Ильгиз Фазулзянов: неумеренное обращение к компьютерным технологиям к хорошему не приведет

Раздел: Ювелиры и компании
24 сентября 2012 г.

Иль­гиз Фа­зул­зя­нов, успеш­ный рос­сий­ский ху­дож­ник-ю­ве­лир, по­лу­чил Гран-при кон­кур­са меж­ду­на­род­но­го юве­лир­но­го ди­зай­на International Jewellery Design Excellence Award 2011, ито­ги ко­то­ро­го бы­ли под­ве­де­ны на ве­ду­щей ми­ро­вой юве­лир­ной вы­став­ке в Гон­кон­ге. Под­вес­ка Иль­ги­за Фа­зул­зя­но­ва «С­не­ги­ри» по­лу­чи­ла выс­шую оцен­ку жю­ри за кра­со­ту и ори­ги­наль­ность ди­зай­на, и из 109 юве­ли­ров, пред­став­ляв­ших 21 стра­ну, он был удо­сто­ен выс­ше­го ти­ту­ла - «Чем­пи­он чем­пи­о­нов».

Един­ствен­ный ав­тор-ю­ве­лир, удо­сто­ен­ный че­сти вы­став­лять и про­да­вать свои ра­бо­ты на лон­дон­ском аук­ци­о­не Сhristie’s, Иль­гиз Фа­зул­зя­нов от­ве­ча­ет на во­про­сы кор­ре­спон­ден­та Rough&Polished.

Обя­за­тель­но ли быть пер­фек­ци­о­ни­стом, что­бы до­стичь успе­ха?

Ду­маю, да! Я счи­таю пер­фек­ци­о­низм од­ной из со­став­ля­ю­щих, при­во­дя­щих к успе­ху. Это осо­бен­но ка­са­ет­ся юве­лир­но­го де­ла, где в бук­валь­ном смыс­ле мож­но ви­деть луч­ший ре­зуль­тат.

Рас­ска­жи­те о кон­кур­се в Гон­кон­ге, где вы ста­ли «чем­пи­о­ном чем­пи­о­нов» и о сво­ей ра­бо­те.

Кон­курс в Гон­кон­ге про­во­дит­ся один раз в два го­да и счи­та­ет­ся са­мым важ­ным сре­ди юве­ли­ров в ми­ре. Это свое­об­раз­ный «Оскар» для ма­сте­ра. Счи­та­ет­ся пре­стиж­ным да­же про­сто участ­во­вать в нем, не го­во­ря уже о вы­хо­де в фи­нал и тем бо­лее о по­бе­де. И хо­тя к успе­ху ме­ня при­ве­ла че­ре­да, мож­но ска­зать, слу­чай­ных со­бы­тий, я счи­таю по­бе­ду мо­ей ра­бо­ты за­ко­но­мер­ной. Де­ло в том, что я ча­сто ез­жу на юве­лир­ные со­бы­тия, мно­го ви­жу и, ана­ли­зи­руя уви­ден­ное, по­ни­маю, ка­кой ост­рый сей­час в ми­ре де­фи­цит идей и эле­мен­тар­но­го ма­стер­ства. Спе­ци­а­ли­сты, на мой взгляд, очень уж до­ве­ри­лись ком­пью­те­рам, от­сю­да боль­шое ко­ли­че­ство без­услов­но ка­че­ствен­ных, но не «жи­вых» ра­бот. К то­му же раз­де­ле­ние меж­ду ди­зай­не­ра­ми и юве­ли­ра­ми то­же не все­гда при­во­дит к вза­и­мо­по­ни­ма­нию, а зна­чит к успе­ху.

