Танзанит и кораллы: ускользающая красота

Раздел: Драгоценные камни
20 января 2008 г.

Танзанит и коралл, возможно, нельзя отнести к самым дорогим и популярным самоцветам, но постепенное уменьшение залежей первого и уничтожение второго в результате глобального потепления заставило ювелиров изменить свою точку зрения и срочно принять меры.

Алмазы вечны, чего нельзя сказать о танзаните и кораллах. И если вы думали, что эти камни – всего лишь “бедные родственники" настоящих драгоценностей, возможно, пора изменить мнение? Хотя они и не имеют пока звездного статуса алмазов или популярности изумрудов, но это быстро изменится – и танзанит, и коралл почти на грани исчезновения, что делает их чрезвычайно привлекательными для ювелирной индустрии.

Танзанит (открытый всего 40 лет назад) часто ошибочно считают дешевым камнем, чем-то вроде циркония кубической формы, но на самом деле это поистине “драгоценный" камень во всех известных смыслах этого слова, который с полным правом можно причислить к “элите", куда традиционно входят алмаз, сапфир, изумруд, рубин и жемчуг. Отличается от них танзанит тем, что этот синевато-фиолетовый камень с интенсивным блеском встречается в природе в 1000 раз реже, чем алмаз. По оценкам геологов, запасы танзанита будут исчерпаны уже через 15 лет. Редкость всегда ценится высоко, поэтому танзанит чрезвычайно перспективен и как выгодная инвестиция, и как прекрасное дополнение к любой коллекции драгоценностей.

Танзанит – самый молодой из природных самоцветов, он был открыт в 1967 г. Точнее, синие камни на плато Мерелани, неподалеку от склонов Килиманджаро, были обнаружены в марте 1966 г., но тогда их приняли за сапфиры. Синий камень, найденный охотниками-массаи, попал в руки местного предпринимателя Maнуэля Де Соуза, который занимался разведкой рубинов. После того как этот “сапфир" был изучен специалистами, оказалось, что это разновидность цоизита – минерала, известного с девятнадцатого столетия, но практически не имеющего ювелирного применения. Интенсивные градации синего, характерные для танзанита, пьянят и кружат голову. Одним из первых поклонников и покупателей танзанита, по достоинству оценившим его неповторимую красоту, стал Дом Tiffany. Слоган одной из первых рекламных кампаний гласил: “В мире есть только два места, где можно найти танзанит: в Танзании и магазинах Tiffany".

С тех пор “роман с камнем" крутят и другие ювелиры. В магазине Theo Fennell, расположенном в престижном районе Fulham Road на западе Лондона, можно увидеть три украшения с танзанитом, красиво уложенные на черном бархате. Танзаниты выглядят невероятно красиво в окружении бриллиантов, хотя и немного громоздко из-за немалого веса. Цена? Начальная цена украшений с танзанитом – £50,000, но самого Fennell больше поражает не цена, а “царская роскошь" камня.

“Думаю, у моих клиентов больший интерес вызовет факт исключительной редкости камня, а не его роскошная красота, – говорит он. – Хотя танзанит – фантастический камень с действительно неповторимым цветом – я сказал бы даже, фирменным цветом".

“Одна из крупных ошибок и несоответствий, существующих в современной ювелирной индустрии, – убеждение в том, что ценность камня определяется его ценой, поэтому, к сожалению, камни классифицируют по цене, а не по красоте. Это может привести к формированию извращенной системы оценки, в соответствии с которой исключительную ценность приобретают не редкие, а “пафосные" камни, и, например, бриллиант оценивается выше танзанита, а не слишком крупные и качественные рубины стоят больше, чем даже очень яркий турмалин, который встречается гораздо реже".

