Ювелирная философия жизни Кубачи

Раздел: Ювелиры и компании
29 августа 2011 г.

Ку­ба­чи от­ли­ча­ет­ся от дру­гих сел Да­ге­ста­на тем, что здесь об­ра­ба­ты­ва­ют не зем­лю, а бла­го­род­ные ме­тал­лы. Ку­ба­чин­цы вла­де­ют древним ре­меслом ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов, что де­ла­ет их уклад жиз­ни уни­каль­ным. Так, вы­ход­ны­ми дня­ми здесь счи­та­ют­ся пят­ни­ца и суб­бо­та. А чет­верг - ба­зар­ный день, из дру­гих сел сю­да за­во­зят про­до­воль­ствие и дру­гие то­ва­ры, ведь са­ми ку­ба­чин­цы не за­ни­ма­ют­ся сель­ским хо­зяй­ством. Да­же в со­вет­ское вре­мя здесь был не кол­хоз, а ху­до­же­ствен­ный ком­би­нат. Шко­ла то­же здесь не­обыч­ная. Де­ти с млад­ших клас­сов изу­ча­ют ос­но­вы ку­ба­чин­ско­го ис­кус­ства и по­сле окон­ча­ния шко­лы по­лу­ча­ют спе­ци­аль­ность юве­ли­ра. Оде­ва­ют­ся ку­ба­чин­цы то­же по-осо­бен­но­му – здеш­ние жен­щи­ны но­сят бе­лые плат­ки с раз­лич­ной вы­шив­кой. Хо­тя ку­ба­чин­цев счи­та­ют дар­гин­ца­ми, (в­то­рая по чис­лен­но­сти на­род­ность Да­ге­ста­на), го­во­рят они на диа­лек­те, дар­гин­цам не­по­нят­ном.

Сей­час в Ку­ба­чи про­жи­ва­ет око­ло 2500 че­ло­век. В июле в се­ле раз­гар сва­деб­но­го се­зо­на. В день на­ше­го при­ез­да там иг­ра­ли сра­зу сва­дьбы. Каж­дая сва­дьба в Ку­ба­чах длит­ся три дня. Род­ствен­ни­ки же­ни­ха и не­ве­сты иг­ра­ют от­дель­ные сва­дьбы, ко­то­рые на тре­тий день сли­ва­ют­ся в од­но боль­шое празд­не­ство у до­ма же­ни­ха, ку­да при­во­дят не­ве­сту. Рань­ше там со­би­ра­лось все се­ло, но сей­час на­се­ле­ние уве­ли­чи­лось, по­это­му го­сти со­би­ра­ют­ся на спе­ци­аль­ной танц­пло­щад­ке, где всю ночь от­пля­сы­ва­ют лез­гин­ку. В Ку­ба­чах при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ции не вы­да­вать де­ву­шек за­муж за жи­те­лей дру­гих сел.

Как и во мно­гих дру­гих воль­ных об­ще­ствах Да­ге­ста­на в Ку­ба­чи бы­ло об­ще­ствен­ное са­мо­управ­ле­ние (джа­ма­ат). Гла­ва се­ла из­би­рал­ся все­на­род­но. Ны­неш­нее на­зва­ние се­ла име­ет ту­рец­кое про­ис­хож­де­ние. До XVI ве­ка оно бы­ло из­вест­но под пер­сид­ским на­зва­ни­ем «Зи­ре­хи­ран», и счи­та­лось сто­ли­цей не­боль­шо­го го­су­дар­ства. До­сто­вер­ных све­де­ний о воз­расте се­ла нет. Ку­ба­чи вхо­дил в со­став Кав­каз­ской Ал­ба­нии с I ве­ка до на­шей эры, до 6 ве­ка на­шей эры - со­хра­ни­лись мед­ные кот­лы над­мо­гиль­ные пли­ты с ал­бан­ской сим­во­ли­кой.

