Пояснения эксперта по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ к письму Росфинмониторинга №53 от 12.12.2017.

Раздел: Власть
13 декабря 2017 г.

Ав­тор ста­тей:
Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на

По прось­бам субъ­ек­тов за­ко­на №115-ФЗ по­яс­не­ния по ме­то­ди­че­ским ре­ко­мен­да­ци­ям да­ет Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, экс­перт в об­ла­сти фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га и ПОД/ФТ, ру­ко­во­ди­тель МЭЦФМ «На­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние».

На что сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние в со­о­т­вет­ствии с вы­пу­щен­ны­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми:

В­се что из­ло­же­но в ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях но­во­стью для нас ко­неч­но не яв­ля­ет­ся. Обя­за­н­но­сти по вы­яв­ле­нию пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц (да­лее – ПДЛ) и по­ря­док их при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние из­ло­же­ны в за­ко­не №115-ФЗ, и их дав­но не­об­хо­ди­мо бы­ло вы­пол­нять. Цен­ность ука­за­н­ных ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций, без­усло­в­но, ве­ли­ка как для нас – экс­пе­р­тов сфе­ры ПОД/ФТ, так и для субъ­ек­тов «ан­тио­т­мы­воч­но­го» за­ко­на т.к. для мно­гих ра­нее не бы­ла яс­на по­зи­ция Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о спо­со­бах вы­яв­ле­ния пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц.

На всех се­ми­на­рах и ве­би­на­рах, где я вы­сту­паю в ка­че­стве спи­ке­ра про­грамм це­ле­вых ин­струк­та­жей в це­лях ПОД/ФТ, я де­мон­стри­рую слу­ша­те­лям ан­ке­ту, ко­то­рая пред­став­ля­ет­ся кли­ен­ту для за­пол­не­ния, в це­лях при­ня­тия субъ­ек­та­ми за­ко­на №115-ФЗ мер, на­прав­лен­ных на вы­яв­ле­ние, в том чис­ле пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц. При­ят­но ви­деть в ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях Рос­фин­мо­ни­то­рин­га имен­но тот спо­соб вы­яв­ле­ния, ко­то­рый мы мно­го лет ре­ко­мен­ду­ем на­шим слу­ша­те­лям. Фор­му ан­ке­ты мы пред­став­ля­ем и вам для ис­поль­зо­ва­ния в ра­бо­те. В пред­став­лен­ной фор­ме для кли­ен­та – фи­зи­че­ско­го ли­ца, кли­ент сра­зу от­ве­тит вам и дру­гие во­про­сы, о на­ли­чии у не­го бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля.

Ска­чать ан­ке­ту для кли­ен­та

Итак, Рос­фин­мо­ни­то­ринг ре­ко­мен­ду­ет ис­поль­зо­вать для вы­яв­ле­ния пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца ан­ке­ти­ро­ва­ние и уст­ный опрос од­но­вре­мен­но.

С­на­ча­ла кли­ент за­пол­ня­ет ан­ке­ту, ко­то­рую вы ему пред­ла­га­е­те, а по­с­ле за­пол­не­ния ан­ке­ты, кли­ен­ту в ра­м­ках уст­но­го опро­са за­да­ют­ся уточ­ня­ю­щие во­про­сы от­но­си­тель­но его воз­мо­ж­ной при­на­д­ле­ж­но­сти к ка­те­го­рии ПДЛ или ли­цам, свя­за­н­ным с ПДЛ. При этом разъ­яс­ня­ет­ся по­ря­док от­не­се­ния ли­ца к ПДЛ, на­при­мер, по­сред­ством пре­до­став­ле­ния спра­воч­ных ма­те­ри­а­лов от­но­си­тель­но со­дер­жа­ния по­ня­тий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а та­к­же лиц, свя­за­н­ных с ПДЛ.

Т.е. со­глас­но ре­ко­мен­да­ци­ям, ор­га­ни­за­ци­ям и пред­при­ни­ма­те­лям не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить для кли­ен­та спра­воч­ные ма­те­ри­а­лы, из ко­то­рых кли­ент смо­жет сде­лать пра­виль­ные вы­во­ды о сво­ем ста­ту­се или свя­зи с ли­ца­ми, име­ю­щи­ми ста­тус пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца и от­ве­тить на во­про­сы.

