Добывай. Продавай. Разделяй.

Раздел: Драгоценные камни
08 декабря 2020 г.

Сер­гей­Го­ря­и­но­в, Rough&Polished

Рос­сий­ская ал­маз­ная от­расль име­ет уни­каль­ную осо­бен­ность – она за­ро­ж­да­лась и до­воль­но дол­го раз­ви­ва­лась в ра­м­ках эко­но­ми­че­ской си­сте­мы, ко­то­рую при­ня­то име­но­вать «пла­но­вой», «ко­ман­д­но-а­д­ми­ни­стра­тив­ной», «со­ци­а­ли­сти­че­ской». В усло­ви­ях се­го­д­ня­ш­не­го су­ро­во­го ис­пы­та­ния, ко­то­ро­му под­вер­г­ла ал­маз­ный ры­нок пан­де­мия COVID-19, пред­став­ля­ет­ся весь­ма лю­бо­пы­т­ным оце­нить ре­зуль­та­ты про­хо­ж­де­ния ана­ло­ги­ч­ных «с­тресс-­те­стов» ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­стью СССР. Мо­жет быть, этот опыт при­го­ди­т­ся при при­ня­тии ан­ти­кри­зис­ных ре­ше­ний?

Д­ва се­рьез­ных кри­зи­са по­тряс­ли ми­ро­вую эко­но­ми­ку во вто­рой по­ло­ви­не ХХ ве­ка: в 1974 – 1975 и в 1980 – 1982 го­дах. При­чи­ны этих кри­зи­сов ле­жа­ли да­ле­ко за пре­де­ла­ми соб­ствен­но ал­маз­но­го ры­н­ка, но эф­фект для от­рас­ли был впе­чат­ля­ю­щим: к 1976 го­ду це­ны на бри­л­ли­ан­ты упа­ли на 50%, а ми­ро­вая до­бы­ча ал­ма­зов (кро­ме СССР) – на 25%, от­ка­тив­шись на уро­вень 1958 го­да. В 1982 го­ду це­ны на бри­л­ли­ан­ты рух­ну­ли в 5 раз, а до­бы­ча юве­ли­р­ных ал­ма­зов (кро­ме СССР) про­се­ла до уро­в­ня два­д­ца­ти­лет­ней дав­но­сти. Вы­ну­ж­ден­ное со­кра­ще­ние пред­ло­же­ния и спро­са на всех участ­ках ал­маз­но­го тру­бо­про­во­да бы­ло то­таль­ным и весь­ма бо­лез­нен­ным, осо­бен­но для гра­ниль­ных пред­при­я­тий. Ед­ва ли не един­ствен­ным уте­ше­ни­ем бы­ло то, что ры­нок на вре­мя из­ба­ви­л­ся от мно­го­чис­лен­ных «по­лез­ных иди­о­тов», пы­та­ю­щих­ся про­дви­гать «ин­ве­сти­ци­он­ные бри­л­ли­ан­ты».

Как же се­бя чув­ство­ва­ли в эти го­ды ис­пы­та­ний «Я­ку­тал­маз» и «Ура­лал­маз»? Как ни уди­ви­тель­но, они про­сто не за­ме­ти­ли ни­ка­ких кри­зи­сов. «Я­ку­тал­маз» ста­вил ми­ро­вые ре­кор­ды по те­м­пам до­бы­чи: ес­ли для ка­рье­ров De Beers в Юж­ной Аф­ри­ке счи­та­лась нор­мой от­ра­бо­т­ка по 10 мет­ров в год, то в За­па­д­ной Яку­тии от­ра­бо­т­ка в сред­нем вдвое пре­вы­ша­ла этот по­ка­за­тель, а на труб­ке «Ин­тер­на­ци­о­наль­ная» пре­вос­хо­ди­ла 40 мет­ров в год как раз в кри­зис­ные 1974-1975 го­ды. В 1975 го­ду бы­ла за­пу­ще­на кру­п­ней­шая обо­га­ти­тель­ная фаб­ри­ка № 12 Уда­ч­нин­ско­го ГОКа, огро­м­ные сред­ства вкла­ды­ва­лись в ин­фра­струк­ту­ру и гео­ло­го­раз­вед­ку. «Ура­лал­маз» во­об­ще до­стиг ис­то­ри­че­ско­го пи­ка до­бы­чи в 1975 го­ду. Ав­тор этих строк был со­труд­ни­ком «Я­ку­тал­ма­за» в 1982 го­ду. Кри­зис? Со­кра­ще­ния? За­дер­ж­ки за­р­пла­ты? Кон­сер­ва­ция про­из­вод­ства? То­г­да здесь про­сто не зна­ли та­ких слов.

