Андрей Юрин рассказал о работе в министерствах, московской жизни и добыче алмазов

Раздел: Власть
06 ноября 2013 г.

Уро­же­нец Бар­на­у­ла Ан­дрей Юрин на­чи­нал ка­рье­ру в од­ном из бар­на­уль­ских рай­ис­пол­ко­мов, за­тем ра­бо­тал в фин­ко­ми­те­те ад­ми­ни­стра­ции края, а в на­ча­ле 2000-х уехал в Моск­ву. Там он по­ра­бо­тал в не­сколь­ких фе­де­раль­ных ве­дом­ствах, а не­сколь­ко ме­ся­цев на­зад был на­зна­чен ру­ко­во­ди­те­лем Го­хра­на Рос­сии. Кор­ре­спон­дент "ВД" по­бы­вал в го­стях у вы­со­ко­по­став­лен­но­го зем­ля­ка, по­го­во­рил с ним о но­вой ра­бо­те и о том, как ему жи­вет­ся в сто­ли­це.

Ан­дрей Юрин, ру­ко­во­ди­тель Го­хра­на Рос­сии. Фо­то из ар­хи­ва ре­дак­ции.

— Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич, как вы пе­ре­шли ра­бо­тать в Мин­фин? И как быст­ро при­вык­ли к жиз­ни в сто­ли­це?

— Это бы­ло уже дав­но, в на­ча­ле 2002 го­да, Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов при­гла­си­ло ме­ня на ра­бо­ту в де­пар­та­мент, ко­то­рый за­ни­мал­ся бюд­же­та­ми субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Но к Москве при­вык за­дол­го до то­го, как ока­зал­ся здесь на по­сто­ян­ной ра­бо­те: до пе­ре­ез­да в сто­ли­цу я ра­бо­тал пред­се­да­те­лем ко­ми­те­та по фи­нан­сам Ал­тай­ско­го края, и не бы­вать в Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов бы­ло не­воз­мож­но. Ча­стые кон­так­ты с Мин­фи­ном тре­бо­ва­ли по­ни­ма­ния ме­то­дов ра­бо­ты фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти, ре­гу­ляр­ных ко­ман­ди­ро­вок по за­щи­те ин­те­ре­сов края. В Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов я при­шел за­ме­сти­те­лем ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та, а за­тем был ди­рек­то­ром де­пар­та­мен­та, ру­ко­во­ди­те­лем раз­лич­ных фе­де­раль­ных струк­тур, на­при­мер Фон­да обя­за­тель­но­го ме­ди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния, ра­бо­тал за­ме­сти­те­лем ми­ни­стра здра­во­охра­не­ния.

— Вы не­сколь­ко раз ме­ня­ли сфе­ру де­я­тель­но­сти: Мин­фин, Мин­здрав, те­перь Го­хран...

— На са­мом де­ле кар­ди­наль­ной сме­ны де­я­тель­но­сти не бы­ло: ра­бо­та в Мин­фи­не и ко­ми­те­те по фи­нан­сам — это прак­ти­че­ски од­но и то же. В Фон­де обя­за­тель­но­го ме­ди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния и в Мин­здра­ве я опять-та­ки за­ни­мал­ся преж­де все­го во­про­са­ми фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния. Каж­дая от­расль, ко­неч­но, име­ет свою спе­ци­фи­ку, но го­во­рить, что моя ра­бо­та кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся от то­го, чем при­хо­ди­лось за­ни­мать­ся рань­ше, бы­ло бы не­пра­виль­но. Я все­гда за­ни­мал­ся имен­но фи­нан­со­вы­ми во­про­са­ми. В мо­ей те­пе­реш­ней ра­бо­те боль­ше ме­недж­мен­та, ло­ги­сти­ки, и при­хо­дит­ся изу­чать мно­го ве­щей, ка­са­ю­щих­ся тех­но­ло­гий до­бы­чи и об­ра­бот­ки ал­ма­зов, рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней.

Ал­маз­ный ре­зерв

— По­яс­ни­те, что та­кое Го­хран Рос­сии, чем он за­ни­ма­ет­ся?

