Пороговое значение для идентификации клиента

Раздел: Власть
26 марта 2015 г.

По­ло­же­ние о не­об­хо­ди­мо­сти иден­ти­фи­ка­ции ли­ца, со­вер­ша­ю­ще­го опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми и иным иму­ще­ством, со­дер­жа­лись в са­мой пер­вой ре­дак­ции Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 го­да №115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии от­мы­ва­нию (ле­га­ли­за­ции) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – За­кон).

При этом ни­ка­ких огра­ни­че­ний от­но­си­тель­но сум­мы опе­ра­ции, до до­сти­же­ния ко­то­рой воз­мож­но не осу­ществ­лять иден­ти­фи­ка­цию та­ко­го ли­ца, в пер­во­на­чаль­ной ре­дак­ции За­ко­на не со­дер­жа­лось. С дру­гой сто­ро­ны, пе­ре­чень субъ­ек­тов, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и из­де­ли­я­ми из них, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­лось дей­ствие за­ко­на, был огра­ни­чен кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми и лом­бар­да­ми.

В 2002 го­ду пе­ре­чень субъ­ек­тов, на ко­то­рые рас­про­стра­ня­ет­ся дей­ствие за­ко­на, был до­пол­нен ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми скуп­ку, куп­лю-про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий.

В 2006 го­ду впер­вые бы­ли вве­де­ны по­ро­го­вые зна­че­ния, до до­сти­же­ния ко­то­рых иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­тов не осу­ществ­ля­лась, од­на­ко эти по­ло­же­ния не рас­про­стра­ня­лись на опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и из­де­ли­я­ми из них.

С 2009 го­да пункт 1.1 ста­тьи 7 За­ко­на был су­ще­ствен­но из­ме­нен: вме­сто пря­мо­го пе­ре­чис­ле­ния опе­ра­ций, при ко­то­рых (до до­сти­же­ния по­ро­го­во­го зна­че­ния) воз­мож­но не осу­ществ­лять иден­ти­фи­ка­цию кли­ен­та, бы­ла вве­де­на фра­за «И­ден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та - фи­зи­че­ско­го ли­ца, уста­нов­ле­ние и иден­ти­фи­ка­ция вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля не про­во­дят­ся при осу­ществ­ле­нии ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, опе­ра­ций по при­е­му от кли­ен­тов - фи­зи­че­ских лиц пла­те­жей, ес­ли их сум­ма не пре­вы­ша­ет 15 000 руб­лей ли­бо сум­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лент­ную 15 000 руб­лей (за ис­клю­че­ни­ем слу­чая, ко­гда у ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что дан­ная опе­ра­ция осу­ществ­ля­ет­ся в це­лях ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма)». Та­ким об­ра­зом, бы­ло вве­де­но по­ня­тие «при­ем от кли­ен­тов - фи­зи­че­ских лиц пла­те­жей, ес­ли их сум­ма не пре­вы­ша­ет 15 000 руб­лей ли­бо сум­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лент­ную 15 000 руб­лей».

При этом Рос­фин­мо­ни­то­ринг не­од­но­крат­но да­вал разъ­яс­не­ния о том, что осу­ществ­ле­ние кли­ен­том опла­ты при­об­ре­тен­но­го то­ва­ра не яв­ля­ет­ся при­е­мом пла­те­жей для це­лей За­ко­на. Из­ме­не­ние тер­ми­но­ло­гии бы­ло вы­зва­но при­ня­ти­ем Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 3 июня 2009 го­да №103-ФЗ «О де­я­тель­но­сти по при­е­му пла­те­жей фи­зи­че­ских лиц, осу­ществ­ля­е­мой пла­теж­ны­ми аген­та­ми» и не­об­хо­ди­мо­стью сов­па­де­ния тер­ми­нов и опре­де­ле­ний, ис­поль­зу­е­мых в за­ко­нах.

