Как формируются цены на необработанные и полированные алмазы?

Раздел: Драгоценные камни
30 ноября 2009 г.

Какие факторы определяют цены на необработанные и полированные алмазы? Есть ли по-настоящему объективный метод формирования цен? Эти вопросы приобретают еще большую важность после появления нового прайс-листа на полированные алмазы, созданного ВФАБ и IDEX Online. Чарльз Уиндхэм (Charles Wyndham) из PolishedPrices прольет немного света на этот вопрос: Портал израильской алмазной промышленности

Charles Wyndham

В конечном итоге, безусловно, цены на необработанные и полированные алмазы определяются фундаментальными факторами – спросом и предложением. Тем не менее, при всем при том есть еще бесчисленное множество прочих сил и внешних обстоятельств, ежедневно формирующих ту или иную ситуацию на рынке. Спрос и предложение в любом случае определят итоговую планку, однако пока цены до нее доберутся, на них может оказываться и оказывается влияние разнообразных факторов, как, собственно, на любом рынке.

Во-первых, сразу буду исходить из того, что алмазы вполне уместно считать товаром. Он перестает быть самостоятельным товаром лишь после того как в виде бриллианта вставляется в ювелирное украшение.

Во-вторых, у рынков необработанных и полированных алмазов разная динамика, и хотя в какой-то точке они должны коррелировать, на практике эти два рынка функционируют практически отдельно друг от друга.

Это последнее утверждение наглядно подтверждается текущей ситуацией на рынке, где необработанные алмазы, как и в 2008 году, идут впереди полированных и достигли точки, когда необработанный алмаз стал во многих случаях дороже бриллианта.

Исторически сложилось, что на рынке необработанных алмазов доминирует компания De Beers. Этот монополист, чья доля предложения на рынке в свое время превышала 80%, оказывает основное влияние на динамику рынка за счет системы продаж через так называемых сайтхолдеров.

De Beers как куратор алмазной промышленности, придерживая товар на сладах и используя квоты, действительно выровняла колебания на рынке необработанных алмазов, но цену она не установила. Тезис о том, что цены на алмазы никогда не снижались, – был лишь плодом воображения и способствовал укреплению мифа об алмазах.

Решение запустить в 2000 году стратегию, опирающуюся на «отобранного поставщика», и ее провозглашенная цель – уйти с поста куратора отрасли – действительно привели к изменчивости рынка, особенно когда компания, чтобы заплатить за свою приватизацию, разгрузила склады на сумму около 5 млрд. долларов по балансовой стоимости.

Этот шаг оказал самое значительное влияние на алмазные цены за последние 8 лет, так как резко выросшие объемы алмазного сырья, в свою очередь, привели к скачку объемов производства. Рост или снижение объемов сырья – основной фактор формирования цен на алмазы, так как спрос на необработанные алмазы напрямую зависит от предложения ввиду избыточности мощностей производителей.

Это давление на предложение необработанных алмазов усилилось за счет другого давления, точнее, возможностей, появившихся на рынке алмазного сырья, после того как правительства ряда стран стали проводить политику стимулирования гранильной отрасли. Например, бум организации производственных предприятий в африканских странах увеличил и без того избыточные мощности обрабатывающей промышленности. Индийская система лицензирования в целом и обработки алмазного сырья в частности, а также используемые банками механизмы кредитования – все это повлияло на спрос на сырье, и в различные времена приводило к временному нарушению фундаментальных параметров соотношения спроса и предложения.

По сути, рынок необработанных алмазов как был, так и остался чрезвычайно неэффективным, в значительной степени непрозрачным, а это влияет на ежедневное движение цен на алмазы.

Фактически, весь рынок алмазного сырья намерено подернут некой пеленой таинственности.

У компании De Beers как у все еще ключевого игрока на рынке имеется 15 тыс. ценовых позиций в своем «гроссбухе», который сделан так, чтобы никто из непосвященных его не мог понять. До сих пор у него было еще одно «преимущество»: он не понятен самой компании De Beers, отсюда и такая разбежка между различными премиями или скидками на партии алмазов.

Система алмазных тендеров BHP фактически стала ключевым детерминантом цен, так как именно череда крупных коммерческих мероприятий, таких как регулярно проводимые тендеры на алмазное сырье фиксированного ассортимента, создает сопоставимые цены на рынке.