— Го­хран — под­раз­де­ле­ние Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов. За­да­ча Го­хра­на — обес­пе­че­ние де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го фон­да дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней, в том числе, на­при­мер, фор­ми­ро­ва­ние фон­да жем­чу­гом и ян­та­рем. У каж­до­го го­су­дар­ства есть та­кой ре­зерв: дра­го­цен­ных кам­ней, ва­лю­ты и про­че­го. Хра­не­ние той ча­сти гос­фон­да, ко­то­рая на­хо­дит­ся в драг­ме­тал­лах и кам­нях, до­ве­ре­но Го­хра­ну. Го­хран обес­пе­чи­ва­ет их по­ступ­ле­ние и от­пуск из Гос­фон­да, а так­же экс­по­ни­ро­ва­ние вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ных из­де­лий. Вы­став­ка Ал­маз­но­го фон­да (там хра­нят­ся не толь­ко ис­то­ри­че­ские ре­лик­вии, но и со­вре­мен­ные юве­лир­ные ше­дев­ры) поль­зу­ет­ся огром­ным спро­сом, экс­кур­сии идут с ин­тер­ва­лом 20 ми­нут.

Еще од­на функ­ция, не столь ши­ро­ко из­вест­ная, — го­су­дар­ствен­ный кон­троль за до­бы­чей и сор­ти­ров­кой ал­ма­зов: в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ством их до­бы­ча, клас­си­фи­ка­ция и опре­де­ле­ние сто­и­мо­сти под­ле­жат осо­бо­му кон­тро­лю. У нас есть спе­ци­аль­ная служ­ба го­су­дар­ствен­ных кон­тро­ле­ров, ко­то­рые при­сут­ству­ют на ме­стах раз­ра­бот­ки ал­маз­ных ме­сто­рож­де­ний. Кро­ме то­го, в струк­ту­ре Го­хра­на есть еще кон­троль­ные ин­спек­ции, в том чис­ле в спе­ци­аль­ном пунк­те та­мо­жен­но­го про­пус­ка.

— В чем со­сто­ят ва­ши слу­жеб­ные обя­зан­но­сти?

— Глав­ная за­да­ча чи­нов­ни­ка, ра­бо­та­ю­ще­го в фе­де­раль­ном ми­ни­стер­стве, — го­то­вить нор­ма­тив­ные ак­ты, до­ку­мен­ты, по ко­то­рым за­тем жи­вет от­расль. Это то, чем я за­ни­мал­ся и в Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов, и в Ми­ни­стер­стве здра­во­охра­не­ния. В де­я­тель­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля Го­хра­на мень­ше ра­бо­ты над нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми, гла­вен­ству­ю­щие во­про­сы ка­са­ют­ся обес­пе­че­ния де­я­тель­но­сти учре­жде­ни­я; ха­рак­тер ма­те­ри­а­ла, с ко­то­рым мы име­ем де­ло, до­ста­точ­но спе­ци­фи­чен, осо­бен­но то, что ка­са­ет­ся хра­не­ния и от­пус­ка ал­ма­зов: там не­сколь­ко со­тен толь­ко но­мен­кла­тур­ных по­зи­ций. Ко­ман­ди­ров­ки в мо­ей ра­бо­те ред­ко­сть, хо­тя в бли­жай­шее вре­мя пла­ни­рую по­бы­вать на ал­маз­ных ме­сто­рож­де­ни­ях.

— Сколь­ко со­труд­ни­ков у вас в под­чи­не­нии?

— Ес­ли счи­тать все под­раз­де­ле­ния, то око­ло по­лу­то­ра ты­сяч че­ло­век.

— Как про­хо­дит ваш обыч­ный ра­бо­чий день?

