Какая связь между евреями и бриллиантами

Раздел: Драгоценные камни
30 марта 2012 г.


Всем из­вест­но, что ев­рей­ский на­род ве­ка­ми иг­ра­ет ак­тив­ную и да­же до­ми­ни­ру­ю­щую роль в сек­то­ре ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов. Мно­гие удив­ля­ют­ся: как так по­лу­чи­лось, что не­боль­шой групп­ке пред­ста­ви­те­лей пре­сле­ду­е­мо­го на­ро­да уда­лось по­лу­чить кон­троль над та­кой при­быль­ной сфе­рой, как брил­ли­ан­ты?

На этот во­прос не­воз­мож­но от­ве­тить аб­со­лют­но од­но­знач­но. Есть раз­лич­ные ва­ри­ан­ты от­ве­тов, и толь­ко в сво­ей со­во­куп­но­сти они мо­гут дать объ­яс­не­ние до­ми­ни­ро­ва­ния ев­ре­ев в ал­маз­ном сек­то­ре. Эти ва­ри­ан­ты от­ве­тов и бу­дут пред­став­ле­ны в дан­ной ста­тье.

Пер­вое объ­яс­не­ние са­мое оче­вид­ное: евреи ока­за­лись в нуж­ное вре­мя в нуж­ном ме­сте и смог­ли по­лу­чить зна­чи­тель­ное вли­я­ние и по­ло­же­ние в ал­маз­ном сек­то­ре, и эта си­ту­а­ция со­хра­ня­ет­ся мно­гие сто­ле­тия вплоть до се­го­дняш­не­го дня. В про­шлом ал­ма­зы до­бы­ва­лись толь­ко в Ин­дии. На то вре­мя еще не бы­ло най­де­но ме­сто­рож­де­ний ал­ма­зов в дру­гих стра­нах ми­ра. До XV ве­ка ал­ма­зы до­став­ля­лись в Ев­ро­пу по на­зем­ным тор­го­вым пу­тям, про­хо­див­шим че­рез тер­ри­то­рию Цен­траль­ной Азии. В то вре­мя евреи иг­ра­ли важ­ную роль в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии этих тор­го­вых пу­тей, фак­ти­че­ски кон­тро­ли­руя их че­рез слож­ную сеть се­мей­ных свя­зей.

Ал­ма­зы про­де­лы­ва­ли свой путь че­рез кон­ти­нен­ты и при­бы­ва­ли в Ве­не­цию. В те дни Ве­не­ция бы­ла не толь­ко глав­ны­ми тор­го­вы­ми во­ро­та­ми в Ев­ро­пу, но и ме­стом про­жи­ва­ния силь­ной, объ­еди­нен­ной, пре­успе­ва­ю­щей ев­рей­ской об­щи­ны, кон­тро­ли­ро­вав­шей огран­ку ал­ма­зов и ал­маз­ную тор­гов­лю.
XV век озна­ме­но­вал­ся од­ним по­ис­ти­не ре­во­лю­ци­он­ным го­дом, на­все­гда из­ме­нив­шим ал­маз­ный сек­тор. Де­ло в том, что до это­го го­да зна­ния в об­ла­сти огран­ки и по­ли­ров­ки бы­ли ми­ни­маль­ны­ми, ес­ли не во­об­ще от­сут­ству­ю­щи­ми. Од­на­ко в тот год про­изо­шел огром­ный ска­чок в об­ла­сти тех­ни­ки огран­ки и по­ли­ров­ки. Раз­ра­бо­тан­ные но­вые, от­но­си­тель­но пе­ре­до­вые ме­то­ды поз­во­ля­ли до­би­вать­ся срав­ни­тель­но вы­со­ко­го ка­че­ства огран­ки ал­ма­за.

В то же са­мое вре­мя в кон­це XV ве­ка бы­ли от­кры­ты мор­ские тор­го­вые пу­ти в Ин­дию. Их кон­тро­ли­ро­ва­ла Пор­ту­га­лия. Но­вые мор­ские марш­ру­ты су­ще­ствен­но со­кра­ща­ли вре­мя до­став­ки то­ва­ров из Ин­дии в Ев­ро­пу. Ос­нов­ную вы­го­ду от это­го, ко­неч­но же, имел круп­ней­ший пор­ту­галь­ский порт – Лис­са­бон. Как след­ствие этих из­ме­не­ний в Лис­са­бон ста­ли при­бы­вать ал­ма­зы, а с ни­ми и евреи, про­дол­жив­шие со­вер­шен­ство­вать тех­ни­ку огран­ки ал­ма­зов.

