Руководитель Геммологического Центра МГУ Шелементьев Ю.Б. комментирует ситуацию

Раздел: Власть
10 июня 2024 г.

Но­вость о том, что по­яви­л­ся но­вый за­ко­но­про­ект в сфе­ре дра­го­цен­ных ка­м­ней, быст­ро ста­ла хед­лай­не­ром на но­во­ст­ных пор­та­лах для юве­ли­ров. Вы­ра­зим экс­пер­т­ное мне­ние по по­во­ду но­во­го за­ко­но­про­ек­та, ка­са­ю­ще­го­ся сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней (в про­ек­те и ря­де ак­тов сер­ти­фи­ка­ция обо­з­на­ча­ет­ся как под­твер­ж­де­ние со­о­т­вет­ствия).

С­прав­ка: Про­ект Фе­де­раль­но­го за­ко­на "О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и" за­ре­ги­стри­ро­ван 29 мая 2024 го­да в Си­сте­ме обес­пе­че­ния за­ко­но­да­тель­ной де­я­тель­но­сти.За­ко­но­про­ект № 636635-8 внес­ли се­на­то­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Н.А. Жу­равлев, А.Д. Ар­та­мо­нов, М.М. Уль­ба­шев, А.Н. Епи­шин, А.А. Сал­па­га­ров, П.В. Та­ра­ка­нов, С.В. Ка­ла­ш­ник и де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы А.Г. Ак­са­ков, А.Н. Сви­сту­нов, О.Д. Ди­мов, В.С. Ма­ка­ров, В.Б. Се­нин. Про­ект фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее - за­ко­но­про­ект), как ука­за­но в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к за­ко­но­про­ек­ту, раз­ра­бо­тан в це­лях уси­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Со­глас­но это­му за­ко­но­про­ек­ту, ме­ня­ют­ся за­кон о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях, за­кон о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии, и в ито­ге сер­ти­фи­ка­ци­ей дра­го­цен­ных ка­м­ней в на­шей стра­не бу­дут за­ни­мать­ся не част­ные ге­м­мо­ло­ги­че­ские ла­бо­ра­то­рии, а го­су­дар­ствен­ные. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни не бу­дут бо­лее под­па­дать под дей­ствие за­ко­на о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии. В ка­че­стве обос­но­ва­ния: от­сут­ствие по­ряд­ка на ры­н­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней, раз­ли­чия в ха­ра­к­те­ри­сти­ках ка­м­ней, ко­то­рые опре­де­ля­ют част­ные ла­бо­ра­то­рии, воз­мо­ж­ность обе­ле­ния чер­но­го ры­н­ка че­рез ны­не­ш­нюю сер­ти­фи­ка­цию. Эти об­сто­я­тель­ства и тре­бу­ют из­ме­не­ния за­ко­нов и уси­ле­ния гос­кон­тро­ля, по мне­нию ав­то­ров.

