Поморские указы о искусстве финифти (XVIII век)

Раздел: Общество
31 марта 2015 г.

Указ как фи­ниф­том на­во­дить­

Ко­гда по­хо­чешь на­во­дить то­гда возь­ми фи­нифть да разо­три мел­ко на ка­ме­ни, а ка­мень чтоб был аки кре­мень да в нем же сде­лай гнез­дыш­ко круг­лень­кое да чем те­реть был бы ка­мень та­ки яй­цо как мо­жешь при­ис­кать чтоб луч­ше в ру­ках дер­жать. Да возь­ми фи­нифть мо­ло­том рас­то­ло­ти да слей во­ды не­мно­го да три мел­ко чтоб аки пыль бы­ла а все три с во­дою. А ко­гда бу­дет го­то­во то­гда по­ло­щи во­дою вы­ло­жи вон в хру­сталь или в ра­ко­ви­ну да тут вы­мой хо­ро­шень­ко чтоб не бы­ло му­ти а то­гда и на­во­ди ство­ры или рас­пя­тия да и то вы­чи­сти пес­ком с во­дою чтоб не бы­ло гря­зи. Да и вы­су­ши. Да тут и на­во­ди спич­кою а по­кла­дай не гу­сто не жид­ко и сколь­ко цве­тов име­ет­ся то все­ми рас­цве­чи­вай. А ко­гда ко­то­рую шту­ку на­ве­дешь по­ло­жи чтоб ни­кто не тро­гал по­не­же ко­гда за­сох­нет фи­нифть, то­гда жи­вет сла­бо а ко­гда на­во­дишь то­гда разо­жги горн и печ­ку по­ло­жи на уго­лье да всю об­кла­ди уго­льем доб­рым чтоб не бы­ло ог­ня и ды­ма. А на устье по­ло­жи уголь ве­ли­кий чтоб устье за­кры­ло. И то­гда дай во­лю пус­кай са­ма со­бою на­го­рит и ко­гда крас­на бу­дет аки уголь. И то­гда устье у печ­ки от­во­ри да ме­шоч­ком выд­ми, чтоб бы­ло чи­сто и то­гда же­лез­ною ло­па­точ­кою по­са­ди что по­ло­же­но. А та­ко­во опас­но чтоб не стрях­ну­лось.
Да по­са­див­ши за­крой уг­лем устье. А под вер­хом оставь по­ло, чтоб чад вы­шел зе­ле­ной, ко­гда по­ло­жен­ное ста­нет на­го­рат то­гда, чад бу­дет ид­тить. А ко­гда ста­нет бу­ро быть по­ло­жен­ное что и кра­сить ста­нет, то­гда плот­но за­при. Да по­смат­ри­вай да на фи­ниф­те бу­дет лоск знать, а по­ло­жен­ное ста­нет крас­но, то­гда устье от­крой да дай сдох­нуть, чтоб не сго­ре­ло. И то­гда за­крой креп­ко, чтоб толь­ко про­хо­дец оставь по­смат­ри­вать да не­мно­го по­на­ро­ви. Да от­крой и про­сту­ди не­мно­го да вон вы­тя­ни и по­кла­дай на ка­мень, как фи­ниф­тян­ное так и не фи­ниф­тян­ное. Да то­му же по­доб­но как не­фи­ниф­тян­ное так и фи­ниф­тян­ное осмот­ри вы­ше се­го ука­зу от­бель­но­го. А ко­то­рое фи­ниф­тян­ное ство­ры или кре­сты чтоб на­го­то­во при­тер­то бы­ло чтоб по­сле ни­чем не ко­ло­тить дабы фи­нифть не вре­дил­ся. А по­сле от­бе­лу на­го­то­во пи­лою обо­три чтоб бы­ло чи­сто и глад­ко да мож­но щет­кой мед­ною вы­че­ши.
А еже­ли что по­хо­чешь па­ять как ве­щи чер­ниль­ни­цы или це­поч­ки, се­ребром, то­гда возь­ми ста­рин­но­го се­реб­ра да раз­бей мо­ло­том чтоб тон­ко бы­ло аки ли­ст. Да ко­то­рое па­ять на то ме­сто по­ма­чи­вай слю­ною да ки­сточ­кой при­пой по­кла­дай. А по­вер­ху по­сы­пай ва­ра­хою в тон­кую. Да то­гда в уго­лье в ров­ное по­кла­дай да ме­шоч­ком дми а сам по­кла­дай уго­лье око­ло да по­смат­ри­вай чтоб на­зре­ло. А ко­гда при­пой схо­дит­ся то­гда щет­кой сви­ною по­ма­ни­вай в во­ду да по­брыз­гай да то­гда вон тя­ни. Да вы­смот­ри еже­ли ко­то­рое ме­сто не спа­я­лось и то сно­ва вы­чи­сти да еще тем же при­по­ем при­кла­ди. А еже­ли хо­чешь знать как ва­ра­ха со­ста­вить то­гда возь­ми бу­ры зо­лот­ник или два да по­ло­жи в ча­шеч­ку мед­ную с тою бу­рою да по­ло­жи на уго­лье и она вы­рас­тет ве­ли­ко и бу­дет бе­ла аки пе­на. И то­гда вон вынь да мы­ла возь­ми фунт или пол­фун­та да по­ло­жи в гор­шо­чек не­боль­шой. Да ко­гда печь на­то­пит­ся то­гда пус­кай чтоб жар боль­шой вы­шел да на уго­лье по­ставь да пус­кай ог­нем вы­го­рит да од­ни ога­ри­ны оста­нут­ся и то­гда вынь да про­сту­ди еже­ли мы­ла пол­фун­та по­ло­жи бу­ры зо­лот­ник ро­ще­ной на уго­лье да вме­сте сме­шай да вы­ме­ли мел­ко аки му­ку сит­ную, да тою по се­реб­ру по­сы­пай.
А еже­ли медь оло­вом па­ять то на­шо­стырь разо­три да по ме­ди по­сы­пай да на­верх оло­во и то­гда бу­дет па­ять­ся.
По­се­му же и про­чая ра­зу­ме­вай ели­ко при­ло­жишь же­ла­ние к бла­го­му уче­нию, то­гда и наи­па­че ис­ку­сен бу­де­ши ко ве­ли­ко­му де­лу. А еже­ли в фи­нифть по­хо­чешь по­ло­жить би­се­ру в си­ней по­ло­жи по­ло­ви­ну ве­сом да в ме­стах и рас­ти­рай. А в дру­гие цве­ты по­ло­жи по­не­мно­гу, да так же рас­ти­рай вме­сте с би­се­ром.
Да еже­ли по­хо­чешь крас­ную медь сде­лать зе­ле­ной то по­ло­жи фунт крас­ной ме­ди и пол­фун­та шлио­тру, а про­чее раз­ве­ши­вай по на­до­бью да пер­во медь разо­грей, а то­гда шлиотр по­ло­жи в та­лую медь, и по­ва­ри не­мно­го прут­ки да ог­нем вы­су­ши, да ко­гда сго­то­вишь опо­ки лить и вы­ко­ло­тишь, да то­гда в опо­ку по­кла­дай дол­гую в дол­гия ме­ста а ко­рот­кия в ко­рот­ким ме­ста. А по­кла­дай на пра­вую сто­ро­ну опо­ки в ко­то­рой ли­ка пе­ча­та­ны, а ле­вую на­верх. Да сло­жи вме­сте, опо­ки да возь­ми да тою ле­вою сто­ро­ною по­ло­жи на до­ску. А пра­вую на­верх да до­с­кою сверху, да в тис­ки чтоб ту­го бы­ло ток­мы в ме­ру. И с обе­их сто­рон опо­ки за­мажь зем­лею от хво­ста и до гор­ла опай­но­го да возь­ми уши на­грей, да то­гда лей.
По­том же и сам упраж­няй­ся на вся­ком де­ле и ко всем на­у­кам и бу­де­ши ра­зу­ме­ва­ти яв­ствен­но и бу­дешь ис­ку­сен во всем.

