О кражах бриллиантов и синтетических алмазах из уст почетного президента Израильской алмазной биржи Шмуэля Шнитцера

Раздел: Драгоценные камни
24 декабря 2010 г.

Слов­но в эпи­зо­де из ка­ко­го-то бо­е­ви­ка, в ко­то­ром чув­ству­ет­ся уме­лая ру­ка ре­жис­се­ра, трое муж­чин в со­про­вож­де­нии мо­ло­дой жен­щи­ны во­шли в вы­ста­воч­ный зал в Мум­бае, где в про­шлом ме­ся­це про­хо­ди­ла ал­маз­ная яр­мар­ка. Как поз­же вы­яс­ни­лось, цель бы­ла вы­бра­на за­ра­нее. Ею был па­ви­льон из­ра­иль­ской ком­па­нии Dalumi. По­ка муж­чи­ны де­ла­ли вид, что вни­ма­тель­но изу­ча­ют со­дер­жи­мое вит­рин, жен­щи­на быст­рень­ко сгреб­ла се­бе с сум­ку фу­тляр с брил­ли­ан­та­ми на сум­му $1,4 млн. К мо­мен­ту об­на­ру­же­ния про­па­жи и со­об­ще­ния ор­га­ни­за­то­рам, ко­то­рые сра­зу же иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли гра­би­те­лей по ма­те­ри­а­лам съем­ки ка­ме­ры на­блю­де­ния, пре­ступ­ни­ки бы­ли уже да­ле­ко. К это­му вре­ме­ни чет­вер­ка ис­чез­ла с тер­ри­то­рии яр­мар­ки и уже ле­те­ла в Гам­бург че­рез Ду­бай. Ин­тер­пол пе­ре­хва­тил их в аэро­пор­ту Ду­бая и вер­нул укра­ден­ное его вла­дель­цам.

Эта не ли­шен­ная увле­ка­тель­но­сти ис­то­рия взбу­до­ра­жи­ла все ал­маз­ное со­об­ще­ство, а вот по­чет­но­го пре­зи­ден­та Из­ра­иль­ской ал­маз­ной бир­жи Шму­э­ля Шнит­це­ра она оста­ви­ла рав­но­душ­ным. «Не так-то лег­ко украсть брил­ли­ан­ты, – за­явил он в ин­тер­вью Оре Ко­рен и Хи­ле Вейс­сен­берг для фи­нан­со­вой га­зе­ты TheMarker. – Ред­кие кра­жи слу­ча­ют­ся на вы­став­ках, от­кры­тых для по­се­ще­ния ря­до­вы­ми граж­да­на­ми, будь то Лас-Ве­гас, Гон­конг или Ин­дия. Из­ра­иль­ские па­ви­льо­ны обо­ру­до­ва­ны ка­ме­ра­ми на­блю­де­ния, и это имен­но то, что по­мог­ло пой­мать во­ров с ин­дий­ской вы­став­ки. Их про­сто за­сня­ли на плен­ку. С дру­гой сто­ро­ны, до­воль­но ча­сто слу­ча­ют­ся ограб­ле­ния диа­ман­те­ров. Это про­ис­хо­дит с ди­ле­ра­ми, ра­бо­та­ю­щи­ми в США и Во­сточ­ной Азии. И вот это про­бле­ма».

Угро­зы

Вро­де бы ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са впол­не до­ста­точ­но, но, по­хо­же, в по­след­ние го­ды у ал­маз­ных ди­ле­ров по­яви­лась еще од­на но­вая, не­ожи­дан­ная про­бле­ма. Имя ей – ис­кус­ствен­ные (син­те­ти­че­ские) ал­ма­зы. Их де­ла­ют в ла­бо­ра­тор­ных усло­ви­ях, и не­во­ору­жен­ным гла­зом от на­сто­я­щих их не от­ли­чить. А вот сто­ят они на­мно­го мень­ше. По оцен­кам, опуб­ли­ко­ван­ным на сай­те Из­ра­иль­ско­го ин­сти­ту­та ал­ма­зов в 2008 го­ду, еже­год­но про­из­во­дит­ся 500 млн. ка­рат ис­кус­ствен­ных ал­ма­зов, це­на ко­то­рых в де­сят­ки раз ни­же кам­ней при­род­но­го про­ис­хож­де­ния.