Од­на­ко за­кре­пить­ся в Лис­са­бо­не не уда­лось. По­сле из­гна­ния из Пор­ту­га­лии евреи осе­ли в Ант­вер­пе­не и со­зда­ли там про­цве­та­ю­щую от­расль огран­ки ал­ма­зов. Имен­но в Ант­вер­пе­не огран­ка ал­ма­зов до­стиг­ла сво­е­го вы­со­чай­ше­го уров­ня ма­стер­ства и ста­ла счи­тать­ся на­сто­я­щим ис­кус­ством.

Мастер­ство огран­ки ал­ма­зов про­дол­жа­ло со­вер­шен­ство­вать­ся, а с ним и ал­маз­ная тор­гов­ля. Юве­ли­ры на­ко­нец-то рас­смот­ре­ли кра­со­ту ал­ма­за, его блеск, си­я­ние и чи­сто­ту и ста­ли счи­тать его наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ным и под­хо­дя­щим кам­нем для встав­ки в юве­лир­ные из­де­лия. В то вре­мя ал­ма­зы бы­ли при­ви­ле­ги­ей лишь са­мых бо­га­тых, са­мых знат­ных особ, встав­ляв­ших их не толь­ко в укра­ше­ния, но и в одеж­ду, ко­ро­ны, ору­жие и про­чие пред­ме­ты.

Есте­ствен­но, до­ми­ни­ро­ва­ние ев­ре­ев в ал­маз­ном сек­то­ре лишь упро­чи­лось, а пол­ный кон­троль над сфе­рой огран­ки ал­ма­зов при­вел и к до­ми­ни­ру­ю­ще­му вли­я­нию в сфе­ре тор­гов­ли ал­ма­за­ми. Од­на­ко по­ми­мо при­быль­но­сти ал­маз­ной тор­гов­ли бы­ла и дру­гая при­чи­на, по ко­то­рой евреи по­па­ли в ал­маз­ный сек­тор.

Евреи, зна­ю­щие не по­на­слыш­ке, что та­кое пре­сле­до­ва­ния и стран­ствия по все­му ми­ру, от­да­ва­ли се­бе от­чет в том, что они ни­ко­гда и ни­где не смо­гут чув­ство­вать се­бя в без­опас­но­сти и что в лю­бой день их мо­жет ждать не­об­хо­ди­мость сни­мать­ся с ме­ста и бе­жать. Ал­маз­ная тор­гов­ля иде­аль­но под­хо­ди­ла для та­ких об­сто­я­тель­ств, ведь ал­ма­зы очень ма­лы, лег­ко­вес­ны, их лег­ко спря­тать, а при не­об­хо­ди­мо­сти все­го за не­сколь­ко ал­ма­зов мож­но быст­ро про­дать все свое иму­ще­ство. В этом и за­клю­ча­лась глав­ная мо­ти­ва­ция ев­ре­ев оста­вать­ся в дан­ной сфе­ре.

Не­на­висть к ев­ре­ям вы­ра­жа­лась в мно­го­чис­лен­ных огра­ни­че­ни­ях, ко­то­рые на них на­кла­ды­ва­лись. В те вре­ме­на ев­ре­ям поз­во­ля­лось за­ни­мать­ся лишь опре­де­лен­ным кру­гом про­фес­сий, боль­шей ча­стью в сфе­ре тор­гов­ли и фи­нан­сов, по­сколь­ку всe, что ка­са­лось тор­гов­ли и де­нег, лю­ди и цер­ковь счи­та­ли чем-то по­роч­ным, предо­су­ди­тель­ным. Тем не ме­нее, эти сфе­ры име­ли су­ще­ствен­ное зна­че­ние, и их ре­ши­ли от­дать на от­куп пре­зрен­ным ев­ре­ям.

Со вре­ме­нем во мно­гих стра­нах по­ло­же­ние ев­ре­ев улуч­ши­лось, и огра­ни­че­ния на про­фес­си­о­наль­ную де­я­тель­ность бы­ли от­ме­не­ны. Од­но­вре­мен­но с этим хри­сти­а­не ста­ли смот­реть на тор­гов­лю как на впол­не при­лич­ное и да­же же­ла­е­мое за­ня­тие и са­ми при­ня­лись тор­го­вать. Здесь воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: по­че­му евреи не утра­ти­ли сво­ей глав­ной ро­ли в ал­маз­ной от­рас­ли и не усту­пи­ли ее дру­гим на­ро­дам?

