Лоббизм на российском рынке ДМДК – это как?

Раздел: Общество
10 сентября 2019 г.

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough&Polished

От объ­яв­ле­ния ДМДК «объ­ек­та­ми по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции сто­и­мо­сти» до Пору­че­ния Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017

Не­о­жи­дан­ная для ре­гу­ля­то­ра же­ст­кость не­со­гла­сия от­рас­ле­во­го со­об­ще­ства с пе­р­вой по­пы­т­кой со­з­да­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за ДМДК, пред­при­ня­той в 2011 го­ду, ока­за­лась по­лез­ным уро­ком и власть сде­ла­ла не­об­хо­ди­мые вы­во­ды.

Во-­пе­р­вых, по до­сто­ин­ству оце­нив роль ак­тив­ной по­зи­ции от­рас­ле­во­го об­ще­ствен­но­го мне­ния, осо­бен­но на фо­не вво­ди­мой в то вре­мя в Рос­сии си­сте­мы оцен­ки ка­че­ства при­ни­ма­е­мых за­ко­нов (си­сте­мы ОРВ – оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов), ре­гу­ля­тор «по­со­дей­ство­вал» со­з­да­нию бо­лее дру­же­ствен­ных вла­сти от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. Укре­пив их ка­д­ра­ми соб­ствен­ных со­труд­ни­ков. Та­ким об­ра­зом, в про­ти­во­вес пре­ж­ним ак­ти­ви­стам, по­яви­лись «о­т­рас­ле­вые об­ще­ствен­ные го­ло­са», впол­не ло­яль­ные ини­ци­а­ти­вам вла­сти.

Во-в­то­рых, ве­ро­ят­но, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние дей­ство­вать от­рас­ле­вой вла­сти бо­лее же­ст­ко, с еще боль­шей опо­рой на мне­ния пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов. Кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны го­су­дар­ства, с од­ной сто­ро­ны, и об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции биз­не­са, с дру­гой сто­ро­ны, по­лу­чи­ли со­вер­шен­но не­рав­ные воз­мо­ж­но­сти убе­ж­де­ния пар­ла­мен­та­ри­ев при вне­се­нии за­ко­но­про­ек­тов. Очень ча­сто по­яс­ни­тель­ные за­пис­ки к за­ко­но­про­ек­там в сфе­ре ДМДК не со­дер­жат ни­ка­кой ре­аль­ной ар­гу­мен­та­ции в не­об­хо­ди­мо­сти уже­сто­чать ре­гу­ли­ро­ва­ние.

В-тре­тьих, так как не­ко­то­рая со­стя­за­тель­ность ин­те­ре­сов го­су­дар­ства и биз­не­са в про­це­ду­ру об­но­в­ле­ния за­ко­но­да­тель­ной ба­зы все же бы­ла вве­де­на обя­за­тель­ной, не­глас­но бы­ло по­став­ле­но усло­вие для лоб­би­стов: биз­нес дол­жен не про­ти­во­сто­ять в ре­ше­нии кор­не­вой за­да­чи го­су­дар­ства (чи­тай – си­ло­ви­ков), это бес­по­лез­но и га­ран­ти­ро­ван­но про­и­г­ры­ш­но, но мо­жет по­бо­роть­ся за смя­г­че­ние за­ко­но­да­тель­но­го уда­ра по сво­им ин­те­ре­сам.

И что­бы лоб­би­стам в сфе­ре ДМДК ста­ла по­нят­нее не­об­хо­ди­мость «не тре­бо­вать сли­ш­ком мно­го­го», вся без ис­клю­че­ния сфе­ра ДМДК бы­ла объ­яв­ле­на то­г­да­ш­ним ку­ра­то­ром от­рас­ли, статс-­сек­ре­та­рем и за­ме­сти­те­лем ми­ни­ст­ра фи­нан­сов РФ Ю. И. Зу­ба­ре­вым сфе­рой обо­ро­та «объ­ек­тов по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции сто­и­мо­сти», т.е. де-­фа­кто – по-­пре­ж­не­му ва­лют­ных цен­но­стей, но уже без за­ко­но­да­тель­ной ос­но­вы.

При этом не ва­ж­но, что ис­тин­ные ва­лют­ные цен­но­сти дол­ж­ны об­ла­дать вы­со­ким уро­в­нем ли­к­вид­но­сти без по­те­ри сво­ей сто­и­мо­сти, а юве­ли­р­ные из­де­лия быст­ро ре­а­ли­зо­вать мо­ж­но лишь как сы­рье, с по­те­рей по­ло­ви­ны их сто­и­мо­сти. Да и дра­го­цен­ные ка­м­ни быст­ро про­дать по их ры­ноч­ной це­не не­воз­мо­ж­но.