— То, как про­хо­дит мой день, я ду­маю, ма­ло от­ли­ча­ет­ся от то­го, как про­хо­дит день боль­шин­ства моск­ви­чей: жи­те­ли Моск­вы до­ста­точ­но мно­го ра­бо­та­ют, боль­шая часть су­ток про­хо­дит на ра­бо­те или в до­ро­ге ту­да и об­рат­но. Ра­бо­чий день офи­ци­аль­но на­чи­на­ет­ся с 9.00 и за­кан­чи­ва­ет­ся в 18.00, но фак­ти­че­ски мо­жет про­дол­жать­ся и до 20.00, и до 21.00. Вось­ми­ча­со­вой ра­бо­чий день не по­лу­ча­ет­ся, как ми­ни­мум 11-ча­со­вой. Но при­мер­но в та­ком же ре­жи­ме я ра­бо­тал и в крае, по­это­му для ме­ня тут не­мно­гое из­ме­ни­лось.

Чув­ствую се­бя рос­си­я­ни­но­м

— Со­хра­ня­е­те ли вы связь с Ал­тай­ским кра­ем? Сле­ди­те за со­бы­ти­я­ми в ре­ги­о­не?

— Ре­гу­ляр­но раз в год при­ез­жаю в Бар­на­ул: у ме­ня здесь жи­вут род­ные, дру­зья, со­слу­жив­цы, под­дер­жи­ваю с ни­ми от­но­ше­ния. Раз в не­де­лю ста­ра­юсь про­смат­ри­вать но­вост­ные сай­ты: хо­чет­ся быть в кур­се то­го, что про­ис­хо­дит на Ал­тае. Я не очень глу­бо­ко вни­каю в со­бы­тия эко­но­ми­че­ской жиз­ни, но за­мет­но, что жизнь в крае ме­ня­ет­ся к луч­ше­му: до­ро­ги ста­но­вят­ся луч­ше, па­мят­ни­ки но­вые по­яв­ля­ют­ся, ре­ста­ври­ру­ют те­ат­ры, раз­ви­ва­ет­ся ту­ризм: на­при­мер, "Би­рю­зо­вая Ка­ту­нь" — это тур­ком­плекс ев­ро­пей­ско­го клас­са. За­мет­ны из­ме­не­ния в об­ла­сти здра­во­охра­не­ния — бес­пре­це­дент­ные объ­е­мы со­вре­мен­но­го ме­ди­цин­ско­го обо­ру­до­ва­ния за по­след­ние го­ды по­став­ле­ны в ре­ги­он. Пред­при­я­тия края зву­чат не толь­ко на все­рос­сий­ской, но и на ми­ро­вой аре­не: на­при­мер, "Ал­тай­ский за­вод пре­ци­зи­он­ных из­де­лий" се­го­дня по­став­ля­ет про­дук­цию на ми­ро­вой ры­нок.

— Вы чув­ству­е­те се­бя моск­ви­чом? Или в боль­шей сте­пе­ни жи­те­лем Ал­тай­ско­го края, Бар­на­у­ла?

— Я чув­ствую се­бя рос­си­я­ни­ном.

— В по­след­ние го­ды уси­ли­ва­ет­ся от­ток мо­ло­дых спе­ци­а­ли­стов в сто­ли­цу. Что бы вы ска­за­ли че­ло­ве­ку, ко­то­рый пе­ре­ез­жа­ет из Ал­тай­ско­го края в Моск­ву?

— Я ду­маю, это тен­ден­ция не Ал­тай­ско­го края и да­же не Рос­сии, а, по­жа­луй, об­ще­ми­ро­вая: ме­га­по­ли­сы при­тя­ги­ва­ют все боль­ше лю­дей. Впро­чем, так бы­ло все­гда. А мо­ло­дым лю­дям, пе­ре­ез­жа­ю­щим в Моск­ву, я бы по­со­ве­то­вал сна­ча­ла опре­де­лить­ся с ме­стом ра­бо­ты, а по­том уже ре­шать во­прос с пе­ре­ез­дом. Ну а по­сле пе­ре­ез­да — быть го­то­вым к то­му, что ра­бо­ты бу­дет боль­ше, за­бот бу­дет боль­ше, мно­го вре­ме­ни бу­дет ухо­дить на до­ро­гу на ра­бо­ту и с ра­бо­ты. Ми­ну­сов бу­дет мно­го, но ха­рак­тер Москва за­ка­ля­ет.

