Жизнь ювелиров под санкциями: какой она будет?

Раздел: Рынки
12 апреля 2022 г.

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough&Polished

24 фев­ра­ля 2022 го­да раз­де­ли­ло ве­де­ние юве­ли­р­но­го, как и лю­бо­го дру­го­го, биз­не­са в Рос­сии на «до» и «по­сле». В от­сут­ствие фа­к­ти­че­ско­го пре­кра­ще­ния обо­ро­та ос­но­в­ных ва­лют (дол­ла­ра и ев­ро) со­бы­тия при­ве­ли к де-­фа­кто воз­вра­ще­нию ва­лют­но­го ста­ту­са у дра­го­цен­ных ме­тал­лов, пре­ж­де все­го зо­ло­та. И ес­ли до 24 фев­ра­ля юве­ли­ры рас­смат­ри­ва­ли зо­ло­то ис­клю­чи­тель­но как сы­рье для юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства, то по­с­ле этой да­ты рос­сий­ским юве­ли­рам при­хо­ди­т­ся счи­тать­ся с фа­к­ти­че­ски но­вым ста­ту­сом это­го бла­го­род­но­го ме­тал­ла…

«Объ­ек­ты по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции сто­и­мо­сти»

Крат­кий экс­курс в ис­то­рию во­про­са, без ко­то­ро­го труд­но оце­ни­вать пе­р­с­пе­к­ти­ву рос­сий­ско­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий в те­ку­щих усло­ви­ях. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы уна­сле­до­ва­ли ва­лют­ный ста­тус со вре­мен СССР, в ко­то­ром все дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни (ДМДК) от­но­си­лись к ва­лют­ным цен­но­стям. На их до­бы­чу, про­из­вод­ство, обо­рот и ис­поль­зо­ва­ние бы­ла уста­но­в­ле­на го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия, а гра­ж­да­не име­ли пра­во на вла­де­ние толь­ко юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми. Фа­к­ти­че­ским ку­ра­то­ром сфе­ры ДМДК яв­ля­л­ся КГБ СССР. В но­вой Рос­сии, по­с­ле рас­па­да СССР, в сфе­ре ДМДК про­дол­жи­ли дей­ство­ва­ли от­рас­ле­вые нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты СССР, про­сто скор­рек­ти­ро­вав свои на­з­ва­ния. Так, ста­тус ДМДК как ва­лют­ных цен­но­стей был сра­зу же под­твер­ж­ден За­ко­ном РФ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» № 3615-1 от 09.10.1992 г.

Раз­ра­бо­т­ка но­вых от­рас­ле­вых нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов в сфе­ре ДМДК на­ча­лась лишь в 1988 го­ду, и вско­ре был при­нят Фе­де­раль­ный за­кон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». Не­об­хо­ди­мость раз­ра­бо­т­ки дан­но­го от­рас­ле­во­го за­ко­на бы­ла обу­с­ло­в­ле­на ли­бе­ра­ли­за­ци­ей ры­н­ка ДМДК, но - с со­хра­не­ни­ем ва­лют­но­го ста­ту­са ДМДК. При­чем в сво­их нор­мах за­кон 41-ФЗ не­од­но­крат­но ссы­лал­ся на дру­гой За­кон РФ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» № 3615-1 от 09.10.1992 г.

Ва­лют­ный ста­тус ДМДК по­те­ря­ли в Рос­сии толь­ко в ви­де усту­п­ки тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­лен­ным к Рос­сии при всту­п­ле­нии во Все­ми­р­ную тор­го­вую ор­га­ни­за­цию (ВТО). С 18 июня 2004 го­да все ДМДК бы­ли вы­ве­де­ны из пе­реч­ня ва­лют­ных цен­но­стей Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (за­кон оста­вил пре­ж­нее на­и­ме­но­ва­ние, но уже с дру­гим но­ме­ром).

