Максим Шкадов: «Необходимо создавать собственный канал реализации с максимально глубоким проникновением на рынок»

Раздел: Ювелиры и компании
06 октября 2014 г.

При­ни­мая во вни­ма­ние раз­вер­нув­ше­е­ся об­суж­де­ние во­про­са о бу­ду­щем рос­сий­ской ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти, агент­ство Rough&Polished об­ра­ти­лось с во­про­са­ми к Мак­си­му Шка­до­ву, ру­ко­во­ди­те­лю Про­из­вод­ствен­но­го объ­еди­не­ния «Кри­сталл» (С­мо­лен­ск), круп­ней­ше­го про­из­во­ди­те­ля брил­ли­ан­тов в Рос­сии и Ев­ро­пе. В сво­ем ин­тер­вью он вы­ска­зал свою точ­ку зре­ния на про­бле­мы, встав­шие в на­сто­я­щее вре­мя пе­ред от­рас­лью.

Оче­вид­но, что рос­сий­ская ал­маз­ная от­расль на­хо­дит­ся на по­ро­ге се­рьез­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, как ор­га­ни­за­ци­он­ных, так и кад­ро­вых. Посколь­ку от­расль экс­порт­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная, эф­фек­тив­ность гря­ду­щих ре­ше­ний за­ви­сит от пра­виль­но­го по­ни­ма­ния но­вых вы­зо­вов ми­ро­во­го ал­маз­но­го рын­ка. В чем они, на Ваш взгляд, за­клю­ча­ют­ся?

Се­год­ня сбы­то­вые мо­де­ли ве­ду­щих ал­ма­зо­до­быт­чи­ков - АЛРОСА и De Beers, вы­стро­е­ны та­ким об­ра­зом, что со­зда­ет­ся ил­лю­зия по­сто­ян­но­го вы­со­ко­го спро­са на ал­ма­зы со сто­ро­ны мно­го­чис­лен­ных по­ку­па­те­лей. Но на са­мом де­ле по­ку­па­тель уже прак­ти­че­ски один - это Ин­дия. Сайт­хол­де­ры мо­гут иметь бель­гий­скую или лю­бую дру­гую ре­ги­стра­цию, но 90% сы­рья ре­аль­но ухо­дит в Ин­дию. А це­лью ин­дий­ских кол­лег яв­ля­ет­ся кон­троль рын­ка, и они это­го не скры­ва­ют. Ин­дий­ский ал­маз­ный биз­нес се­го­дня - это ло­ги­сти­че­ски пре­крас­но вы­стро­ен­ный и ра­бо­та­ю­щий при мощ­ной го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке биз­нес объ­е­мом по­ряд­ка $15 млрд. Ес­ли уче­сть, что ми­ро­вые кре­дит­ные ре­сур­сы, че­рез ко­то­рые фи­нан­си­ру­ет­ся по­куп­ка ал­ма­зов и про­из­вод­ство брил­ли­ан­тов - это все­го око­ло $18 млрд, то сле­ду­ет при­знать, что ал­маз­ный ры­нок ста­но­вит­ся "рын­ком по­ку­па­те­ля". И это при­во­дит к то­му, что це­ной на­чи­на­ет управ­лять по­ку­па­тель: сей­час сы­рье раз­мер­но­стью " - 7" и ни­же по­ку­па­ют и об­ра­ба­ты­ва­ют толь­ко ин­дий­цы, и по ди­на­ми­ке цен мож­но утвер­ждать, что це­ну на эти клас­сы уже не под­нять ни­ко­гда, по­сколь­ку ее дик­ту­ет мо­но­поль­ный по­ку­па­тель. А в сре­зе до­бы­чи та­ко­го сы­рья мно­го. Про­ще го­во­ря - сбыт АЛРОСА уже фа­таль­но за­ви­сит от со­сто­я­ния ин­дий­ской эко­но­ми­ки и бан­ков­ской си­сте­мы. И у De Beers та­кая же про­бле­ма.