Вы­ска­жу не­сколь­ко ре­ма­рок, как ге­м­мо­лог, ра­бо­та­ю­щий в этой сфе­ре 30 лет. И в на­сто­я­щий мо­мент сер­ти­фи­ка­ци­ей мо­гут за­ни­мать­ся не толь­ко част­ные, но и го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры. За­кон о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии за­пре­ща­ет со­в­ме­щать фун­к­ции под­твер­ж­де­ния со­о­т­вет­ствия с фун­к­ци­я­ми кон­тро­ля. То есть раз­ли­ч­ные ор­га­ни­за­ции, го­су­дар­ствен­ные и част­ные, мо­гут со­з­да­вать си­сте­мы сер­ти­фи­ка­ции, кро­ме той ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся кон­тро­лем. Это сде­ла­но не слу­чай­но. Ес­ли ор­га­ни­за­ция за­ни­ма­ет­ся кон­тро­лем, то она име­ет мно­го пол­но­мо­чий. Ес­ли эти пол­но­мо­чия не огра­ни­чи­вать за­ко­но­да­тель­ством о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии, то та­кая ор­га­ни­за­ция бу­дет со­з­да­вать мас­су из­бы­точ­ных тре­бо­ва­ний, что­бы са­ма же их и кон­тро­ли­ро­вать. И не бу­дет ни­ка­ко­го ра­зу­м­но­го сдер­жи­ва­ния. Что и пред­ла­га­ют ав­то­ры за­ко­но­про­ек­та: вы­ве­сти дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни из за­ко­на о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии, что­бы кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны за­ни­ма­лись сер­ти­фи­ка­ци­ей. Ес­ли сей­час сер­ти­фи­ка­ция дра­го­цен­ных ка­м­ней не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной, но по­с­ле при­ня­тия но­вых за­ко­нов она быст­ро ста­нет обя­за­тель­ной. Ес­ли сей­час на сер­ти­фи­ка­цию участ­ни­ки ры­н­ка при­но­сят по­ряд­ка 10 тыс. ка­м­ней в год, то но­вые тре­бо­ва­ния сде­ла­ют не­об­хо­ди­мой сер­ти­фи­ка­цию дра­го­цен­ных ка­м­ней пе­ред за­кре­п­кой, а это по­ряд­ка 40 - 50 ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год. Ры­ноч­ная сто­и­мость мел­ко­го бри­л­ли­ан­та ни­же, чем се­бе­сто­и­мость все­го про­цес­са его ди­а­г­но­сти­ки, опре­де­ле­ния ха­ра­к­те­ри­стик, ка­че­ства огран­ки, офор­м­ле­ния до­ку­мен­тов. Се­год­ня на ры­н­ке все по­ни­ма­ют, что та­кие ка­м­ни нет смыс­ла сер­ти­фи­ци­ро­вать. Как в ми­ре, так и в Рос­сии. Но ку­ра­то­ры от­рас­ли ви­дят, как та­кие ка­м­ни по­сту­па­ют в си­сте­му ГИИС ДМДК, и уже го­су­дар­ство не­сет от­вет­ствен­ность пе­ред по­тре­би­те­лем, что ка­м­ни в из­де­лии пра­виль­но про­ди­а­г­но­сти­ро­ва­ны и оце­не­ны.

По­лу­ча­ет­ся, что Мин­фин и Про­би­р­ная па­ла­та из­на­чаль­но на­ме­ре­ва­лись со­з­дать си­сте­му ГИИС, в том чис­ле и для кон­тро­ля, для про­сле­жи­ва­е­мо­сти, для га­ран­тий по­тре­би­те­ля, для борь­бы с кон­тра­фа­к­том. Си­сте­ма со­з­да­на, но ука­за­н­ным усло­ви­ям не удо­в­ле­тво­ря­ет. Се­год­ня у чи­но­в­ни­ков нет ни­ка­ко­го кон­тро­ля над ка­м­ня­ми, ко­то­рые по­па­да­ют в юве­ли­р­ные из­де­лия. Ес­ли ка­мень под­дель­ный, то уже не юве­лир, а го­су­дар­ствен­ная си­сте­ма вво­дит по­тре­би­те­ля в за­блу­ж­де­ние.

И ес­ли имен­но эти со­об­ра­же­ния ру­ко­во­ди­ли ав­то­ра­ми за­ко­но­про­ек­та, то ра­зу­м­но бы­ло бы не толь­ко пред­ла­гать из­ме­не­ния за­ко­на, а пред­ска­зать и по­след­ствия. О ка­ком ко­ли­че­стве ка­м­ней и сер­ти­фи­ка­тов мы го­во­рим? Ес­ли мы го­во­рим о сер­ти­фи­ка­ции по­ряд­ка 40 - 50 ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год, то­г­да обос­но­ва­ние в за­ко­но­про­ек­те со­в­сем не­пра­виль­ное. Там на­пи­са­но, что по­стро­е­ние си­сте­мы ла­бо­ра­то­рий не по­тре­бу­ет за­трат из бюд­же­та. Но нель­зя про­ве­рять ка­м­ни вы­бо­роч­но. Есть мно­го слу­ча­ев под­ме­са на­ту­раль­ных ка­м­ней и син­те­ти­ки. Про­вер­ка и сер­ти­фи­ка­ция ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год - это но­вые ла­бо­ра­то­рии, их ос­на­ще­ние и пе­р­со­нал, ты­ся­чи со­труд­ни­ков. Затрат­но для бюд­же­та на­шей стра­ны.

