Синтетика: дешевле, но дороже

Раздел: Драгоценные камни
14 марта 2017 г.

Де­кабрь 2014, New York Post: «Син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты мо­гут иметь оди­на­ко­вые ха­ра­к­те­ри­сти­ки с на­ту­раль­ны­ми и при этом сто­ить на 50% мень­ше».
Июнь 2015, Daily Telegraph: «Син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты мо­гут сто­ить до 50% де­шев­ле на­ту­раль­ных».
Июнь 2016, CNBC: «Син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты мо­гут сто­ить на 30% де­шев­ле, чем на­ту­раль­ные».
Но­ябрь 2016, WSJ: «Син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты сто­ят на 25% де­шев­ле, чем на­ту­раль­ные».
Ян­варь 2017, FOX43: «Син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты нра­вят­ся ми­л­ле­ни­а­лам, по­то­му что сто­ят на 20-30% де­шев­ле».
Февраль 2017, WEAR: «Син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты тра­ди­ци­он­но сто­ят на 20-25% мень­ше».

Что вы мо­же­те ска­зать, взгля­нув на эти ци­та­ты (кро­ме то­го, что ин­тер­нет хра­нит все, а ав­тор этой ста­тьи от­ли­ча­ет­ся по­тря­са­ю­щим за­нуд­ством)? Про­из­во­ди­те­ли син­те­ти­че­ских ка­м­ней по­сто­ян­но твер­дят о том, что их про­дук­ция сто­ит го­раз­до де­шев­ле на­ту­раль­ных бри­л­ли­ан­тов. Низ­кая це­на счи­та­ет­ся са­мым оче­вид­ным пре­и­му­ще­ством син­те­ти­ки, и она го­раз­до по­нят­нее для по­тре­би­те­ля, чем ка­кая-то там кон­фли­к­т­ность или эко­ло­ги­ч­ность про­из­вод­ства.

Од­на­ко по­смо­т­ри­те, как стре­ми­тель­но ме­ня­ют­ся ци­ф­ры в этих утвер­ж­де­ни­ях. Еще в 2015 го­ду нам го­во­ри­ли, что син­те­ти­ка сто­ит вдвое мень­ше на­ту­раль­ных ка­м­ней, а зи­мой 2017 она де­шев­ле уже все­го-то на 20%. Это зна­чит, что за ка­ких-то два го­да син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты по­до­ро­жа­ли в 2,5 ра­за. На­ту­раль­ные бри­л­ли­ан­ты за этот же пе­ри­од по­де­ше­ве­ли при­мер­но на 15%.

Но 20% - все рав­но су­ще­ствен­ное пре­и­му­ще­ство по це­не, не прав­да ли? Не прав­да. Не удив­ляй­тесь: в ре­кла­ме во­об­ще очень ча­сто не­до­го­ва­ри­ва­ют что-то ва­ж­ное. И ес­ли се­бе­сто­и­мость про­из­вод­ства син­те­ти­ки ощу­ти­мо ни­же се­бе­сто­и­мо­сти до­бы­чи на­ту­раль­ных ал­ма­зов, это еще не зна­чит, что вы ощу­ти­те эту раз­ни­цу и в юве­ли­р­ном ма­га­зи­не.

Итак, пред­ста­вим се­бе по­молв­ку с са­мым скро­м­ным бюд­же­том. Для нее нам бы по­до­шло стан­дар­т­ное коль­цо solitaire из 14-ка­рат­но­го бе­ло­го зо­ло­та, с од­ним бри­л­ли­ан­том в 0,5 ка­ра­та не са­мых пло­хих ха­ра­к­те­ри­стик – ка­че­ством VS2 и цве­том G.

Ес­ли мы по­про­бу­ем по­до­брать та­кое коль­цо в ин­тер­не­те, мы уви­дим это:

Что-то стран­ное, не прав­да ли?

Но, мо­жет быть, мы про­сто вы­бра­ли не­у­да­ч­ный раз­мер и ха­ра­к­те­ри­сти­ки ка­м­ней для срав­не­ния? Да и ма­ло­ва­то по­ло­ви­ны ка­ра­та для та­ко­го се­рьез­но­го со­бы­тия, как по­молв­ка. По дан­ным ис­сле­до­ва­ния Эда­на Го­ла­на (Edahn Golan), са­мый по­пу­ляр­ный вы­бор аме­ри­кан­ских по­тре­би­те­лей – ка­м­ни раз­ме­ром 1-1,04 ка­ра­та (на них при­хо­ди­т­ся по­ряд­ка 10% про­даж) в ди­а­па­зо­не цве­тов от H до I и ка­че­ством SI1-SI2.