По­яс­не­ния к ука­за­м

Обо­ру­до­ва­ние и ин­стру­мент, упо­мя­ну­тые или под­ра­зу­ме­ва­е­мые для опе­ра­ций, пе­ре­чис­лен­ных в ука­зах.

Сло­ва, при­ве­ден­ные в ка­выч­ках — под­лин­ные тер­ми­ны из ука­зов, рас­смат­ри­ва­ют­ся по ме­ре их по­яв­ле­ния в тек­с­те.

1. «СОСУД» — ем­кость для сме­ши­ва­ния во­ды с обык­но­вен­ной зем­лей, что­бы от­де­лить круп­ные ча­сти от мел­ких ча­стиц.
2. Пал­ка для раз­ме­ши­ва­ния сме­си во­ды и зем­ли.
3. «ДРУГАЯ ПОСУДА» — ем­кость для сбо­ра тех ча­сти­чек, что «с во­дою хо­дят*. В этой же ем­ко­сти во­да и ис­па­ря­ет­ся.
4. Ко­стер, в ко­то­ром долж­ны вы­го­рать кат­ки зем­ли с мел­ки­ми ча­сти­ца­ми.
5. «ЧИСТОЕ СИТО» — для про­се­и­ва­ния ком­ков зем­ли.
6. «КОРЫТО НАРОЧНОЕ» — ем­кость для про­це­жен­ной и про­се­ян­ной зем­ли, в ко­то­рую до­бав­ля­ет­ся квас.
7. «ОПОКА» — опо­ка, то есть рам­ка в ко­то­рой на­би­ва­ет­ся фор­ма.
8. «ДОСКА» — плос­кость на ко­то­рую кла­дет­ся опо­ка.
9. Ин­стру­мент для на­бив­ки зем­ли в опо­ки.
10. «НОЖ» — для сре­за­ния лиш­ней зем­ли с опо­ки.
11. «ПЫХВОЙ НАПЫХАЙ» — воз­мож­но, что «пы­хва» есть ло­каль­ное на­зва­ние гри­ба-дож­де­ви­ка, ина­че — «де­душ­кин та­бак». Мел­кие спо­ры это­го со­зрев­ше­го гри­ба мо­гут ис­поль­зо­вать­ся как раз­де­ли­тель­ный слой при от­тис­ке мо­де­ли в фор­мо­воч­ную зем­лю. Фра­зу «пы­хвой на­пы­хай» нель­зя по­ни­мать бук­валь­но, ибо не сам гриб тря­сет­ся над фор­мо­воч­ной зем­лей, но толь­ко спо­ры, про­се­ян­ные че­рез си­то.
12. «СИТОМ НАСЕЙ» — на­не­се­ние раз­де­ли­тель­но­го слоя меж­ду дву­мя опо­ка­ми, что­бы раз­де­лить две по­ло­вин­ки фор­мы и из­влечь мо­дель.
13. «ПАХАННАЯ ГОРЯЧАЯ ПЕЧЬ» — для про­суш­ки опок с го­то­вы­ми зем­ля­ны­ми фор­ма­ми.
14. «ГОРН» — горн.
15. Ин­стру­мент для из­го­тов­ле­ния «ПРОХОДОВ» в фор­мо­воч­ной мас­се для до­сту­па ме­тал­ла к раз­лич­ным ча­стям фор­мы. Ве­ро­ят­но, тер­мин «пу­тик» яв­ля­ет­ся обо­зна­че­ни­ем или этих про­хо­дов, или ко­ло­нок за­стыв­ше­го в них ме­тал­ла, то есть лит­ни­ков.
16. «БЕРЕСТОМ ВЫКОПТИТЬ» — го­то­вый от­пе­ча­ток вы­коп­тить, что­бы са­жа бы­ла раз­де­ли­тель­ным сло­ем для го­ря­че­го ме­тал­ла.
17. «ГОРШОК» — для ме­ди, пред­на­зна­чен­ной для рас­плав­ки (ти­гель).
18. Ме­ха для раз­ду­ва­ния жа­ра в гор­не.
19. «ПИЛА» — но­жов­ка для от­ре­за­ния ме­тал­ла, но так­же и на­пиль­ник.
20. «НОЖНИ» — круп­ные нож­ни­цы для рез­ки ме­тал­ла.
21. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — щет­ка из сви­ной ще­ти­ны.
22. «ПЕЧКА НАРОЧНАЯ» — ма­лень­кая пе­чь, му­фель для от­жи­га в гор­не го­то­вых от­ли­вок. Отвер­стие в му­фе­ле — «устье» — за­кры­ва­ет­ся кус­ком уг­ля.
23. «МЕШОЧЕК» — ма­лые ме­ха, что­бы сду­вать пыль.
24. Со­суд, что­бы то­лочь яго­ды.
25. Ем­кость для хра­не­ния со­ли.
26. Со­суд для вар­ки тол­че­ных ягод с со­лью.
27. Кле­щи или дру­гое при­спо­соб­ле­ние для пе­ре­но­са рас­ка­лен­но­го тиг­ля с ме­тал­лом.
28. «ЩЕТЬ МЕДНАЯ» — для очист­ки го­то­вых от­ли­вок. Ис­поль­зу­ет­ся и с ква­сом.
29. Со­суд для хра­пе­ния ква­са.
30. Ма­лень­кая ем­кость для ква­са, в ко­то­ром сма­чи­ва­ет­ся мед­ная щет­ка.
31. «ПИЛА» — раз­лич­ные на­пиль­ни­ки для опи­ли­ва­ния го­то­вых от­ли­вок на­чи­сто.
32. «ГЛАДИЛО» — ин­стру­мент из твер­дой ста­ли для вы­гла­жи­ва­ния и пол¬и­ров­ки ча­стей от­лив­ки.
33. «БЕЛЫЙ ПЛАТ» — бе­лая чи­стая ткань для об­ти­ра­ния окон­ча­тель­но го­то­вой про­дук­ции.
34. При­спо­соб­ле­ние — обо­ру­до­ва­ние для очист­ки от­ли­вок пес­ком.