Но "ин­дий­ский то­вар" - это еще не все сы­рье...

По­ня­тие "ин­дий­ский то­вар" быст­ро раз­мы­ва­ет­ся. В Ин­дии об­ра­ба­ты­ва­ют уже все клас­сы сы­рья. Все но­вей­шее обо­ру­до­ва­ние, все но­вей­шие ла­зер­ные и ком­пью­тер­ные си­сте­мы, си­сте­мы мик­ро­ско­пи­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния идут в Ин­дию ши­ро­ким по­то­ком. Там су­ще­ству­ет про­счи­тан­ная и вы­ве­рен­ная стра­те­гия, на­прав­лен­ная на за­хват рын­ка. Где сей­час Из­ра­иль как ал­маз­ный цен­тр? Его прак­ти­че­ски нет на рын­ке, он пол­но­стью по­дав­лен ин­дий­ски­ми кон­ку­рен­та­ми. Сей­час Antwerp Diamond Bank ухо­дит из ал­маз­но­го биз­не­са, это при­мер­но $1,6 млрд кре­дит­ных ли­ний, ес­ли их за­ме­нят ин­дий­ские бан­ки, Ант­вер­пен как ал­маз­ный центр мо­жет пре­кра­тить свое су­ще­ство­ва­ние. Ал­маз­ный ры­нок ис­то­ри­че­ски со­зда­вал­ся как "ры­нок про­дав­ца", се­го­дня он пре­вра­ща­ет­ся в "ры­нок по­ку­па­те­ля", что не­сет в се­бе се­рьез­ную угро­зу, ко­то­рую ал­ма­зо­до­быт­чи­ки пред­по­чи­та­ют иг­но­ри­ро­вать.

Что мож­но про­ти­во­по­ста­вить этой угро­зе?

Не­об­хо­ди­мо со­зда­вать соб­ствен­ный ка­нал ре­а­ли­за­ции с мак­си­маль­но глу­бо­ким про­ник­но­ве­ни­ем на ры­нок. Рос­сий­ское сы­рье, рос­сий­ская пе­ре­ра­бот­ка, рос­сий­ский юве­лир­ный бренд ми­ро­во­го уров­ня и со­зда­ние соб­ствен­ной сбы­то­вой се­ти. Толь­ко так мож­но обес­пе­чить без­опас­ное раз­ви­тие рос­сий­ской ал­маз­ной от­рас­ли.

До­бы­ча и пе­ре­ра­бот­ка в Рос­сии есть, а вот юве­лир­но­го брен­да ми­ро­во­го клас­са не бы­ло со вре­мен Фа­бер­же. Сколь­ко по­тре­бу­ет­ся де­нег и вре­ме­ни для его со­зда­ния?

Не­об­хо­дим ре­клам­ный бюд­жет по­ряд­ка $15 млн в год. При та­ком фи­нан­си­ро­ва­нии аб­со­лют­но ре­аль­но в те­че­ние 5 лет вы­ве­сти на ры­нок бренд ми­ро­во­го клас­са. Это дол­жен быть имен­но рос­сий­ский, на­ци­о­наль­но окра­шен­ный бренд. Воз­мож­но, вер­нуть­ся к Фа­бер­же бы­ло бы луч­шей иде­ей.

Кто мо­жет слу­жить ис­точ­ни­ком сред­ств?