Вот ка­кие по­след­ствия бу­дут:

  • Обя­за­тель­ная сер­ти­фи­ка­ция дра­го­цен­ных ка­м­ней­;
  • Соз­да­ние де­сят­ков но­вых ла­бо­ра­то­рий, в том чис­ле в ре­ги­о­нах, за счет бюд­же­та;
  • По­иск ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го пе­р­со­на­ла (боль­шая про­б­ле­ма в на­ше вре­мя);
  • Бес­пре­це­ден­т­ные объ­е­мы сер­ти­фи­ка­ции, не име­ю­щее ана­ло­гов в ми­ре, по­ряд­ка 40 - 50 ми­л­ли­о­нов ка­м­ней в год;
  • Огро­м­ные рас­хо­ды юве­ли­ров Рос­сии на сер­ти­фи­ка­ци­ю;
  • Соз­да­ние оче­ре­дей. Оста­но­в­ка юве­ли­р­ных про­из­вод­ств;
  • Оши­б­ки экс­пе­р­тов как при ди­а­г­но­сти­ке, так и при оцен­ке ха­ра­к­те­ри­стик ка­м­ней­;
  • В слу­чае ана­ли­за вы­бо­роч­ных ка­м­ней ни­кто не га­ран­ти­ру­ет под­лин­но­сти осталь­ных ка­м­ней в пар­ти­и;
  • Но­вые нор­ма­тив­ные ак­ты, на­вя­зы­ва­ю­щие из­бы­точ­ные тре­бо­ва­ни­я;
  • Не­раз­бе­ри­ха в до­ку­мен­та­ции по стан­дар­ти­за­ци­и;
  • Рост роз­ни­ч­ных цен на юве­ли­р­ные из­де­лия с ка­м­ня­ми.

Та­ким об­ра­зом, из­на­чаль­но на пе­р­вый взгляд по­хваль­ная ини­ци­а­ти­ва чи­но­в­ни­ков по уже­сто­че­нию кон­тро­ля над ка­м­ня­ми, в це­лях обе­ле­ния ры­н­ка и за­щи­ты прав по­тре­би­те­ля, в слу­чае ее ре­а­ли­за­ции, при­ве­дет к кол­ла­п­су юве­ли­р­ной ин­ду­стрии, но не ре­шит за­яв­лен­ных за­дач. Как и са­ма си­сте­ма ГИИС за­яв­лен­ных за­дач не ре­ша­ет. При­мер­но в на­ча­ле 2016 го­да, ко­г­да на­чи­на­лись раз­го­во­ры о мар­ки­ро­в­ке и про­сле­жи­ва­е­мо­сти, за­м­ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Алек­сей Вла­ди­ми­ро­вич Мо­и­се­ев дал ин­тер­вью. Он ска­зал, что на ры­н­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней есть кон­тра­факт, что этот кон­тра­факт со­став­ля­ет 40%, и что с ним на­до бо­роть­ся, и вот для это­го ну­ж­ны мар­ки­ро­в­ка и про­сле­жи­ва­е­мо­сть. Та­кое вот бы­ло обос­но­ва­ние. Во­семь лет про­ш­ло. И что же? Мар­ки­ро­в­ка есть. Про­сле­жи­ва­е­мость есть. Ста­ло мень­ше кон­тра­фа­к­та? Нет, его ста­ло боль­ше. Се­год­ня от­дель­ные юве­ли­ры в пуб­ли­ч­ном про­стран­стве рас­ска­зы­ва­ют, что они в од­ном из­де­лии сме­ши­ва­ют при­род­ные и син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты, по­то­му что это од­но и то же. С гор­до­стью. Как же это од­но и то же? А син­те­ти­че­ский ру­бин - од­но и то же с при­род­ным ру­би­ном?