Что ж, да­вай­те по­про­бу­ем най­ти коль­цо solitaire из бе­ло­го зо­ло­та с бри­л­ли­ан­том раз­ме­ром 1 ка­рат, цве­та I и ка­че­ства SI1.

Это уже боль­ше по­хо­же на то, что нам рас­ска­зы­ва­ют о де­ше­виз­не син­те­ти­че­ских ка­м­ней. Од­на­ко ци­ф­ры по-­пре­ж­не­му не схо­дят­ся: сред­няя це­на син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов ни­же на­ту­раль­ных на 12%, а ни­как не на 20%. Да и са­ми це­ны, как вы ви­ди­те, зна­чи­тель­но раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от ма­га­зи­на. За $4000 мо­ж­но ку­пить ис­кус­ствен­ный бри­л­ли­ант в Brilliant Earth или точ­но та­кой же на­ту­раль­ный в Blue Nile.

Сто­ит от­ме­тить, что во вре­мя это­го ис­сле­до­ва­ния я стол­к­ну­лась с од­ной труд­но­стью: да­ле­ко не все ма­га­зи­ны пре­до­став­ля­ют воз­мо­ж­ность вы­брать бри­л­ли­ант с кон­крет­ны­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми цве­та и чи­сто­ты. За­ча­стую при­хо­ди­т­ся вы­би­рать из уже име­ю­ще­го­ся ас­сор­ти­мен­та го­то­вых из­де­лий, в ко­то­ром мо­жет и не ока­зать­ся то­го, что вы ище­те.

Это на­тол­к­ну­ло ме­ня на еще один, са­мый ин­те­рес­ный экс­пе­ри­мент. Счи­та­ет­ся, что аме­ри­кан­ский по­тре­би­тель скло­нен вы­би­рать ка­м­ни боль­ше­го раз­ме­ра, но бо­лее низ­ко­го ка­че­ства. Что ес­ли по­про­бо­вать най­ти в ас­сор­ти­мен­те юве­ли­р­ных ре­тей­ле­ров са­мый де­ше­вый ка­рат­ник? Не для по­молв­ки, а для се­бя! Пусть с пло­хи­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми, лишь бы ка­мень был боль­шо­го раз­ме­ра и бле­стел на за­висть всем зна­ко­мы­м­!

Д­ва­д­цать пять про­цен­тов. Имен­но на столь­ко в сред­нем обой­дет­ся де­шев­ле коль­цо с «ши­р­по­треб­ным» на­ту­раль­ным бри­л­ли­ан­том по срав­не­нию с ми­ни­маль­ны­ми це­на­ми, ко­то­рые пред­ла­га­ют про­дав­цы син­те­ти­ки. На­ту­раль­ный ка­мень де­шев­ле, а не на­о­бо­рот.

Бо­лее то­го, це­на на на­ту­раль­ные ка­м­ни у не­ко­то­рых ре­тей­ле­ров мо­г­ла бы быть еще ни­же, про­да­вай они бри­л­ли­ан­ты с бо­лее низ­ки­ми па­ра­мет­ра­ми ка­че­ства. Но, на­при­мер, Blue Nile и Brilliant Earth за­кан­чи­ва­ют ас­сор­ти­мент на по­зи­ци­ях SI1-SI2 и не про­да­ют ка­м­ни чи­сто­ты I. В сред­нем же все пе­ре­чис­лен­ные вы­ше бри­л­ли­ан­ты име­ют цве­та I-K и чи­сто­ту I1-I3.

Це­но­об­ра­зо­ва­ние на коль­ца с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми ока­за­лось весь­ма за­нят­ной шту­кой (ко­то­рую еще на­до бу­дет изу­чить по­по­дроб­нее). В ка­ких-то слу­ча­ях це­на ис­кус­ствен­но­го бри­л­ли­ан­та ока­зы­ва­лась со­по­ста­ви­ма с це­ной на­ту­раль­но­го. В дру­гих слу­ча­ях сам ка­мень был де­шев­ле, но вот опра­ва сто­и­ла не­поз­во­ли­тель­но до­ро­го. Для срав­не­ния, са­мая про­стая и де­ше­вая опра­ва solitaire из 14-ка­рат­но­го зо­ло­та у Blue Nile сто­ит $210, а у Diamond Foundry - $500 (и это да­ле­ко не пре­дел!).

