Законодательная база должна быть направлена в первую очередь на создание равных условий для ведения бизнеса

Раздел: Ювелиры и компании
24 июня 2015 г.

Флун Гу­ме­ров - пре­зи­дент рос­сий­ской юве­лир­ной ком­па­нии «Ал­маз-Хол­динг» (ком­па­ния ра­бо­та­ет на рос­сий­ском рын­ке с 1993 го­да и яв­ля­ет­ся од­ной из ве­ду­щих в Рос­сии). Де­пу­тат Ко­стром­ской об­ласт­ной ду­мы од­но­ман­дат­но­го окру­га. Член Ге­не­раль­но­го со­ве­та Об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия». Член Ко­ми­те­та Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­ты РФ по драг­ме­тал­лам и драг­кам­ням. Член Экс­перт­но­го со­ве­та Ко­ми­те­та Го­с­ду­мы по при­род­ным ре­сур­сам, при­ро­до­поль­зо­ва­нию и эко­ло­гии. Член пре­зи­ди­у­ма Ге­не­раль­но­го со­ве­та Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии». По­чет­ный знак Ме­мо­ри­аль­но­го фон­да Кар­ла Фа­бер­же «150 лет Ми­ха­и­лу Перх­и­ну» за вы­да­ю­щий­ся вклад в раз­ви­тие рос­сий­ско­го юве­лир­но­го ис­кус­ства.

Вы яв­ля­е­тесь биз­нес-ана­ли­ти­ком и од­ним из ком­мен­та­то­ров о со­сто­я­нии рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней в Рос­сии. Ка­кие про­бле­мы вы счи­та­е­те ос­нов­ны­ми в се­го­дняш­ней юве­лир­ной от­рас­ли?

Глав­ная про­бле­ма, без­услов­но, се­го­дня – смы­ва­ние обо­рот­ных сред­ств, так как de facto мы по­ку­па­ем сы­рье за дол­ла­ры, а из­го­тов­лен­ное из­де­лие про­да­ем за руб­ли. Па­де­ние кур­са руб­ля от­ра­зи­лось на объ­е­ме по­куп­ки сы­рья для про­из­вод­ства. Ус­лов­но го­во­ря, ес­ли в де­каб­ре вы име­ли 100 млн и мог­ли ку­пить, при кур­се дол­ла­ра 30 руб­лей, 30 кг зо­ло­та, а при кур­се 60 руб­лей по­ку­па­е­те 15 кг. Это при­во­дит к па­де­нию объ­е­ма про­из­вод­ства - по ма­те­ри­аль­но­му ба­лан­су, что край­не важ­но. Я сей­час стал­ки­ва­юсь с тем, что в от­рас­ли есть руб­ле­вый ба­ланс и есть ма­те­ри­аль­ный: с руб­ле­вым все оста­лось, как бы­ло, но в ма­те­ри­аль­ном ба­лан­се про­изо­шло со­кра­ще­ние в два ра­за – и объ­е­мов про­из­вод­ства, и ра­бо­чей си­лы – прак­ти­че­ски на всех про­из­вод­ствен­ных пред­при­я­ти­ях. И ав­то­ма­ти­че­ски руб­ле­вая сто­и­мость из­де­лия вы­рос­ла ес­ли не в два, то в пол­то­ра ра­за. При этом в рос­сий­ской эко­но­ми­ке по­шел про­цесс ре­цес­сии, зар­пла­ты на всех пред­при­я­ти­ях умень­ши­лись – со­от­вет­ствен­но, умень­ши­лась по­ку­па­тель­ная спо­соб­но­сть, а сто­и­мость из­де­лия, ко­то­рое мы пред­ла­га­ем рын­ку, воз­рос­ла. И, ко­неч­но, это лег­ло до­пол­ни­тель­ной на­груз­кой на раз­ви­тие от­рас­ли, во­шед­шей в се­рьез­ную ста­дию стаг­на­ции и кри­зи­са. Од­ним из вы­хо­дов из этой си­ту­а­ции мог­ло бы стать вве­де­ние по­шли­ны на экс­порт зо­ло­та – как это бы­ло до 2000 го­да, на­при­мер, 5%-й по­шли­ны. Это при­ве­ло бы к сни­же­нию сто­и­мо­сти зо­ло­та внут­ри Рос­сии (ни­же Лон­до­на на, услов­но го­во­ря, 5%), что поз­во­ли­ло бы со­хра­нить обо­рот­ные сред­ства и да­ло бы нам кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство по срав­не­нию с на­ши­ми кол­ле­га­ми, по­став­ля­ю­щи­ми им­порт. Этот во­прос тре­бу­ет се­рьез­ной про­ра­бот­ки, хо­тя я уве­рен, что ес­ли ка­кой-то участ­ник рын­ка те­ря­ет ка­кие-то сум­мы де­нег, он мог бы их ад­рес­но вер­нуть из по­шли­ны за счет то­го, что зо­ло­то бы шло на пе­ре­ра­бот­ку внут­ри Рос­сии, каз­на бы по­лу­ча­ла на­ло­ги и за счет это­го мог­ла бы ком­пен­си­ро­вать его по­те­ри.

