Сергей Иванов:яблоко от яблони

Раздел: Ювелиры и компании
05 июля 2018 г.

— Из­ве­ст­но, что луч­шие дру­зья де­ву­шек — бри­л­ли­ан­ты. А с кем дру­жи­те вы, Сер­гей Сер­ге­е­вич?

— С лю­дь­ми. С раз­ны­ми. Есть сре­ди них и де­ву­ш­ки. А с бри­л­ли­ан­та­ми я все-та­ки ра­бо­таю.

Ес­ли же го­во­рить се­рьез­но, у ме­ня не­сколь­ко кру­гов дру­зей. Про­дол­жаю об­щать­ся с то­ва­ри­ща­ми, с ко­то­ры­ми учи­л­ся в МГИМО. К при­ме­ру, Сер­гей Бе­ля­ков воз­глав­ля­ет "Ди­к­си Гру­п­п", од­ну из кру­п­ней­ших роз­ни­ч­ных ко­м­па­ний. Не­сколь­ко че­ло­век ра­бо­та­ют в ме­ж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских юри­ди­че­ских фи­р­мах, кто-то по­шел в сфе­ру не­дви­жи­мо­сти. Прав­да, встре­ча­ясь, мы по­чти не об­су­ж­да­ем про­фес­си­о­наль­ные во­про­сы, ско­рее, де­ли­м­ся вос­по­ми­на­ни­я­ми, го­во­рим на от­в­ле­чен­ные те­мы — спорт, до­су­г…

Се­год­ня мо­гу поз­во­лить се­бе рос­кошь об­щать­ся с мень­шим ко­ли­че­ством со­бе­сед­ни­ков, вы­би­рая ме­ж­ду те­ми, с кем на­до, и те­ми, с кем хо­чет­ся и при­ят­но

С кем-то я сбли­зи­л­ся, ра­бо­тая в Газ­про­м­бан­ке, "Со­га­зе". Сна­ча­ла бы­ли су­гу­бо слу­жеб­ные от­но­ше­ния, по­том мы ста­ли хо­ро­ши­ми то­ва­ри­ща­ми, близ­ки­ми дру­зья­ми. Я от­ве­чал за кор­по­ра­тив­ный биз­нес, круг об­ще­ния был очень ши­ро­кий. Еже­д­нев­но про­во­дил по 10−15 встреч, со мно­ги­ми то­г­да пе­ре­з­на­ко­ми­л­ся.

Се­год­ня мо­гу поз­во­лить се­бе рос­кошь об­щать­ся с мень­шим ко­ли­че­ством со­бе­сед­ни­ков, вы­би­рая ме­ж­ду те­ми, с кем на­до, и те­ми, с кем хо­чет­ся и при­ят­но.

Сре­ди мо­их дру­зей лю­ди с раз­ным бэк­гра­ун­дом, уро­в­нем ма­те­ри­аль­но­го до­стат­ка и об­ра­зо­ва­ния. Не это глав­ное. Го­раз­до ва­ж­нее, что­бы нам бы­ло хо­ро­шо, ин­те­рес­но вме­сте. Счи­таю, мне кру­п­но по­вез­ло. Го­во­рят, мол, дру­зей мно­го не бы­ва­ет, но я не жа­лу­юсь на их ко­ли­че­ство. На­ши от­но­ше­ния про­ве­ре­ны вре­ме­нем.

— По­с­ле то­го как вы воз­гла­ви­ли ко­м­па­нию, до­бы­ва­ю­щую бо­лее чет­вер­ти ми­ро­вых ал­ма­зов, на­вер­ное, труд­но от­де­лать­ся кни­ж­кой или бу­ке­том цве­тов в ка­че­стве по­дар­ка дру­гу/­по­дру­ге на день ро­ж­де­ния?

— Зна­е­те, ни­кто не ждет, что при­не­су бри­л­ли­ан­то­вое ко­лье или пе­р­стень в пять ка­рат. Да, в по­след­нее вре­мя зна­ко­мые ста­ли об­ра­щать­ся за кон­суль­та­ци­я­ми, где луч­ше и на­де­ж­нее ку­пить дра­го­цен­ные ка­м­ни. От­прав­ляю в на­шу ко­м­па­нию "Бри­л­ли­ан­ты Алро­са", за­ни­ма­ю­щу­ю­ся огран­кой ал­ма­зов. Кто-то пред­по­чи­та­ет при­об­ре­тать дра­го­цен­но­сти за гра­ни­цей, но я все­г­да пре­ду­пре­ж­даю: обя­за­тель­но на­до смо­т­реть сер­ти­фи­ка­ты со­о­т­вет­ствия, по­сколь­ку уча­сти­лись слу­чаи, ко­г­да ис­кус­ствен­ные ал­ма­зы вы­да­ют за при­род­ные. Что­бы за­ме­тить от­ли­чия, ну­ж­но хо­ро­шо раз­би­рать­ся в ка­м­нях.