Од­на­ко Мин­фин Рос­сии не за­хо­тел в свя­зи с ли­к­ви­да­ци­ей у ДМДК ста­ту­са ва­лют­ных цен­но­стей су­ще­ствен­но ме­нять пре­ж­нее дей­ство­вав­шее за­ко­но­да­тель­ство в сфе­ре ДМДК, огра­ни­чив­шись тех­ни­че­ски­ми, чи­сто кос­ме­ти­че­ски­ми, по су­ти, прав­ка­ми тек­ста Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» и его под­за­кон­ной ба­зы. Из их тек­стов толь­ко бы­ли уда­ле­ны ссы­л­ки на нор­мы За­ко­на РФ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» № 3615-1 от 09.10.1992 г., при­чем и это бы­ло сде­ла­но толь­ко год спу­стя, Ста­тьей 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 18.07.2005 № 90-ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

В на­сто­я­щее вре­мя же­ст­кое ре­гу­ли­ро­ва­ние сфе­ры ДМДК в Рос­сии осу­ще­ств­ля­ет­ся на ос­но­ва­нии дей­ству­ю­щей ре­да­к­ции Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» и мно­го­чис­лен­ных под­за­кон­ных ак­тах. При этом же­ст­кость ре­гу­ли­ро­ва­ния обос­но­вы­ва­ет­ся «у­че­том осо­бых свойств дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней как не­ких «цен­но­стей», «объ­ек­тов по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции сто­и­мо­сти», как их опре­де­лил на тот мо­мент За­ме­сти­тель Ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Рос­сии, а ны­не Ру­ко­во­ди­тель Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты Юрий Зу­ба­рев.

Та­ким об­ра­зом, для вос­ста­но­в­ле­ния при­з­на­ния в Рос­сии всех ДМДК вновь ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми до­ста­точ­но лишь «сме­нить вы­вес­ку», ибо вся не­об­хо­ди­мая для же­ст­ко­го кон­тро­ля обо­ро­та этих объ­ек­тов нор­ма­тив­ная пра­во­вая ба­за со­хра­не­на.

Зо­ло­то как но­вая без­аль­тер­на­тив­ная рос­сий­ская ва­лю­та

Что­бы луч­ше по­нять но­вую роль зо­ло­та в рос­сий­ской эко­но­ми­ке, есть смысл крат­ко на­по­м­нить про ме­ры, пред­при­ни­ма­е­мые Рос­си­ей из-­за сан­к­ци­он­ных про­б­лем обо­ро­та дол­ла­ра и ев­ро. Сра­зу по­с­ле раз­ва­ла СССР в на­ча­ле 90-х, на фо­не ги­пе­рин­ф­ля­ции, дол­лар слу­жил спа­си­тель­ным ре­ше­ни­ем во­про­са со­хра­не­ния эко­но­ми­ки Рос­сии. В те го­ды це­ны ед­ва ли не всех то­ва­ров, от бы­то­вой тех­ни­ки до ав­то­мо­би­лей, не­дви­жи­мо­сти и го­то­вых биз­не­сов, про­дав­цы ука­зы­ва­ли ис­клю­чи­тель­но в дол­ла­рах. Ко­то­рые, как пи­са­ла прес­са, в на­ли­ч­ном ви­де за­во­зи­ли в Рос­сию гру­зо­вы­ми са­мо­ле­та­ми.

Се­год­ня си­ту­а­ция об­рат­ная - Пра­ви­тель­ство РФ пред­ла­га­ет из­ме­нить ста­тьи 317 и 424 Гра­ж­дан­ско­го ко­дек­са РФ, вве­дя за­прет на до­пу­ще­ние ука­за­ния опре­де­ле­ния це­ны сде­лок в су­м­ме, эк­ви­ва­лен­т­ной су­м­ме в ино­стран­ной ва­лю­те. Рос­сия под сан­к­ци­я­ми, в од­но­ча­сье ли­ши­лась, как ми­ни­мум, на вре­мя, по­ло­ви­ны всех сво­их зо­ло­то­ва­лют­ных ак­ти­вов. Тех са­мых дол­ла­ров и в ев­ро, на­хо­дя­щих­ся на сче­тах. Со­вер­ше­ние тран­за­к­ций в этих ва­лю­тах ста­ло край­не за­труд­ни­тель­но, а ряд кру­п­ней­ших рос­сий­ских бан­ков и во­в­се от­клю­че­ны от си­сте­мы SWIFT. На этом фо­не Рос­сия обя­за­ла экс­пор­те­ров про­да­вать 80% ва­лют­ной вы­руч­ки, за­пре­ти­ла рос­сий­ским бан­кам про­да­жу на­ли­ч­ных ва­лют, огра­ни­чи­ла для гра­ж­дан вы­воз из Рос­сии 10 ты­ся­ча­ми на­ли­ч­ных дол­ла­ров, огра­ни­чи­ла вы­пла­ту бан­ко­в­ских вкла­дов гра­ж­дан в ва­лю­те те­ми же 10 ты­ся­ча­ми дол­ла­ров, огра­ни­чи­ла от­ток ка­пи­та­лов, за­пре­тив не­ре­зи­ден­там рас­про­да­жи ак­ций рос­сий­ских ко­м­па­ний, вве­ла 12-­про­це­т­ную ко­мис­сию на про­да­жу ва­лют че­рез бро­кер­ские ко­м­па­нии и озву­чи­ла но­вые пра­ви­ла про­да­жи сво­их сы­рье­вых то­ва­ров «не­дру­же­ствен­ным» стра­нам – толь­ко за рос­сий­ские руб­ли. По­ка речь идет о га­зе, но, воз­мо­ж­но, к га­зу до­ба­вят­ся удоб­ре­ния, зер­но, мас­ло, нефть, уголь, ме­тал­лы и лес.