В це­лом же от­рас­ле­вая власть в 2012-2017 го­дах осо­з­на­ла на­ли­чие от­рас­ле­во­го лоб­би­ро­ва­ния как не­из­бе­ж­ный фа­к­тор, ко­то­рый не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать и с ко­то­рым жить. Лоб­бизм в юве­ли­р­ной сфе­ре от­ли­ча­ет­ся от лоб­биз­ма, ска­жем, в сфе­ре до­бы­чи зо­ло­та или ал­ма­зов. У юве­ли­ров нет иг­ро­ков, спо­соб­ных по фи­нан­со­вой мо­щи и мо­щи вли­я­ния встать ря­дом с та­ки­ми ги­ган­та­ми, как «Polyus Gold», «По­ли­ме­талл» или АЛРОСА.

К сча­стью для от­рас­ли, лоб­бизм юве­ли­ров не име­ет ри­с­ков кор­ру­п­ци­он­но­го ха­ра­к­те­ра. И де­ло не в иде­аль­но­сти лю­дей, ра­бо­та­ю­щих по обе сто­ро­ны в юве­ли­р­ной сфе­ре, а в объ­ек­тив­ных об­сто­я­тель­ствах. Во-­пе­р­вых, ни­кто из юве­ли­ров не за­хо­чет взят­ку да­вать: от­рас­ле­вой лоб­бизм все­г­да про­ис­хо­дит в ин­те­ре­сах не од­но­го от­дель­но взя­то­го иг­ро­ка, а, как ми­ни­мум, боль­шой груп­пы ко­м­па­ний, ра­бо­та­ю­щих по опре­де­лен­ной биз­нес-­мо­де­ли, а по­то­му пла­тить за мно­гих, но са­мо­му, ни­кто ни­ко­г­да не за­хо­чет. А, во-в­то­рых, и брать взят­ку ни­кто то­же не ста­нет – за­кон из­ме­нить в сфе­ре ДМДК – это вам не под­ряд ка­кой-­ни­будь вы­год­ный на стро­и­тель­ство или еще на что без кон­кур­са вы­де­лить.

От Пору­че­ния Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017 к дню се­го­д­ня­ш­не­му…

В от­ли­чие от «пе­р­во­го за­хо­да» со­з­да­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том ДМДК, к за­хо­ду вто­ро­му власт­ные струк­ту­ры под­го­то­ви­лись ос­но­ва­тель­но, учтя все та­к­ти­че­ские про­ма­хи про­ш­ло­го.

Во-­пе­р­вых, ини­ци­и­ро­ва­ние со­з­да­ния но­вой фе­де­раль­ной слу­ж­бы на этот раз шло с са­мо­го вер­ха – как впо­след­ствии вы­яс­ни­лось, та­кой пункт при­сут­ство­вал в Пору­че­нии Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017, имев­ше­го гриф «Д­ля слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния».

Во-в­то­рых, со­з­да­ние слу­ж­бы в ра­м­ках дан­но­го до­ку­мен­та пла­ни­ру­ет­ся не как са­мо­цель, а как тех­ни­че­ская не­об­хо­ди­мость в ра­м­ках со­з­да­ния еди­ной си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) за про­из­вод­ством, пе­ре­ра­бо­т­кой, ис­поль­зо­ва­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а та­к­же за до­бы­чей (в ча­сти, ка­са­ю­щей­ся сор­ти­ро­в­ки, пе­р­ви­ч­ной клас­си­фи­ка­ции и пе­р­ви­ч­ной оцен­ки), ис­поль­зо­ва­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней.

В-тре­тьих, опять же как вы­яс­ни­лось позд­нее, Пору­че­ние Пре­зи­ден­та РФ от 25.10.2017 по­ро­ди­ло та­кой вал от­рас­ле­во­го нор­мо­твор­че­ства, на­прав­лен­но­го, есте­ствен­но, на уже­сто­че­ние кон­тро­ля в сфе­ре ДМДК, что те­перь на пред­сто­я­щее со­з­да­ние Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за ДМДК как на не­кое зло юве­ли­ры уже не смо­т­рят. Бо­лее то­го, этот во­прос уже ни­ко­го из юве­ли­ров и не вол­ну­ет – по­яви­лись про­б­ле­мы по­се­рьез­нее.