По­че­му ми­ро­вые кри­зи­сы аб­со­лют­но не за­тра­ги­ва­ли до­бы­ва­ю­щий ди­ви­зи­он ал­маз­ной от­рас­ли СССР? От­вет прост – до­бы­ча ал­ма­зов и про­да­жа (экс­порт) ал­ма­зов осу­ще­ств­ля­лись раз­ны­ми струк­ту­ра­ми, не свя­за­н­ны­ми друг с дру­гом ни ад­ми­ни­стра­тив­но, ни фи­нан­со­во. «Я­ку­тал­маз» и «Ура­лал­маз» сда­ва­ли свою про­дук­цию в Го­хран по усло­в­ным це­нам, не при­вя­за­н­ным к ре­аль­но­му ры­н­ку, но за­то рас­с­чи­тан­ным так, что средств на до­бы­чу, со­вер­шен­ство­ва­ние тех­но­ло­гий, гео­ло­го­раз­вед­ку, раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры и т. д. хва­та­ло с из­бы­т­ком. Та­ким об­ра­зом, гор­ная до­бы­ча – на­и­бо­лее ка­пи­та­ло­е­м­кая ос­но­ва от­рас­ли бы­ла на­де­ж­но за­щи­ще­на от тур­бу­лен­т­но­сти цен на ми­ро­вом ал­маз­ном ры­н­ке. Что, в свою оче­редь, поз­во­ля­ло вы­би­рать до­ста­точ­но эф­фек­тив­ные, а глав­ное - на­де­ж­ные ре­ше­ния при пла­ни­ро­ва­нии и раз­ви­тии про­из­вод­ства.

И­дея о раз­де­ле­нии до­бы­ва­ю­щей и про­да­ю­щей ча­сти ал­маз­ной от­рас­ли воз­ни­к­ла за­дол­го до на­ча­ла осво­е­ния якут­ских ме­сто­ро­ж­де­ний, ее кор­ни ухо­дят в 1946 год, в под­пи­сан­ное Ста­ли­ным по­ста­но­в­ле­ние Со­ве­та ми­ни­ст­ров СССР «О раз­ви­тии оте­че­ствен­ной ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти». А пе­р­вая по­пы­т­ка объ­е­ди­нить до­бы­чу и про­да­жи в од­ной струк­ту­ре про­и­зо­ш­ла уже по­с­ле смер­ти во­ждя, ко­г­да бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но Спе­ци­аль­ное глав­ное управ­ле­ние МВД и «Ура­лал­маз» пе­ре­шел в ве­де­ние Ми­ни­стер­ства ме­тал­лур­ги­че­ской про­мы­ш­лен­но­сти. «У­прав­ле­ние «Ура­лал­маз» и его пред­при­я­тия на­хо­дят­ся на го­су­дар­ствен­ном бюд­же­те и не име­ют рас­чет­ной це­ны на вы­пус­ка­е­мую про­дук­цию. Пред­при­я­тия «Ура­лал­маз» фи­нан­си­ру­ют­ся в пре­де­лах го­до­вой сме­ты про­из­вод­ства не­за­ви­си­мо от вы­пол­не­ния пла­на», - это ци­та­та из пись­ма 1953 го­да на­чаль­ни­ка «Ура­лал­ма­за» пол­ко­в­ни­ка А. Маль­ги­на ми­ни­ст­ру И. Те­во­ся­ну, ко­то­рый счи­тал воз­мо­ж­ным объ­е­ди­нить до­бы­чу и экс­порт ал­ма­зов в сво­ем ми­ни­стер­стве.

