го со­от­вет­ствие на­ту­раль­ных кам­ней их на­зва­нию.

Аф­фи­наж мо­жет быть пред­ме­том де­я­тель­но­сти юри­ди­че­ских или фи­зи­че­ских лиц, за­ни­ма­ю­щих­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью и по­лу­чив­ших ли­цен­зию в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке, с обя­за­тель­ным со­блю­де­ни­ем на­ци­о­наль­ных стан­дар­тов и тех­ни­че­ских усло­вий, пра­вил эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти и са­ни­тар­ных пра­вил, дру­гих нор­ма­тив­ных ак­тов, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих эту де­я­тель­но­сть. Лом и от­хо­ды, со­дер­жа­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, под­ле­жат в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке стро­го­му уче­ту и обя­за­тель­но­му сбо­ру юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми, за­ни­ма­ю­щи­ми­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью, у ко­то­рых в про­цес­се про­из­вод­ства и/и­ли по­треб­ле­ния об­ра­зо­ва­лись лом и от­хо­ды. Юри­ди­че­ские и фи­зи­че­ские ли­ца, вклю­чая учре­жде­ния, фи­нан­си­ру­е­мые из бюд­же­та, ре­а­ли­зу­ют дра­го­цен­ные ме­тал­лы, по­лу­чен­ные из ло­ма и от­хо­дов, ис­клю­чи­тель­но на внут­рен­нем рын­ке в со­от­вет­ствии с за­ко­ном. Со­бран­ные лом и от­хо­ды, со­дер­жа­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, мо­гут быть об­ра­бо­та­ны соб­ствен­ни­ком или ли­цом, вла­де­ю­щим ими на ином за­кон­ном ос­но­ва­нии, ли­бо са­мо­сто­я­тель­но, ли­бо на дру­гих пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих пред­при­я­ти­ях. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те их пе­ре­ра­бот­ки и аф­фи­на­жа, ре­а­ли­зу­ют­ся на ос­но­ва­нии за­клю­чен­ных меж­ду сто­ро­на­ми до­го­во­ров по ры­ноч­ным це­нам.

Кон­троль за со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка скуп­ки и пе­ре­ра­бот­ки осу­ществ­ля­ют Ми­ни­стер­ство внут­рен­них дел, с при­вле­че­ни­ем, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти, спе­ци­а­ли­стов про­бир­ной па­ла­ты.

Под­во­дя итог, сле­ду­ет сде­лать ак­цент на до­ста­точ­но чет­кой за­ко­но­да­тель­ной ре­гла­мен­та­ции го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля сфе­ры дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го­ся с по­мо­щью трех ос­нов­ных ре­гу­ля­то­ров, та­ких как: ли­цен­зи­ро­ва­ние, над­зор и го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на осу­ществ­ле­ние опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния. При этом пол­но­мо­чия про­бир­ной па­ла­ты Мол­до­вы без­услов­но до­ста­точ­ны для осу­ществ­ле­ния долж­но­го кон­тро­ля за дан­ным сек­то­ром эко­но­ми­ки.От­ли­чи­тель­ным от прак­ти­ки дру­гих го­су­дар­ств, в том чис­ле и Рос­сии, яв­ля­ет­ся пол­но­мо­чие про­бир­ной па­ла­ты Мол­до­вы по осу­ществ­ле­нию про­ве­рок бух­гал­тер­ской до­ку­мен­та­ции хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, от­ра­жа­ю­щих дви­же­ние дра­го­цен­ным ме­тал­лов, кам­ней и из­де­лий из них. Имен­но в этом ас­пек­те сле­ду­ет ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние на за­пре­те осу­ществ­ле­ния от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Дей­ствен­ным пред­став­ля­ет­ся и та­кой ме­тод ре­гу­ли­ро­ва­ния, как ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК, так как ос­но­ва­ния ан­ну­ли­ро­ва­ния ли­цен­зии до­ста­точ­но об­шир­ны. Долж­ный по­сто­ян­ный кон­троль и воз­мож­ность при­ме­не­ния к хо­зяй­ству­ю­щим субъ­ек­там со­от­вет­ству­ю­щих санк­ций в слу­чае вы­яв­ле­ния пра­во­на­ру­ше­ний, в со­во­куп­но­сти при­зва­ны за­щи­тить по­тре­би­те­ля.

[ probpalata.ru ]

  • 25 апреля 2013 г.:

    Минуточку, минуточку!
    РГПП утверждает (а у них на официальном сайте данный материал точь-в-точь опубликован, сверял), что полномочия пробирного надзора Молдовы «проверять бухгалтерские книги и другие учетные документы, касающиеся операций с ДМ и ДК» является отличием от прав ГИПН России. Стало быть, отечественные контролеры ГИПН, в каком режиме бы они в настоящее время не проверяли (из-под прокуратуры или МВД и т.д.), именно бухгалтерскую документацию требовать и проверять не имеют права?
    Можно такой вывод сделать?
    В таком случае, если все это так, то ГИПН вообще смотреть не могут практически НИЧЕГО, потому как практически любой, связанный с исполнением сделок с ДМ и ДК документ, можно легко и непринужденно подвести в сферу бухгалтерского учета (а в условиях действующего 402-ФЗ это вообще элементарно). Получается, пусть приходят, проверяют 1-2 бумажки (типа свидетельств о госповерке весов, договора на охрану и прочее подобное), и в оставшееся время любуются на секретарей? И на запросы ГИПН, со ссылкой на данное мнение РГПП, можно отвечать отказом в предоставлении документации?
    Короче, интригу РГПП подвесила…

  • Полезное

    Полезное

     
    -->