На дне?

Раздел: Гильдия Ювелиров России
19 мая 2020 г.

Ко­г­да я ду­мал, что до­стиг дна, сни­зу по­сту­ча­ли.
Ста­ни­слав Ежи Ле­ц

В от­дель­ных ре­ги­о­нах на­ча­ли сни­мать огра­ни­че­ния на ра­бо­ту юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов. Мас­со­вое от­кры­тие ожи­да­ет­ся с 1 июня. На фо­не этой но­во­сти воз­об­но­ви­лись об­су­ж­де­ния мас­шта­бов па­де­ния про­даж и ори­ен­ти­ров для даль­ней­шей ра­бо­ты. Ре­да­к­ция сай­та gjr.ru под­го­то­ви­ла ин­тер­вью с ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ар­дом Ут­ки­ным, в ко­то­ром за­тро­ну­ты эти, и дру­гие ак­ту­аль­ные для ны­не­ш­не­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка, те­мы.

gjr.ru: На­ч­нeм с уро­в­ня па­де­ния. По ва­шей оцен­ке сколь­ко про­цен­тов оно со­ста­ви­ло?

Э. Ут­кин: По­ка ма­га­зи­ны ещe не ра­бо­та­ют, по­это­му го­во­рить кор­рек­т­нее о про­г­но­зах на 3-4 квар­та­лы 2020 го­да. Оцен­ки раз­ные, у оп­ти­ми­стов эта ци­ф­ра не пре­вы­ша­ет 20 %, у пе­с­си­ми­стов — ни­как не мень­ше 70 %. Исти­на, ви­ди­мо, не на дне бо­ка­ла, а по­се­ре­ди­не. По мо­им под­счeтам па­де­ние со­ста­вит око­ло 55 %.

gjr.ru: Как вы при­шли к этой ци­ф­ре?

Э. Ут­кин: Ес­ли об­ра­ти­м­ся к ста­ти­сти­че­ским дан­ным, то уви­дим, что эко­но­ми­че­ски ак­тив­ная часть на­се­ле­ния, т.е. на­ши по­тен­ци­аль­ные по­тре­би­те­ли, со­став­ля­ет все­го 72 млн. че­ло­век. Ещe име­ют­ся пе­н­си­о­не­ры в ко­ли­че­стве 42 млн. че­ло­век и око­ло 4 млн. без­ра­бо­т­ных (это дан­ные до на­ча­ла ко­ро­на­ви­ру­са). Учи­ты­вать и тех и дру­гих в ка­че­стве по­тен­ци­аль­ных по­тре­би­те­лей юве­ли­р­ной про­дук­ции не сто­ит, так как в усло­ви­ях ро­ста цен на про­дук­ты пи­та­ния и то­ва­ры пе­р­вой не­об­хо­ди­мо­сти — у них сей­час со­в­сем дру­гие за­бо­ты.

В сфе­ре ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства за­ня­то 18 млн. че­ло­век. Это как раз та до­ля за­ня­тых в эко­но­ми­ке, по ко­то­рой при­шeл­ся ос­но­в­ной удар кри­зи­са. И эти 18 млн. че­ло­век — вы­па­дут из ка­те­го­рии по­тре­би­те­лей во­в­се.

Са­мое боль­шое чис­ло за­ня­тых — это ра­бо­т­ни­ки пред­при­я­тий кру­п­но­го биз­не­са и го­су­дар­ствен­ных кор­по­ра­ций. Их 36 млн. че­ло­век. Здесь си­ту­а­ция по­ле­г­че. С су­ще­ствен­ным па­де­ни­ем до­хо­дов, ко­то­рое в кор­не ме­ня­ет мо­дель по­треб­ле­ния, стол­к­ну­лись 60 % ра­бо­т­ни­ков. Это 22 млн. че­ло­век.

Есть ещe од­на ка­те­го­рия за­ня­тых, у ко­то­рой до­хо­ды не умень­ши­лись, а на­о­бо­рот — не­м­но­го под­ро­с­ли. Это со­труд­ни­ки бюд­жет­ной сфе­ры. Их ко­ли­че­ство — 18 млн. чел.