Ко­неч­но, речь не идет о ги­гант­ских кор­по­ра­ци­ях, а, ско­рее, о так на­зы­ва­е­мом юве­лир­ном «ис­кус­стве». На этом фо­не моя под­вес­ка «С­не­ги­ри» вы­гля­дит до­стой­но и с точ­ки зре­ния идеи, и ис­пол­не­ния, вклю­чая, ред­кие тех­ни­ки на­не­се­ния эма­ли, ко­то­рые я са­мо­сто­я­тель­но раз­ра­бо­тал, и дру­гие тех­ни­че­ские ре­ше­ния. Как по­ка­зы­ва­ет вре­мя, это не толь­ко мое субъ­ек­тив­ное мне­ние, но и мне­ние жю­ри не­сколь­ких рос­сий­ских кон­кур­сов, и ре­ше­ние вы­со­ко­го жю­ри кон­кур­са в Гон­кон­ге.

Что Вас вдох­нов­ля­ет?

С этим у ме­ня нет осо­бен­ных слож­но­стей. Нуж­но про­сто вый­ти в цве­ту­щий сад или парк. При­ро­да - вот не­ис­ся­ка­е­мый ис­точ­ник вдох­но­ве­ния и идей. До­бавь­те к это­му мо­их де­тей, лю­би­мую жен­щи­ну, му­зы­ку…

Есть ли у вас ку­ми­ры в юве­лир­ном де­ле?

Бе­з­услов­но. Каж­дый но­вый ма­стер - это ак­ку­му­ля­ция бес­цен­но­го опы­та преды­ду­ще­го и не од­но­го по­ко­ле­ния ма­сте­ров. По­это­му я ско­рее скло­нен на­зы­вать их сво­и­ми учи­те­ля­ми, а не ку­ми­ра­ми. Та­ким об­ра­зом, ими для ме­ня ста­ли Ла­лик, Фукэ, Ви­вьер и дру­гие ма­сте­ра эпо­хи мо­дер­на. Из со­вре­мен­ни­ков – это Жар, Уол­лес Чан.

Что Вы ду­ма­е­те о ны­неш­нем со­сто­я­нии юве­лир­но­го ис­кус­ства - в Рос­сии и в ми­ре?

Как та­ко­во­го, юве­лир­но­го ис­кус­ства на се­го­дняш­ний день я бы не стал вы­де­лять, про­сто по­то­му, что гра­да­ция меж­ду юве­лир­ным про­из­вод­ством и ис­кус­ством сей­час не су­ще­ствен­на. Как я уже за­ме­тил, не­уме­рен­ное об­ра­ще­ние к ком­пью­тер­ным тех­но­ло­ги­ям к хо­ро­ше­му не при­ве­дет. Это уже по­ни­ма­ет прак­ти­че­ски весь мир, а Рос­сия толь­ко под­са­жи­ва­ет­ся на это все, при­об­ре­тая ита­льян­ские про­грам­мы юве­лир­но­го ди­зай­на и те­ряя бес­цен­ный опыт рос­сий­ской шко­лы юве­лир­но­го ис­кус­ства. Я со­труд­ни­чаю с кол­ле­джа­ми, где го­то­вят юве­ли­ров, так вот от­ту­да при­хо­дят ре­бя­та, ко­то­рые да­же ри­со­вать не уме­ют. О ка­ком раз­ви­тии ис­кус­ства мо­жет ид­ти речь?

Дру­гая сто­ро­на то­го, что де­ла­ет не­воз­мож­ным раз­ви­тие юве­лир­но­го ис­кус­ства, на мой взгляд, это пол­ное от­сут­ствие за­ин­те­ре­со­ван­но­сти го­су­дар­ства в этом во­про­се: зо­ло­то­до­бы­ча, ал­ма­зы, ва­лют­ный кон­троль, не­сколь­ко мо­но­по­ли­стов по стра­не - вот ос­нов­ной круг ин­те­ре­сов на­ше­го го­су­дар­ства. А то, что есть ком­па­нии, до­стой­но пред­став­ля­ю­щие стра­ну в ми­ре, до это­го нет ни­ка­ко­го де­ла.