35. Тиг­лей, от­ли­ча­ю­щих­ся раз­ме­ром, долж­но быть не­сколь­ко, но так­же и для раз­лич­ных спла­вов ме­тал­лов.
36. «ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА» — для хра­не­ния «КРЕПКОЙ ВОДКИ».
37. Стек­лян­ная ем­кость для креп­кой вод­ки, в ко­то­рую опус­ка­ют для трав­ле­ния го­то­вые от­лив­ки.
38. Стол для об­ра­бот­ки го­то­вых от­ли­вок.
39. Ме­тал­ли­че­ские щип­цы для хва­та­ния мел­ких от­ли­вок и на­гре­ва­ния их в ог­не.
40. Де­ре­вян­ные щип­цы или мед­ные, но не же­лез­ные, для по­гру­же­ния на­гре­тых от­ли­вок в креп­кую вод­ку и из­вле­че­ния из нее.
41. «КИСТОЧКИ ПОРТЯНЫЕ МАЛЫЕ НА ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОЯТОЧКАХ» — ки­сточ­ки для сма­зы­ва­ния креп­кой вод­кой го­то­вых на­гре­тых от­ли­вок.
42. Ем­кость для про­мыв­ки в во­де по­сле трав­ле­ния в креп­кой вод­ке.
43. Со­суд с тол­че­ны­ми яго­да­ми, в ко­то­ром по­ме­ща­ют­ся про­трав­лен­ные и про­мы­тые от­лив­ки на час.
44. «КАМЕНЬ АКИ КРЕМЕНЬ С ГНЕЗДЫШКОМ КРУГЛЕНЬКИМ» — для рас­тир­ки фи­ниф­ти в по­ро­шок (ступ­ка).
45. «КАМЕНЬ АКИ ЯЙЦО» — пе­стик для рас­тир­ки фи­ниф­ти.
46. «МОЛОТ» — для раз­бив­ки круп­ных кус­ков фи­ниф­ти.
47. Ма­лень­кая ем­кость для во­ды, ко­то­рую до­бав­ля­ют в ступ­ку при рас­ти­ра­нии фи­ниф­ти.
48. «ХРУСТАЛЬ ИЛИ РАКОВИНА» — для по­ме­ще­ния рас­тер­той в пыль фи­ниф­ти.
49. Со­суд для про­мыв­ки фи­ниф­ти.
50. «СПИЧКА» — ма­лень­кие па­лоч­ки для рас­клад­ки раз­ных цве­тов эма­ли по из­де­лию.
51. Сто­лик для рас­клад­ки из­де­лий под эмаль.
52. «ПЕЧКА» — ма­лень­кая печ­ка-му­фель для по­ме­ще­ния ее в горн, а внут­ри нее ле­жат из­де­лия с на­ло­жен­ной фи­нифтью.
53. «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОПАТОЧКА» — для по­сад­ки в рас­ка­лен­ный му­фель из­де­лий, пред­на­зна­чен­ных к эма­ли­ро­ва­нию.
54. «КАМЕНЬ» — плос­кий ка­мень для рас­клад­ки на нем го­ря­чих из­де­лий с эма­лью.
55. Мед­ные па­яль­ни­ки раз­ных раз­ме­ров для пай­ки оло­вом.
56. Раз­лич­но­го ви­да и раз­ме­ра щип­цы, струб­ци­ны и про­чие пред­ме­ты для па­я­ния.
57. Раз­лич­ные ем­ко­сти для при­поя, флю­са и пр.
58. Спе­ци­аль­ные ост­рые ин­стру­мен­ты для за­чист­ки швов под па­я­ние.
59. «МОЛОТ» — Спе­ци­аль­ной фор­мы мо­ло­точ­ки для раз­бив­ки кус­ков се­реб­ра в тон­кие ли­сты.
60. На­ко­валь­ня спе­ци­аль­но для рас­плю­щи­ва­ния се­ребра.
61. «КИСТОЧКИ» для уклад­ки се­реб­ря­но­го при­поя в швы из­де­лия.
62. Ло­па­точ­ки для при­сып­ки «вара­хи» — флю­са на из­де­лия.
63. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — что­бы брыз­гать во­дою на осты­ва­ю­щие из­де­лия с эма­лью.
64. «ЧАШЕЧКА МЕДНАЯ» — для при­го­тов­ле­ния «вара­хи» — ро­ще­ной бу­ры.
65. Ем­кость для хра­пе­ния мы­ла.
66. «ГОРШОЧЕК НЕБОЛЬШОЙ» в ко­то­ром жгут кус­ки мы­ла па уго­льях до вы­го­ра­ния.
67. Ступ­ка что­бы то­лочь бу­ру с огар­ка­ми мы­ла.
68. Ступ­ка то­лочь «НАШОСТЫРЬ».
69. Ло­па­точ­ка для оло­вян­ных опи­лок, что­бы сы­пать на па­яль­ные швы.
70. Спе­ци­аль­ный ин­стру­мент для при­го­тов­ле­ния чи­стых оло­вян­ных опи­лок.
71. Ве­сы взве­ши­вать и ма­лень­кий и боль­шой вес.
72. Нож­ни­цы ре­зать же­лез­ные прут­ки для пе­тель.
73. Мо­лот­ки и на­ко­валь­ня для вы­прав­ле­ния прут­ков.
74. «ЩИПОЧКИ» — что­бы хва­тать прут­ки и встав­лять их в пет­ли.
75. «ДОСКА» — для раз­ве­де­ния зем­ли с ква­сом, на ко­то­рой об­ма­зы­ва­ют прут­ки для пе­тель.
76. «ТИСКИ» — для сжа­тия опок пе­ред от­лив­кой.

Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ный ин­стру­мент и обо­ру­до­ва­ние пря­мо вы­те­ка­ют из по­ло­же­ний ука­зов, од­на­ко не мо­гут ис­чер­пы­вать весь не­об­хо­ди­мый ин­вен­тарь ли­тей­ной — фи­ниф­тя­ной ма­стер­ской. Ре­аль­ное обо­ру­до­ва­ние бы­ло зна­чи­тель­но боль­шим. В част­но­сти, от­ме­тим, что ука­зы не упо­ми­на­ют о мно­гих ра­бо­тах, не­пре­мен­но не­об­хо­ди­мых ли­тей­щи­ку и эма­лье­ру в ка­че­стве под­го­то­ви­тель­ных или от­де­лоч­ных про­цес­сов. На­при­мер, нет упо­ми­на­ния о под­го­тов­ке мо­де­ли для пе­ча­та­ния, или нет зо­ло­че­ния и се­реб­ре­ния из­де­лий по­сле всех опе­ра­ций. Есте­ствен­но, ав­тор ука­зов не пе­ре­чис­ля­ет все обо­ру¬­до­ва­ние, ибо его цель — рас­ска­зать толь­ко о спе­ци­фи­ке мед­но­ли­тей­но­го и фи­ниф­тя­но­го про­из­вод­ства, но не бо­лее то­го.