А ка­кие-то сроч­ные ме­ры при­ни­ма­ют­ся, что­бы об­лег­чить участь пред­при­ни­ма­те­лям?

Во­об­ще-то я страш­ный про­тив­ник ка­ких-то сроч­ных дел – ду­маю, нам, на­о­бо­рот, на­до вво­дить мо­ра­то­рий на за­ко­но­да­тель­ную ини­ци­а­ти­ву. Мы долж­ны по­ни­мать: столь­ко за­ко­нов, сколь­ко в Рос­сии, не при­ни­ма­ет­ся боль­ше ни­где. Это при­во­дит к со­дер­жа­нию мно­же­ства юри­стов, бух­гал­те­ров – их ко­ли­че­ство в удель­ном ве­се ра­бот­ни­ков в ра­зы пре­вы­ша­ет их чис­ло за ру­бе­жом: по­сколь­ку за­ко­ны по­сто­ян­но ме­ня­ют­ся, мы вы­нуж­де­ны со­дер­жать це­лую ар­мию юри­стов и эко­но­ми­стов-бух­гал­те­ров. Мы и пре­зи­ден­ту го­во­ри­ли о не­об­хо­ди­мо­сти та­ко­го мо­ра­то­рия, по­то­му что нуж­на ста­биль­но­сть, хо­тя бы в этой сфе­ре. Мы по­ни­ма­ем, что хо­чет­ся бур­ной де­я­тель­но­сти, но ну­жен опыт, ка­кие за­ко­ны хо­ро­ши, а ка­кие пло­хи. Моя точ­ка зре­ния об­ще­из­вест­на: за­ко­но­да­тель­ная ба­за долж­на быть на­прав­ле­на в первую оче­редь на со­зда­ние рав­ных усло­вий для ве­де­ния биз­не­са, для раз­ви­тия чест­ной от­кры­той кон­ку­рен­ции – это ос­нов­ная за­да­ча го­су­дар­ства пе­ред биз­не­сом. Сле­ду­ет учесть и ми­ро­вой опыт юве­лир­ной ин­ду­стрии – на­при­мер, опыт Та­и­лан­да, где очень быст­ро со­зда­лось юве­лир­ное про­из­вод­ство, и се­го­дня все круп­ные пред­при­я­тия (та же «Пан­до­ра») - 6000 че­ло­век - име­ют юве­лир­ное про­из­вод­ство в Та­и­лан­де, в офф­шор­ных зо­нах и пре­крас­но тор­гу­ют в Рос­сии сво­и­ми из­де­ли­я­ми – успеш­но раз­ви­ва­ют­ся, от­кры­ва­ют се­ти ма­га­зи­нов. Мы долж­ны изу­чить этот опыт и внед­рить у се­бя. Мы долж­ны по­ни­мать: ес­ли нор­ма­тив­ная пра­во­вая, за­ко­но­да­тель­ная ба­за не кон­ку­рен­то­спо­соб­на, а это сре­да оби­та­ния, не кон­ку­рен­то­спо­соб­ны и из­де­лия. В лю­бом де­ле на­до на­хо­дить при­чи­ну, пер­во­ос­но­ву, а не устра­нять след­ствие.