Как от­но­си­тесь к брил­ли­ан­ту, его ис­поль­зо­ва­нию в юве­лир­ных из­де­ли­ях?

На се­го­дняш­ний день брил­ли­ант - прак­ти­че­ски не­от­де­ли­мая со­став­ля­ю­щая юве­лир­но­го из­де­лия клас­са LUX. При­об­ре­те­ние юве­лир­но­го из­де­лия, по край­ней ме­ре, у ме­ня, это все­гда вло­же­ние сред­ств. И на­ли­чие в укра­ше­нии од­но­го или не­сколь­ких брил­ли­ан­тов - од­но из усло­вий при­об­ре­те­ния. В дан­ном слу­чае я го­во­рю об ос­нов­ной мас­се кли­ен­тов. Но у ме­ня есть по­ку­па­те­ли, и я осо­бен­но ими до­ро­жу, ко­то­рые це­нят и при­об­ре­та­ют мои ра­бо­ты вне за­ви­си­мо­сти от ука­зан­ной ка­рат­но­сти брил­ли­ан­тов - про­сто за идею и ма­стер­ство ис­пол­не­ния.

Над чем ра­бо­та­е­те, ка­ко­вы пла­ны на бу­ду­щее?

По­сле по­бе­ды в Гон­кон­ге, я по­лу­чил не­сколь­ко пред­ло­же­ний уча­стия в раз­лич­ных про­ек­тах. В том чис­ле это пре­зен­та­ция в ле­ген­дар­ном оте­ле «Бе­вер­ли Хил­лз» в Лос-Ан­дже­ле­се и вы­став­ка в Мо­на­ко. Сей­час про­шла вы­став­ка в Лас-Ве­га­се, где мы участ­во­ва­ли в па­ви­льо­не LUXURY - нас при­гла­си­ли ту­да по­сле то­го, как мы вы­сла­ли им не­сколь­ко фо­то на­ших ра­бот. Но ос­нов­ные на­ши по­езд­ки свя­за­ны со встре­ча­ми с част­ны­ми кол­лек­ци­о­не­ра­ми по все­му ми­ру. Или это ка­кие-то ка­мер­ные ме­ро­при­я­тия, как бла­го­тво­ри­тель­ный бал Крас­но­го Кре­ста в Же­не­ве, мно­го лет устра­и­ва­е­мый ба­ро­ном и ба­ро­нес­сой Рот­шильд, ку­да нас по­про­си­ли пред­ста­вить ра­бо­ту для аук­ци­о­на.

Рос­сию мы то­же не за­бы­ва­ем. По-преж­не­му од­ним из лю­би­мых ме­ро­при­я­тий яв­ля­ет­ся фе­сти­валь ис­кусств Юрия Баш­ме­та в Со­чи, где мы про­во­дим пер­со­наль­ную вы­став­ку, и мы из­го­тав­ли­ва­ем для фе­сти­ва­ля спе­ци­аль­ный приз «Се­реб­ря­ная ра­куш­ка». Дру­гие го­ро­да - Ир­кут­ск, Пермь - ку­да ме­ня при­гла­ша­ют в ка­че­стве по­чет­но­го го­стя и с вы­став­ка­ми мо­их ра­бот.

В этом го­ду бу­дет 20-ле­тие мо­ей твор­че­ской де­я­тель­но­сти, и у нас в пла­нах бы­ло про­ве­де­ние пер­со­наль­ной вы­став­ки в Москве. Но по­ка идут толь­ко пе­ре­го­во­ры с ве­ду­щи­ми му­зе­я­ми, ру­ко­вод­ство ко­то­рых очень сму­ща­ют ма­те­ри­а­лы, с ко­то­ры­ми я ра­бо­таю. Это не хол­сты и крас­ки…

[ rough-polished.com ]

  • 26 сентября 2012 г.:

    Поздравляю Ильгиза с победой. Греков . Красноярск.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->