Ма­те­ри­а­лы, не­об­хо­ди­мые ли­тей­щи­ку-эма­лье­ру

1. «ЗЕМЛЯ» — обык­но­вен­ная зем­ля, из ко­то­рой при­го­тов­ля­ют уже так на­зы­ва­е­мую фор­мо­воч­ную зем­лю.
2. «КВАС СВЕЖИЙ ДОБРЫЙ» — квас, слу­жа­щий клей­ким свя­зу­ю­щим в при­го­тов­ле­нии фор­мо­воч­ной зем­ли. Тот же квас слу­жит смяг­чи­те­лем при очист­ке и по­ли­ров­ке из­де­лий мед­ной щет­кой.
3. «УГОЛЬЕ» — дре­вес­ный уголь, спе­ци­аль­но из­го­тав­ли­ва­е­мый по­лу­сго­ра­ни­ем. Ве­ро­ят­но, уголь по­ку­пал­ся уже го­то­вым у про­из­во­ди­те­лей, ко­то­рые на Ру­си бы­ли по­все­мест­но.
4. «БЕРЕСТА» — упо­треб­ля­ет­ся для коп­че­ния са­жей зе­мель­ных от­тис­ков. Слой тон­кой са­жи не­об­хо­дим как раз­де­ли­тель­ная плен­ка при за­лив­ке ме­ди в фор­мы.
5. «ПЫХВА» — по-ви­ди­мо­му, ло­каль­ное на­зва­ние гри­ба-дож­де­ви­ка, чьи спо­ры слу­жат тон­ким сло­ем, от­де­ля­ю­щим опо­ки по раз­де­лу. В дру­гих про­из­вод­ствах упо­треб­ля­ют для этих же це­лей дре­вес­ную му­ку, ко­то­рая вы­го­ра­ет от го­ря­че­го ме­тал­ла.
6. «ЯГОДЫ» — воз­мож­но, клюк­ва для од­них мест­но­стей, но и дру­гая яго­да — в дру­гих. Сов­мест­но с со­лью, ягод­ный мя­киш ра­бо­та­ет по очист­ке ме­тал­ла и для ней­тра­ли­за­ции кис­ло­ты — «креп­кой вод­ки».
7. «КРЕПКАЯ ВОДКА» — озна­ча­ет в том чис­ле и «цар­скую вод­ку», то есть смесь со­ля­ной и сер­ной кис­лот. Но мо­жет упо­треб­лять­ся и в ка­че­стве об­ще­го обо­зна­че­ния кис­ло­ты.
8. «СОЛЬ» — обык­но­вен­ная для хи­ми­че­ской об­ра­бот­ки от­ли­вок.
9. «МЕЛЕНЬКИЙ ПЕСОК» — упо­треб­ля­ет­ся для очист­ки от­ли­вок.
10. «КРАСНАЯ МЕДЬ» — чи­стая медь.
11. «ЗЕЛЕНАЯ МЕДЬ» — ла­ту­нь. Это до­ка­зы­ва­ет­ся тем, что в ука­зе да­ет­ся ре­цепт из­го­тов­ле­ния ла­ту­ни, как сме­си ме­ди с цин­ком.
12. «ШЛИОТР» — цинк. До кон­ца XIX ве­ка в Рос­сии цинк не­ред­ко на­зы­ва­ли «шпи­атр».
13. «ЗАПРУДА» — упо­треб­ле­ние это­го сло­ва в тек­сте ука­за поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать, что речь идет об осо­бен­ном ме­тал­ли­че­ском спла­ве, ибо пе­ре­чис­ля­ет­ся: «крас­ной или зе­ле­ной и за­пру­ды». В жар­го­не рус­ских кол­лек­ци­о­не­ров XIX ве­ка упо­треб­ля­лось на­зва­ние мед­но­го спла­ва «с­пру­да», по сло­вам Н. В. По­кров­ско­го «пер­во­быт­ная брон­за», из ко­то­рой де­ла­лись са­мые древ­ние пред­ме­ты. Ар­хео­ло­ги XX ве­ка отож­деств­ля­ют «с­пру­ду» со спла­вом ме­ди—о­ло­ва — свин­ца. К со­жа­ле­нию, имен­но эта часть тек­ста ука­за не­яс­на по смыслу, воз­мож­но, текст пе­ре­пу­тан пе­ре­пис­чи­ком. Ес­ли пе­ре­осмыс­лить текст, то по­лу­чит­ся предо­сте­ре­же­ние ав­то­ра ука­за, что пред­ме­ты из «за­пру­ды» нель­зя по­кры­вать фи­нифтью, ибо они рас­пла­вят­ся. Не озна­ча­ет ли тер­мин «за­пру­да» не ка­кой-ли­бо осо­бый мед­ный сплав, а пе­ре­плав­ку обык­но­вен­но­го ме­тал­ло­ло­ма? В та­ком слу­чае все преды­ду­щие трак­тов­ки тер­ми­на «с­пру­да» оши­боч­ны и не име­ют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к «пер­во­быт­ной брон­зе» или к со­зна­тель­но­му спла­ву медь-оло­во-сви­нец. «За­пру­да», пли «с­пру­да», суть мед­ные спла­вы с ме­ша­ни­ной раз­лич­ных при­ме­сей, и не бо­лее то­го?
14. «ФИНИФТЬ» — по­сту­па­ла к ли­тей­щи­ку в боль­ших кус­ках, ибо тре­бо­ва­ла раз­би­тия мо­ло­том и рас­ти­ра­ния в по­ро­шок. От­дель­ным про­цес­сом на­зва­но упо­треб­ле­ние по­куп­но­го би­се­ра, ко­то­рый ре­ко­мен­ду­ет­ся лишь в ка­че­стве до­бав­ки в фи­нифть. Лю­бо­пыт­но, что осо­бен­но по­дроб­но ре­ко­мен­ду­ет­ся до­бав­ка би­се­ра в си­нюю фи­нифть. По-ви­ди­мо­му, кус­ко­вая фи­нифть бы­ла тем­но­го цве­та, а до­бав­ка би­се­ра в по­ло­вин­ном ве­се да­ва­ла го­лу­бой цвет. Имен­но тем­но-си­няя фи­нифть, ча­сто по­чти чер­ная в со­че­та­нии с го­лу­бой и есть наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная рас­цвет­ка всех рус­ских мед­но­ли­тых из­де­лий XVIII—XIX ве­ков. Не озна­ча­ет ли это, что тем­но-си­нее стек­ло-смаль­та бы­ло наи­бо­лее до­ступ­но, де­ше­во на все­рос­сий­ском рын­ке?
15. «БИСЕР» — был в Рос­сии при­воз­ным из-за гра­ни­цы, ибо М. В. Ло­мо­но­сов пы­тал­ся на­ла­дить его про­из­вод­ство как аль­тер­на­ти­ву им­пор­ту. Зна­ком­ство ли­тей­щи­ков с би­се­ром за­став­ля­ет пред­по­ло­жить, что зна­ме­ни­тая рас­цвет­ка по­мор­ских эма­лей бе­лы­ми, жел­ты­ми, чер­ны­ми точ­ка­ми де­ла­лись уклад­кой ку­соч­ков би­се­ра.
16. «СТАРИННОЕ СЕРЕБРО» — упо­треб­ля­лось для пай­ки се­реб­ром из­де­лий ти­па чер­ниль­ниц и це­поч­ки.
17. «ОЛОВО» — для пай­ки мед­ных пред­ме­тов.
18. «ВАРАХА» — флюс для пай­ки се­реб­ром и ме­дью. Со­став­лял­ся са­мим ма­сте­ром сме­ше­ни­ем ро­ще­ной бу­ры с огар­ка­ми го­ре­ло­го мы­ла.
19. «БУРА» — бу­ра нор­маль­ная.
20. «БУРА РОЩЕНАЯ» — ва­ре­ная бу­ра.
21. «МЫЛО» — при­ме­ня­лось для из­го­тов­ле­ния «ва­ра­ха» и до­бав­ле­ния в сплав ла­ту­ни.
22. «НАШОСТЫРЬ» — на­ша­ты­рь, флюс для па­я­ния оло­вом.
23. «ПРУТКИ ПРОВОЛОЧНЫЕ» — же­лез­ные прут­ки, на­ре­зан­ные из по­куп­ной про­во­ло­ки. При­ме­ня­лись для по­лу­че­ния от­вер­стий в пет­лях склад­ней од­но­вре­мен­но с от­лив­кой из­де­лия.