История танзанита не всегда напоминала авантюрный роман. В ноябре 2001 в Wall Street Journal появилась статья Дэниэла Пэрла, впоследствии похищенного и убитого террористами, в которой журналист связывал торговлю танзанитом с финансированием деятельности аль-Каэды. В напряженной атмосфере после событий 11 сентября статья имела эффект разорвавшейся бомбы, и основные покупатели танзанита в Америке, в том числе Tiffany и Zales, отказались от покупок, что имело катастрофические последствия для добытчиков камня в Танзании.

В результате этих событий в 2003 был создан некоммерческий Фонд Tanzanite Foundation, цель которого – поддерживать добычу драгоценных камней, используя этические деловые методы. Благодаря успешной деятельности Фонда, доброе имя танзанита удалось постепенно восстановить, и Tiffany в конечном итоге возобновил покупку этого уникального самоцвета.

Fennell уверен: “Часть очарования драгоценных камней в том, что они проходят закономерный цикл развития: появляются (т.е. их открывают), достигают зенита славы, а затем исчезают – для ювелира для страшно интересно".

С кораллом дело обстоит иначе: речь идет не только о скором исчерпании запасов, но и о человеческой беспечности, из-за которой будущее изысканного розоватого камня оказалось под угрозой. Глобальное потепление и загрязнение окружающей среды катастрофически влияют на большие рифы, разрушая экосистему, питающую кораллы.

Реакция ведущих игроков ювелирной индустрии не заставила себя ждать.

Sylvie Chantecaille наиболее известна своими средствами для ухода за кожей и волосами, но она также убежденная активистка “зеленого" движения, а ее главная страсть – коралловые рифы. По оценке ученых, приблизительно четверть мировых запасов кораллов потеряна навсегда, а еще 30% могут исчезнуть в ближайшие 30 лет – это проблема, которую Chantecaille принимает близко к сердцу.

“Потеряв кораллы, мы потеряем стабильность на Земле, – уверена Sylvie Chantecaille, которая с детства ныряла с аквалангом в Porquerolles, островке национального заповедника на Юге Франции. Steve Jones, автор книги “Коралл: пессимист в раю" (Coral: A Pessimist in Paradise) совершенно с ней согласен: “Чтобы разрушить подводные сады Средиземного моря, рыбакам понадобилось целых пять столетий, а мы успели уничтожить барьерные рифы за каких-то два века. Большая часть кораллов, обнаруженных в начале столетия, исчезнут без следа в течение этого десятилетия …"

Парниковые газы и загрязнение окружающей среды вызвали такое повышение температуры воды в океане, что чувствительный коралл обесцвечивается, “выцветает". Это болезнь, от которой коралл бледнеет и не может подкармливать рыбу и служить для нее пристанищем. Также вызывает беспокойство волна смертельных болезней, которые возникли в результате глобального потепления и “атакуют" рифы, разрушая экосистему.

“Люди ошибочно думают, что океан бескрайний и бездонный, и его запасы никогда не оскудеют, но это не так, – говорит Chantecaille. Люди, покупающие украшения с кораллами, вызывают у нее неодобрение: “Если бы они знали, каким красивым и утонченным был коралл, когда рос на океанской глубине, они бы немедленно перестали его покупать – по-моему, это все равно, что носить слоновьи бивни".

С ней согласна дизайнер украшений класса “люкс" Allegra Hicks. Не обманывайтесь роскошным видом дорогого кораллового ожерелья в ее бутике на Pont Street: они сделаны не из натуральных кораллов, а из металла, имитирующего коралл, – так проявляется ее уважение к кораллам, которые в ее родной Италии считаются амулетом, приносящим удачу.

“Мне никогда и в голову не приходило делать украшения из натуральных кораллов, ведь они на грани вымирания, – говорит Hicks, выпустившая коллекцию украшений из псевдо-кораллов, чтобы продемонстрировать глубокое уважение к этому “мифологическому" камню. – Я люблю природу и все органическое. Несомненно, коралл должен остаться в море".

[ Крупнейший журнал моды в Интернете ]

Полезное

Полезное

 
-->