— Вы лю­би­те смот­реть те­ле­ви­зор?

— Но­во­сти и хо­ро­шие ху­до­же­ствен­ные филь­мы, но они бы­ва­ют ред­ко.

— Вы поль­зу­е­тесь слу­жеб­ным ав­то­мо­би­лем или лич­ным?

— Слу­жеб­ным. Сам ма­ши­ну во­дить не люб­лю. Ча­сто ез­жу на мет­ро, по­то­му что в Москве так быст­рее.

— Вы со­сто­и­те в "Е­ди­ной Рос­си­и"?

— Да, с 2004 го­да.

— Ка­кой пред­мет в шко­ле вы боль­ше все­го лю­би­ли?

— Исто­рию и эко­но­ми­че­скую гео­гра­фию.

— Ка­кое вто­рое об­ра­зо­ва­ние вы хо­те­ли бы по­лу­чить?

— Усо­вер­шен­ство­вать свой ан­глий­ский.

— Кни­га, ко­то­рую вы сей­час чи­та­е­те.

— Не­дав­но про­чел кни­гу о Вит­те из се­рии "ЖЗЛ". Мне по­нра­ви­лось.

О чем еще рас­ска­зал со­бе­сед­ни­к

Об ис­то­рии Го­хра­на

— До ре­во­лю­ции мно­гие функ­ции Го­хра­на вы­пол­ня­ла Брил­ли­ан­то­вая кла­до­вая, где в том чис­ле хра­ни­лись цар­ские ре­га­лии: ко­ро­на Рос­сий­ской им­пе­рии, дер­жа­ва и ски­петр. Рас­хо­жая фра­за "за тре­мя зам­ка­ми" — от­ту­да: у трех чи­нов­ни­ков бы­ло три от­дель­ных клю­ча, и по­пасть в кла­до­вую они мо­гли, толь­ко со­брав­шись вме­сте, под над­зо­ром стар­ше­го ру­ко­во­ди­те­ля. По­сле ре­во­лю­ции в Го­хран Рос­сии по­сту­пи­ли дра­го­цен­но­сти, при­над­ле­жав­шие цар­ско­му дво­ру и пе­ре­шед­шие в гос­соб­ствен­но­сть. До 1960-х го­дов Го­хран в ос­нов­ном ак­ку­му­ли­ро­вал дра­го­цен­ные кам­ни и ме­тал­лы, а за­тем в Яку­тии бы­ли от­кры­ты ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов, и в ра­бо­те Го­хра­на про­изо­шли су­ще­ствен­ные из­ме­не­ния. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние, что не толь­ко до­бы­ча, но и огран­ка ал­ма­зов то­же долж­на про­хо­дить в Со­вет­ском Со­ю­зе. Имен­но то­гда в Бар­нау­ле воз­ник за­вод "Кри­стал­л", один из вось­ми за­во­дов в СССР, ко­то­рый за­ни­мал­ся огран­кой ал­ма­зов. А на Го­хран бы­ли воз­ло­же­ны функ­ции кон­тро­ля над до­бы­чей и сор­ти­ров­кой ал­ма­зов, что­бы от­не­сти их к той или иной груп­пе и опре­де­лить ры­ноч­ную сто­и­мо­сть.

О сор­ти­ров­щи­цах ал­ма­зов

— Этой эк­зо­ти­че­ской про­фес­си­ей вла­де­ют все­го не­сколь­ко со­тен че­ло­век в стра­не, при­чем толь­ко жен­щи­ны. Они вруч­ную — по­то­му что до сих пор нет ка­ко­го-то устрой­ства, ко­то­рое поз­во­ли­ло бы сор­ти­ро­вать ал­ма­зы ав­то­ма­ти­че­ски, в со­от­вет­ствии с об­раз­ца­ми, — сор­ти­ру­ют ал­ма­зы. На ми­ро­вом рын­ке шко­ла рос­сий­ских ком­плек­тов­щиц оце­не­на вы­со­ко, и в этом есть и за­слу­га Го­хра­на. Это очень кро­пот­ли­вая ра­бо­та, па­ра­мет­ры оцен­ки вы­дер­жать край­не труд­но, ведь ал­ма­зы со­зда­ет при­ро­да, и еди­но­го шаб­ло­на про­сто нет. Но при­дя в эту про­фес­сию, жен­щи­ны не ухо­дят до пен­сии.