Что озна­ча­ет для «не­дру­же­ствен­ных» стран по­ку­п­ка рос­сий­ско­го сы­рья за дол­ла­ры и ев­ро при фи­к­си­ро­ван­ной в руб­лях це­не это­го сы­рья? А то, что, по­ку­пая рос­сий­ские руб­ли за свою ва­лю­ту, в слу­чае сни­же­ния руб­ле­вой це­ны этих ва­лют на рос­сий­ском ры­н­ке бу­дет рас­ти для них сто­и­мость сы­рья! Да плюс из­дер­ж­ки на кон­вер­та­цию. При­чем для рос­сий­ской сто­ро­ны сни­же­ние внут­рен­не­го кур­са ва­лют бу­дет вы­год­но, т. к. бу­дет при­во­дить к по­сту­п­ле­нию от по­ку­па­те­лей сы­рья все боль­шей мас­сы ва­лю­ты. Но имен­но это и де­ла­ет вы­со­ким шанс на то, что хо­зяй­ству­ю­щие субъ­ек­ты «не­дру­же­ствен­ных» стран из по­ли­ти­че­ских со­об­ра­же­ний по­ку­пать рос­сий­ское сы­рье за руб­ли не со­гла­сят­ся… Что, в свою оче­редь, по­чти пре­кра­тит по­сту­п­ле­ние дол­ла­ра и ев­ро рос­сий­ским ко­м­па­ни­ям и в рос­сий­ский бюд­жет. Пред­ста­ви­тель Ев­ро­ко­мис­сии за­явил об от­ка­зе ЕС опла­чи­вать рос­сий­ский газ в руб­лях и ана­ло­ги­ч­ное ре­ше­ние при­ня­ли стра­ны G7. Оче­вид­но, та­кое раз­ви­тие со­бы­тий рос­сий­ской вла­стью та­к­же пре­ду­смат­ри­ва­лось, но вы­бор в лю­бом слу­чае за ко­м­па­ни­я­ми «не­дру­же­ствен­ных» стран.

Но на­сколь­ко со­хра­ня­ет­ся для Рос­сии цен­ность в дол­ла­рах и ев­ро, с уче­том всех вве­ден­ных сан­к­ци­он­ных мер? По дол­гам с «не­дру­же­ствен­ны­ми» стра­на­ми раз­ре­ше­но на без­аль­тер­на­тив­ных усло­ви­ях рас­пла­чи­вать­ся рос­сий­ски­ми руб­ля­ми. Из-­за от­ка­за мно­го­чис­лен­ных ко­м­па­ний «не­дру­же­ствен­ных» стран от по­став­ки в Рос­сию то­ва­ров и услуг в при­н­ци­пе у них и за ва­лю­ту ку­пить те­перь ма­ло что мо­ж­но. По­хо­же, цен­ность дол­ла­ра и ев­ро для рос­сий­ской эко­но­ми­ки в це­лом и для рос­сий­ских хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов в сло­жив­ших­ся усло­ви­ях рез­ко па­да­ет. Что и под­твер­ж­да­ет сни­же­ние кур­са ЦБ РФ с 11 по 30 мар­та по дол­ла­ру с 120 до 86 руб­лей за дол­лар и по ев­ро со 132 до 96 руб­лей за ев­ро.