Один из за­слу­жи­ва­ю­щих вни­ма­ния от­ве­тов пред­ла­га­ет Ба­рак Рич­ман, за­ни­мав­ший­ся ис­сле­до­ва­ни­ем это­го фе­но­ме­на. Рич­ман объ­яс­ня­ет со­хра­не­ние до­ми­ни­ро­ва­ния ев­ре­ев в ал­маз­ной от­рас­ли ее уни­каль­но­стью и тем, что в ее ос­но­ве ле­жит до­ве­рие. Мно­гие го­ды про­да­жа ал­ма­зов – без­услов­но, чрез­вы­чай­но цен­но­го то­ва­ра – про­ис­хо­ди­ла «в кре­дит», т.е. ал­маз не­сколь­ко раз пе­ре­хо­дил из рук в ру­ки, по­ка не по­па­дал к сво­е­му ко­неч­но­му по­ку­па­те­лю, пла­тив­ше­му за не­го день­ги. В прак­ти­ку не вхо­ди­ло брать кре­дит в бан­ке под эти це­ли, по­сколь­ку про­цен­ты бы­ли слиш­ком вы­со­ки­ми, а банк не знал за­яви­те­ля так же хо­ро­шо, как его кол­ле­ги по ал­маз­ной тор­гов­ле, и ча­сто от­ка­зы­вал в кре­ди­те.

В ито­ге, клю­че­вым фак­то­ром ста­но­ви­лось до­ве­рие. В ал­маз­ной от­рас­ли дра­го­цен­ные ал­ма­зы и круп­ные сум­мы де­нег про­хо­дят че­рез мно­же­ство рук, и воз­мож­но­стей «по­жи­вить­ся» не так уж ма­ло. И здесь кри­ти­че­ски важ­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ет со­об­ще­ство. Ал­маз­ные ди­ле­ры хо­ро­шо за­ра­ба­ты­ва­ют на ал­маз­ной тор­гов­ле и на­де­ют­ся пе­ре­дать браз­ды прав­ле­ния биз­не­сом де­тям, и по этой при­чи­не они кров­но за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­хра­не­нии сво­е­го доб­ро­го име­ни.

Как и ал­ма­зо­тор­гов­цы, про­фес­си­о­наль­ные огран­щи­ки ал­ма­зов при­над­ле­жат к за­кры­то­му, уль­тра­ор­то­док­саль­но­му ми­ру, ко­то­рый не про­ща­ет во­ров­ство. Ре­аль­ность угро­зы быть из­гнан­ным из это­го со­об­ще­ства за­став­ля­ет дер­жать се­бя в стро­гих рам­ках. Как уже го­во­ри­лось, воз­мож­но­стей при­сво­ить се­бе ал­ма­зы или день­ги предо­ста­точ­но, од­на­ко слу­чаи во­ров­ства или мо­шен­ни­че­ства мож­но бук­валь­но пе­ре­счи­тать по паль­цам.

В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства сво­ей вер­сии Ба­рак Рич­ман при­во­дит при­мер ин­дий­ской сек­ты джай­ни­стов. За по­след­нее де­ся­ти­ле­тие при­сут­ствие ин­дий­цев в ми­ро­вой ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти зна­чи­тель­но вы­ро­сло. Са­мые силь­ные иг­ро­ки ин­дий­ско­го ал­маз­но­го сек­то­ра – джай­ни­сты, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой 5-мил­ли­он­ную сек­ту, со­сто­я­щую из креп­ких об­щин, жи­ву­щих проч­ны­ми се­мья­ми под стро­гим ру­ко­вод­ством сво­их ду­хов­ных ли­де­ров. Как и в уль­тра­ор­то­док­саль­ной ев­рей­ской об­щи­не, для джай­нов се­мья и до­ве­рие – са­мые важ­ные цен­но­сти, а быть из­гнан­ным из об­щи­ны – ве­ли­чай­шая тра­ге­дия. Вот по­че­му в сре­де джай­ни­стов так хо­ро­шо при­жи­лась ал­маз­ная от­расль, силь­но за­вя­зан­ная на до­ве­рие.

Под­во­дя итог, мож­но ска­зать, что ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции ев­ре­ев в ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти объ­яс­ня­ют­ся со­во­куп­но­стью гео­гра­фи­че­ских, ре­ли­ги­оз­ных, ис­то­ри­че­ских, по­ли­ти­че­ских и иных фак­то­ров. При­ход ин­дий­цев в эту сфе­ру мо­жет при­ве­сти к из­ме­не­нию сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции, од­на­ко вре­мя по­ка­жет.

По ма­те­ри­а­лам ком­па­нии Shechter Diamonds – http://www.shechterdiamonds.com/

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 
-->