Вы участ­ву­е­те в со­ве­ща­ни­ях пред­ста­ви­те­лей го­су­дар­ства и пред­при­ни­ма­тель­ства по во­про­сам про­блем раз­ви­тия юве­лир­ной от­рас­ли в Рос­сии. Что про­ис­хо­дит в за­ко­но­да­тель­ной сфе­ре по юве­лир­ной от­рас­ли?

Я яв­ля­юсь чле­ном пре­зи­ди­у­ма ген­со­ве­та Об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия», там есть от­де­ле­ние по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и драг­кам­ням и груп­па, где мы ра­бо­та­ем со все­ми фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти, в том чис­ле по из­ме­не­ни­ям в 41-й фе­де­раль­ный за­кон по драг­ме­тал­лам и драг­кам­ням – в мае они бы­ли при­ня­ты. Там есть плю­сы и ми­ну­сы: к плю­сам мож­но от­не­сти то, что се­реб­ря­ные из­де­лия до 3 г клей­мят­ся; на­ко­нец, есть опре­де­лен­ные по­слаб­ле­ния по транс­пор­ти­ров­ке. Тем не ме­нее, мно­гие во­про­сы оста­лись от­кры­ты­ми. Не уда­лось до­го­во­рить­ся, что­бы не ста­вить клей­мо на из­де­лия, иду­щие на экс­порт – на­при­мер, 585 про­бу (на­род за ру­бе­жом не по­ни­ма­ет, что это та­кое). Не уда­лось по­лу­чить пол­ный пе­ре­чень тре­бо­ва­ний к биз­не­су, но мы очень на­де­ем­ся, что эта ра­бо­та бу­дет про­дол­же­на, но не так, что­бы по­ста­вить на уши юри­стов. Не­об­хо­ди­мо изу­чить опыт ми­ро­во­го рын­ка и при­нять за­ко­но­да­тель­ство, со­от­вет­ству­ю­щее ми­ро­вым усло­ви­ям. Кро­ме та­и­ланд­ской мо­де­ли, су­ще­ству­ют и дру­гие: на­до по­смот­реть, где ди­на­ми­ка, ку­да идут ин­ве­сто­ры. Я знаю, что в Та­и­ланд они идут, в том чис­ле рос­сий­ские пред­при­ни­ма­те­ли, мно­гие ра­бо­та­ют там – на­при­мер, «Фор­ми­ка» по­лу­чи­ла зва­ние «луч­шее ин­но­ва­ци­он­ное пред­при­я­тие» в Гон­кон­ге два го­да на­зад. Я об­ща­юсь с ни­ми и по­ни­маю, что вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду ре­гу­ля­то­ром и биз­не­сом со­вер­шен­но иные, парт­нер­ски­е; мы по­ка де­кла­ра­тив­но об этом за­яв­ля­ем, и пре­зи­дент об этом го­во­рит, но в ни­зах все об­сто­ит ина­че.

А как «Ал­маз-хол­динг» - один из при­знан­ных ли­де­ров от­рас­ли - адап­ти­ру­ет­ся к ны­неш­ней эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции? Ка­кую про­во­дит ан­ти­кри­зис­ную про­грам­му?