Ко­неч­но, сни­же­ние кур­са ва­лют но­сит мно­го­фа­к­тор­ную при­ро­ду, вклю­ча­ю­щую и со­кра­ще­ние спро­са на ва­лю­ту как у ко­м­па­ний-­экс­пор­те­ров (из-­за сло­ж­но­стей ее пе­ре­чис­ле­ния в бан­ки за­ру­бе­ж­ных про­дав­цов, усло­ж­не­ния ло­ги­сти­ки, да и за­ме­не са­мих по­став­щи­ков на но­вых), так и у на­се­ле­ния (из-­за со­кра­ще­ния воз­мо­ж­но­сти за­гра­ни­ч­ных по­ез­док и от­сут­ствия ле­галь­ной воз­мо­ж­но­сти ва­лю­ту ку­пить). Не сто­ит за­бы­вать, что по­сту­п­ле­ние в Рос­сию ва­лю­ты от им­пор­те­ров, обя­за­н­ных про­да­вать 80% ва­лют­ной вы­руч­ки за руб­ли, все еще вы­со­ко, а от­ток ка­пи­та­ла силь­но огра­ни­чен, и для ва­ж­ней­ших тран­за­к­ций име­ю­щей­ся ва­лю­ты го­су­дар­ству и ко­м­па­ни­ям по­ка хва­та­ет. Но факт – ва­лю­та в Рос­сии ста­ла ну­ж­на мень­ше, и от­то­го де­ше­ве­ет.

Тем не ме­нее, и на во­сточ­ном ры­н­ке за рос­сий­ские руб­ли мно­го не ку­пишь… Ко­неч­но, что-то уда­ет­ся по­ку­пать в на­ци­о­наль­ных ва­лю­тах сто­рон, но – не все. А ка­кое же сред­ство опла­ты оста­ет­ся уни­вер­саль­ным (ес­ли не счи­тать край­не не­на­де­ж­ных би­т­ко­и­нов и про­чих кри­п­то­ва­лют)? Ко­неч­но, зо­ло­то! Да, по­ку­п­ку зо­ло­та «не­дру­же­ствен­ны­ми» стра­на­ми сан­к­ции про­тив Рос­сии, ко­неч­но, то­же за­тро­ну­ли. Но вот для всех про­чих стран зо­ло­то оста­ет­ся зо­ло­том, име­ю­щим яс­ный Лон­дон­ский фи­к­синг.

С на­ча­лом сан­к­ций у зо­ло­та в Рос­сии на­ча­лась «в­то­рая жиз­нь», ес­ли кон­чи­ной пе­р­вой счи­тать от­ме­ну «зо­ло­то­го стан­дар­та» в 1971 го­ду в США. Од­на­ко оче­вид­но, что ис­поль­зо­ва­ние Лон­дон­ско­го фи­к­син­га для фор­ми­ро­ва­ния це­ны зо­ло­та на внут­рен­нем ры­н­ке для Рос­сии се­го­д­ня вряд ли це­ле­со­об­раз­но – он же при­вя­зан к ва­лю­там, ко­то­рые для Рос­сии утра­чи­ва­ют эко­но­ми­че­ский смысл. Яв­ля­ясь стра­ной, зо­ло­то до­бы­ва­ю­щей, го­раз­до це­ле­со­об­раз­нее для внут­рен­не­го ры­н­ка при­вя­зы­вать­ся к се­бе­сто­и­мо­сти до­бы­чи зо­ло­та, ко­то­рая рас­с­чи­ты­ва­ет­ся в руб­лях (хо­тя, по­нят­но, ва­лют­ная со­став­ля­ю­щая в се­бе­сто­и­мо­сти до­бы­чи зо­ло­та та­к­же есть).

По­это­му Цен­траль­ный банк РФ по­шел на бес­пре­це­ден­т­ный шаг – с 28 мар­та 2022 го­да он фа­к­ти­че­ски от­вя­зал внут­рен­нюю це­ну зо­ло­та от Лон­дон­ско­го фи­к­син­га, уста­но­вив це­ну по­ку­п­ки зо­ло­та у кре­ди­т­ных ор­га­ни­за­ций по фи­к­си­ро­ван­ной це­не в 5000 руб­лей за 1 грамм. По­ка - по 30 июня 2022 го­да вклю­чи­тель­но. По ис­те­че­нии ука­за­н­но­го пе­ри­о­да це­на по­ку­п­ки зо­ло­та мо­жет быть уточ­не­на с уче­том скла­ды­ва­ю­ще­го­ся ба­лан­са спро­са и пред­ло­же­ния на внут­рен­нем ры­н­ке.