Мо­ж­но ожи­дать, что из 72 млн. эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния — 40 млн. бу­дут вы­ну­ж­де­ны взять па­у­зу в по­треб­ле­нии юве­ли­р­ных из­де­лий. Уве­ли­чат ли объ­eм по­ку­пок остав­ши­е­ся на ры­н­ке 32 млн. по­тре­би­те­лей? Учи­ты­вая рост цен на все ка­те­го­рии то­ва­ров (на юве­ли­р­ные из­де­лия в том числе) — вряд ли это про­и­зой­дeт. Мно­гие ска­жут, что так нель­зя счи­тать — есть ра­зо­вые по­ку­п­ки, есть ре­гу­ляр­ные, и есть те, кто не по­ку­пал ни­ко­г­да. Со­гла­шусь, но про­пор­цию со­ста­вить мо­ж­но. Ес­ли в сред­нем за год про­даeт­ся 50 млн. штук из­де­лий, то это по 0,7 шту­ки на од­но­го тру­до­с­по­соб­но­го гра­ж­да­ни­на. Мо­ж­но по­с­чи­тать и в день­гах. По­лу­чи­т­ся по 3350 руб. на ка­ж­до­го тру­до­с­по­соб­но­го.

Ис­хо­дя из этих под­счeтов сле­ду­ет ожи­дать, что про­да­жи упа­дут по срав­не­нию с про­ш­лым го­дом на 55 %. Глав­ный во­прос в том, как дол­го про­д­ли­т­ся эта па­у­за в по­треб­ле­нии.

gjr.ru:Ес­ли сей­час сло­ж­но ска­зать, сколь­ко эта па­у­за про­д­ли­т­ся, то, на­вер­ное, мо­ж­но уточ­нить — что вли­я­ет на еe дли­тель­но­сть?

Э. Ут­кин: Нас­коль­ко она за­тя­нет­ся — за­ви­сит от мер по вос­ста­но­в­ле­нию эко­но­ми­ки, ко­то­рые пред­при­мет пра­ви­тель­ство. Это за­ви­сит от платe­же­с­по­соб­но­го спро­са и за­ня­то­сти на­се­ле­ния. Мно­гое бу­дет за­ви­сеть от сме­ны эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки. Нам тре­бу­ет­ся но­вая эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка. Бу­дет ли она? Ес­ли бу­дет, то ка­кая? Не­об­хо­ди­мо со­з­да­ние бла­го­при­ят­но­го де­ло­во­го кли­ма­та. Об этом мно­го го­во­ри­ли, но его нет. Глав­ная опас­ность — не пе­ре­рас­тeт ли эта па­у­за в про­дол­жи­тель­ный за­стой. Хо­ро­шо ещe, что в сфе­ре роз­ни­ч­ной юве­ли­р­ной тор­го­в­ли дей­ству­ет один глав­ный не­га­тив­ный фа­к­тор — низ­кий уро­вень до­хо­дов по­тре­би­те­лей. В сфе­рах об­ще­пи­та, ту­риз­ма, ор­га­ни­за­ции мас­со­вых ме­ро­при­я­тий, де­ла об­сто­ят ещe ху­же. В юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны хо­тя бы не стра­ш­но за­хо­дить. Нет стол­по­тво­ре­ний, риск за­ра­зить­ся не­ве­лик. У ко­го есть день­ги — обя­за­тель­но при­дут.

gjr.ru:По­лу­ча­ет­ся, что та­кое су­ще­ствен­ное па­де­ние объ­e­мов про­даж не­ми­ну­е­мо по­влечeт за со­бой глу­бо­кую тран­с­фор­ма­цию ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий и от­рас­ли в це­лом?

Э. Ут­кин: Гон­ка за сни­же­ни­ем из­дер­жек и же­ла­ние на­ра­бо­тать соб­ствен­ную ба­зу ло­яль­ных кли­ен­тов при­ве­дут к зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию до­ли он­лайн-­про­даж. Бу­дут бур­но раз­ви­вать­ся иные фор­мы ди­стан­ци­он­ных про­даж в фор­ма­те B2C. Бу­дет тен­ден­ция укру­п­не­ния в се­г­мен­те роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли, и на­о­бо­рот, дроб­ле­ние биз­не­са в про­из­вод­ствен­ной сфе­ре. Роз­ни­ца вы­и­г­ры­ва­ет за счeт ши­ро­ко­го ас­сор­ти­мен­та, низ­ких цен на вхо­де, мень­ших за­трат на арен­ду, мень­ше­го чис­ла про­дав­цов-кон­суль­тан­тов в расчe­те на од­но­го по­ку­па­те­ля. А для это­го ну­ж­ны объ­e­мы и се­те­вой фор­мат. Про­из­вод­ство же мо­жет эко­но­мить толь­ко на со­кра­ще­нии пе­р­со­на­ла и при­ме­не­нии спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов.