Без со­м­не­ния, се­бе­сто­и­мость син­те­ти­че­ских ка­м­ней ни­же, чем сто­и­мость на­ту­раль­ных. Для то­го, что­бы вы­рас­тить син­те­ти­че­ский ка­мень, не ну­ж­но ко­пать глу­бо­кую шах­ту, стро­ить обо­га­ти­тель­ную фаб­ри­ку, пла­тить за­р­пла­ту ты­ся­чам ра­бо­чих и стро­ить шко­лы для их се­мей. По­тре­би­тель слу­ша­ет это и ра­ду­ет­ся: по­ку­пая ис­кус­ствен­ный ка­мень, он не толь­ко сэко­но­мит, но еще и не бу­дет фи­нан­си­ро­вать за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей сре­ды бес­со­ве­ст­ны­ми ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щи­ми кар­те­ля­ми. Вот толь­ко вы­яс­ня­ет­ся, что все это – не бо­лее чем ре­кла­м­ные сло­га­ны. В ре­аль­но­сти по­тре­би­тель не уви­дит ни­ка­кой раз­ни­цы в це­не. Поль­зу­ясь тем, что по­тре­би­тель до­вер­чив, но при этом по-­пре­ж­не­му ве­рит в при­тя­га­тель­ность бри­л­ли­ан­тов, про­дав­цы син­те­ти­ки сни­мут с не­го пол­ную су­м­му, по­ло­жив эту раз­ни­цу к се­бе в кар­ман. Это, ви­ди­мо, и есть но­вые стан­дар­ты ethical jewelry и responsible supply chain.

PS: Ис­сле­дуя юве­ли­р­ную роз­ни­цу, я сде­ла­ла и не­сколь­ко дру­гих ва­ж­ных на­б­лю­де­ний.

На­б­лю­де­ние № 1: Сле­ди­те за сво­им ко­шель­ком. В од­ном и том же ма­га­зи­не мо­ж­но встре­тить два ка­м­ня оди­на­ко­во­го раз­ме­ра и ха­ра­к­те­ри­стик, но один из них бу­дет зна­чи­тель­но до­ро­же дру­го­го. За ка­рат­ник цве­та I ка­че­ства I2 мо­гут по­про­сить как $2000, так и $8000. По­доб­ным не­ду­гом стра­да­ют аб­со­лют­но все ма­га­зи­ны, про­да­ю­щие бри­л­ли­ан­ты са­мых раз­ных це­но­вых ка­те­го­рий, как на­ту­раль­ные, так и син­те­ти­че­ские. Воз­мо­ж­но (и да­же ско­рее все­го!), услу­ж­ли­вый кон­суль­тант в бе­се­де смо­жет объ­яс­нить вам раз­ни­цу и обос­но­вать, по­че­му сто­ит ку­пить имен­но тот ка­мень, на ко­то­ром сто­ит боль­ший цен­ник. Но по­ка это вы­г­ля­дит про­сто как тест на вни­ма­тель­но­сть, где вы­и­г­ры­ва­ет тот, кто вду­м­чи­во чи­та­ет все опи­са­ния.

На­б­лю­де­ние № 2: Что­бы не вго­нять по­ку­па­те­лей в ис­ку­ше­ние, не­ко­то­рые ма­га­зи­ны (о­со­бен­но в се­г­мен­те масс-­мар­кет) в при­н­ци­пе не утру­ж­да­ют се­бя ука­за­ни­ем точ­ных ха­ра­к­те­ри­стик ка­м­ней. Они ука­зы­ва­ют еди­ную сто­и­мость коль­ца, в опи­са­нии ко­то­ро­го зна­чи­т­ся, на­при­мер, «цвет от H до J, ка­че­ство S1-S2». По­ду­ма­ешь, что раз­ни­ца ме­ж­ду H/S1 и J/S2 по прайс-­ли­сту Ра­па­пор­та до­сти­га­ет $1500 за ка­рат! Со­м­ни­тель­но, что­бы это был ат­тра­к­ци­он ве­ли­кой щед­ро­сти, в ко­то­ром до­ро­гие бри­л­ли­ан­ты про­да­ют­ся де­шев­ле. Ско­рее, ка­м­ни ка­че­ством по­ху­же уда­ч­но про­да­ют­ся по­до­ро­же.

Бла­го­да­ря имен­но та­ким «ма­нев­рам» юве­ли­р­ной роз­ни­цы у про­дав­цов син­те­ти­ки по­яв­ля­ет­ся воз­мо­ж­ность за­яв­лять, что их про­дук­ция сто­ит ощу­ти­мо де­шев­ле, чем на­ту­раль­ные ка­м­ни. Для то­го, что­бы при­ду­мать кра­си­вый ре­кла­м­ный сло­ган, не обя­за­тель­но срав­ни­вать дей­стви­тель­но со­по­ста­ви­мые ве­щи. До­ста­точ­но про­сто срав­нить са­мый де­ше­вый син­те­ти­че­ский ка­рат­ник и са­мый до­ро­гой на­ту­раль­ный, из се­рии тех, что опи­са­ны вы­ше.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->