Ве­щи, ука­зан­ные в ка­че­стве про­дук­ци­и

Ство­ры, кре­сты, рас­пя­тия, чер­ниль­ни­цы, це­поч­ки и «дру­гие вся­кие ве­щи».

Тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы в ука­за­х

При­го­тов­ле­ние фор­мо­воч­ной зем­ли, фор­мов­ка, от­лив­ка. Со­став­ле­ние мед­ных спла­вов: «крас­ной ме­ди», «зе­ле­ной ме­ди», «за­пру­ды».
От­дел­ка по­верх­но­сти го­то­вой от­лив­ки: хи­ми­че­ская об­ра­бот­ка, ме­ха­ни­че­ская очист­ка, по­ли­ров­ка.
При­го­тов­ле­ние эма­ле­вой мас­сы из кус­ков фи­ниф­ти и би­се­ра. Эма­ли­ро­ва­ние из­де­лий.
Па­я­ние пред­ме­тов се­реб­ря­ным и оло­вян­ным при­по­я­ми. При­го­тов­ле­ние па­яль­но­го флю­са — «вара­хи».

Спе­ци­фи­че­ские тер­ми­ны­

Об­суж­дая из тер­ми­нов про­из­вод­ства, от­ме­тим лишь те, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо при­ла­гать уже к го­то­вой про­дук­ции. Так, из­лиш­ние стол­би­ки ме­тал­ла, за­пол­ня­ю­щие про­хо­ды к раз­ным ме­стам (лит­ни­ки) в ука­зе на­зва­ны «пу­ти­ки». Не от­но­сит­ся ли тот же тер­мин к вер­ти­каль­ным со­еди­не­ни­ям на­вер­шия кре­стов с ле­тя­щи­ми над огла­ви­ем хе­ру­ви­ма­ми?
В раз­де­ле о по­ли­ров­ке гла­ди­лом ска­за­но, о по­ли­ров­ке «про­стых ме­ст» и «по дре­вам». «Про­стые ме­ста» — по­нят­но без объ­яс­не­ний, но ка­кую часть из­де­лия на­зы­ва­ют «д­ре­вом»? По­жа­луй, так на­звать мож­но лишь глад­кое пе­ре­кре­стье — рам­ку, раз­де­ля­ю­щую сю­же­ты в мно­го­част­ных ство­рах.