Фи­к­си­ро­ван­ная це­на, уста­но­в­лен­ная Цен­траль­ным бан­ком РФ на ука­за­н­ный срок, при­мер­но на 17% мень­ше, чем це­на зо­ло­та по Лон­дон­ско­му фи­к­син­гу:


Ре­ше­ние о фи­к­си­ро­ван­ной це­не по­ку­п­ки зо­ло­та Цен­траль­ный банк РФ объ­явил 25 мар­та, а на­ка­ну­не зо­ло­то на Лон­дон­ском фи­к­син­ге сто­и­ло 63,18 дол­ла­ров за грамм. Ес­ли ис­хо­дить из за­фи­к­си­ро­ван­ной це­ны по­ку­п­ки зо­ло­та Цен­траль­ным бан­ком РФ в 5000 руб­лей за грамм, то по­лу­ча­ет­ся курс дол­ла­ра 5000 / 63,18 = 79,14 руб­лей за дол­лар. К этой да­те рубль укре­п­ля­л­ся уже в те­че­ние двух не­дель и в тот мо­мент пре­о­до­ле­вал ру­беж в 100 руб­лей за дол­лар. Зна­чит ли это, что Цен­траль­ный банк РФ оце­ни­ва­ет це­ле­со­об­раз­ное укре­п­ле­ние руб­ля до при­мер­но 80 руб­лей за дол­лар? Воз­мо­ж­но, и в та­ком слу­чае при до­сти­же­нии это­го зна­че­ния мо­ж­но бу­дет ожи­дать не­ко­то­рых ва­лют­ных по­сла­б­ле­ний. На­при­мер, от­ме­ну или сни­же­ние 12-­про­це­т­ной ко­мис­сии на про­да­жу ва­лют че­рез бро­кер­ские ко­м­па­нии.

Нас­коль­ко у бан­ков мо­жет быть ин­те­рес про­да­жи зо­ло­та в Цен­траль­ный банк РФ по за­яв­лен­ной фи­к­си­ро­ван­ной це­не? До тех пор, по­ка учет­ная це­на зо­ло­та Цен­траль­но­го бан­ка РФ вы­ше фи­к­си­ро­ван­ной це­ны по­ку­п­ки, та­кой ин­те­рес вы­г­ля­дит для бан­ков со­м­ни­тель­ным. Тем бо­лее, что в ра­м­ках за­ме­ще­ния дол­ла­ра и ев­ро во вла­де­нии гра­ж­да­на­ми Рос­сии, т.е. фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми, 4 мар­та 2022 го­да че­рез из­ме­не­ние под­пун­к­та 9 пун­к­та 3 ста­тьи 149 На­ло­го­во­го ко­дек­са РФ был от­ме­нен НДС на дра­го­цен­ные ме­тал­лы при их ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам.

В пе­р­вый день ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та без НДС, це­на на них в ко­м­мер­че­ских бан­ках не вы­г­ля­де­ла при­в­ле­ка­тель­ной. Так, Сбер­банк ре­а­ли­зо­вы­вал сли­т­ки аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та с це­ной от плюс 33,5 до 38 про­цен­тов к учет­ной це­не Цен­траль­но­го бан­ка РФ. Пик на­цен­ки бан­ка был до­сти­г­нут 9 мар­та, со­став­ляя от плюс 47,1% до плюс 51,6%.

Од­на­ко уже к 11 мар­та мар­жа Сбер­бан­ка силь­но со­кра­ти­лась, зай­дя в пре­де­лы от плюс 3,5% до плюс 6,7%. Еще мень­ше она бы­ла 29 мар­та, ко­г­да мо­ж­но бы­ло при­об­ре­сти сли­ток аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та по це­не плюс 2,8% к учет­ной це­не Цен­траль­но­го бан­ка РФ. Но 30 мар­та 2022 го­да на­цен­ка Сбер­бан­ка со­став­ля­ла уже от плюс 6,5% до плюс 11,1% в за­ви­си­мо­сти от ве­са сли­т­ка:

Це­ны ку­п­ли и про­да­жи на аф­фи­ни­ро­ван­ные сли­т­ки зо­ло­та в Сбер­бан­ке


Во­прос ре­а­ли­за­ции сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов для фи­зи­че­ских лиц об­су­ж­дал­ся в Мин­фи­не Рос­сии и Пра­ви­тель­стве РФ дав­но, с ак­ти­ви­за­ци­ей те­мы в 2018 го­ду. Но опа­се­ния пра­во­о­хра­ни­те­лей пе­ре­то­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов от фи­зи­че­ских лиц к юри­ди­че­ским не поз­во­ля­ли при­нять окон­ча­тель­ное ре­ше­ние, толь­ко шли об­су­ж­де­ния и го­то­ви­лись про­ек­ты. Все из­ме­ни­ли сан­к­ции, по­ста­вив­шие во­прос де­дол­ла­ри­за­ции ин­ве­сти­ций на­се­ле­ния. Во­прос ока­за­л­ся ре­шен мо­мен­таль­но, прой­дя все ин­стан­ции в те­че­ние од­но­го дня.

Нас­коль­ко при­в­ле­ка­тель­ны­ми по­ка­жут­ся на­се­ле­нию ин­ве­сти­ции в дра­го­цен­ные ме­тал­лы, и в ка­кой сте­пе­ни они за­ме­нят при­вы­ч­ные ин­ве­сти­ции в дол­лар или ев­ро, по­ка­жет вре­мя. В лю­бом слу­чае, во­ла­тиль­ность дра­го­цен­ных ме­тал­лов и зо­ло­та, в част­но­сти, в при­н­ци­пе вы­ше, чем у ва­лют, т.к. в слу­чае с ни­ми кро­ме во­ла­тиль­но­сти це­ны ме­тал­ла на Лон­дон­ском фи­к­син­ге до­бав­ля­ет­ся во­ла­тиль­ность кур­са дол­ла­ра.

Кро­ме то­го, опе­ра­тив­ность рас­по­ря­же­ни­ем без­на­ли­ч­ны­ми ва­лю­та­ми на сче­тах в бан­ке не­со­по­ста­ви­мо вы­ше, чем при ра­бо­те с фи­зи­че­ским дра­го­цен­ным ме­тал­лов в сли­т­ках. Да и про­б­лем с хра­не­ни­ем этих сли­т­ков у на­се­ле­ния то­же не­ма­ло… Од­на­ко в усло­ви­ях от­сут­ствия воз­мо­ж­но­сти при­об­ре­те­ния дол­ла­ров или ев­ро, вы­бор ока­зы­ва­ет­ся не­боль­шим. Ес­ли, ко­неч­но, гра­ж­да­не не по­же­ла­ют вкла­ды­вать­ся в рос­сий­ские цен­ные бу­ма­ги или кри­п­то­ва­лю­ты. Но это со­в­сем дру­гая те­ма.

Сан­к­ции: что при­бы­ло, и что убы­ло на рос­сий­ском юве­ли­р­ном ры­н­ке

К со­жа­ле­нию, по­яв­ле­ние для гра­ж­дан сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­но­го дра­го­цен­но­го ме­тал­ла без НДС не обо­ш­лось без очень су­ще­ствен­ных по­терь для юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, ра­бо­та­ю­щих с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. Той же по­прав­кой На­ло­го­во­го ко­дек­са РФ, сни­ма­ю­щей НДС со сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та при ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам, ста­тьи 34612 и 34643 бы­ли до­пол­не­ны но­вы­ми нор­ма­ми, вво­дя­щи­ми за­прет на ис­поль­зо­ва­ние упро­щен­ной и па­тен­т­ной си­стем на­ло­го­об­ло­же­ния при про­из­вод­стве и опто­вой, а та­к­же роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми. Эти но­вые нор­мы всту­па­ют в си­лу с 1 ян­ва­ря 2023 го­да.

Это силь­ней­ший удар по ма­ло­му и ми­к­ро­биз­не­су, ра­бо­та­ю­ще­му в юве­ли­р­ной сфе­ре. Пе­ре­ход на об­щую си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния по­тре­бу­ет от ма­ло­го биз­не­са не толь­ко ве­де­ние в штат бух­гал­те­ра, без ко­то­ро­го пред­при­ни­ма­те­лям точ­но не спра­вить­ся с ве­де­ни­ем пол­но­цен­ной бух­гал­те­рии, но, что са­мое глав­ное, под об­ло­же­ние НДС под­па­да­ют в этом слу­чае все опе­ра­ции, со­вер­ша­е­мые эти­ми хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми. Что, без­усло­в­но, очень су­ще­ствен­но сни­жа­ет рен­та­бель­ность ве­де­ния их биз­не­са. Фа­к­ти­че­ски, ожи­да­ет­ся пе­ре­дел рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка, на ко­то­ром до­ля ма­ло­го и ми­к­ро­биз­не­са со­кра­ти­т­ся, ве­ро­ят­но, крат­но, усту­пив свою до­лю биз­не­су сред­не­го и кру­п­но­го мас­шта­бов, и в те­ку­щее вре­мя ра­бо­та­ю­щих с ис­поль­зо­ва­ни­ем об­щей си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния.