И здесь Шнит­цер не ви­дит при­чи­ны для па­ни­ки: «Во­об­ще нет ни­ка­кой угро­зы. Эти ал­ма­зы де­ла­ют в ла­бо­ра­то­рии, и в этом боль­шая раз­ни­ца, – под­чер­ки­ва­ет Шнит­цер. – Ко­гда жен­щи­не пре­под­но­сят брил­ли­ант, ей не нуж­на ими­та­ция, ей нуж­на на­сто­я­щая ве­щь. Спе­ци­а­ли­сту хва­тит и се­кун­ды за­ме­тить раз­ни­цу. Так что мы не чув­ству­ем кон­ку­рен­ции и не чув­ству­ем ка­ко­го-ли­бо па­де­ния в про­да­жах. Искус­ствен­ные ал­ма­зы на­це­ле­ны на со­вер­шен­но дру­гой сек­тор рын­ка – я не на­зы­ваю их «дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми», что­бы не оскор­бить это вы­ра­же­ние – од­на­ко мож­но ска­зать, что они про­да­ют­ся по це­не дру­гих юве­лир­ных из­де­лий».

И да­же в этом слу­чае это – ни­ша, цел ко­то­рой – об­ман. «Пра­виль­но, – со­гла­ша­ет­ся Шнит­цер. – По­это­му су­ще­ству­ет за­кон, по ко­то­ро­му тре­бу­ет­ся пол­ная ин­фор­ма­ция о про­ис­хож­де­нии, и лю­ди вни­ма­тель­но к это­му от­но­сят­ся. Они не хо­тят, что­бы на них по­да­ли в суд».

«Ва­ри­ант один – ид­ти в се­мей­ный биз­нес»

По про­ше­ствии двух труд­ных лет 2010 год на­чал­ся бо­лее оп­ти­ми­стич­но: на­ко­нец-то вы­шел из спяч­ки экс­порт ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов, и ес­ли все пой­дет по пла­ну, в те­че­ние бли­жай­ших 2 лет, по­ла­га­ет Шнит­цер, объ­е­мы экс­пор­та вер­нут­ся на свои ре­корд­ные по­зи­ции 2008 го­да, т.е. бо­лее $6 млрд. (брил­ли­ан­ты) и $3,3 млрд. (ал­маз­ное сы­рье). США бы­ли и оста­ют­ся ос­нов­ным рын­ком из­ра­иль­ско­го экс­пор­та ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов, од­на­ко то, что эта стра­на на­хо­ди­лась в эпи­цен­тре кри­зи­са, се­рьез­ным об­ра­зом уда­ри­ло по из­ра­иль­ской ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти. На­при­мер, ес­ли в 2007 го­ду на до­лю США при­хо­ди­лось 65% все­го экс­пор­та ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов, се­го­дня это толь­ко 35-40%, при том что до­ля Ки­тая, Гон­кон­га и Ин­дии по­сте­пен­но рас­тет.

61-лет­ний Шнит­цер вды­ха­ет ал­маз­ную пыль с са­мо­го рож­де­ния. Его отец, по­кой­ный Мо­ше Шнит­цер, был од­ним из ос­но­ва­те­лей ал­маз­ной бир­жи в Ра­мат-Га­не. Как и мно­гие сы­но­вья, вы­рос­шие сре­ди ал­ма­зов, Шму­эль в ко­неч­ном ито­ге при­шел в се­мей­ный биз­нес. Но на этом все не за­кон­чи­лось. По при­ме­ру сво­е­го от­ца, ко­то­рый воз­глав­лял Из­ра­иль­скую ал­маз­ную бир­жу в те­че­ние 26 лет под­ряд, Шму­эль Шнит­цер то­же оку­нул­ся в ал­маз­ную по­ли­ти­ку. По­сле трех сро­ков и ше­сти лет на по­сту пре­зи­ден­та Из­ра­иль­ской ал­маз­ной бир­жи и не­сколь­ких лет в ка­че­стве пре­зи­ден­та Все­мир­ной фе­де­ра­ции ал­маз­ных бирж (ВФАБ, World Federation of Diamond Bourses – WFDB) Шму­э­ля Шнит­це­ра из­бра­ли по­жиз­нен­ным по­чет­ным пре­зи­ден­том обе­их ор­га­ни­за­ций.