И­дея Те­во­ся­на раз­ви­тия не по­лу­чи­ла – он за­ни­мал­ся ал­ма­за­ми очень не­дол­го, уже в фев­ра­ле 1954 го­да ал­маз­ная про­мы­ш­лен­ность пе­ре­ш­ла в ве­до­м­ство П. Ло­ма­ко, ко­то­рый был при­вер­жен­цем ста­рой схе­мы. И с не­боль­ши­ми из­ме­не­ни­я­ми «ста­лин­ский» ва­ри­ант ор­га­ни­за­ции ал­маз­ной от­рас­ли про­су­ще­ство­вал до 1988 го­да. До­бы­ва­ли «Ура­лал­маз» и «Я­ку­тал­маз», хра­нил Го­хран, про­да­ва­ли Вне­ш­торг (и­но­г­да упол­но­мо­чен­ные под­раз­де­ле­ния спе­ц­служб), поз­же – «Ал­ма­зю­ве­ли­р­экс­порт». У этой схе­мы бы­ли свои не­со­м­нен­ные до­сто­ин­ства. И глав­ное за­клю­ча­лось в том, что ка­ж­дое на­прав­ле­ние воз­глав­ля­ли про­фес­си­о­на­лы. А по­сколь­ку раз­ли­ч­ные ча­сти со­вет­ско­го «ал­маз­но­го тру­бо­про­во­да» ор­га­ни­за­ци­он­но друг от дру­га не за­ви­се­ли, кон­фли­к­тов ин­те­ре­сов ме­ж­ду ни­ми про­сто не мо­г­ло воз­ни­кать.

«Ура­лал­ма­зом» и «Я­ку­тал­ма­зом» вре­мен СССР все­г­да ру­ко­во­ди­ли гор­ные ин­же­не­ры вы­со­чай­шей ква­ли­фи­ка­ции, и ко­ман­ды они под­би­ра­ли со­о­т­вет­ству­ю­щие. При­чем про­б­лем – как про­фи­нан­си­ро­вать тот или иной про­ект для них про­сто не су­ще­ство­ва­ло. Они не за­ви­се­ли от ко­ле­ба­ний цен ми­ро­во­го ры­н­ка, к ко­то­ро­му не име­ли ни ма­лей­ше­го от­но­ше­ния. И ка­пи­та­ло­е­м­кое, инер­т­ное, с длин­ны­ми го­ри­зон­та­ми пла­ни­ро­ва­ния гор­ное про­из­вод­ство ра­бо­та­ло на­де­ж­но, с точ­но­стью хо­ро­шо от­ла­жен­но­го ча­со­во­го ме­ха­низ­ма.

Д­ля про­даж тре­бо­ва­лась ква­ли­фи­ка­ция со­в­сем ино­го ро­да. До сих пор труд­но дать ко­ли­че­ствен­ную оцен­ку дей­стви­ям со­вет­ской сто­ро­ны при ор­га­ни­за­ции экс­пор­та ураль­ских и якут­ских ал­ма­зов, по­сколь­ку мно­гие до­ку­мен­ты все еще за­кры­ты и су­ще­ствен­ные де­та­ли не опуб­ли­ко­ва­ны. Но в це­лом сле­ду­ет при­знать, что СССР по­лу­чил ис­клю­чи­тель­ные пре­фе­рен­ции в ка­че­стве тор­го­во­го пар­т­не­ра De Beers, сле­до­ва­тель­но, про­фес­си­о­на­лизм лю­дей, от­ве­ча­ю­щих за это на­прав­ле­ние, со­м­не­нию та­к­же не под­ле­жит. И в ко­неч­ном ито­ге имен­но De Beers бы­ла вы­ну­ж­де­на взять на се­бя ры­ноч­ные ри­с­ки, со­гла­сив­шись не­у­кос­ни­тель­но вы­ку­пать со­гла­со­ван­ные объ­е­мы со­вет­ско­го ал­маз­но­го сы­рья, не­за­ви­си­мо от те­ку­ще­го со­сто­я­ния ры­н­ка.