Ко­ли­че­ство кон­тра­фа­к­та толь­ко воз­рос­ло. Раз­ве не кон­тра­факт, ко­г­да ис­кус­ствен­ный ка­мень про­да­ют под ви­дом при­род­но­го? Во всем ми­ре рас­тет до­ля син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов, ко­то­рые про­да­ют­ся в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях, и в Рос­сии то­же. Сам по се­бе син­те­ти­че­ский бри­л­ли­ант - нор­маль­ный то­вар, но воз­ни­ка­ют про­б­ле­мы, ко­г­да его вы­да­ют за при­род­ный, или вво­дят по­тре­би­те­ля в за­блу­ж­де­ние, под­та­со­вы­вая фа­к­ты и мне­ния, что­бы за­труд­нить по­ни­ма­ние. Не упо­ми­ная, что при­род­ный бри­л­ли­ант яв­ля­ет­ся дра­го­цен­ным ка­м­нем, в том чис­ле и в юри­ди­че­ском смысле. В от­ли­чие от син­те­ти­че­ско­го. Мы ожи­да­ем рост до­ли син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов на юве­ли­р­ном ры­н­ке, что на­б­лю­да­ет­ся во всем ми­ре. И как го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны с этим со­би­ра­ют­ся бо­роть­ся? Син­те­ти­че­ский бри­л­ли­ант не яв­ля­ет­ся дра­го­цен­ным ка­м­нем, зна­чит, его обо­рот не под­ле­жит ре­гу­ли­ро­ва­нию те­ми го­сор­га­на­ми, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Что мы ви­дим? Уже­сто­чая тре­бо­ва­ния к обо­ро­ту и уче­ту при­род­ных ка­м­ней, го­су­дар­ство под­тал­ки­ва­ет юве­ли­ров к ис­поль­зо­ва­нию син­те­ти­че­ских. А ведь в ис­то­рии на­шей стра­ны у нас уже был пе­ри­од, ко­г­да глав­ным юве­ли­р­ным ка­м­нем в на­шей стра­не был син­те­ти­че­ский ру­бин. И про­да­вал­ся он в го­су­дар­ствен­ных юве­ли­р­ных ма­га­зи­нах. И сло­во “син­те­ти­че­ский” от­сут­ство­ва­ло на яр­лы­ч­ках к та­ким из­де­ли­ям. Все вы­г­ля­дит так, что эле­мен­ты то­го вре­ме­ни воз­вра­ща­ют­ся сно­ва.

Нель­зя кон­тро­ли­ру­ю­щим ор­га­нам за­ни­мать­ся сер­ти­фи­ка­ци­ей в сфе­ре, ко­то­рую они кон­тро­ли­ру­ют. Пред­ставь­те се­бе, ес­ли все кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны на­ч­нут са­ми уста­нав­ли­вать тре­бо­ва­ния в сво­их об­ла­стях. На­при­мер, по­жар­ное ве­до­м­ство ре­шит, что все ог­не­ту­ши­те­ли в стра­не не со­о­т­вет­ству­ют их тре­бо­ва­ни­ям. И что ог­не­ту­ши­те­ли все дол­ж­ны по­ку­пать толь­ко у по­жар­ни­ков. Вот мы за­жи­ве­м! Ин­те­рес­но, в по­жар­ном ве­до­м­стве оста­нет­ся кто-то, что­бы ту­шить по­жа­ры, или все бу­дут тор­го­вать ог­не­ту­ши­те­ля­ми и хо­дить по до­мам, что­бы по­смо­т­реть, есть ли у вас ог­не­ту­ши­тель, в ка­ж­дой ли он ко­м­на­те, и со­о­т­вет­ству­ет ли он стан­дар­ту по­жар­ной ин­стан­ции? Но из­бы­точ­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние не га­ран­ти­ру­ет по­ряд­ка. А толь­ко поз­во­ля­ет чи­но­в­ни­кам за­ни­мать­ся ко­м­мер­че­ской де­я­тель­но­стью и со­з­да­ет про­б­ле­мы на ка­ж­дом ша­гу.