В ос­но­ве но­вой си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) в сфе­ре ДМДК те­перь дол­ж­на ле­жать ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма, впо­след­ствии по­лу­чив­шая на­з­ва­ние «Го­су­дар­ствен­ная ин­те­гри­ро­ван­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та» (ГИИС ДМДК).

Не­об­хо­ди­мо за­ме­тить, что вве­де­ние IT-кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий юве­ли­ры и са­ми пред­ла­га­ли с 2010 го­да, прав­да, вза­мен про­би­р­но­го на­д­зо­ра. И под­дер­жи­ва­ют про­ект сей­час. Ра­зу­ме­ет­ся, на­де­ясь, что все бу­дет сде­ла­но без ли­ш­ней спе­ш­ки, с ка­че­ствен­ной под­го­то­в­кой, а фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние ГИИС ДМДК не при­ве­дет к до­пол­ни­тель­ным за­тра­там юве­ли­рам. Вро­де бы, по­ни­ма­ние ре­гу­ля­то­ра по это­му во­про­су име­ет­ся пра­виль­ное, и есть на­де­ж­да на успе­ш­ное внед­ре­ние си­сте­мы.

Лоб­би­ст­скую де­я­тель­ность в юве­ли­р­ной сфе­ре (как ча­сти об­щей сфе­ры ДМДК) се­го­д­ня уве­рен­но воз­глав­ля­ют Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» (ген­ди­рек­тор с 2014 го­да Э. Ю. Ут­кин, пред­се­да­тель Г. Г. Ге­вор­кян) и Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, юве­ли­р­но­му ис­кус­ству и на­род­но-ху­до­же­ствен­ным про­мыс­лам «Де­ло­вой Рос­сии» (этот ко­ми­тет воз­глав­ля­ет Ф. Ф. Гу­ме­ров, он же со­пред­се­да­тель Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»). Есть не­ма­ло то­го, что мо­ж­но за­не­сти в «по­бед­ный ак­тив» Ас­со­ци­а­ции за по­след­ние го­ды. Толь­ко за по­след­ний пе­ри­од уда­лось:

1. В ча­сти осла­б­ле­ния не­га­тив­но­го воз­дей­ствия на усло­вия ве­де­ния биз­не­са от вновь вво­ди­мых норм от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства:

- со­хра­нить для ма­ло­го биз­не­са в сфе­ре ДМДК (про­из­во­ди­те­лей и тор­го­в­ли) прав на при­ме­не­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов: упро­щен­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния – УСН и еди­но­го на­ло­га на вме­ня­е­мый до­ход – ЕНВД (24.06.2019 го­да в Го­с­ду­му РФ вне­сен со­о­т­вет­ству­ю­щий за­ко­но­про­ект №738437-7, не со­дер­жа­щий за­пре­та при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в сфе­ре ДМДК);

- со­хра­нить пра­ва про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий по-­пре­ж­не­му, без по­лу­че­ния ли­цен­зий осу­ще­ств­лять об­ра­бо­т­ку (пе­ре­ра­бо­т­ку) ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов, об­ра­зо­вав­ших­ся и со­бран­ных ими в про­цес­се соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, а та­к­же из­де­лий соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, не­ре­а­ли­зо­ван­ных и воз­вра­щен­ных (за­кон под­пи­сан Пре­зи­ден­том РФ 2 ав­гу­ста 2019 г.);

- со­гла­со­вать с Мин­фи­ном Рос­сии вве­де­ние ди­ф­фе­рен­ци­а­ции штра­фов за ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в сфе­ре ДМДК и сдер­жать рост раз­ме­ра штра­фов за ма­ло­з­на­чи­тель­ные или со­вер­шен­ные не­пре­ду­мы­ш­лен­но пра­во­на­ру­ше­ния в го­то­вя­ще­м­ся к при­ня­тию за­ко­но­про­ек­те № 638854-7;

- по­в­ли­ять на при­ня­тие ре­ше­ния о вве­де­нии в сфе­ре ДМДК бес­плат­ной для участ­ни­ков ры­н­ка си­сте­мы про­сле­жи­ва­ния обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий (ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мой ГИИС ДМДК Мин­фи­на Рос­сии), от­ли­ч­ной от плат­ной си­сте­мы опе­ра­то­ра ЦРПТ, при­ня­той для всех про­чих групп то­ва­ров.