— Вы осво­и­ли на­у­ку?

— Так быст­ро это не де­ла­ет­ся. На­чал ак­тив­но по­гру­жать­ся в те­му в фев­ра­ле 2017-­го, еще ра­бо­тая стар­шим ви­це-­пре­зи­ден­том Сбер­бан­ка. За­ра­нее пре­ду­пре­дил Гер­ма­на Гре­фа, что при­нял пред­ло­же­ние воз­гла­вить "Алро­су" и со­би­ра­юсь ухо­дить, Гер­ман Оска­ро­вич со­гла­си­л­ся с мо­им ре­ше­ни­ем. Я по­сте­пе­н­но пе­ре­да­вал де­ла и го­то­ви­л­ся. 12 мар­та воз­гла­вил ко­м­па­нию. Ко­неч­но, ал­маз­ный биз­нес име­ет опре­де­лен­ную спе­ци­фи­ку, с кон­да­ч­ка здесь опас­но при­ни­мать ре­ше­ния.

За год и три ме­ся­ца уда­лось вни­к­нуть на­столь­ко, что­бы, по край­ней ме­ре, про­во­дить пе­ре­го­во­ры с пар­т­не­ра­ми на од­ном язы­ке, но в ча­сти ге­м­мо­ло­гии, мор­фо­ло­гии ал­ма­зов еще пред­сто­ит мно­гое узнать. Уже не го­во­рю о гео­ло­го­раз­вед­ке, тех­но­ло­ги­че­ских и про­из­вод­ствен­ных ню­ан­сах, гор­ном де­ле как та­ко­вом. Тут ну­ж­но во мно­гом разо­брать­ся, я ра­бо­таю со спе­ци­а­ли­ста­ми по тео­ре­ти­че­ской и пра­к­ти­че­ской ча­стям.

— В фев­ра­ле вы по­ка­зы­ва­ли пре­зи­ден­ту Пу­ти­ну ро­зо­вый и жел­тый ал­ма­зы, со зна­ни­ем де­ла рас­ска­зы­вая об их уни­каль­но­сти.

Во вре­мя встре­чи с пре­зи­ден­том РФ Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в Но­во-О­га­ре­во, 2018 год

© Ми­ха­ил Кли­мен­тьев/­пресс-слу­ж­ба пре­зи­ден­та РФ/ТАСС

— Все так и есть. Бри­л­ли­ан­ты оце­ни­ва­ют по не­сколь­ким кри­те­ри­ям, их на­зы­ва­ют "4 С" — ка­рат (carat), огран­ка (cut), цвет (colour) и про­з­ра­ч­ность (clarity). Осо­бен­но вы­со­ко ко­ти­ру­ют­ся цвет­ные ал­ма­зы. Те, что я при­но­сил в Кремль для де­мон­стра­ции Вла­ди­ми­ру Вла­ди­ми­ро­ви­чу, яв­ля­ют­ся са­мы­ми до­ро­ги­ми цвет­ны­ми ал­ма­за­ми сре­ди ко­г­да-­ли­бо до­бы­тых на тер­ри­то­рии Рос­сии. За всю ис­то­рию, под­чер­ки­ваю. У них уни­каль­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки. Да и раз­ме­ры, вес впе­чат­ля­ют.

В ро­зо­вом по­чти 28 ка­рат, в жел­том бо­лее 34 ка­рат.

Их до­бы­ли на участ­ке "Эб­эл­э­эх" при­ис­ка "Ма­ят", вхо­дя­ще­го в на­шу до­чер­нюю ко­м­па­нию "Ал­ма­зы Ана­ба­ра". Жел­тый — в июле про­ш­ло­го го­да, ро­зо­вый — в сен­тяб­ре.

— Ка­кой до­ро­же? Тот, что по­кру­п­нее?

— Нет, ро­зо­вый це­ни­т­ся го­раз­до вы­ше. Пред­по­ла­га­ем, ры­ноч­ная це­на по­лу­чен­но­го из не­го бри­л­ли­ан­та дол­ж­на быть в ди­а­па­зо­не от пят­на­д­ца­ти до два­д­ца­ти ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров США.

— Кто зай­мет­ся огран­кой?