И в кон­це хо­чет­ся об­су­дить си­ту­а­цию с ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми на дра­го­цен­ные ка­м­ни. В обос­но­ва­нии к за­ко­но­про­ек­ту ука­зы­ва­ет­ся, что раз­ли­ч­ные ла­бо­ра­то­рии ста­вят на ка­м­ни раз­ли­ч­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки. Та­кое утвер­ж­де­ние во мно­гом спра­вед­ли­вое, и са­ма та­кая си­ту­а­ция дей­стви­тель­но есть, в первую оче­редь на бри­л­ли­ан­ты. При­чи­на кро­ет­ся в эле­мен­тах субъ­ек­ти­виз­ма, за­ло­жен­ных в си­сте­мы оцен­ки ка­м­ней. Се­год­ня нет ин­стру­мен­тов, ро­бо­тов и ИИ, ко­то­рые бы де­ла­ли оцен­ку ка­м­ней. Та­кую оцен­ку де­ла­ют лю­ди, и да­же в од­ной ла­бо­ра­то­рии раз­ные экс­пе­р­ты мо­гут по­ста­вить на один и тот же ка­мень раз­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки, и та­к­же бу­дет и в тех трех гос ла­бо­ра­то­ри­ях, ко­то­рые ука­за­ны в про­ек­те. Но ес­ли ге­м­мо­ло­ги­че­ская ла­бо­ра­то­рия не за­ви­сит от про­из­вод­ства, от тор­го­в­ли, то экс­пе­р­ты не име­ют при­чин за­вы­шать ли­бо за­ни­жать ха­ра­к­те­ри­сти­ки ка­м­ней. Та­ким об­ра­зом, ключ к пра­виль­ным ха­ра­к­те­ри­сти­кам - это не­за­ви­си­мость ла­бо­ра­то­рии и ко­м­пе­тен­т­ность ее экс­пе­р­тов. Ес­ли это при­нять во вни­ма­ние, то ра­зу­м­но ре­гу­ли­ро­вать де­я­тель­ность ла­бо­ра­то­рий, как част­ных, так и го­су­дар­ствен­ных, уста­нав­ли­вая пра­ви­ла их ра­бо­ты, на­прав­лен­ные на их не­за­ви­си­мость и ко­м­пе­тен­т­но­сть. На­при­мер, че­рез ак­кре­ди­та­цию.

Мо­ж­но срав­ни­вать ла­бо­ра­то­рии по же­ст­ко­сти оцен­ки ка­м­ней, ры­нок этим за­ни­ма­ет­ся, и в ре­зуль­та­те участ­ни­ки ры­н­ка мень­ше до­ве­ря­ют пред­взя­тым оцен­кам. Но кро­ме то­го, ва­ж­но еще раз под­чер­к­нуть, что сер­ти­фи­ка­ция в на­шей стра­не де­ла­ет­ся для очень не­боль­шой до­ли ка­м­ней, ко­то­рые за­тем про­да­ют­ся в роз­ни­цу без опра­вы. Сер­ти­фи­ка­ция не де­ла­ет­ся для оправ­лен­ных ка­м­ней, ко­то­рых про­да­ет­ся при­мер­но на три по­ряд­ка боль­ше. И вот тут воз­ни­ка­ют во­про­сы, при­чем не толь­ко к ха­ра­к­те­ри­сти­кам, но и к ди­а­г­но­сти­ке, под­твер­ж­де­нию при­ро­ды ка­м­ней, на­ли­чию об­ла­го­ра­жи­ва­ния. По­лу­ча­ет­ся, что до­ля ка­м­ней, про­шед­ших сер­ти­фи­ка­цию, в ты­ся­чи раз мень­ше до­ли ка­м­ней, ко­то­рые ни­ко­г­да в ла­бо­ра­то­рию не по­па­да­ли. Сколь­ко все­го та­ких ка­м­ней, зна­ют толь­ко кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны, на ба­зе ста­ти­сти­ки си­сте­мы ГИИС. Что де­лать с эти­ми ка­м­ня­ми, это боль­шой во­прос. Хо­ро­шо бы при­ду­мать на не­го от­вет. От это­го вы­и­г­ра­ют все участ­ни­ки ры­н­ка. Но по­нят­но, что три гос ла­бо­ра­то­рии, ко­то­рые есть в за­ко­но­про­ек­те, этот во­прос не ре­шат. В ми­ре нет опы­та по то­таль­ной сер­ти­фи­ка­ции всех ка­м­ней на ры­н­ке, вклю­чая де­сят­ки ми­л­ли­о­нов мел­ких.

Юрий Ше­ле­мен­тьев,

ру­ко­во­ди­тель Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­го Цен­т­ра МГУ,

­пре­зи­дент На­ци­о­наль­ной Ге­м­мо­ло­ги­че­ской Ас­со­ци­а­ции.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->