Эти тендеры на сырье из рудника Летсенг слишком перегружены особым ассортиментом (более 10,8 карат), чтобы их можно было рассматривать в качестве барометра рынка, но вместе с тем эта тендерная система играет важную роль в своем более узком сегменте.

Объемы конкурсных продаж алмазной продукции растут, и если предположить, что тендеры в любом случае введены не искусственно, то механизм формирования цен на необработанные алмазы станет более прозрачным и более эффективным.

Рынок полированных алмазов в некотором роде функционирует более эффективно.

На этом рынке более высокая конкуренция, потому что как таковой отсутствует единственный доминирующий игрок.

По отношению к необработанным алмазам – но не к остальным группам товаров – прозрачность рынка полированных алмазов выше. Набирает обороты их сертификация или независимая классификация, и это дает возможность проводить сравнение. В сфере необработанных алмазов отсутствие этой возможности – фундаментальная проблема.

Однако хотя доминирующий поставщик или трейдер на бриллиантовом рынке отсутствует, зато есть монопольный поставщик ценовой информации.

На сегодняшний день отправная точка при формировании цен на бриллианты – перечень цен Рапапорта.

Это – глубоко порочный механизм, принадлежащий одному человеку, который сам торгует алмазами. Он устанавливает перечень цен, которые называются самой высокой запрашиваемой ценой в Нью-Йорке. А алмазная отрасль, в свою очередь, использует его уже для установления скидки от текущей цены.

Поэтому цены указывается не в долларах, а в виде дисконта от цены Рапапорта, скажем, на 30 ниже Рапапорта.

Перечень не отражает цен, а лишь показывает скидки, которые, по заявлению самого Рапапорта, доходят до 25-30%, но в реальности еще выше (т.е. больше), а иногда и доходят до уровня премии.

Преимущество, в понимании самой индустрии, заключается в том, что эта завуалированность, так напоминающая поведение компании De Beers в сфере алмазного сырья, блокирует понимание цен потребителем и позволяет продавцу устанавливать более высокую планку своей маржи.

То, что существует такой широкий диапазон дисконтов и премий, означает, что Рапапорт не только не устанавливает текущие цены на рынке, но и не дает нам никакого о них представления. При этом прайс-лист Рапапорта, конечно, оказывает влияние на цены на бриллианты. В частности, когда цены в нем не выросли в ответ на изменение конъюнктуры рынка в отношении индийских полированных алмазов, у этих цен тут же образовался «стеклянный потолок».

PolishedPrices.com – это прайс-лист, который начал формировать я и впервые опубликовал в 2002 году. Он призван быть зеркалом алмазного рынка, но ни в коем случае не формировать этот рынок. Он основан на реальных сделках, а не на запрашиваемых ценах, которые так любят называть другие. Делая это, мы преследуем цель пытаться давать независимую и достоверную информацию о том, что на самом деле происходит на рынке, а не проводить скрытые манипуляции в интересах клуба избранных.

В общем и целом, рынки необработанных и полированных алмазов гораздо больше похожи, чем это может показаться на первый взгляд.

И тот, и другой в настоящее время претерпевают существенные изменения. Коллапс De Beers, неизбежное увеличение прозрачности рынка бриллиантов – все это выровняет цены на бриллианты, деформированные монополией Рапапорта.

Ключевым для динамики рынка полированных алмазов является тот факт, что бизнес все интенсивнее уходит в Индию, Китай и прочие страны Дальнего Востока – туда, где потребители более щепетильны в вопросах цен, чем на Западе, и там ценовая маскировка не пройдет.

Из экономической теории хорошо известно, что рынкам для их полноценного, эффективного функционирования нужна качественная информация. И хотя на практике этого нет (говорят, что экономисты – это люди, которые, увидев что-то, работающее на практике, анализируют это, чтобы посмотреть, как это будет работать в теории), тем не менее, чем выше качество доступной информации, тем лучше функционирует рынок на благо его участников. Слишком долго многие представители отрасли воспринимали завесу секретности как идущую отрасли на пользу. Эта позиция больше не актуальна.

Интересным представляется вопрос, как этот сдвиг отразится на традиционной розничной торговле?

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 
-->