Policy Watch: бриллианты могут перестать быть безопасными для инвесторов

Раздел: Драгоценные камни
11 декабря 2020 г.

В по­след­ние па­ру ме­ся­цев мы встре­ча­ем це­лый ряд ре­кла­м­ных объ­яв­ле­ний, стре­мя­щих­ся при­влечь по­ку­па­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий к бри­л­ли­ан­там. Они го­во­рят о том, что при­род­ные бри­л­ли­ан­ты яв­ля­ют­ся са­мы­ми без­о­пас­ны­ми юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, уни­каль­ны­ми и бес­цен­ны­ми. В са­мом де­ле так?

Что­бы по­нять это, ну­ж­но знать две ве­щи.

Це­ны на бри­л­ли­ан­ты па­да­ют. Что бы ни го­во­ри­ли вам лю­ди, этот дра­го­цен­ный ка­мень по­те­рял блеск. Об этом со­об­ща­ет Bloomberg в сво­их не­дав­них от­че­тах.

Бо­лее то­го, це­ны вряд ли сно­ва вы­рас­тут по не­сколь­ким при­чи­нам.

При­чи­ны­

Во-­пе­р­вых, ко­м­па­ния De Beers - центр при­тя­же­ния ал­маз­ной от­рас­ли - фа­к­ти­че­ски ма­к­си­маль­но вы­жа­ла це­ны на ал­маз­ное сы­рье. При­ме­ча­ние: в этой ста­тье, го­во­ря о De Beers, мы ис­поль­зу­ем на­з­ва­ние ко­м­па­нии в ши­ро­ком смыс­ле для обо­з­на­че­ния од­ной или всех аф­фи­ли­ро­ван­ных ко­м­па­ний кон­г­ло­ме­ра­та De Beers - Diamond Trading Company (DTC), Цен­траль­ной сбы­то­вой ор­га­ни­за­ции (Central Selling Organisation, CSO), Ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов (Diamond Producers Association, DPA) и Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та (Gemological Institute, GIA). Хо­тя De Beers под­дер­жи­ва­ла це­ны на ал­маз­ное сы­рье, ко­то­рое по­став­ля­ет ди­а­ман­те­рам, а че­рез них - гра­ниль­ным пред­при­я­ти­ям, ры­ноч­ные це­ны рез­ко упа­ли. Из-­за это­го умень­ши­лась соб­ствен­ная при­быль ди­а­ман­те­ров и ни­ж­ней ча­сти ал­ма­зо­про­во­да. Они по­стра­да­ли го­раз­до боль­ше, чем De Beers. Но об этом поз­же.

Во-в­то­рых, про­шли те вре­ме­на, ко­г­да De Beers кон­тро­ли­ро­ва­ла ал­маз­ную от­расль. На про­тя­же­нии по­чти 70 лет De Beers кон­тро­ли­ро­ва­ла по­чти все ми­ро­вые по­став­ки ал­маз­но­го сы­рья. Це­ны про­дол­жа­ли рас­ти из го­да в год. Си­ту­а­ция из­ме­ни­лась в кон­це ше­сти­де­ся­тых, ко­г­да ал­маз­ные трей­де­ры в Из­ра­и­ле по­пы­та­лись ску­пать ал­маз­ное сы­рье, ис­поль­зуя од­ну пар­тию им­пор­ти­ро­ван­но­го ал­маз­но­го сы­рья в ка­че­стве за­ло­га для бан­ков для фи­нан­си­ро­ва­ния оче­ред­ной пар­тии им­пор­та и так да­лее. Посколь­ку они бы­ли уве­ре­ны в по­сто­ян­ном ро­сте цен, они ре­ши­ли на­брать боль­ше ал­ма­зов.

