Бриллиантовая мода диктует производство необычных украшений в Якутии

Раздел: Рынки
26 сентября 2014 г.

Брил­ли­ан­то­вая мо­да, как и лю­бая дру­гая, до­воль­но из­мен­чи­ва. Сей­час по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся не­обыч­ные юве­лир­ные укра­ше­ния, а якут­ские мо­ти­вы оста­лись в про­шлом. О про­цес­се пре­вра­ще­ния ал­ма­за в брил­ли­ант, а за­тем в юве­лир­ное укра­ше­ние корр ИА YakutiaMedia узнал во вре­мя по­се­ще­ния гра­ниль­но­го и юве­лир­но­го за­во­дов в Якут­ске.

Мо­да на юве­лир­ные брил­ли­ан­то­вые из­де­лия так­же из­мен­чи­ва и при­хот­ли­ва, как и лю­бая дру­гая. Ес­ли рань­ше боль­шим спро­сом поль­зо­ва­лись юве­лир­ные укра­ше­ния с якут­ски­ми мо­ти­ва­ми, то сей­час в мо­де укра­ше­ния-транс­фор­ме­ры и из­де­лия с брил­ли­ан­то­вой рос­сы­пью. Но пе­ред тем как ал­маз ста­нет брил­ли­ан­том и зай­мет свое ме­сто в дра­го­цен­ной опра­ве прой­дет не один день.

Ав­тор фо­то: Пресс-служ­ба ЭПЛ Дай­мон­д
Брил­ли­ан­то­вое коль­цо

Не все ал­ма­зы, ко­то­рые до­бы­ва­ют­ся в рес­пуб­ли­ки, яв­ля­ют­ся юве­лир­ны­ми. Они де­лят­ся на тех­ни­че­ские и юве­лир­ные кам­ни, при этом по­след­них все­го око­ло 20-25% от об­ще­го объ­е­ма до­бы­ва­е­мо­го. Ал­ма­зы вто­рой ка­те­го­рии за­ку­па­ют гра­ниль­ные за­во­ды, что­бы в по­сле­ду­ю­щем они мог­ли стать ча­стью юве­лир­но­го укра­ше­ния.

Все кам­ни, ко­то­рые по­сту­па­ют на гра­ниль­ный за­вод, про­хо­дят обя­за­тель­ный учет. В ба­зе дан­ных хра­нит­ся пол­ная ин­фор­ма­ция об ал­ма­зе – на­чаль­ные дан­ные, ис­то­рия его об­ра­бот­ки и ко­неч­ный вы­ход. Здесь мож­но от­сле­дить каж­дый этап огран­ки кам­ня, его со­от­вет­ствие вы­дан­но­му в са­мом на­ча­ле про­гно­зу.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Тех­ни­че­ское опи­са­ние кам­ня Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Как пра­ви­ло, в про­цес­се огран­ки ка­мень те­ря­ет око­ло 50% от сво­е­го пер­во­на­чаль­но­го объ­е­ма. Это свя­за­но с име­ю­щи­ми­ся при­род­ны­ми де­фек­та­ми – тре­щи­на­ми, об­лач­но­стью. При ра­бо­те с кам­нем огран­щик ста­ра­ет­ся мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать его объ­ем. Со­глас­но су­ще­ству­ю­щим тре­бо­ва­ни­ям, обыч­но из од­но­го кам­ня по­лу­ча­ют два – боль­шой и ма­лень­кий.

Стан­дарт­ная огран­ка име­ет 57 гра­ней. Эти дан­ные ука­зы­ва­ют­ся на сер­ти­фи­ка­те брил­ли­ан­та или эти­кет­ке юве­лир­но­го из­де­лия – на­при­мер, Кр-57 озна­ча­ет круг­лую огран­ку с 57 гра­ня­ми. Дру­гие рас­про­стра­нен­ные ви­ды огран­ки, с тем же ко­ли­че­ством гра­ней – серд­це, гру­ша, овал, мар­киз. Та­к­же есть ва­ри­ан­ты пря­мо­уголь­ной огран­ки, ко­то­рая име­ет дру­гое ко­ли­че­ство гра­ней.