И­мен­но та­кой ре­зуль­тат ока­за­л­ся спа­си­тель­ным для со­вет­ской ал­маз­ной до­бы­чи в кри­зи­сы 1974-1975 и 1980-1982 го­дов. Ни один до­бы­ва­ю­щий, гео­ло­ги­че­ский и ин­фра­струк­тур­ный про­ект в Яку­тии и на Ура­ле не был оста­но­в­лен, а тем бо­лее пре­кра­щен из-­за тя­же­лой про­са­д­ки цен на ал­ма­зы и бри­л­ли­ан­ты на ми­ро­вом ры­н­ке. Что, со­о­т­вет­ствен­но, су­ще­ствен­но уве­ли­чи­ло эф­фек­тив­ность от­рас­ли в по­ст­кри­зис­ные го­ды.

В 1988 го­ду, ко­г­да СССР уже от­кро­вен­но ды­шал на ла­дан, «ста­лин­ская» схе­ма ор­га­ни­за­ции ал­маз­ной от­рас­ли бы­ла сло­ма­на. Ре­ше­ни­ем По­ли­т­бю­ро ЦК КПСС бы­ло со­з­да­но «Гла­вал­маз­зо­ло­то» (на пра­вах со­юз­но­го ми­ни­стер­ства), ко­то­рое взя­ло на се­бя фун­к­ции и до­бы­чи и про­да­жи ал­ма­зов. Вне­ш­не это ре­ше­ние впол­не со­о­т­вет­ство­ва­ло ду­ху пре­с­ло­ву­той гор­ба­чев­ской «пе­ре­строй­ки» и на пе­р­вый взгляд ка­за­лось мно­го­о­бе­ща­ю­щей ре­во­лю­ци­он­ной но­ва­ци­ей, со­з­да­ни­ем эта­кой «со­вет­ской De Beers», об­ла­да­ю­щей все­ми пре­и­му­ще­ства­ми са­мо­сто­я­тель­но­го участ­ни­ка ми­ро­во­го ры­н­ка. На са­мом де­ле во мно­гом это был от­вет на цен­тро­бе­ж­ные тен­ден­ции, вро­де от­де­ле­ния ал­ма­зо­нос­ных рай­о­нов от осталь­ной Яку­тии или пре­вра­ще­ния Уда­ч­нин­ско­го ГОКа (да­вав­ше­го до 80% до­бы­чи ал­ма­зов в стра­не в те го­ды) в са­мо­сто­я­тель­ную ко­м­па­нию с пра­вом экс­пор­та ал­ма­зов – по­доб­ных идей в по­след­ние го­ды су­ще­ство­ва­ния СССР бы­ло не­ма­ло.

Ку­да при но­вой схе­ме ор­га­ни­за­ции от­рас­ли бу­дут «с­бра­сы­вать­ся» ры­ноч­ные ри­с­ки – оста­ва­лось за ка­д­ром. Это тре­во­ж­ное об­сто­я­тель­ство от­ча­сти ко­м­пе­н­си­ро­ва­лось тем, что «Гла­вал­маз­зо­ло­то» воз­гла­вил В. Ру­да­ков, об­ла­дав­ший ис­клю­чи­тель­ной ко­м­пе­тен­т­но­стью в об­ла­сти гор­ной до­бы­чи, ад­ми­ни­стра­тив­ным опы­том ру­ко­вод­ства от­рас­лью и та­лан­том пе­ре­го­вор­щи­ка с за­ру­бе­ж­ны­ми пар­т­не­ра­ми. Та­ко­го на­бо­ра про­фес­си­о­наль­ных ка­че­ств, увы, уже бо­лее ни один из по­сле­ду­ю­щих ру­ко­во­ди­те­лей оте­че­ствен­ной ал­маз­ной от­рас­ли не имел.