В хо­де ис­сле­до­ва­ния ры­ноч­ной конъ­юн­к­ту­ры ко­м­па­ния De Beers по­ня­ла, что что-то не так, что не все про­из­ве­ден­ное ал­маз­ное сы­рье до­хо­ди­ло до ко­неч­ных по­тре­би­те­лей. Ко­г­да они узна­ли при­чи­ну, они за­па­ни­ко­ва­ли.

Что­бы кон­тро­ли­ро­вать це­ны, ну­ж­но кон­тро­ли­ро­вать пред­ло­же­ние. Ко­г­да кто-то дру­гой на­ка­п­ли­ва­ет то­вар, он мо­жет кон­тро­ли­ро­вать це­но­об­ра­зо­ва­ние или на­ру­шать его. Это­го «ко­го-то» ну­ж­но бы­ло сдер­жи­вать. De Beers по­про­си­ла бан­ки вер­нуть за­лог и по­тре­бо­вать день­ги об­рат­но. Бан­ки не по­слу­ша­лись. За­тем De Beers на­вод­ни­ла ры­нок имен­но тем ал­маз­ным сы­рьем, ко­то­рое бан­ки дер­жа­ли в ка­че­стве обес­пе­че­ния. Це­ны упа­ли. Бан­ки обан­к­ро­ти­лись. Не­ко­то­рые ди­а­ман­те­ры да­же по­кон­чи­ли жизнь са­мо­у­бий­ством.

Но пре­ж­де чем это при­ве­ло к об­ва­лу из­ра­иль­ско­го ры­н­ка, De Beers при­ш­лось со­з­дать еще один ры­нок, что­бы ко­м­пе­н­си­ро­вать по­те­рян­ный биз­нес. Та­ким об­ра­зом, она со­сре­до­то­чи­лась на не­боль­ших ка­м­нях, ко­то­ры­ми не за­ни­ма­лась ни од­на за­па­д­ная гра­ниль­ная ко­м­па­ния. На сце­ну вы­ш­ла Ин­дия. Ин­дий­ские ди­а­ман­те­ры по­ка­за­ли се­бя на­столь­ко хо­ро­шо, что вме­сте с De Beers со­з­да­ли це­лый ры­нок юве­ли­р­ных укра­ше­ний с бри­л­ли­ан­та­ми по сред­ней и низ­кой це­не. Это бы­ло в 1970-е го­ды. Пре­крас­ные дни. De Beers за­ра­ба­ты­ва­ла день­ги. Огран­щи­ки и ал­маз­ные трей­де­ры за­ра­ба­ты­ва­ли день­ги. Ин­дия ста­ла кру­п­ней­шим в ми­ре цен­тром огран­ки и по­ли­ро­в­ки бри­л­ли­ан­тов. Был толь­ко один по­став­щик - De Beers.

Кро­ва­вые ал­ма­зы­

В 1980-е го­ды си­ту­а­ция на­ча­ла ме­нять­ся. Аф­ри­кан­ские стра­ны стре­ми­лись за­клю­чить вы­год­ные сдел­ки и хо­те­ли, что­бы De Beers по­ку­па­ла ал­маз­ное сы­рье с их руд­ни­ков по при­ли­ч­ной це­не. В не­ко­то­рых слу­ча­ях De Beers при­хо­ди­ла к со­гла­сию, как в слу­чае с Бо­т­сва­ной. Со­в­ме­ст­ное пред­при­я­тие по до­бы­че ал­ма­зов на­зы­ва­лось Debswana. Но в дру­гих слу­ча­ях - Кот-д’И­ву­ар, Зи­м­ба­б­ве, Кон­го и Сьер­ра-Лео­не - со­гла­сия до­стичь не уда­лось. Они ста­ли от­сту­п­ни­ка­ми. Их ну­ж­но бы­ло оста­но­вить.