Я счи­таю, что все раз­го­во­ры про им­пор­то­за­ме­ще­ние – это ошиб­ка. На­до го­во­рить о том, что­бы со­зда­вать эко­но­ми­ку, ори­ен­ти­ро­ван­ную на экс­порт. Ес­ли мы не хо­тим за­кры­вать­ся, ес­ли мы хо­тим стро­ить от­кры­тую эко­но­ми­ку, на­до ори­ен­ти­ро­вать­ся на экс­порт. Бук­валь­но на днях мы от­кры­ва­ем ма­га­зин в Ша­нь­дун, с не­ко­то­рым опоз­да­ни­ем (по при­чи­не то­го, что Сбер­банк не поз­во­лял пе­ре­чис­лить не­сколь­ко де­сят­ков ты­сяч дол­ла­ров на ре­монт по­ме­ще­ния и по­куп­ку обо­ру­до­ва­ния и при­шлось об­ра­щать­ся в дру­гой банк). Мы толь­ко что вер­ну­лись из США, с вы­став­ки в Лас-Ве­га­се, где под­пи­са­ли с аме­ри­кан­ца­ми че­ты­ре кон­трак­та вы­со­ко­го уров­ня го­тов­но­сти. Ра­бо­та идет. При этом экс­порт дол­жен быть ре­аль­ным – не для от­мы­ва­ния, не для се­рых схем (се­год­ня вы­вез­ли, для вы­че­та НДС, а зав­тра вер­ну­ли). О чем го­во­ри­ли зам­ми­ни­стра и ре­гу­ля­тор: «За год экс­порт уве­ли­чил­ся по­чти в 10 раз, при­чем сред­ний вес из­де­лий уве­ли­чил­ся с 2 до 40 грамм» - по­нят­но, что это схе­мы, на­при­мер, с бес­ка­мен­кой, и это толь­ко бро­са­ет тень на всю от­расль. По­ни­мая, что вый­ти на экс­пор­то­ори­ен­ти­ро­ван­ный жест­кий ры­нок очень тя­же­ло с опто­вы­ми по­став­ка­ми, мы де­ла­ем упор на со­зда­ние соб­ствен­ной се­ти ма­га­зи­нов за ру­бе­жом – в част­но­сти, сей­час в про­вин­ции Ша­нь­дун.

Мы про­во­дим все ан­ти­кри­зис­ные ме­ры, ис­поль­зу­ем все ме­то­ды, при­ня­тые на рын­ке: сни­жа­ем за­тра­ты, ак­ти­ви­зи­ру­ем Ин­тер­нет-про­да­жи. Но, де­лая упор на экс­порт, мы не за­бы­ва­ем оте­че­ствен­но­го по­тре­би­те­ля: пред­ла­га­ем но­вые услу­ги опто­ви­кам, со­кра­ти­ли сро­ки про­из­вод­ства по да­валь­че­ской схе­ме, усло­вия и це­ны у нас са­мые ком­форт­ные, ка­че­ство са­мое луч­шее се­год­ня, к нам ста­ли при­хо­дить опто­ви­ки со сво­им ме­тал­лом, с де­сят­ка­ми ки­ло­грам­мов. Во всех юве­лир­ных се­тях в то­вар­ном остат­ке ле­жат не­лик­ви­ды, ко­то­рые при­но­сят­ся к нам на пе­ре­ра­бот­ку (сей­час по но­вым за­ко­нам они долж­ны прой­ти че­рез аф­фи­наж), и у нас со­зда­на для них от­дель­ная ни­ша.

Ка­кой сег­мент юве­лир­но­го рын­ка поль­зу­ет­ся наи­боль­шим спро­сом?

Сто­и­мость сред­не­го че­ка се­го­дня еще умень­ши­лась вдвое: ес­ли до Но­во­го го­да он со­став­лял 10-15 ты­сяч, то сей­час это 5-8 ты­сяч руб­лей. Это ста­вит пе­ред мар­ке­то­ло­га­ми но­вые за­да­чи. По­ка в США мы пред­ла­га­ем то же са­мое, что и здесь: нет ни­ка­ко­го смыс­ла пред­ла­гать им то, что есть у них на при­лав­ках. И в Ки­тае: там пол­то­ра мил­ли­ар­да че­ло­век, и на лю­бое из­де­лие най­дет­ся по­ку­па­тель, про­сто его на­до в пра­виль­ном ме­сте вы­ста­вить и пред­ло­жить.

Вы не ме­ня­е­те свой ди­зайн – в свя­зи с но­вы­ми усло­ви­я­ми?

Наш хол­динг ра­бо­та­ет на всем спек­тре – мы один из са­мых круп­ных про­из­во­ди­те­лей се­ребра: это укра­ше­ния, по­су­да, кор­по­ра­тив, цер­ков­ная те­ма­ти­ка и весь спектр из­де­лий из зо­ло­та, се­реб­ра и пла­ти­ны. Мне при­ят­но, что в этом го­ду в Гон­кон­ге в кон­кур­се International Jewellery Design Excellence Award-2015 на­ше коль­цо «Жиз­нь» по­лу­чи­ло Гран-при и ти­тул «Champion of Champions». Это при­ят­но: ведь мож­но го­во­рить сколь­ко угод­но об экс­пор­те, но ес­ли ва­шим ху­дож­ни­кам не­че­го пред­ло­жить рын­ку, то вас там ни­кто не ждет.