— Прав­ле­ние при­ня­ло ре­ше­ние гра­нить этот ал­маз на соб­ствен­ной про­из­вод­ствен­ной пло­ща­д­ке, в фи­ли­а­ле "Бри­л­ли­ан­ты Алро­сы". Кон­суль­ти­ро­вать нас бу­дет ав­то­ри­тет­ней­ший в ми­ре огран­щи­ков экс­перт с бо­лее чем по­лу­ве­ко­вым опы­том ра­бо­ты.

Сто­и­мость уни­каль­ных цвет­ных бри­л­ли­ан­тов очень за­ви­сит от цве­та, до­сти­г­ну­то­го в ре­зуль­та­те: чем бо­лее на­сы­щен­ным он по­лу­ча­ет­ся, тем вы­ше це­на.

— У ва­шей ко­м­па­нии есть опыт соб­ствен­ных тор­гов?

— Да, в про­ш­лом го­ду мы пред­ста­ви­ли пять уни­каль­ных бри­л­ли­ан­тов, из­го­то­в­лен­ных алро­со­в­ски­ми огран­щи­ка­ми. Это кол­лек­ция "Ди­на­сти­я", сде­лан­ная из ал­ма­за ве­сом 179 ка­рат. Его до­бы­ли в 2015 го­ду на ки­м­бер­ли­то­вой труб­ке "Н­юр­бин­ска­я". Че­ты­ре бри­л­ли­ан­та — "Ше­ре­ме­те­вы", "Ор­ло­вы", "Во­рон­цо­вы" и "Ю­су­по­вы" — бы­ли ку­п­ле­ны с хо­ро­шим пре­вы­ше­ни­ем стар­то­вой це­ны. Остал­ся по­след­ний, са­мый боль­шой — "Ди­на­сти­я". Он ве­сит бо­лее 51 ка­ра­та и име­ет на­и­вы­с­шую сте­пень огран­ки — Triple Exсellent.

— Сколь­ко вы за не­го про­си­ли?

— Су­м­му, близ­кую к вось­ми­з­на­ч­ной. Ра­зу­ме­ет­ся, в дол­ла­рах США. Уве­рен, смо­жем най­ти по­ку­па­те­ля и ре­а­ли­зо­вать бри­л­ли­ант в 2018-м. По­доб­ные ка­м­ни по­яв­ля­ют­ся на ры­н­ке край­не ред­ко, их рас­смат­ри­ва­ют как ин­ве­сти­ци­он­ные, за ни­ми охо­тят­ся юве­ли­ры и кол­лек­ци­о­не­ры.

В ми­ре пе­ре­из­бы­ток де­нег, и бо­га­тые лю­ди го­то­вы вкла­ды­вать их в бри­л­ли­ан­ты — цвет­ные и бе­лые, но с уни­каль­ны­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми. Рас­тет спрос на экс­клю­зив, со­о­т­вет­ствен­но — под­ни­ма­ет­ся це­на.

В ми­ре пе­ре­из­бы­ток де­нег, и бо­га­тые лю­ди го­то­вы вкла­ды­вать их в бри­л­ли­ан­ты — цвет­ные и бе­лые, но с уни­каль­ны­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми

Ва­жен пра­виль­ный мар­ке­тинг. Ска­жем, кол­лек­ция "Ди­на­сти­я" до аук­ци­о­на объ­е­ха­ла пра­к­ти­че­ски весь мир, по­бы­ва­ла в ру­ках ве­ду­щих экс­пе­р­тов private banking, спе­ци­а­ли­стов, по­ку­па­ю­щих дра­го­цен­но­сти для со­сто­я­тель­ных кли­ен­тов. Все, кто хо­тел, мо­г­ли при­це­нить­ся к пред­ло­жен­но­му то­ва­ру, бук­валь­но по­щу­пать его.

Ес­ли про­а­на­ли­зи­ро­вать ре­зуль­та­ты по­след­них тор­гов аук­ци­он­ных до­мов Sotheby's и Christie's, ста­нет за­мет­но: там стра­те­ги­че­ски раз­ви­ва­ют юве­ли­р­ное на­прав­ле­ние, про­да­жу бри­л­ли­ан­тов.

— А вы ра­нь­ше дра­го­цен­но­стя­ми ин­те­ре­со­ва­лись, Сер­гей Сер­ге­е­вич?

— Ес­ли толь­ко хо­тел по­да­рить что-­ни­будь кра­си­вое же­не. Но пре­ж­де не по­ни­мал спе­ци­фи­ку, свя­за­н­ную с ас­сор­ти­мен­том, сер­ти­фи­ка­ци­ей.

— И сколь­ко ка­рат вы мо­г­ли се­бе поз­во­лить?