«Я вы­рос в до­ме, где един­ствен­ным за­ня­ти­ем в ми­ре бы­ли ал­ма­зы, – вспо­ми­на­ет Шнит­цер. – Дру­гих воз­мож­но­стей, как у мо­их де­тей, не бы­ло. Ва­ри­ант был один – ид­ти в се­мей­ный биз­нес. Все бы­ло яс­нее яс­но­го. Мой отец в те­че­ние мно­гих лет был пре­зи­ден­том бир­жи, так что по­ли­ти­ка про­пи­са­лась в на­шем до­ме. К сча­стью, мне все это нра­ви­лась и до­став­ля­ло удо­воль­ствие. Страсть к ал­ма­зам я уна­сле­до­вал от от­ца».

«Эта экс­по­зи­ция бу­дет ин­те­рес­на каж­до­му»

В про­шлом ме­ся­це в Му­зее ал­ма­зов Из­ра­иль­ской ал­маз­ной бир­жи в Ра­мат-Га­не от­кры­лась вы­став­ка рез­ных дра­го­цен­ных кам­ней под на­зва­ни­ем «В­дох­ни жизнь в дра­го­цен­ный ка­мень» (And Thou Shalt Breathe Life Into a Gem). Она от­кры­та для по­се­ще­ния до кон­ца де­каб­ря. Экс­по­на­ты со­зда­ны ма­сте­ра­ми-рез­чи­ка­ми из не­мец­ко­го го­ро­да Идар-Обер­штайн – од­но­го из ев­ро­пей­ских цен­тров об­ра­бот­ки ал­ма­зов и дру­гих дра­го­цен­ных кам­ней. Вы­став­ка про­хо­дит под па­т­ро­на­жем не­мец­ко­го посла в Из­ра­и­ле Ха­раль­да Кин­дер­ман­на. В экс­по­зи­цию во­шли бо­лее 140 пред­ме­тов, сто­и­мость ко­то­рых со­став­ля­ет де­сят­ки мил­ли­о­нов дол­ла­ров.

Шму­эль Шнит­цер не толь­ко по­чет­ный пре­зи­дент Из­ра­иль­ской ал­маз­ной бир­жи, но и пред­се­да­тель прав­ле­ния Му­зея ал­ма­зов Гар­ри Оп­пен­гей­ме­ра. По его мне­нию, со вре­ме­ни вы­став­ле­ния в му­зее юве­лир­ных из­де­лий Крем­ля в 80-х го­дах про­шло­го сто­ле­тия не­мец­кая вы­став­ка – са­мая цен­ная экс­по­зи­ция му­зея. «Это тот вид ис­кус­ства, ко­то­рый ни­ко­гда не де­мон­стри­ро­вал­ся в Из­ра­и­ле, по­сколь­ку обыч­но мир не го­рит же­ла­ни­ем при­во­зить сю­да свои со­кро­ви­ща ис­кус­ства, – при­зна­ет­ся Шнит­цер. – У Из­ра­иль­ской ал­маз­ной бир­жи пре­крас­ные свя­зи с бир­жей в Идар-Обер­штай­не. И об этом крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ет экс­по­зи­ция. На­ша от­расль от­но­си­тель­но сла­ба на Ев­ро­пей­ском рын­ке, по­сколь­ку ал­маз­ный центр в Ант­вер­пе­не бли­же – гео­гра­фи­че­ски. По­это­му укреп­ле­ние свя­зей с не­мец­ки­ми диа­ман­те­ра­ми укре­пит и об­щие свя­зи из­ра­иль­ской от­рас­ли с Ев­ро­пой».

Шнит­цер под­чер­ки­ва­ет, что ожи­да­е­мое чис­ло по­се­ти­те­лей му­зея – око­ло 3 тыс. в ме­сяц. «Му­зей – ли­цо от­рас­ли, – по­яс­ня­ет он. – Тем бо­лее что по­сле эко­но­ми­че­ски труд­но­го пе­ри­о­да, ко­то­рый мы пре­одо­ле­ли, важ­но под­черк­нуть ху­до­же­ствен­ную сто­ро­ну на­ше­го ре­мес­ла и апел­ли­ро­вать к ши­ро­кой об­ще­ствен­но­сти».

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 
-->