Па­де­ние по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти на фо­не ро­ста цен на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни при­ведeт к до­ми­ни­ро­ва­нию на при­лав­ках из­де­лий из се­реб­ра и недра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Та­к­же я ожи­даю рост чис­ла юве­ли­р­ных ма­стер­ских, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся не толь­ко на ре­мон­те юве­ли­р­ных из­де­лий, но и на из­го­то­в­ле­нии по за­ка­зам фи­зи­че­ских лиц. Ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к ка­ж­до­му кли­ен­ту и ма­к­си­маль­ное удо­в­ле­тво­ре­ние спе­ци­фи­че­ских за­про­сов возь­мут верх над стан­дар­ти­за­ци­ей и уни­фи­ка­ци­ей. Кри­зи­сы — на то они кри­зи­сы, что­бы ре­шать за­да­чи мо­дер­ни­за­ции уста­рев­ших, не от­ве­ча­ю­щих тре­бо­ва­нию се­го­д­ня­ш­не­го дня, форм эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, ко­то­рые от­жи­ли свой век. Они их ло­ма­ют, что­бы дать воз­мо­ж­ность про­ро­сти но­вым.

Ва­ж­ный урок, ко­то­рый же­ла­тель­но из се­го­д­ня­ш­ней си­ту­а­ции усво­ить пред­ста­ви­те­лям на­шей от­рас­ли — юве­ли­ры дол­ж­ны иметь воз­мо­ж­ность пред­став­лять и за­щи­щать свои ин­те­ре­сы во власт­ных струк­ту­рах. Это на­су­щ­ная по­треб­ность в ре­а­ли­ях се­го­д­ня­ш­ней пра­к­ти­ки управ­ле­ния эко­но­ми­кой и ре­гу­ли­ро­ва­ния ры­н­ков. Для это­го ну­ж­на мас­со­вая и мо­щ­ная об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция, пред­став­ля­ю­щая боль­шую часть ры­н­ка. Ина­че нас или не услы­шат, или услы­шат в по­след­нюю оче­редь, ко­г­да бу­дет позд­но.

gjr.ru:В про­ш­лом го­ду са­мым быст­ро­рас­ту­щим на­прав­ле­ни­ем сре­ди всех се­г­мен­тов ин­ду­стрии дра­го­цен­ных ка­м­ней и юве­ли­р­ных из­де­лий бы­ли син­те­ти­че­ские ал­ма­зы. Ка­кие на ваш взгляд пе­р­с­пе­к­ти­вы у дан­но­го на­прав­ле­ния те­пе­рь?

Э. Ут­кин: Кри­зис под­стегнeт за­ме­ну при­род­ных ка­м­ней на син­те­ти­че­ские. Тут ин­те­ре­сы про­из­во­ди­те­лей и по­тре­би­те­лей сой­дут­ся. Но толь­ко в ка­те­го­рии бри­л­ли­ан­тов мел­ко­го рас­се­ва (до 0,3 ка­рат). Дру­гое де­ло, что это 95 % ис­поль­зу­е­мых рос­сий­ской юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­стью ка­м­ней.

gjr.ru:Во­прос мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным, но, су­дя по об­су­ж­де­ни­ям в со­ци­аль­ных се­тях, он впол­не ак­ту­а­лен — на­сколь­ко го­то­вы рос­сий­ские юве­ли­ры к он­лайн-­про­да­жам? Дей­стви­тель­но ли мы так от­стаeм в этом ас­пе­к­те от за­ру­бе­ж­ных кол­лег? Ес­ли да, то в чeм при­чи­ны?

Э. Ут­кин: В на­шем за­ко­но­да­тель­стве от­но­си­тель­но ди­стан­ци­он­ных спо­со­бов про­даж бы­ли пра­во­вые кол­ли­зии и раз­но­чте­ния. Мно­гие бо­я­лись раз­ви­вать се­г­мент. Толь­ко не­дав­но эта про­б­ле­ма бы­ла сня­та. Сто­ит учесть и кон­сер­ва­тив­ные по­тре­би­тель­ские тра­ди­ции на­ших со­гра­ж­дан. Зо­ло­то? По ин­тер­не­ту? А не об­ма­нут? А ес­ли раз­мер не по­дой­дeт? А не по­нра­ви­т­ся? Но глав­ная при­чи­на — для успе­ш­ных про­даж ну­ж­ны тех­но­ло­ги­че­ски про­дви­ну­тые сай­ты, а не де­шe­вые кон­струк­то­ры. Это вло­же­ние де­нег. Уже ско­ро за­ра­бо­та­ет сра­зу не­сколь­ко ин­те­рес­ных про­ек­тов в сфе­ре он­лайн.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->