В ста­ром Ку­ба­чи, как рань­ше бы­ло при­ня­то в Да­ге­ста­не, сак­ли по­стро­е­ны впри­тык друг к дру­гу. Их раз­де­ля­ют уз­кие улоч­ки и или мно­го­чис­лен­ные ар­ки, над ко­то­ры­ми воз­вы­ша­ют­ся до­ма или хо­зяй­ствен­ные по­ме­ще­ния для хра­не­ния про­до­воль­ствия и се­на. Плос­кие кры­ши вы­ше­сто­я­щих до­мов, слу­жи­ли дво­ра­ми для ни­же­сто­я­щих. До­ма сту­пень­ка­ми ухо­дят верх по скло­ну.

В Да­ге­ста­не се­ла стро­и­ли в труд­но­до­ступ­ных ме­стах для эко­но­мии пло­до­род­ной зем­ли и обо­ро­ны от вра­гов. Рань­ше се­ло за­щи­ща­ли кре­пост­ные сте­ны и че­ты­ре сто­ро­же­вые баш­ни, где по­смен­но нес­ли служ­бу жи­те­ли се­ла. Сей­час оста­лась все­го од­на, ко­то­рая воз­вы­ша­ет­ся над се­лом. По­сле ре­став­ра­ции эта баш­ня об­ре­ла пер­во­здан­ный вид. Ма­те­ри­аль­ны­ми но­си­те­ля­ми ду­хов­ной куль­ту­ры Ку­ба­чи по­ми­мо ме­тал­лов бы­ли ка­мень и де­ре­во. Во всех ста­рых до­мах Ку­ба­чи встре­ча­ют­ся ка­ми­ны, ко­то­ры­ми в ста­ри­ну отап­ли­ва­лись го­сти­ные ком­на­ты. Они сде­ла­ны из фи­гур­но­го кам­ня в фор­ме ар­ки, раз­ри­со­ван­ные узо­ра­ми. Эти ка­ми­ны есть и на каж­дом эта­же сто­ро­же­вой баш­ни. На ка­мен­ных над­мо­гиль­ных пли­тах то­же вы­би­ты ха­рак­тер­ные узо­ры.

В XX ве­ке об­лик Ку­ба­чи силь­но из­ме­нил­ся. В 1970-х, ко­гда во мно­гих аулах Да­ге­ста­на еще бы­ли гли­ня­ные плос­кие кры­ши, ку­ба­чин­цы на­ча­ли де­лать кров­лю из цин­ка. Со­вре­мен­ные ку­ба­чин­цы стро­ят двух - трех­этаж­ные до­ма и особ­ня­ки.

Хо­тя боль­шин­ство ку­ба­чин­цев не дер­жит скот и не об­ра­ба­ты­ва­ет зем­лю, жи­вут они за­жи­точ­но за счет сво­е­го древ­не­го ре­мес­ла - ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов. Это ре­мес­ло при­нес­ло им все­мир­ную из­вест­ность еще в на­ча­ле пер­во­го ты­ся­че­ле­тия на­шей эры. Ку­ба­чи был цен­тром про­из­вод­ства хо­лод­но­го и ог­не­стрель­но­го ору­жия, но­жей, кин­жа­лов, са­бель, пи­сто­ле­тов, ру­жей, коль­чуг. Здесь про­из­во­ди­ли и мир­ную про­дук­цию - ас­сор­ти­мент до­маш­ней по­су­ды, жен­ских укра­ше­ний, бля­шек для муж­ских рем­ней и жен­ских по­я­сов, де­та­лей кон­ской сбруи. Эти то­ва­ры от­ли­ча­лись не толь­ко ка­че­ством, но и ку­ба­чин­ским ор­на­мен­том, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой рас­ти­тель­ные ри­сун­ки и узо­ры. Ри­сун­ки спе­ци­аль­ным ин­стру­мен­том на­но­сят­ся на ме­тал­ли­че­ские из­де­лия, до­пол­ня­ют­ся раз­лич­ны­ми зна­ка­ми, изоб­ра­же­ни­я­ми лю­дей, жи­вот­ных, фи­гур, сим­во­лов, над­пи­сей. При этом ис­поль­зу­ют чер­нь, эмаль, дра­го­цен­ные кам­ни, сло­но­вую ко­сть.