2. В ча­сти улуч­ше­ния су­ще­ству­ю­щей от­рас­ле­вой ре­гу­ля­тор­ной сре­ды:

- до­бить­ся вве­де­ния ре­жи­ма доб­ро­воль­но­го (вза­мен ра­нее дей­ство­вав­ше­го обя­за­тель­но­го) про­би­р­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра мас­сой до 3 грамм, и со­гла­со­вать с Мин­фи­ном Рос­сии пе­ре­ход на доб­ро­воль­ное клей­ме­ние из­де­лий из се­реб­ра лю­бой мас­сы­;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки про­ек­та по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ, пол­но­стью ле­ги­ти­ми­ру­ю­ще­го Ин­тер­нет-тор­го­в­лю юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми и сер­ти­фи­ци­ро­ван­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки «Стра­те­гии раз­ви­тия от­рас­ли дра­го­цен­ных ка­м­ней и юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сии на пе­ри­од до 2030 го­да» Мин­про­м­тор­га РФ на ба­зе про­гра­м­м­ных до­ку­мен­тов Ас­со­ци­а­ции.

3. В ча­сти за­щи­ты ин­те­ре­сов рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий на про­стран­стве Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за (ЕАЭС):

- до­бить­ся вы­рав­ни­ва­ния от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства и нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы стран ЕАЭС в сфе­ре ДМДК, что по­вы­си­ло кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­си­и;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки в ЕЭК раз­ра­бо­тан­но­го еди­но­го для ЕАЭС «Пла­на ме­ро­при­я­тий по про­дви­же­нию юве­ли­р­ной про­дук­ции го­су­дарств – чле­нов ЕЭК на ры­н­ки тре­тьих стран».

4. В ча­сти раз­ви­тия экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий в тре­тьи стра­ны:

- до­бить­ся вы­де­ле­ния суб­си­дий для участ­ни­ков кру­п­ных ме­ж­ду­на­род­ных юве­ли­р­ных вы­ста­вок от Рос­сий­ско­го экс­пор­т­но­го цен­т­ра (РЭЦ), Мин­про­м­тор­га РФ и Пра­ви­тель­ства Моск­вы­;

- до­бить­ся раз­ра­бо­т­ки за­ко­но­про­ек­та, да­ю­ще­го пра­во экс­по­нен­там на роз­ни­ч­ную ре­а­ли­за­цию то­ва­ров, экс­по­ни­ру­ю­щих­ся на ме­ж­ду­на­род­ных вы­став­ках, без за­клю­че­ния кон­тра­к­тов.

Ва­ж­но от­ме­тить, что все до­сти­же­ния – это ре­зуль­тат со­в­ме­ст­ной ра­бо­ты Ас­со­ци­а­ции с ре­гу­ля­то­ром, пре­ж­де все­го – с Мин­фи­ном и Мин­про­м­тор­гом РФ, с де­пу­тат­ским кор­пу­сом и чле­на­ми Со­ве­та Фе­де­ра­ции. По сча­стью, от­дель­ные де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы и от­дель­ные Чле­ны Со­ве­та Фе­де­ра­ции, как и от­рас­ле­вые ру­ко­во­ди­те­ли упо­мя­ну­тых ми­ни­стер­ств, се­го­д­ня го­то­вы се­рьез­но от­но­сить­ся к прось­бам биз­не­са сфе­ры ДМДК.

К со­жа­ле­нию, участ­ни­ки рос­сий­ско­го ры­н­ка дра­го­цен­ных и про­чих юве­ли­р­ных и кол­лек­ци­он­ных ка­м­ней сво­ей соб­ствен­ной об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции фе­де­раль­но­го уро­в­ня не име­ют. Ча­сти­ч­но их ин­те­ре­сы от­ста­и­ва­ют про­филь­ный ко­ми­тет «Де­ло­вой Рос­сии» и Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», но по­нят­но, что для них при­о­ри­тет­ны­ми яв­ля­ют­ся пре­ж­де все­го ин­те­ре­сы юве­ли­ров. Об­ще­ствен­ная от­рас­ле­вая ор­га­ни­за­ция – струк­ту­ра доб­ро­воль­ная, воз­ни­ка­ет от осо­з­на­ния биз­не­сом не­об­хо­ди­мо­сти ее со­з­да­ния. Зна­чит, участ­ни­ки рос­сий­ско­го «ка­мен­но­го» ры­н­ка та­кую по­треб­ность еще не осо­з­на­ли…

За­клю­че­ни­е

Исто­рия раз­ви­тия рос­сий­ско­го от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ДМДК скла­ды­ва­лась так, что пе­ри­о­ды ли­бе­ра­ли­за­ции бы­ли ко­ро­т­ки­ми и с не очень глу­бо­ки­ми ре­фор­ма­ми, а вот пе­ри­о­ды «за­кру­чи­ва­ния га­ек» - ку­да как бо­лее дли­тель­ны­ми и зна­чи­тель­ны­ми «по до­сти­же­ни­ям». Что не уди­ви­тель­но – в Рос­сии си­ло­ви­кам все­г­да бы­ло не­со­по­ста­ви­мо про­ще про­дви­гать свои идеи, чем биз­не­су.