В 2013 го­ду к ис­клю­че­ни­ям, при ко­то­рых воз­мож­но не осу­ществ­лять иден­ти­фи­ка­цию, был до­бав­лен пункт 1.4 ста­тьи 7 За­ко­на, уста­нав­ли­ва­ю­щий, что иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та - фи­зи­че­ско­го ли­ца, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля и бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца не про­во­дит­ся при осу­ществ­ле­нии кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, в том чис­ле с при­вле­че­ни­ем бан­ков­ских пла­теж­ных аген­тов, пе­ре­во­да де­неж­ных средств без от­кры­тия бан­ков­ско­го сче­та, в том чис­ле элек­трон­ных де­неж­ных сред­ств, ес­ли сум­ма пе­ре­во­да не пре­вы­ша­ет 15 000 руб­лей ли­бо сум­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лент­ную 15 000 руб­лей, за ис­клю­че­ни­ем слу­чая, ес­ли у ра­бот­ни­ков кре­дит­ной ор­га­ни­за­ции, бан­ков­ских пла­теж­ных аген­тов воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что ука­зан­ная опе­ра­ция осу­ществ­ля­ет­ся в це­лях ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма. Дан­ный пункт так­же не от­но­сит­ся к со­вер­ше­нию опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и из­де­ли­я­ми из них.

В то же вре­мя бы­ла из­ме­не­на ста­тья 5 За­ко­на в ча­сти, от­но­ся­щей­ся к ор­га­ни­за­ци­ям, осу­ществ­ля­ю­щим скуп­ку, куп­лю-про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них, а так­же ло­ма та­ких из­де­лий. Бы­ло уста­нов­ле­но, что ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции, му­зеи и ор­га­ни­за­ции, ис­поль­зу­ю­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, их хи­ми­че­ские со­еди­не­ния, дра­го­цен­ные кам­ни в ме­ди­цин­ских, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских це­лях ли­бо в со­ста­ве ин­стру­мен­тов, при­бо­ров, обо­ру­до­ва­ния и из­де­лий про­из­вод­ствен­но-тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния, не яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ет­ся дей­ствие За­ко­на.

Все ука­зан­ные слу­чаи, при ко­то­рых воз­мож­но не осу­ществ­лять иден­ти­фи­ка­цию, со­хра­не­ны с не­су­ще­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми в дей­ству­ю­щей ре­дак­ции За­ко­на.

В 2013 го­ду де­пу­тат Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции А.А. Озе­ров вы­сту­пил с ини­ци­а­ти­вой вне­се­ния из­ме­не­ний в ста­тьи 6 и 7 За­ко­на, в со­от­вет­ствии с ко­то­ры­ми пред­ла­га­лось уве­ли­чить по­ро­го­вую сум­му для иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов при куп­ле-про­да­же юве­лир­ных и бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней до 600 000 руб­лей при на­лич­ном рас­че­те и не про­во­дить иден­ти­фи­ка­цию при без­на­лич­ном рас­че­те вне за­ви­си­мо­сти от сум­мы.

С уче­том прак­ти­ки ис­пол­не­ния за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма пред­ста­ви­те­ля­ми юве­лир­но­го сек­то­ра дан­ное пред­ло­же­ние бы­ло рас­це­не­но как преж­де­вре­мен­ное.

Вме­сте с тем, в це­лом, идея об уста­нов­ле­нии по­ро­го­во­го зна­че­ния при роз­нич­ной куп­ле-про­да­же юве­лир­ных и бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом бы­ла под­дер­жа­на. В на­сто­я­щее вре­мя служ­ба вы­сту­пи­ла с ини­ци­а­ти­вой уста­нов­ле­ния по­ро­го­во­го зна­че­ния в 15 000 руб­лей для со­вер­ше­ния та­ких опе­ра­ций за на­лич­ный рас­чет и 100 000 руб­лей для со­вер­ше­ния та­ких опе­ра­ций, ис­поль­зуя без­на­лич­ный рас­чет.

Пред­ста­ви­те­ли Рос­фин­мо­ни­то­рин­га не­од­но­крат­но при­ни­ма­ли уча­стие во встре­чах с пред­ста­ви­те­ля­ми биз­не­са, на ко­то­рых об­суж­дал­ся как во­прос раз­ме­ра по­ро­го­во­го зна­че­ния, так и спо­со­бы его ре­а­ли­за­ции в дей­ству­ю­щем за­ко­но­да­тель­стве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Сто­ит от­ме­тить, что вы­ра­бо­тан­ный Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом про­ект яв­ля­ет­ся ком­про­мис­сом меж­ду же­ла­ни­ем пред­ста­ви­те­лей биз­не­са умень­шить из­держ­ки, свя­зан­ные с ис­пол­не­ни­ем за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, и го­тов­но­стью Рос­фин­мо­ни­то­рин­га пой­ти им на встре­чу с уче­том сло­жив­шей­ся пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки.

[ probpalata.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->