В пе­ри­од рас­про­стра­не­ния ис­ла­ма, ку­ба­чин­ский ор­на­мент со­че­та­ет­ся с над­пи­ся­ми на араб­ском язы­ке. Но­вый подъ­ем про­мыс­ла про­изо­шел во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка, ко­гда в сре­де рус­ско­го офи­цер­ства ста­ло мод­но но­сить кав­каз­ское ору­жие. Сред­не­ве­ко­вые об­раз­цы ору­жей­но­го ис­кус­ства Ку­ба­чи хра­нят­ся в Ору­жей­ной па­ла­те Крем­ля, в Исто­ри­че­ском му­зее, и в Му­зее ис­то­рии и куль­ту­ры на­ро­дов во­сто­ка, а так­же в му­зе­ях Ма­хач­ка­лы.

На из­де­ли­ях, из­го­тов­лен­ных в со­вет­ский пе­ри­од рас­ти­тель­ные узо­ры, со­че­та­ют­ся с сим­во­ли­кой СССР, ба­ре­лье­фа­ми во­ждей, пя­ти­ко­неч­ны­ми звез­да­ми. В му­зее рас­по­ло­жен­ном в зда­нии Ку­ба­чин­ско­го ху­до­же­ствен­но­го ком­би­на­та хра­нят­ся ше­дев­ры - из­де­лия, из­го­тов­лен­ные луч­ши­ми ма­сте­ра­ми ХХ ве­ка, на­род­ным ху­дож­ни­ком Рос­сии Ра­су­лом Али­ха­но­вым, ко­то­рый умер в 2000 го­ду, и Га­джи­ба­хму­дом Ма­го­ме­до­вым, ко­то­рый умер в ап­ре­ле это­го го­да в воз­расте 88 лет. Там же хра­нят­ся де­ко­ра­тив­ные де­ре­вян­ные две­ри сред­не­ве­ко­вой сель­ской ме­че­ти. Две­ри со­хра­ни­ли свои яр­кие цве­та на­ту­раль­ных кра­сок, узо­ры, ри­сун­ки и над­пи­си, фи­гур­ную леп­ку из сло­но­вой ко­сти. Ря­дом – мин­бар - ка­фед­ра, с ко­то­рой имам чи­та­ет пят­нич­ную мо­лит­ву. Она пред­став­ля­ет со­бой боль­шую де­ре­вян­ную стен­ку, на ко­то­рой 20 таб­ли­чек. На од­них таб­лич­ках над­пи­си на араб­ском язы­ке, на дру­гих язы­че­ские ри­ту­аль­ные зна­ки, есть таб­лич­ки c ку­ба­чин­ским ор­на­мен­том. Мин­бар при­знан уче­ны­ми фе­но­ме­ном, под­твер­жда­ю­щим де­мо­кра­тич­ность ку­ба­чин­ско­го об­ще­ства то­го пе­ри­о­да. Му­суль­ма­не и языч­ни­ки не толь­ко мир­но ужи­ва­лись, но и хо­ди­ли в од­ну ме­четь, и мо­ли­лись вме­сте. Это бы­ло в XIV-XV ве­ках на про­тя­же­нии ста лет, од­на часть ку­ба­чин­цев при­ня­ла ис­лам, а дру­гая при­дер­жи­ва­лась язы­че­ских об­ря­дов. Кста­ти, в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния в Да­ге­ста­не Кав­каз­ской Ал­ба­нии часть ку­ба­чин­цев бы­ла хри­сти­а­на­ми.

[ vestikavkaza.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->