— Не боль­ше двух в се­те, вклю­чав­шем, до­пу­стим, серь­ги и коль­цо. Ан­ге­ли­не это­го впол­не до­ста­точ­но, она спо­кой­но от­но­си­т­ся к укра­ше­ни­ям, ни с кем не ме­ря­ет­ся их ко­ли­че­ством или раз­ме­ра­ми.

Ей и скро­м­ная би­жу­те­рия нра­ви­т­ся.

— По­с­ле ва­ше­го при­хо­да в "Алро­су" ни­че­го не из­ме­ни­лось?

— Же­на те­перь го­во­рит по­дру­гам, мол, муж на­у­чи­л­ся хо­ро­шо раз­би­рать­ся в бри­л­ли­ан­тах и часть се­мей­ных сбе­ре­же­ний со­би­ра­ет­ся ин­ве­сти­ро­вать в дра­го­цен­но­сти, ко­то­рые она смо­жет но­сить.

Это, ко­неч­но, шут­ка.

— Вам по­ло­же­ны кор­по­ра­тив­ные скид­ки при по­ку­п­ке бри­л­ли­ан­тов, Сер­гей Сер­ге­е­вич?

— Ни у ко­го в ко­м­па­нии, вклю­чая ген­ди­рек­то­ра, в этом нет ни­ка­ких пре­и­му­ще­ств. Все де­ла­ет­ся на об­щих ос­но­ва­ни­ях.

— Дра­го­цен­но­сти — это ведь хо­ро­шая ин­ве­сти­ция?

Бри­л­ли­ант "Ди­на­сти­я" ве­сом 51,38 ка­ра­та, из­го­то­в­лен­ный гра­ниль­ным под­раз­де­ле­ни­ем "Алро­сы" — "Бри­л­ли­ан­ты Алро­са"

© Ан­тон Но­во­де­ре­ж­кин/ТАСС

— По­в­то­рю: уни­каль­ные ка­м­ни все­г­да бу­дут вы­со­ко ко­ти­ро­вать­ся. Ес­ли же смо­т­реть ди­на­ми­ку цен на бри­л­ли­ан­ты до трех ка­рат, в по­след­ние пять лет они не­ук­лон­но сни­жа­лись, что, соб­ствен­но, и вы­з­ва­ло об­щую про­са­д­ку цен на ал­ма­зы. По срав­не­нию с 2015 го­дом па­де­ние со­ста­ви­ло про­цен­тов пят­на­д­цать.

— При­чи­на?

— Ба­ланс спро­са и пред­ло­же­ния на фо­не воз­ни­к­ших гло­баль­ных про­б­лем. Ска­за­лось на­ли­чие боль­шо­го сто­ка у гра­ниль­ных пред­при­я­тий. Ал­ма­зы за­ку­па­лись по ста­рым це­нам, ко­м­па­ни­ям бы­ло тя­же­ло остать­ся в при­бы­ли по­с­ле рас­че­тов с бан­ка­ми-кре­ди­то­ра­ми. Ры­нок, или, как мы на­зы­ва­ем, ал­маз­ный тру­бо­про­вод, — ме­ха­низм сло­ж­ный. Есть до­бы­ва­ю­щие ко­м­па­нии, сред­нее зве­но — midstream, те, кто по­ку­па­ет ал­ма­зы, огран­щи­ки, юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность и, соб­ствен­но, ре­тейл, тор­го­вые точ­ки по все­му ми­ру. При этом ма­га­зи­ны ча­сто бе­рут то­вар на кон­си­г­на­цию, с от­сроч­кой пла­те­жа. Рас­чет с фаб­ри­кой идет, ко­г­да из­де­лие про­да­ет­ся. Сло­вом, схе­ма сло­ж­ная, по­это­му ва­ж­но, что­бы на всех эта­пах был ба­ланс. От­расль чув­стви­тель­на к лю­бым из­ме­не­ни­ям — будь то ма­к­ро­эко­но­ми­че­ские ко­ле­ба­ния, из­ме­не­ния ва­лют­ных кур­сов, рост или сни­же­ние кре­ди­т­ных ста­вок, но­ва­ции в на­ло­го­вой сфе­ре, гео­по­ли­ти­че­ские ри­с­ки, в кон­це кон­цов.

О­дин из фа­к­то­ров, ко­то­рый се­рьез­но ска­за­л­ся на ры­н­ке за по­след­ние два го­да, — это де­не­ж­ная ре­фор­ма в Ин­дии, ко­г­да на три ме­ся­ца про­ва­ли­лись огран­ка и спрос на опре­де­лен­ный ас­сор­ти­мент. Ин­ду­стрия ни­как не мо­г­ла пре­ду­смо­т­реть по­доб­но­го. По­след­ствия при­ш­лось рас­хле­бы­вать в пе­р­вом квар­та­ле 2017-­го…

— И по нам уда­ри­ло?