Что вы ду­ма­е­те о пер­спек­ти­вах юве­лир­но­го рын­ка в Рос­сии в бли­жай­шем бу­ду­щем?

Тут ни­че­го но­во­го нет: юве­лир­ная от­расль – со­став­ная часть рос­сий­ской эко­но­ми­ки, и ес­ли все го­во­рят, что дно еще не на­щу­па­но, нет ни­ка­ких со­мне­ний: впе­ре­ди очень тя­же­лые вре­ме­на, но не на­до опус­кать ру­ки. Мы уже 22 го­да на рын­ке, все уже бы­ло, и ес­ли мы бу­дем тру­дить­ся, то вы­жи­вем: на­до пра­виль­но вы­стро­ить диа­лог с вла­стью, биз­нес-про­цес­сы внут­ри пред­при­я­тия и ком­му­ни­ка­ции с со­труд­ни­ка­ми, са­му фи­ло­со­фию биз­не­са и по-но­во­му вы­стро­ить диа­лог с по­тре­би­те­лем – где бы он ни на­хо­дил­ся – внут­ри Рос­си, в стра­нах СНГ или за ру­бе­жом.

Ка­ков ваш ре­цепт успе­ха?

Ре­цепт один – это труд. Про­сто­та, по­ни­ма­ние, тер­пе­ние. Не на­до ни­че­го услож­нять: про­сто­та не за­ме­ня­ет слож­но­сть, она ее по­беж­да­ет. На­до по­ни­мать: что и как де­ла­ет­ся, и по­че­му – с эко­но­ми­кой, по­ли­ти­кой, ку­да все дви­жет­ся… И на­до тер­пе­ли­во тру­дить­ся, ведь ра­бо­та все­гда при­но­сит ре­зуль­тат и, глав­ное, ра­дость се­бе и по­тре­би­те­лям. Я де­ре­вен­ский па­рень и знаю, что, ес­ли я не по­са­жу кар­тош­ку, она точ­но не вы­рас­тет. Но ес­ли я по­са­жу, бу­ду ее про­па­лы­вать, удоб­рять и по­ли­вать, то с Бо­жьей по­мо­щью я по­лу­чу уро­жай. Или не по­лу­чу – все мо­жет быть. Но ве­ро­ят­ность его по­лу­чить до­воль­но вы­со­ка. Что­бы был успех, на­до тру­дить­ся - се­ять ра­зум­ное, доб­рое, веч­но­е…

Мы де­ла­ем де­ло!

[ rough-polished.com ]

  • 25 июня 2015 г.:

    СКОРО ВЫБОРЫ и Флун Фагимович Гумеров, генеральный директор ОАО «Красносельский ювелирпром» и депутат Костромской областной Думы, передал в дар Костромской епархии здание Успенской церкви села Подольского Красносельского района, бывшей долгое время корпусом местной ювелирной фабрики. А слабо восстановить этот храм????

  • 25 июня 2015 г.:

    Приглашаю комментировать статью или никто ее не читает???

  • 25 июня 2015 г.:

    Восстановлена часовня в Костромской области
    30.09.2010
    Губернатор Костромской области Игорь Слюняев посетил село Сидоровская, где была воссоздана древняя часовня «Успения пресвятой Богородицы», построенная четыре века назад.
    Воссоздание часовни шло при финансовой поддержке президента компании АЛМАЗ-ХОЛДИНГ - Гумерова Флуна Фагимовича. На протяжении двух лет храм восстанавливали по древним фотографиям, уделяя внимания всем деталям первозданного вида часовни.
    Флун Фагимович считает своим долгом помочь храмовому комплексу в селе Сидоровская вернуть былое величие.
    http://www.almaz-holding.ru/news/news/73942.html

  • 28 июня 2015 г.:

    Алексею
    Буков, конечно, много. Но читали, читали...
    Просто смутило про выборы крупными буквами. Надеюсь, Вы не специалист по НЛП.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->