Мо­ж­но ска­зать, что ли­ше­ние ма­ло­го и ми­к­ро­биз­не­са воз­мо­ж­но­сти про­дол­жать ра­бо­ту, ис­поль­зуя па­тен­т­ную и упро­щен­ную си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния – это глав­ная по­те­ря ры­н­ка от вве­ден­ных сан­к­ций, т.к. ес­ли бы их не бы­ло, то не бы­ло бы и острой не­об­хо­ди­мо­сти сроч­но сни­мать НДС со сли­т­ков зо­ло­та, де­лая их аль­тер­на­ти­вой дол­ла­ру и ев­ро для на­се­ле­ния, и та­кое ре­ше­ние по-­пре­ж­не­му еще дол­гие го­ды пре­бы­ва­ло бы в ста­дии об­су­ж­де­ний ме­ж­ду ре­гу­ля­то­ром и об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми биз­не­са. На­вер­ня­ка был бы най­ден не­кий при­е­м­ле­мый обе­и­ми сто­ро­на­ми ко­м­про­мисс. Но сан­к­ции не да­ли вре­мя на его по­иск и при­ня­тие.

Ве­ро­ят­но, за­ку­п­ка Цен­траль­ным бан­ком РФ зо­ло­та по фи­к­си­ро­ван­ной це­не на уро­в­не ни­же учет­ной став­ки мо­жет сни­зить рен­та­бель­но­сть, а сле­до­ва­тель­но, и при­в­ле­ка­тель­ность ве­де­ния биз­не­са для зо­ло­то­до­бы­т­чи­ков и аф­фи­на­ж­ных пред­при­я­тий. Впро­чем, с уче­том сан­к­ци­он­ных огра­ни­че­ний на экс­порт зо­ло­та из Рос­сии, не все так од­но­з­на­ч­но. Но это дру­гая те­ма.

Ни­ку­да не де­лись на рос­сий­ском юве­ли­р­ном ры­н­ке про­б­ле­мы внед­ре­ния го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та (ГИИС ДМДК). Прой­дя эта­пы ре­ги­стра­ции в си­сте­ме и пе­ре­да­чи в ГИИС ДМДК све­де­ний об остат­ках ДМДК, по­лу­фаб­ри­ка­тов и го­то­вых юве­ли­р­ных из­де­лий, участ­ни­ки ры­н­ка ДМДК те­перь до 1 ап­ре­ля 2022 го­да дол­ж­ны пе­ре­дать в ГИИС ДМДК уточ­нен­ные и де­та­ли­зи­ро­ван­ные све­де­ния об этих остат­ках.

Прав­да, в усло­ви­ях сан­к­ций, ре­гу­ля­тор (М­ин­фин Рос­сии) пред­ла­га­ет Пра­ви­тель­ству РФ пе­ре­не­сти на пол­го­да эта­пы внед­ре­ния си­сте­мы. Од­на­ко сле­ду­ю­щий этап на­сту­па­ет 1 ап­ре­ля, а на­ка­ну­не ре­ше­ние все еще не при­ня­то… Бе­з­усло­в­но, пе­ре­нос сро­ков по эта­пам внед­ре­ния ГИИС ДМДК об­ле­г­чил бы юве­ли­р­но­му биз­не­су воз­мо­ж­ность ра­бо­ты, но здесь пе­ре­се­ка­ют­ся две про­ти­во­по­ло­ж­ные тен­ден­ции: с од­ной сто­ро­ны, в усло­ви­ях сан­к­ций власть в це­лом стре­ми­т­ся об­ле­г­чить кон­троль­но-­на­д­зор­ные ад­ми­ни­стра­тив­ные ме­ры, но с дру­гой сто­ро­ны, воз­рас­та­ние ро­ли зо­ло­та как но­вой и те­перь един­ствен­ной в Рос­сии ва­лю­ты, на­про­тив, тре­бу­ет бо­лее стро­го кон­тро­ля за его обо­ро­то­м…