О хоб­би и мо­раль­ных ав­то­ри­те­тах

— Я очень люб­лю при­ро­ду, го­ры, во­об­ще, мы с се­мьей лю­бим пу­те­ше­ство­вать — прав­да, у се­мьи это по­ка по­лу­ча­ет­ся бо­лее успеш­но, чем у ме­ня. На от­дых оста­ет­ся ма­ло вре­ме­ни. Люб­лю чи­тать ме­му­а­ры вы­да­ю­щих­ся лю­дей, раз­мыш­лять, про­во­дить ка­кие-то ана­ло­гии с се­го­дняш­ним днем... Утвер­ждать, что сре­ди этих лю­дей для ме­ня есть ка­кой-то од­но­знач­но при­вле­ка­тель­ный об­раз, бы­ло бы, на­вер­ное, не­пра­виль­но: лю­ди слиш­ком слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы... Но не­из­мен­ное ува­же­ние у ме­ня вы­зы­ва­ют лю­ди, ко­то­рые пре­дан­но слу­жи­ли и слу­жат сво­е­му де­лу и Оте­че­ству. Ме­ня вос­хи­ща­ют та­кие лю­ди, как, на­при­мер, Ми­ха­ил Ка­лаш­ни­ков (м­не до­ве­лось с ним встре­тить­ся), Ми­ха­ил Ли­са­вен­ко, Ида Ка­ли­ни­на, ко­то­рые за­ло­жи­ли ос­но­вы са­до­вод­ства в Ал­тай­ском крае.

До­сье

Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич Юрин ро­дил­ся 9 фев­ра­ля 1960 го­да в Бар­нау­ле. В 1982 го­ду окон­чил Ал­тай­ский го­су­ни­вер­си­тет по спе­ци­аль­но­сти "Эко­но­ми­ка тру­да". С 1984 по 1990 год — вто­рой, за­тем пер­вый сек­ре­тарь рай­ко­ма ВЛКСМ. В 1990–1991 го­дах — и. о. за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го рай­ис­пол­ко­ма. В 1992–1994 го­дах — за­мгла­вы ад­ми­ни­стра­ции Бар­на­у­ла, пред­се­да­тель ко­ми­те­та по эко­но­ми­че­ской ре­фор­ме. В 1994–1995 го­дах — зам­пред­се­да­те­ля ко­ми­те­та ад­ми­ни­стра­ции края по фи­нан­сам, на­ло­го­вой и кре­дит­ной по­ли­ти­ке, за­тем до 2002 го­да — пред­се­да­тель ко­ми­те­та. С 2002 по 2004 год — за­мру­ко­во­ди­те­ля де­пар­та­мен­та, и. о. ру­ко­во­ди­те­ля де­пар­та­мен­та меж­бюд­жет­ных от­но­ше­ний Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов РФ, за­тем до 2006 го­да за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та, а с 2006-го до кон­ца 2008 го­да — ди­рек­тор де­пар­та­мен­та. С но­яб­ря 2008 го­да — пред­се­да­тель Фе­де­раль­но­го фон­да обя­за­тель­но­го ме­ди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния. В июне 2012 го­да был на­зна­чен за­ме­сти­те­лем ми­ни­стра здра­во­охра­не­ния РФ, а в кон­це июля 2013 го­да — ру­ко­во­ди­те­лем Го­хра­на Рос­сии.

Со­вет­ник РФ I клас­са. Заслу­жен­ный эко­но­мист Рос­сии. Су­пру­га — док­тор фар­ма­цев­ти­че­ских на­ук, пре­по­да­ва­тель Пер­во­го Мос­ков­ско­го го­су­дар­ствен­но­го ме­ду­ни­вер­си­те­та им. Се­че­но­ва. Сын школь­ник.

[ altapress.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->