По ре­зуль­та­там ан­ке­ти­ро­ва­ния и уст­но­го опро­са Рос­фин­мо­ни­то­ринг ре­ко­мен­ду­ет об­ра­тить­ся к об­ще­до­сту­п­ной ин­фор­ма­ции, раз­ме­ща­е­мой ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти ино­стран­ных го­су­дарств на их офи­ци­аль­ных сай­тах в ин­фор­ма­ци­он­но-­те­ле­ко­м­му­ни­ка­ци­он­ной се­ти «Ин­тер­нет», ана­ли­зи­ру­ет ин­фор­ма­цию рос­сий­ских и ино­стран­ных ко­м­па­ний, пред­ла­га­ю­щих ин­фор­ма­ци­он­ные про­дук­ты, та­ких, как, на­при­мер, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), ин­фор­ма­ци­он­ное аген­т­ство ЗАО «Ин­тер­факс» (си­сте­ма СПАРК, «Центр рас­кры­тия кор­по­ра­тив­ной ин­фор­ма­ции»), ООО «Ин­тер­факс - Ди энд Би» (си­сте­ма DBAI, GRS, от­че­ты «З­най сво­е­го кли­ен­та»), ЗАО «СКРИН», а та­к­же иные ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции, до­сту­п­ные ор­га­ни­за­ци­ям на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях.

В слу­чае, ес­ли ваш кли­ент ока­за­л­ся пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом или его род­ствен­ни­ком (в т.ч. су­пру­гом), при­ня­тие его на об­слу­жи­ва­ние осу­ще­ств­ля­ет­ся в осо­бом по­ряд­ке.

При­ни­мать на об­слу­жи­ва­ние ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц мо­ж­но толь­ко на ос­но­ва­нии пись­мен­но­го ре­ше­ния ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ли­бо его за­ме­сти­те­ля, а та­к­же ру­ко­во­ди­те­ля обособ­лен­но­го под­раз­де­ле­ния ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ко­то­ро­му ру­ко­во­ди­те­лем ука­за­н­ной ор­га­ни­за­ции ли­бо его за­ме­сти­те­лем де­ле­ги­ро­ва­ны со­о­т­вет­ству­ю­щие пол­но­мо­чия (да­лее – упол­но­мо­чен­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо).

При этом ана­ло­ги­ч­ное тре­бо­ва­ние рас­про­стра­ня­ет­ся та­к­же на ПДЛМО и РПДЛ в слу­чае, ес­ли фи­нан­со­вым опе­ра­ци­ям та­ких кли­ен­тов при­сво­е­на вы­со­кая сте­пень (у­ро­вень) ри­с­ка со­вер­ше­ния та­ких опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма.

Ука­за­н­ный по­ря­док раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га са­мо­сто­я­тель­но и за­кре­п­ля­ет­ся в про­гра­м­ме иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­тов и (и­ли) вы­го­до­при­об­ре­та­те­лей, а та­к­же бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, пре­ду­смо­т­рен­ной в пра­ви­лах внут­рен­не­го кон­тро­ля1.

И вни­ма­ни­е! В ра­м­ках ука­за­н­ной про­гра­м­мы дол­ж­на быть раз­ра­бо­та­на фор­ма пись­мен­но­го до­ку­мен­та, в ко­то­рой бу­дет фи­к­си­ро­вать­ся ре­ше­ние упол­но­мо­чен­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца о при­ня­ти­и/­не­при­ня­тии ПДЛ на об­слу­жи­ва­ние. При этом сле­ду­ет от­ме­тить, что от­каз кли­ен­ту в при­ня­тии на об­слу­жи­ва­ние толь­ко по при­чи­не его от­не­се­ния к ка­те­го­рии ПДЛ не до­пус­ка­ет­ся.

Та­ким об­ра­зом, нам не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать ука­за­н­ную фор­му и утвер­дить ее по ор­га­ни­за­ции или у ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля.

Ме­ры по при­ня­тию на об­слу­жи­ва­ние не­по­сред­ствен­но ПДЛ ана­ло­ги­ч­ным об­ра­зом при­ме­ня­ют­ся в це­лях при­ня­тия на об­слу­жи­ва­ние лиц, свя­за­н­ных с ПДЛ.

Оста­лись во­про­сы?

­вы мо­же­те за­дать их экс­пе­р­ту, на­пи­сав нам на ад­рес элек­трон­ной по­чты­mail@rfm115.ru.

1 Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в со­о­т­вет­ствии с Тре­бо­ва­ни­я­ми к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­з­на­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, утв. по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 30.06.2012 № 667.

[ юрист-тлт.рф ]

Полезное

Полезное

 
-->