Что же ка­са­ет­ся сан­к­ци­он­ных мер мно­гих стран ми­ра по за­пре­ту на по­став­ки в Рос­сию пред­ме­тов рос­ко­ши, вклю­чая до­ро­го­сто­я­щие юве­ли­р­ные из­де­лия, то эти сан­к­ции толь­ко «на ру­ку» рос­сий­ским юве­ли­р­ным про­из­вод­ствен­ным ко­м­па­ни­ям. В сред­нем, по­тре­би­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий на рос­сий­ском ры­н­ке очень не­бо­га­ты, и ис­чез­но­ве­ние с ви­т­рин бу­ти­ков до­ро­го­сто­я­щих юве­ли­р­ных брен­дов не за­ме­тит 99% на­се­ле­ния. К то­му же пре­кра­ще­ния по­ста­вок юве­ли­р­ных из­де­лий из Тур­ции, дра­го­цен­ных ка­м­ней из Ин­дии и дру­гих стран Во­сто­ка, в ра­м­ках сан­к­ций не ожи­да­ет­ся, а толь­ко в них и за­ин­те­ре­со­ва­ны рос­сий­ские юве­ли­ры.

В це­лом мо­ж­но кон­ста­ти­ро­вать – юве­ли­р­ная сфе­ра – это та сфе­ра про­из­вод­ства, где в Рос­сии ис­то­ри­че­ски все бы­ло хо­ро­шо, и им­пор­то­за­ме­ще­ние уже дав­но бы­ло до­сти­г­ну­то. Так что сан­к­ци­он­ное со­кра­ще­ние им­пор­та – это, ско­рее, бла­го для рос­сий­ских юве­ли­ров, чем бе­да. Прав­да, есть те­ма обо­ру­до­ва­ния, рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов для про­из­вод­ства. Но здесь есть на­де­ж­да на стра­ны Во­сто­ка, осо­бен­но Ки­тай.

Дру­гое де­ло – ожи­да­е­мое очень су­ще­ствен­ное со­кра­ще­ние до­хо­дов на­се­ле­ния в це­лом. Вряд ли кто со­м­не­ва­ет­ся, что оно бу­дет. Во­прос – на­сколь­ко. Ес­ли у на­се­ле­ния до­хо­дов из-­за сан­к­ци­он­ных мер бу­дет хва­тать лишь на са­мые не­об­хо­ди­мые ве­щи (пи­та­ние, оде­ж­да, ко­м­му­наль­ные услу­ги), то, по­нят­но, юве­ли­р­ный биз­нес пре­тер­пит ка­та­стро­фи­че­ский спад спро­са. Вы­жи­вут в этом слу­чае толь­ко кру­п­ней­шие и очень успе­ш­ные юве­ли­ры-ху­до­ж­ни­ки, ко­то­рые, как раз, и за­ме­стят ушед­шие за­ру­бе­ж­ные юве­ли­р­ные брен­ды.

Но есть для юве­ли­р­но­го биз­не­са в Рос­сии и об­рат­ная сто­ро­на сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния: из-­за огра­ни­че­ний за­ру­бе­ж­но­го вы­езд­но­го ту­риз­ма, из-­за ис­чез­но­ве­ния с по­лок ма­га­зи­нов мно­гих до­ро­го­сто­я­щих за­ру­бе­ж­ных то­ва­ров и про­че­го ре­зуль­та­та дей­ствия сан­к­ций, вплоть до от­сут­ствия в ки­но­те­ат­рах ин­те­рес­ных за­ру­бе­ж­ных пре­мьер, вы­бор то­го, на что мо­ж­но по­тра­тить все-та­ки име­ю­щи­е­ся сво­бод­ные день­ги, ско­рее все­го ока­жет­ся не­ве­лик. Как ко­г­да-то бы­ло в СССР, вы­бор по­дар­ков, осо­бен­но жен­щи­нам, был силь­но огра­ни­чен име­ю­щи­м­ся в ма­га­зи­нах ас­сор­ти­мен­том, что в не­ма­лой сте­пе­ни спо­соб­ство­ва­ло по­пу­ляр­но­сти юве­ли­р­ной про­дук­ции.

А в це­лом – кри­зис, как из­ве­ст­но, это вре­мя но­вых воз­мо­ж­но­стей.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->