В­про­чем, да­же пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­во­го биз­не­са, осо­бен­но ма­ло­го биз­не­са, по­кор­но вос­при­ни­ма­ют лю­бые не­га­тив­ные но­во­сти о вве­де­нии в сфе­ре ДМДК оче­ред­ной за­пре­ти­тель­ной нор­мы. Пред­при­ни­ма­те­лей в юве­ли­р­ной сфе­ре и сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­яв­ля­ю­щих стре­м­ле­ние не то что­бы от­кры­то по­бо­роть­ся за свои биз­нес-ин­те­ре­сы, а хо­тя бы про­сто пуб­ли­ч­но обо­з­на­чить ли­ч­ную по­зи­цию, у нас мо­ж­но по паль­цам пе­ре­с­чи­тать. При­чи­ны не­у­ча­стия в об­ще­ствен­ной от­рас­ле­вой жиз­ни у ка­ж­до­го свои, но оче­вид­но, что уве­рен­ность в «бес­по­лез­но­сти тре­пы­ха­ния» и страх ока­зать­ся на­ка­за­н­ным вла­стью за «не­у­ме­ст­ную» ини­ци­а­ти­ву со­про­тив­ле­ния - яв­ля­ют­ся глав­ны­ми.

Ис­клю­че­ния, ко­неч­но, есть, но они со­став­ля­ют еди­ни­цы «бой­цов». Тем цен­нее для ис­то­рии раз­ви­тия от­рас­ли ка­ж­дая ли­ч­но­сть, го­то­вая, не ле­нясь и ни­ко­го не бо­ясь, от­ста­и­вать здра­вый смысл на рос­сий­ском ры­н­ке ДМДК. Са­мым по­сле­до­ва­тель­ным бор­цом за раз­ви­тие оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти мо­ж­но без те­ни со­м­не­ния счи­тать Ф. Ф. Гу­ме­ро­ва, ос­но­ва­те­ля юве­ли­р­но­го брен­да «Ал­маз-Хол­динг». Ак­тив­но вклю­чив­шись в от­рас­ле­вую об­ще­ствен­ную ра­бо­ту еще в кон­це 90-х го­дах, Флун Гу­ме­ров на­пи­сал за про­шед­шие го­ды де­сят­ки пи­сем в ад­рес всех при­част­ных к сфе­ре ДМДК ин­стан­ций, вклю­чая Пре­зи­ден­та РФ, а чис­ло вы­сту­п­ле­ний на все­воз­мо­ж­ных от­рас­ле­вых со­ве­ща­ни­ях не под­да­ет­ся под­с­че­ту. Имен­но Флун Гу­ме­ров в 2009 го­ду пре­зен­то­вал вла­сти раз­ра­бо­тан­ную со­в­ме­ст­но с ав­то­ром этой ста­тьи первую рос­сий­скую «Стра­те­гию раз­ви­тия от­рас­ли ДМДК».

Лишь ген­ди­рек­тор юве­ли­р­ных вы­ста­вок и от­рас­ле­во­го ме­ди­а­хол­дин­га «РЕСТЕК Джун­векс» В. В. Буд­ный мо­жет по­с­по­рить за то, кто доль­ше за­ни­ма­ет­ся от­рас­ле­вым лоб­биз­мом (ин­те­ре­сов юве­ли­ров) на рос­сий­ском ры­н­ке. Хо­тя в раз­ные пе­ри­о­ды вре­ме­ни роль глав­ной дви­жу­щей си­лы от­рас­ле­во­го лоб­биз­ма вы­пол­ня­ли и дру­гие из­ве­ст­ные в про­фес­си­о­наль­ных кру­гах лю­ди: А. Ю. Си­до­рен­ко (ко­м­па­ния «А­да­мас»), А. Л. Гу­тер­ман (ко­м­па­ния «То­паз»), В. Б. Ра­да­ше­вич (Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия Юве­ли­ров Рос­сии»).

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->