Ро­див­шись в пред­смер­т­ных су­до­ро­гах СССР «со­вет­ская De Beers», сбро­сив скор­лу­пу «Гла­вал­маз­зо­ло­то», пре­вра­ти­лась в 1992 го­ду в АЛРОСА, уна­сле­до­вав при­н­цип «кто до­бы­ва­ет, тот и экс­пор­ти­ру­ет». Но на удив­ле­ние быст­ро воз­ник от­ряд вли­я­тель­ных оп­по­нен­тов, тре­бу­ю­щих раз­де­ле­ние АЛРОСА на «до­бы­ва­ю­щую» и «про­да­ю­щую» часть. Воз­гла­вил «кре­сто­вый по­ход» Е. Бы­ч­ков, пред­се­да­тель Рос­ко­м­дра­г­ме­та. Вне­ш­не это пред­ло­же­ние вы­г­ля­де­ло как стре­м­ле­ние вер­нуть­ся к про­ве­рен­ной вре­ме­нем «ста­лин­ской» схе­ме, но дья­вол скры­вал­ся в од­ной де­та­ли. Апо­ло­ге­ты раз­де­ле­ния АЛРОСА бы­ли од­но­вре­мен­но сто­рон­ни­ка­ми пре­кра­ще­ния «ка­баль­но­го» с их точ­ки зре­ния до­го­во­ра с De Beers. Рос­сий­ский экс­пор­тер, по их мне­нию, дол­жен был вый­ти на ры­нок са­мо­сто­я­тель­но, в ви­де пря­мо­го и яв­но­го кон­ку­рен­та ал­маз­но­го мо­но­по­ли­ста. Чем бы за­кон­чи­л­ся та­кой де­марш в пе­р­вой по­ло­ви­не 1990-х, пред­ска­зать бы­ло не­с­ло­ж­но. Сла­ва Бо­гу, эта по­пы­т­ка про­ва­ли­лась.

АЛРОСА вы­ш­ла на ры­нок, объ­е­ди­нив в се­бе «до­бы­ва­ю­щий» и «про­да­ю­щий» ди­ви­зи­о­ны, со­хра­нив при этом со­вет­ское на­сле­дие в ви­де экс­клю­зив­но­го до­го­во­ра с De Beers, ко­то­рый слу­жил до­ста­точ­но на­де­ж­ным де­м­п­фе­ром ры­ноч­ных ко­ле­ба­ний. Схе­ма ка­за­лась со­вер­шен­ной, но на са­мом де­ле та­и­ла в се­бе угро­зу, ко­то­рая ста­ла про­яв­лять­ся до­ста­точ­но ско­ро. Де­ло в том, что век­тор раз­ви­тия ал­маз­ной ко­м­па­нии в по­ни­ма­нии гор­но­го ин­же­не­ра-­про­из­вод­ствен­ни­ка и век­тор раз­ви­тия в по­ни­ма­нии фи­нан­си­ста, от­ве­ча­ю­ще­го за при­быль для ак­ци­о­не­ров – это объ­ек­тив­но раз­ные на­прав­ле­ния, кон­фликт ин­те­ре­сов здесь не­из­бе­жен. Имен­но это про­ти­во­ре­чие, в ко­неч­ном сче­те, и яв­ля­лось ос­но­вой тех оши­боч­ных ре­ше­ний, ко­то­рые при­ве­ли к ка­та­стро­фе на «Ми­ре» в 2017 го­ду.