De Beers не мо­г­ла пой­ти по пу­ти «кро­ва­вых ал­ма­зов» - гра­бить от­сту­п­ни­ков или устра­нять их, - как это бы­ло ра­нь­ше. То­г­да она ис­поль­зо­ва­ла ме­то­ды, в том чис­ле с при­в­ле­че­ни­ем бы­в­ших глав кон­тр­раз­ве­ды­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций, что­бы спра­вить­ся и уни­что­жить ал­маз­ных трей­де­ров, ко­то­рые не при­ни­ма­ли пра­ви­ла, вве­ден­ные ко­м­па­ни­ей De Beers.

К это­му вре­ме­ни Рос­сия то­же на­ча­ла про­да­вать свои ал­ма­зы ин­дий­цам на­пря­мую по це­нам ни­же, чем у De Beers. Что­бы эти ал­ма­зы не по­па­да­ли в Ин­дию - кру­п­ней­ший в ми­ре центр огран­ки и по­ли­ро­в­ки бри­л­ли­ан­тов, при­бе­г­ли к уло­в­ке, ко­то­рая за­клю­ча­лась в том, что­бы убе­дить ин­дий­ское пра­ви­тель­ство вве­сти им­пор­т­ные по­ш­ли­ны и да­же за­пре­тить им­порт из дру­гих ис­точ­ни­ков, кро­ме De Beers. Не­ко­то­рые ал­маз­ные трей­де­ры по­па­ли в тюрь­му. На­ло­го­вые ор­га­ны бы­ли вы­ну­ж­де­ны кон­фис­ко­вать за­па­сы ал­ма­зов.

Но эта та­к­ти­ка про­ва­ли­лась, ко­г­да ин­дий­ские ди­а­ман­те­ры при­з­ва­ли к кру­п­ней­ше­му вы­сту­п­ле­нию про­тив вве­де­ния на­ло­га на при­быль и дей­ствий пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, от­ка­зы­ва­ясь экс­пор­ти­ро­вать что-­ли­бо до тех пор, по­ка вла­сти не пре­кра­тят кон­фис­ко­вать за­па­сы и тем са­мым на­но­сить ущерб ал­маз­ной тор­го­в­ле. В 1990 го­ду стра­на от­ча­ян­но ну­ж­да­лась в ино­стран­ной ва­лю­те. Тре­бо­ва­ния ал­маз­ной тор­го­в­ли та­к­же име­ли огро­м­ное эко­но­ми­че­ское зна­че­ние. В свя­зи с этим, ‘гон­чим пса­м’ из на­ло­го­вых и пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов бы­ло пред­ло­же­но оста­вить в по­кое ал­маз­ных трей­де­ров и экс­пор­те­ров.

De Beers пы­та­лась вос­пре­пят­ство­вать по­став­кам ал­маз­но­го сы­рья эти­ми «о­т­сту­п­ни­ка­ми» дру­ги­ми спо­со­ба­ми. Од­ним из них стал Ки­м­бер­лий­ский про­цесс (Kimberly Process). Дру­гим спо­со­бом ста­ла по­пы­т­ка прий­ти к се­па­рат­но­му со­гла­ше­нию с рус­ски­ми. Ни то, ни дру­гое не сра­бо­та­ло. Вме­сто это­го бы­ли об­ви­не­ния в том, что De Beers са­ма про­дви­га­ет «кро­ва­вые ал­ма­зы», а за­тем об­ви­ня­ет дру­гих в та­кой пра­к­ти­ке.

За­тем при­шли ав­стра­лий­цы со сво­и­ми руд­ни­ка­ми ко­м­па­нии CRA, ко­то­рые за­тем ста­ли руд­ни­ком Ар­гайл (Argyle), а за­тем ча­стью ко­м­па­нии Rio Tinto. Они уло­ма­ли De Beers, что­бы та поз­во­ли­ла им про­да­вать часть сво­е­го ал­маз­но­го сы­рья не­по­сред­ствен­но тор­го­вым кру­гам. В со­во­ку­п­но­сти дей­ствия всех этих не­за­ви­си­мых по­став­щи­ков при­ве­ли к то­му, что De Beers по­те­ря­ла до­лю на ми­ро­вом ры­н­ке ал­маз­но­го сы­рья. В на­сто­я­щее вре­мя она кон­тро­ли­ру­ет око­ло 50% ры­н­ка.

Вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты или до­бы­тые из недр Зе­м­ли

За­тем по­сле­до­вал сле­ду­ю­щий ко­лос­саль­ный удар. При­об­ре­ли по­пу­ляр­ность вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты, по­то­му что они луч­ше смо­т­ре­лись и луч­ше свер­ка­ли, чем бри­л­ли­ан­ты, до­бы­тые из не­др. Они бы­ли при­мер­но на 30% де­шев­ле при­род­ных ка­м­ней. И они не име­ли мно­гих не­до­стат­ков, при­су­щих при­род­ным бри­л­ли­ан­там (ко­то­рые ин­дий­ские поль­зо­ва­те­ли бри­л­ли­ан­тов ча­сто счи­та­ли не­же­ла­тель­ны­ми). Но са­мое глав­ное то, что трей­де­ры лю­би­ли эти бри­л­ли­ан­ты. Они поз­во­ля­ли по­лу­чить бо­лее вы­со­кую мар­жу, чем бри­л­ли­ан­ты, до­бы­тые из не­др.

Не­у­ди­ви­тель­но, что да­же на­зы­вая та­кие ал­ма­зы и бри­л­ли­ан­ты «син­те­ти­че­ски­ми» и «не­пра­виль­ны­ми», De Beers са­ма за­ня­лась биз­не­сом вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов че­рез свою до­чер­нюю ко­м­па­нию Element Six. В ок­тяб­ре это­го го­да ко­м­па­ния объ­яви­ла о пла­нах уве­ли­че­ния про­из­вод­ства на сво­ем за­во­де в Оре­го­не в США. «De Beers за­яви­ла, что име­ет воз­мо­ж­ность про­из­во­дить 200 000 ка­ра­тов бри­л­ли­ан­тов или 400 000 юве­ли­р­ных из­де­лий с бри­л­ли­ан­та­ми в год, - со­об­щи­ли СМИ. - Эти син­те­ти­че­ские ка­м­ни бу­дут про­да­вать­ся под брен­дом би­жу­те­рии Lightbox ко­м­па­нии De Beers. Экс­клю­зив­ная кол­лек­ция бу­дет про­да­вать­ся ко­м­па­ни­ей Blue Nile, что ста­нет пе­р­вым слу­ча­ем, ко­г­да юве­ли­р­ный ри­тей­лер с 20-лет­ней ис­то­ри­ей, бу­дет про­да­вать вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты».

В те­че­ние пе­р­вых двух де­ся­ти­ле­тий это­го сто­ле­тия De Beers про­дол­жа­ла по­вы­шать це­ны на до­бы­тое из недр ал­маз­ное сы­рье для тор­го­во­го сек­то­ра, да­же не­смо­т­ря на то, что ры­ноч­ные це­ны не мо­г­ли даль­ше рас­ти. Как упо­ми­на­лось ра­нее, это при­ве­ло к то­му, что гра­ниль­ные про­из­вод­ства ока­за­лись в за­труд­ни­тель­ном по­ло­же­нии и стол­к­ну­лись с со­кра­ще­ни­ем при­бы­ли. Мно­гие при­бе­г­ли к не­за­кон­ным спо­со­бам фи­нан­си­ро­ва­ния, что­бы про­дол­жить ал­маз­ную тор­го­в­лю.