Ком­мен­та­рии к Ука­за­м

Ин­то­на­ция тек­ста ско­рее не при­каз­ная-указ­ная, но доб­ро­же­ла­тель­ные со­ве­ты. Слов­но отец по­уча­ет сы­на, не толь­ко пе­ре­да­вая в его ру­ки на­след­ствен­ную про­фес­сию, ма­стер­скую, но и оза­бо­чен об­щим раз­ви­ти­ем сво­е­го уче­ни­ка, вклю­чая и его нрав­ствен­ные устои. Чи­сто тех­ни­че­ские ре­ко­мен­да­ции за­кан­чи­ва­ют­ся та­ким за­клю­че­ни­ем: «По­том же и сам упраж­няй­ся па вся­ком де­ле и ко всем на­у­кам и бу­дешь ра­зу­ме­ва­ти яв­ствен­но и бу­дешь ис­ку­сен во всем».
Ин­тим­ность на­ших ука­зов, без­услов­но, яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том убеж­де­ния ав­то­ра-ре­меслеп­ни­ка, что труд его есть на­сла­жде­ние, но не про­кля­тая тя­же­лая обя­зан­но­сть. Слу­шай­те, с ка­кой лю­бо­вью ав­тор по­яс­ня­ет та­кие тех­ни­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские де­та­ли: «ки­сточ­ки сде­лай пор­тя­пые ма­лень­кие на об­сто­я­тель­ных ру­ко­я­точ­ках», «вы­трях­ни ти­хо­сти».
Со­ста­ви­тель ука­за гор­дит­ся сво­им ре­меслом как важ­ным все­на­род­ным ху­до­же­ством, по­это­му упо­треб­ля­ет на­име­но­ва­ние склян­ки с кис­ло­той: «хру­сталь­ная по­су­да». Гор­дит­ся ли­тей­щик и тру­да­ми сво­их рук, уве­рен­ный в том, что про­из­во­дит не что-то слу­чай­ное, вре­мен­но­го ис­поль­зо­ва­ния, но не­кое Про­из­ве­де­ние Ду­ха Че­ло­ве­че­ско­го и для ду­шев­но­го вос­при­я­тия дру­ги­ми лю­дь­ми. Вот по­че­му на ум не при­шло сло­во «тря­пи­ца», но для окон­ча­тель­ной об­тир­ки го­то­во­го из­де­лия он ре­ко­мен­ду­ет ис­поль­зо­вать «бе­лый плат».

Весь текст су­гу­бо тех­ни­че­ско­го ру­ко­вод­ства укра­шен са­мо­цве­та­ми цве­ти­стой ре­чи и па­мят­ка­ми кни­го­чея: «Пер­вое по­до­ба­ет на­ча­ти… », «в со­су­де в ка­ком при­стой­но… », «на­бей об­сто­я­тель­но… ». Мастер-учи­тель ви­дит се­бя в по­зе не про­сто­го умель­ца, ко­то­рый бо­лее уме­ет про­стых дел, по не ме­нее как Книж­но­го Настав­ни­ка, про­по­ве­ду­ю­ще­го ве­ли­кие ис­ти­ны: «По­се­му же и про­чая ра­зу­ме­вай ели­ко при­ло­жишь же­ла­ние к бла­го­му уче­нию, то­гда и наи­па­че ис­ку­сен бу­дешь к ве­ли­ко­му де­лу».
Сло­вес­ная цве­ти­стость и эмо­ци­о­наль­ная ин­то­на­ция тек­ста про­во­ци­ру­ют нас на по­пыт­ку опре­де­ле­ния ав­тор­ства и вре­ме­ни со­став­ле­ния тек­ста ука­зов.
На­при­мер, мно­го­крат­ное упо­треб­ле­ние сло­ва «об­сто­я­тель­но», «об­сто­я­тель­ный» сви­де­тель­ству­ет о пси­хо­ло­гии ско­рее ма­сте­ра круп­но­го про­из­вод­ства, важ­но­го про­из­вод­ства, но не обы­ден­ных мыс­ли­шек де­ре­вен­ских ку­ста­рей, ра­бо­та­ю­щих толь­ко для при­ра­бот­ка. Труд­но пред­ста­вить се­бе сей­час ис­тин­ный объ­ем пси­хо­ло­гии ма­сте­ра XVII—XVIII ве­ков, од­на­ко ес­ли умест­на ана­ло­гия с ре­мес­лен­ни­ка­ми XIX ве­ка или с со­вет­ски­ми ра­бо­чи­ми, то ав­тор ука­зов дол­жен быть не­пре­мен­но в ран­ге не ни­же Масте­ра, осо­зна­ю­ще­го по­ня­тие «ра­бо­чая че­сть».
Ав­тор тек­ста был глав­ным ма­сте­ром про­из­вод­ства яв­но не де­ре­вен­ско-ре­мес­лен­ной ори­ен­та­ции, ибо на­зы­вал свой об­раз за­ня­тий «ве­ли­ким де­лом», а ре­зуль­тат сво­е­го тру­да ви­дел толь­ко на «бе­лом пла­те». Не сви­де­тель­ству­ет ли это о том, что ма­стер при­чис­лял се­бя ско­рее к ико­но­пис­цам, да к та­ким, ко­то­рые ри­су­ют по люб­ви и вдох­но­ве­нию и для ве­ли­ких це­лей, но не для до­бы­ва­ния про­пи­та­ния?

Ра­зу­ме­ет­ся, тек­сты ука­зов не да­ют нам ис­чер­пы­ва­ю­щей ин­фор­ма­ции об ав­тор­стве или ме­сте на­пи­са­ния их, од­на­ко сре­ди все­воз­мож­ных групп рус­ско­го на­се­ле­ния, по­жа­луй, толь­ко у ста­ро­об­ряд­цев бы­ло от­но­ше­ние к мед­но­му ли­тью как к «ве­ли­ко­му де­лу».
Толь­ко ста­ро­об­ряд­че­ские ре­мес­лен­ни­ки, как пра­ви­ло, бы­ли и кни­го­че­я­ми, что и вы­ли­лось в книж­ный язык тек­ста ука­зов.
Со­блаз­ни­тель­но пред­по­ло­жить, что дан­ные ука­зы яв­ля­ют­ся твор­че­ством зна­ме­ни­той Вы­го­рец­кой ста­ро­об­ряд­че­ской пу­сты­ни, од­на­ко, ни­что в тек­сте ука­зов не про­ти­во­ре­чит та­ко­му пред­по­ло­же­нию.
За­клю­чи­тель­ная фра­за ука­зов «сам упраж­няй­ся на вся­ком де­ле и ко всем на­у­кам и бу­дешь ра­зу­ме­ва­ти яв­ствен­но и бу­дешь ис­ку­сен во всем» сво­ею тор­же­ствен­но­стью впол­не в ду­хе пет­ров­ско­го вре­ме­ни, и имен­но та­кой дух ве­ли­ко­го пре­об­ра­зо­ва­тель­ства ре­ял и в пи­са­ни­ях вы­гов­ских учи­те­лей на­ча­ла XVIII сто­ле­тия.
Не слу­чай­но же управ­ля­ю­щий Пет­ров­ски­ми за­во­да­ми, Ге­нинг на­звал ста­ро­об­ряд­цев «луч­ши­ми ра­бот­ни­ка­ми», что озна­ча­ет и то, что они ра­бо­та­ли в охот­ку, ра­до­стью бла­го­твор­но­го тру­да!

