Для чего нужен Союз ДМДК

Раздел: Союз ДМДК
27 ноября 2009 г.

Для чего нужен Союз ДМДК. Ювелирные Известия - J-izvestia.ruПоявление новой отраслевой общественной организации – Союз ДМДК – вызвало у участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней ряд вопросов, главный из которых – ЗАЧЕМ учрежден Союз ДМДК, если уже существует близкий по задачам отраслевой Комитет ТПП, вот-вот появится опять же близкий по ставящимся задачам Общественный совет при Минфине и уже давно действуют множество отраслевых общественных организаций: Ассоциация «Гильдия ювелиров России», Ассоциация «Золотое Кольцо», Союз ювелиров СЗФО и т.д.

Я участвовал в подготовке Союза ДМДК, хотя не состою в его руководстве и не являюсь ни его соучредителем, ни членом аппарата. Ниже я излагаю свою личную точку зрения, которая может не совпадать с другими мнениями. По моему мнению, причин для целесообразности создания Союза ДМДК, как минимум три. Рассмотрим их подробно.

Причина первая. Отраслевой Комитет ТПП и Общественный совет при Минфине – это общественные структуры без образования юридического лица. По своему статусу, это структуры, объединяющие руководителей наиболее значимых отраслевых участников рынка, а также государственных лиц.

С одной стороны, только эти люди владеют полной информацией о состоянии дел в отрасли, и, кроме того, именно эти люди более всех других заинтересованы в достижении позитивных результатов от совершенствования отраслевого рынка. Безусловно, именно на встречах этих участников рынка и должны приниматься важнейшие для отрасли решения.

Но с другой стороны, у каждого члена Комитета ТПП и будущего Общественного совета при Минфине есть своя основная работа, а еще чаще – свой бизнес, приносящий доход. Т.е. члены Комитета ТПП и Общественного совета при Минфине – люди очень занятые. Естественно, общественным делам они в состоянии уделить лишь очень немного своего времени. Следствием полной личной загруженности каждого члена этих структур становится нерегулярность проведения встреч, совещаний и прочее, а также, что гораздо хуже, отсутствие выполнения принимаемых решений. Ведь принять решение на заседании Комитета – это одно, а вот перелопатить ворох бумаг, написать кучу писем и так далее – это совсем другое.

Парадокс деятельности общественных структур без образования юридического лица в том, что и нанять-то исполнителей они не могут! Нет зарплат в этих структурах, и даже оплата по разовым договорам не предусмотрена их уставами! Нет у этих структур механизма финансирования приведения в жизнь своих решений. Да, у Комитета ТПП есть ответственный секретарь из штата, т.е. аппарата палаты. Но он работает не только на этот Комитет, т.е. и у него времени, которое он мог бы посвятить нашему Комитету, не так уж много. Кроме того, ответственный секретарь не является специалистом в отраслевых проблемах, и ему не всегда легко в них правильно разобраться для грамотного исполнения решений заседаний. А главное, задачи у него другие – не претворять решения в жизнь, а организовывать заседания.

Точно такая же ситуация наверняка могла бы появится и в создаваемом Общественном совете при Минфине. Однако губернатор Костромской области, инициируя создание Общественного совета как структуры без образования юридического лица, сразу же придумал изящный выход из этой ситуации: он предложил учредить юридическое лицо – некоммерческое партнерство – которое бы служило фактически аппаратом Общественного совета. Губернатор назвал это юридическое лицо «оператором решений Общественного совета при Минфине». И вот оно появилось, это юридическое лицо, как оператор, т.е. аппарат, будущего Общественного совета при Минфине. Это значит, что будет путь цивилизованного решения выплат вознаграждений всем, кого потребуется привлечь для выполнения работ по воплощению в жизнь решений Общественного совета. Привлечения всех – от юристов до отраслевых специалистов. Очень просто будет решаться вопрос с командировками. И многое, многое другое…

Важно отметить, что хотя Союз ДМДК задумывался как оператор решений только Общественного совета, но на самом деле, ему абсолютно ничто не мешает быть и оператором решений профильного Комитета ТПП. Была бы воля со стороны Комитета! Собственно, иначе и быть не может – стратегия в отрасли может быть одна на всех.

Кстати, и подготовка Стратегии развития отрасли – вопрос тоже финансовый, и по упомянутым причинам тоже не может быть решен силами общественных организаций без образования юридического лица.

А чтобы Союз ДМДК и в самом деле выполнял функцию оператора решений Общественного совета Минфина и профильного Комитета ТПП, в уставе Союза ДМДК предусмотрены, как органы его управления, совет директоров и наблюдательный совет. Которые как раз и могут состоять из тех же самых участников и Общественного совета и Комитета ТПП.

Причина вторая. Ни для кого не секрет, что идея саморегулирования отраслей стала в России едва ли не генеральной линией управления экономикой. Со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. О плюсах сказано много, а вот минусы обычно замалчиваются. Главный из минусов саморегулирования – заложенная в самой идеи многополюсность. Т.е. общественных саморегулируемых отраслевых организаций может быть много, и в каждой из них могут быть свои собственные подходы к регулированию. Как это скажется на реализации стратегии отрасли, полезность и необходимость которой сегодня признают практически все участники рынка? С одной стороны, начинает готовиться стратегия развития отрасли, которую, как нам хочется, утвердит Правительство России. А с другой стороны, ожидаемая масса отраслевых саморегулируемых организаций, выстраивающих собственные стратегии управления. Причем у ювелиров появятся свои саморегулируемые организации, у золотодобытчиков – свои, у добытчиков алмазов – свои, у гранильщиков – тоже свои и так далее. Как их задачи регулирования будут соотноситься с ожидаемой стратегией развития отрасли ДМДК в целом? Мы не можем не учитывать, что рынок драгоценных металлов и драгоценных камней не есть монолит идеологий, движущих в одну сторону. Бизнес-интересы у разных участников рынка разные. Кто в рамках саморегулирования будет вырабатывать обобщающие правила игры между самостоятельными саморегулируемыми организациями, связанными, тем не менее, принадлежностью к одной расширенной отрасли ДМДК? «Гильдия ювелиров»? Но она может заниматься регулированием не всего расширенного рынка ДМДК, а лишь той малой «ювелирной частью», предприятий которые являются её членами.

Нужна новая некоммерческая общественная организация, имеющая, с одной стороны, статус отраслевой саморегулируемой организации, причем в рамках всего рынка ДМДК, а с другой стороны, более тесно, чем Гильдия, сотрудничающая с отраслью и с государством. Не на уровне личных контактов руководства, а на официально закрепленном уровне. Только в этом может быть залог успеха реализации единой для рынка Стратегии развития отрасли, подготовки и утверждения которой мы, скорее всего, дождемся.

Причина третья. В отрасли ДМДК сегодня много самых разных общественных организаций. И если самые крупные из них могут общаться с властью, то для массового большинства более мелких общественных отраслевых организаций, особенно региональных, общение с властью практически не представляется реальным. Нет той демократии, которую хотелось бы иметь в современном цивилизованном обществе – чтобы самый малый участник рынка через «интегрирующий узел» имел свой голос.

Союз ДМДК ставит задачей объединить как можно больше участников ВСЕГО расширенного рынка ДМДК и представлять в государстве интересы всех. Искать компромиссные решения, полезные для развития рынка ДМДК в целом.

Существуют и другие, менее важные причины создания Союза ДМДК. Но эти– главные.

Владимир Збойков

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->