Под «зон­ти­ком» до­го­во­ра с De Beers АЛРОСА чув­ство­ва­ла се­бя от­но­си­тель­но ко­м­фор­т­но, но в 2006 го­ду спа­си­тель­ный ме­ха­низм угро­жа­ю­ще за­тре­щал – Ев­ро­ко­мис­сия по­тре­бо­ва­ла пре­кра­тить до­го­вор, как на­ру­ша­ю­щий ан­ти­мо­но­поль­ные при­н­ци­пы тор­го­в­ли. И уже кри­зис 2008 – 2009 го­дов по­ста­вил ко­м­па­нию на грань вы­жи­ва­ния. Спас, как из­ве­ст­но, Го­хран, т. е. гос­бюд­жет взял на се­бя ры­ноч­ные ри­с­ки. В ка­кой-то сте­пе­ни это бы­ло воз­вра­ще­ние к «ста­лин­ской» схе­ме: мы за­би­ра­ем у вас ал­маз­ное сы­рье по це­нам, не име­ю­щим от­но­ше­ния к ры­н­ку, но рас­с­чи­тан­ным так, что­бы вы без­бо­лез­нен­но про­дол­жа­ли про­из­вод­ствен­ную де­я­тель­но­сть. В на­ши дни си­ту­а­ция по­в­то­ря­ет­ся. По су­ти, вы­ри­со­вы­ва­ет­ся за­ко­но­мер­но­сть: по­ка це­ны на ал­ма­зы рас­тут, или, по край­ней ме­ре, ста­биль­ны, АЛРОСА – это ли­дер ми­ро­во­го ал­маз­но­го ры­н­ка, пол­но­цен­ный кон­ку­рент De Beers и т. д. Как толь­ко на дво­ре кри­зис – pardon, мы воз­вра­ща­е­м­ся к ис­то­кам, к пра­к­ти­ке «Я­ку­тал­ма­за» и «Ура­лал­ма­за» со­вет­ских вре­мен. Столь ги­б­кая по­зи­ция вы­зы­ва­ет, ра­зу­ме­ет­ся, вос­хи­ще­ние, но, увы, у нее есть пре­дел воз­мо­ж­но­стей, по­сколь­ку бюд­жет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции оче­вид­но го­раз­до ме­нее устой­чив, чем бюд­жет СССР. Бо­лее то­го, Го­хран, вы­ну­ж­ден­ный ра­но или позд­но это «кри­зис­ное» сы­рье про­да­вать, не­из­бе­ж­но всту­па­ет в опре­де­лен­ную кон­ку­рен­цию с са­мой АЛРОСА.