В первую оче­редь в ре­а­ли­за­ции та­кой стра­те­гии долж­на быть за­ин­те­ре­со­ва­на АЛРОСА. Для нее это озна­ча­ет по­лу­че­ние соб­ствен­но­го без­опас­но­го и устой­чи­во­го ка­на­ла сбы­та. В про­тив­ном слу­чае она рис­ку­ет пре­вра­тить­ся в при­да­ток ин­дий­ско­го ал­маз­но­го биз­не­са в са­мом не­да­ле­ком бу­ду­щем. Кро­ме то­го, су­ще­ству­ет "Ал­ма­зю­ве­ли­р­экс­пор­т", об­ла­да­ю­щий весь­ма не­пло­хим фи­нан­со­вым по­тен­ци­а­лом, ко­то­рый со­вер­шен­но не за­дей­ство­ван в оте­че­ствен­ном ал­маз­ном и юве­лир­ном биз­не­се. Эта струк­ту­ра за­ни­ма­ет­ся про­да­жей кон­троль­ных от­рез­ков АЛРОСА, что в со­вре­мен­ных усло­ви­ях яв­ный ана­хро­низм - что этим кон­тро­ли­ру­ет­ся? Еще они про­да­ют ка­кие-то остат­ки из Гос­фон­да, но Гос­фонд с та­кой за­да­чей мо­жет впол­не са­мо­сто­я­тель­но справ­лять­ся, по­сред­ник ему не ну­жен. Реор­га­ни­зо­ван­ный "Ал­ма­зю­ве­ли­р­экс­пор­т" мог бы стать ба­зой для ко­ман­ды, со­зда­ю­щей и про­дви­га­ю­щей рос­сий­ский юве­лир­ный бренд ми­ро­во­го клас­са.

Се­год­ня в от­рас­ли об­суж­да­ет­ся ряд но­ва­ций: от со­зда­ния ал­маз­но-брил­ли­ан­то­вой ТОР (тер­ри­то­рия опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия - ред.) в Яку­тии до при­вле­че­ния ми­ро­вых юве­лир­ных брен­дов в ка­че­стве стра­те­ги­че­ских парт­не­ров. Ни од­на из этих схем не пред­по­ла­га­ет со­зда­ния на­ци­о­наль­но­го юве­лир­но­го брен­да. Мо­гут ли иметь пер­спек­ти­ву та­кие ре­ше­ния?

Для то­го, что­бы при якут­ских за­тра­тах да­вать кон­ку­рент­ную про­дук­цию, нуж­но де­лать выс­шую ка­те­го­рию ка­че­ства, а для это­го нуж­ны спе­ци­а­ли­сты, ко­то­рых там нет. По­это­му из якут­ской ТОР про­сто по­лу­чит­ся по­сред­ник по экс­пор­ту сы­рья. Как толь­ко там по­явит­ся та­мо­жен­ный пост и бир­жа - по­ток сы­рья пой­дет в Ин­дию и Ки­тай. Ни­ка­ко­го по­зи­ти­ва для от­рас­ли это, ко­неч­но, не при­не­сет. Стра­те­ги­че­ское парт­нер­ство с ми­ро­вы­ми юве­лир­ны­ми брен­да­ми чре­ва­то кон­флик­том ин­те­ре­сов. Ры­нок брил­ли­ан­тов на­хо­дит­ся под огром­ным дав­ле­ни­ем, кон­ку­рен­ция чрез­вы­чай­но вы­со­ка - толь­ко у Ра­па­пор­та сей­час на $7 млрд брил­ли­ан­тов в сво­бод­ном пред­ло­же­нии. В та­ких усло­ви­ях бренд - парт­нер все­гда мо­жет дик­то­вать вы­год­ные ему усло­вия со­труд­ни­че­ства, на­вя­зы­вая и це­ны, и ас­сор­ти­мент. А вот ес­ли у вас в ру­ках вся це­поч­ка - от ал­маз­но­го ме­сто­рож­де­ния до коль­ца в бу­ти­ке под ва­шим брен­дом, то вы спо­соб­ны из­влечь из рын­ка мак­си­мум воз­мож­но­го. В Рос­сии, увы, по­чти не про­из­во­дит­ся то­ва­ров, до­стой­ных ми­ро­во­го брен­дин­га. Ал­маз­ная от­расль - счаст­ли­вое ис­клю­че­ние, здесь мы име­ем шанс, ко­то­рый упус­кать нель­зя.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->