Caveat emptor - Пусть по­ку­па­тель бу­дет бди­те­лен

Ху­же то­го, De Beers боль­ше не мо­г­ла за­щи­щать ка­че­ство ал­ма­зов и бри­л­ли­ан­тов. Прав­да, она ор­га­ни­зо­ва­ла цен­т­ры про­вер­ки бри­л­ли­ан­тов, по­доб­ные Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­му ин­сти­ту­ту Аме­ри­ки (Gemological Institute of America, GIA). Но по­яви­лись об­ви­не­ния в ло­ж­ных сер­ти­фи­ка­тах, сфаб­ри­ко­ван­ных от­че­тах и ​​­да­же в под­ме­не бри­л­ли­ан­тов. И об­су­ж­де­ния во­про­са с GIA по­ка­за­ли, что он не­о­хо­т­но со­гла­ша­ет­ся га­ран­ти­ро­вать пре­до­т­вра­ще­ние под­ме­ны пар­тий с бри­л­ли­ан­та­ми, пе­ре­дан­ны­ми ему на про­вер­ку или сдан­ны­ми в бан­ки. Да, GIA дей­стви­тель­но за­явил, что бу­дет на­но­сить свою мет­ку на бри­л­ли­ан­ты, до­бы­тые из не­др. Но да­же это ока­за­лось не­эф­фек­тив­ным, как ука­зы­ва­ет­ся в со­об­ще­ни­ях прес­сы. В из­ве­ст­ном де­ле в Бель­гии, ко­г­да GIA об­ви­нил не­ко­то­рых ал­маз­ных тор­го­в­цев в под­ме­не при­род­ных бри­л­ли­ан­тов на вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии ка­м­ни, в ко­неч­ном ито­ге бы­ло об­на­ру­же­но, что у по­ли­цей­ско­го управ­ле­ния да­же не бы­ло до­ка­за­тельств для предъ­яв­ле­ния в су­де. По ме­ре то­го, как слу­чаи под­ме­ны ста­ли по­в­то­рять­ся, да­же ко­г­да бри­л­ли­ан­ты от­прав­ля­лись в ла­бо­ра­то­рию для про­вер­ки или в бан­ки в ка­че­стве за­ло­га, и De Beers, и GIA при­о­ста­но­ви­ли за­пе­ча­ты­ва­ние па­ке­тов с бри­л­ли­ан­та­ми. Это по­ста­ви­ло в за­труд­ни­тель­ное по­ло­же­ние и бан­ки, и ин­ве­сто­ров.

Мо­жет ли GIA внед­рить но­вые ме­то­ды, что­бы вну­шить до­ве­рие к ал­маз­ной тор­го­в­ле? Сло­ж­но ска­зать. Один экс­перт GIA про­сто за­явил: «Я бо­юсь, что мы не смо­жем дать ка­кое-­ли­бо пред­став­ле­ние о про­цес­сах, ко­то­рое мо­гут пред­ло­жить дру­гие ор­га­ни­за­ции».

В ре­зуль­та­те но­вые тех­но­ло­гии, ко­то­рые De Beers мо­г­ла бы внед­рить для пре­до­т­вра­ще­ния под­ме­ны бри­л­ли­ан­тов, оста­лись не­и­зу­чен­ны­ми. De Beers та­к­же не смо­г­ла раз­ра­бо­тать ка­кую-­ли­бо стра­хо­в­ку для вы­пла­ты ко­м­пе­н­са­ции об­ма­ну­тым ин­ве­сто­рам. Но GIA утвер­ж­да­ет, что он яв­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­тель­ской ор­га­ни­за­ци­ей, а не ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая мо­жет раз­ра­ба­ты­вать ре­ше­ния для бан­ков, фи­нан­си­стов или ин­ве­сто­ров.

В ре­зуль­та­те, ча­ще, чем ко­г­да-­ли­бо пре­ж­де, при ка­ж­дой по­ку­п­ке бри­л­ли­ан­та при­хо­дит в го­ло­ву ста­рая по­го­вор­ка: «Caveat emptor». Это ла­тин­ское вы­ра­же­ние, озна­ча­ю­щее «Пусть по­ку­па­тель бу­дет бди­те­лен».

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->