В от­ли­чие от АЛРОСА, De Beers об­хо­ди­т­ся без го­су­дар­ствен­ной под­дер­ж­ки. Ее сбы­то­вой ди­ви­зи­он Diamond Trading Company (DTC) осу­ще­ств­ля­ет за­ку­п­ку ал­маз­но­го сы­рья у до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний, вхо­дя­щих в груп­пу De Beers на ос­но­ве дей­ству­ю­щих до­го­во­ров (в том чис­ле с пра­ви­тель­ства­ми ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих стран), в со­гла­со­ван­ных объ­е­мах и на ба­зе утвер­ж­ден­ных прейс­ку­ран­тов, в Ка­на­де, Бо­т­сва­не, На­ми­бии и ЮАР. Да­лее это сы­рье ко­м­плек­ту­ет­ся уже как пред­ло­же­ние DTC и ре­а­ли­зу­ет­ся на ры­н­ке че­рез кон­тра­к­т­ную си­сте­му и на аук­ци­о­нах. Ни­че­го не на­по­ми­на­ет? По­ла­гаю, что Ло­ма­ко бы ап­ло­ди­ро­вал. Сле­ду­ет до­ба­вить, что DTC, как часть груп­пы De Beers, при­об­ре­та­ет то­вар в раз­ных стра­нах и ре­а­ли­зу­ет его уже в сме­шан­ном ас­сор­ти­мен­те. Ос­но­ва биз­не­са по тор­го­в­ле ал­ма­за­ми за­клю­ча­ет­ся имен­но в ко­м­пе­тен­ци­ях в сфе­ре сбы­та, что поз­во­ля­ет за­клю­чать дол­го­сроч­ные мо­но­поль­ные со­гла­ше­ния на по­ку­п­ку то­ва­ра с до­ста­точ­но же­ст­ки­ми пе­ре­го­вор­щи­ка­ми, та­ки­ми как пра­ви­тель­ства стран Юга Аф­ри­ки. Да­же су­ще­ству­ю­щий клас­си­фи­ка­тор ал­маз­но­го сы­рья, ко­то­рый ис­поль­зу­ют во всем ми­ре, по су­ти сво­ей яв­ля­ет­ся клас­си­фи­ка­то­ром DTC. Со­труд­ни­ки DTC, от­вет­ствен­ные за вы­ра­бо­т­ку це­но­вой и ас­сор­ти­мен­т­ной по­ли­ти­ки, вза­и­мо­дей­ствие с кли­ен­та­ми, про­хо­дят се­рьез­ный ка­д­ро­вый от­бор в том чис­ле че­рез опыт при­ня­тия са­мо­сто­я­тель­ных ре­ше­ний по по­ку­п­ке ал­ма­зов в та­ких стра­нах Аф­ри­ки как ДРК, Сьер­ра-Лео­не, Ан­го­ла. Кро­ме то­го, су­ще­ствен­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся «по­ли­ти­че­ско­му» обес­пе­че­нию «ко­м­фор­т­но­го» сбы­та че­рез раз­но­го ро­да от­рас­ле­вые и не­пра­ви­тель­ствен­ные ор­га­ни­за­ции, где в боль­шин­стве слу­ча­ев тру­до­устро­е­ны бы­в­шие со­труд­ни­ки De Beers.

Итак, срав­ни­вая со­вет­скую мо­дель ал­маз­ной от­рас­ли, ны­не­ш­нюю рос­сий­скую и мо­дель De Beers на фо­не ре­а­лий те­ку­ще­го же­ст­ко­го кри­зи­са, мы вы­ну­ж­де­ны прий­ти к сле­ду­ю­ще­му вы­во­ду: на­и­бо­лее ло­ги­ч­ным сце­на­ри­ем раз­ви­тия биз­не­са груп­пы АЛРОСА яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние фун­к­ции про­да­жи ал­маз­но­го сы­рья в от­дель­ную ко­м­па­нию. В зо­ну еe от­вет­ствен­но­сти дол­ж­ны вхо­дить все во­про­сы, свя­за­н­ные с мар­ке­тин­гом ал­ма­зов: вы­ра­бо­т­ка ас­сор­ти­мен­т­ной и це­но­вой по­ли­ти­ки, кли­ен­т­ская по­ли­ти­ка, под­го­то­в­ка ка­д­ров, управ­ле­ние из­дер­ж­ка­ми, опре­де­ле­ние и ре­а­ли­за­ция форм про­да­жи ал­ма­зов, вклю­ча­ю­щих в се­бя дол­го­сроч­ные кон­тра­к­ты, тен­де­ры, аук­ци­о­ны, про­дви­же­ние уни­каль­ных ка­м­ней и ка­м­ней спе­ц­раз­ме­ров. Тор­го­вая ко­м­па­ния дол­ж­на за­ку­пать ал­маз­ное сы­рье по со­гла­со­ван­но­му прейс­ку­ран­ту у до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии груп­пы АЛРОСА, при­ни­мая, та­ким об­ра­зом, ры­ноч­ные ри­с­ки с гор­но­до­бы­ва­ю­щих под­раз­де­ле­ний груп­пы на се­бя.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->