Линг­ви­сти­че­ский ана­лиз тек­ста Ука­зов по­мо­жет уточ­нить не­ко­то­рые ло­каль­ные сло­ва, как на­при­мер, «пы­хва», что при­не­сет ар­гу­мен­ты в ло­ка­ли­за­ции на­пи­са­ния текста.
Мож­но, од­на­ко, за­клю­чить, что в ре­ко­мен­да­ци­ях ука­зов нет сле­дов внед­ре­ния но­вей­шей за­пад­но­ев­ро­пей­ской тех­но­ло­гии, что про­изо­шло в рус­ском про­из­вод­стве с на­ча­ла XVIII ве­ка. Един­ствен­ным ис­клю­че­ни­ем яв­ля­ет­ся упо­треб­ле­ние на­име­но­ва­ния цин­ка — «ш­лио­тром», од­на­ко сам сплав ме­ди с цин­ком — ла­ту­нь, стал упо­треб­лять­ся в Рос­сии еще в до­пет­ров­ское вре­мя. Та­ким об­ра­зом, воз­мож­но пред­по­ло­жить, что на­ши ука­зы, за ис­клю­че­ни­ем не­ко­то­рых ма­ло­су­ще­ствен­ных де­та­лей (ти­па до­бав­ки би­се­ра), мо­гут вос­со­зда­вать для нас об­щий тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс мед­но­го ли­тья еще древ­не­рус­ской по­ры.

И по­след­ний во­прос: мож­но ли счи­тать дан­ный текст ука­зов ав­тор­ским ав­то­гра­фом или это лишь пе­ре­пись с не­ко­е­го дру­го­го пер­во­ис­точ­ни­ка?
Посколь­ку не­из­вест­ны дру­гие спис­ки Ука­зов, то не­воз­мож­но про­во­дить срав­не­ния раз­но­чте­ний в раз­ных ре­дак­ци­ях. Од­на­ко, оста­ет­ся воз­мож­ность вы­ло­вить в об­щей ло­ги­че­ской струе тек­ста не­кую не­су­ра­зи­цу, по­втор или раз­рыв смысла.
В об­щем, тек­сты ука­зов не­раз­рыв­но ло­гич­ны, од­на­ко в од­ном ме­сте воз­мож­но до­пу­ще­ние раз­ры­ва ни­ти по­вест­во­ва­ния: «А ко­то­рое бу­дешь лить ство­ры или кре­сты на­го­ло с зе­ле­ной ме­ди лей от­нюдь не кла­ди». Че­го не кла­ди? Не про­пуск ли это в тек­с­те?
Впро­чем, об­щее впе­чат­ле­ние от тек­ста та­ко­во, что его за­пи­сы­вал пи­сец под дик­тов­ку. Ко­ро­че го­во­ря, из дан­но­го тек­ста не­воз­мож­но сде­лать окон­ча­тель­ные вы­во­ды об уни­каль­ность или ко­пий­но­сти ука­зов.

Пуб­ли­ку­е­мые «Указ о мед­ном ма­стер­стве» и «Указ как фи­ниф­том на­во­дить» яв­ля­ют­ся един­ствен­ны­ми опи­са­ни­я­ми тра­ди­ци­он­ной тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния мед­но­ли­той пла­сти­ки на Ру­си. Не­ко­то­рые по­ло­же­ния этих ука­зов мо­гут спо­соб­ство­вать ат­ри­бу­ции па­мят­ни­ков древ­не­рус­ско­го ли­тья. На­при­мер, ка­че­ство от­лив­ки в зе­мель­ные фор­мы та­ко­вы, что, сло­ва­ми ав­то­ра ука­зов «с ла­до­ни ви­дать пись­мо». Зна­чит, на от­лив­ках мо­гут по­лу­чать­ся от­пе­чат­ки паль­цев ли­тей­щи­ка да­же в том слу­чае, ко­гда мо­дель из твер­до­го ма­те­ри­а­ла. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли, за­ме­тив сле­ды от­пе­чат­ков паль­цев, де­ла­ют по­спеш­ный вы­вод о том, что ли­тье бы­ло по вос­ко­вой мо­де­ли. Со­глас­но ука­зу «с ла­до­ни... пись­мо» воз­мож­но на са­мой фор­мо­воч­ной зем­ле.

Текст ука­зов поз­во­ля­ет нам на­ко­нец за­гля­нуть не­по­сред­ствен­но в про­цесс про­из­вод­ства па­мят­ни­ков рус­ской мед­но­ли­той пла­сти­ки, то­гда как преж­де мы до­воль­ство­ва­лись толь­ко на­шим во­об­ра­же­ни­ем.

[ olevs.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->