— Кос­вен­но. Ес­ли гра­ниль­ные фаб­ри­ки в Ин­дии не за­гру­же­ны, это от­ра­жа­ет­ся на спро­се и це­нах на на­ше сы­рье. Мы ведь ра­бо­та­ем по дол­го­сроч­ным кон­тра­к­там.

— Ка­кую имен­но до­лю ми­ро­вой до­бы­чи ал­ма­зов дер­жит сей­час "Алро­са"?

— Два­д­цать во­семь про­цен­тов. Не­смо­т­ря на ава­рию на руд­ни­ке "Ми­р", в про­ш­лом го­ду мы вы­шли на ре­кор­д­ный ре­зуль­тат, до­бы­ли 39,6 ми­л­ли­о­на ка­рат ал­ма­зов, про­да­ли 41,2 ми­л­ли­о­на ка­рат, вы­руч­ка со­ста­ви­ла $4,2 ми­л­ли­ар­да. В по­след­ний раз 40 ми­л­ли­о­нов ка­рат в Яку­тии до­бы­ва­ли в 1990 го­ду, но то­г­да пре­об­ла­дал от­кры­тый спо­соб раз­ра­бо­т­ки, на­ра­щи­вать объ­е­мы в тех усло­ви­ях бы­ло про­ще. Сей­час у нас три под­зе­м­ных руд­ни­ка, и се­бе­сто­и­мо­сть, ко­неч­но, иная, бо­лее вы­со­кая.

В 2018-м до­бы­ча, ве­ро­ят­но, сни­зи­т­ся до 36,6 ми­л­ли­о­на ка­рат. В первую оче­редь, из-­за за­кры­тия "Ми­ра". Рас­с­чи­ты­ва­ем че­рез год вер­нуть­ся на уро­вень 37−38 ми­л­ли­о­нов ка­рат.

— Ва­ша оцен­ка об­ще­го за­па­са ме­сто­ро­ж­де­ний?

— Ми­л­ли­ард сто ми­л­ли­о­нов ка­рат. Но ну­ж­но по­ни­мать, что у нас есть и так на­зы­ва­е­мые бед­но­то­вар­ные ме­сто­ро­ж­де­ния, они от­ли­ча­ют­ся низ­ким сред­ним со­дер­жа­ни­ем ал­ма­зов в ру­де и от­сут­стви­ем ин­фра­струк­ту­ры. Эко­но­ми­че­ская эф­фек­тив­ность их осво­е­ния в ны­не­ш­них усло­ви­ях со­м­ни­тель­на, тем не ме­нее это ра­бо­чие за­па­сы, че­рез 5−10 лет, ко­г­да тех­но­ло­гии поз­во­лят по­вы­сить рен­та­бель­ность до дол­ж­но­го уро­в­ня, на­ч­нет­ся их осво­е­ние.

На не­ко­то­рых на­ших ме­сто­ро­ж­де­ни­ях сред­няя це­на ал­ма­зов ко­леб­лет­ся от $140 до $160 за ка­рат, на дру­гих — ди­а­па­зон ме­ж­ду $50 и $70. Все за­ви­сит от чи­сто­ты, ка­че­ства ка­м­ней. Не­дав­но мы про­ве­ли пе­р­вое опро­бо­ва­ние ру­ды с но­во­го Верх­не-Мун­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния. Про­г­но­зы в це­лом хо­ро­шие, за­па­сы оце­ни­ва­ют­ся в 38 ми­л­ли­о­нов ка­рат.

Прав­да, ло­ги­сти­ка сло­ж­ная. Верх­няя Му­на на­хо­ди­т­ся при­мер­но в 170 ки­ло­мет­рах от 12-й обо­га­ти­тель­ной фаб­ри­ки в го­ро­де Уда­ч­ный, при­дет­ся во­зить ру­ду ав­то­по­ез­да­ми. Ка­ж­дая ма­ши­на смо­жет брать до ста тонн ру­ды за раз. Не­по­сред­ствен­но на ме­сте до­бы­чи бу­дет вах­то­вый по­се­лок, по­сто­ян­ное жи­лье стро­ить не со­би­ра­е­м­ся. Уже на­би­ра­ем пе­р­со­нал, с сен­тяб­ря пла­ни­ру­ем на­чать про­мы­ш­лен­ную до­бы­чу.

[ tass.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->