"Про­цесс огран­ки за­ви­сит от ка­рат­но­сти кам­ня, то есть от его раз­ме­ра. Чем он боль­ше, тем доль­ше про­цесс. Мел­кие кам­ни гра­нят­ся в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут. Круп­ные кам­ни, та­кие как из­вест­ный Кул­ли­нан, име­ют свою соб­ствен­ную, не­по­вто­ри­мую огран­ку", - го­во­рит глав­ный тех­но­лог гра­ниль­но­го за­во­да Гав­рил Бо­ри­сов.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Глав­ный тех­но­лог гра­ниль­но­го за­во­да Гав­рил Бо­ри­сов про­ве­ря­ет ка­че­ство брил­ли­ан­тов, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Пер­вым эта­пом про­из­вод­ства брил­ли­ан­та яв­ля­ет­ся раз­мет­ка кам­ня. При по­мо­щи спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния, ма­сте­ра по­лу­ча­ют 3D-мо­дель ал­ма­за, на ко­то­рой вид­ны все име­ю­щи­е­ся де­фек­ты. Мастер раз­ме­ча­ет ли­нию сре­за, та­ким об­ра­зом, что­бы от­сечь де­фек­ты, а из остав­ше­го­ся объ­е­ма по­лу­чить мак­си­маль­но чи­стый ка­мень.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Из име­ю­ще­го­ся ал­ма­за при­мер­но 2/3 со­став­ля­ет бу­ду­щий брил­ли­ант, осталь­ное ста­нет или рос­сы­пью, или мел­ки­ми кам­ня­ми, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
На 3D мо­де­ли вид­ны тре­щи­ны и при­род­ные де­фек­ты кам­ня, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Из име­ю­щих­ся на­ро­стов мо­гут быть сде­ла­ны мел­кие кам­ни или рос­сы­пь. Да­лее ал­маз на­прав­ля­ет­ся на рас­пи­лов­ку. Су­ще­ству­ет два спо­со­ба – ла­зер­ный и ме­ха­ни­че­ский. В обо­их слу­ча­ях ал­маз встав­ля­ет­ся в опра­ву при по­мо­щи тер­мо­клея. Ла­зер­ный, поз­во­ля­ет эко­но­мить вре­мя, а ме­ха­ни­че­ский яв­ля­ет­ся бо­лее ща­дя­щим спо­со­бом рас­пи­лов­ки. Для рез­ки ал­ма­зов ис­поль­зу­ют мед­ные пла­сти­ны. На кон­чик лез­вия на­но­сит­ся ал­маз­ный по­ро­шок, ко­то­рый об­ра­зу­ет аб­ра­зив­ный ма­те­ри­ал на кон­це дис­ка.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Стан­ки для ме­ха­ни­че­ской рас­пи­лов­ки ал­ма­зов, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

"Есть кам­ни с внут­рен­ним на­пря­же­ни­ем. Ал­ма­зы име­ют кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру. И ес­ли она не­иде­аль­на, то в том ме­сте, где на­ру­ше­на кри­стал­ли­че­ская ре­шет­ка, об­ра­зу­ет­ся на­пря­же­ние, ес­ли за­деть эту об­ласть, мо­жет пой­ти тре­щи­на и ка­мень раз­ва­лит­ся. Зна­е­те, как го­во­рит­ся – най­ди­те сла­бин­ку и стек­ло рас­сып­лет­ся. То­же са­мое и с ал­ма­зом. По­это­му для та­ких кам­ней ис­поль­зу­ет­ся ме­ха­ни­че­ский спо­соб рас­пи­ла", - го­во­рит Бо­ри­сов.

За­тем ал­ма­зу при­да­ет­ся круг­лая фор­ма – об­точ­ка. Здесь так­же ис­поль­зу­ют­ся два ти­па стан­ков. В пер­вом ва­ри­ан­те об­точ­ка кам­ня мо­жет про­из­во­дить­ся при по­мо­щи дру­го­го – два ал­ма­за об­ти­ра­ют друг дру­га.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Ал­ма­зы пе­ред про­цес­сом при­да­ния им круг­лой фор­мы, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
При­да­ние кам­ням круг­лой фор­мы - два ал­ма­за об­ти­ра­ют друг дру­га, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

В ко­неч­ной, чи­сто­вой, ма­стер сам ре­гу­ли­ру­ет про­цесс на спе­ци­аль­ном стан­ке. За­тем кам­ни по­сту­па­ют в цех ав­то­ма­ти­че­ской огран­ки, где с по­лу­фаб­ри­ка­та сни­ма­ет­ся лиш­няя мас­са. И в за­клю­че­нии бу­ду­щие брил­ли­ан­ты по­па­да­ют к огран­щи­ку на фи­наль­ный про­цесс огран­ки – по­ли­ров­ка всех гра­ней кам­ня для со­от­вет­ствия тех­ни­че­ским усло­ви­ям. Вер­дикт брил­ли­ан­ту вы­но­сит гем­мо­лог – спе­ци­а­лист да­ет оцен­ку ка­че­ства по цве­ту и де­фект­но­сти.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Мастер про­ве­ря­ет ка­че­ство брил­ли­ан­тов - чи­сто­та от бес­цвет­но­го D до жел­то­го K. Циф­ро­вой ана­лог - от 1 до 8-1 (1-5 для мел­ких кам­ней), Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

По­сле это­го ка­мень от­прав­ля­ет­ся на юве­лир­ный за­вод.

Еже­ме­сяч­но на юве­лир­ном за­во­де вы­пус­ка­ют 15-20 кг укра­ше­ний. Все юве­лир­ные укра­ше­ния мож­но по­де­лить на две ка­те­го­рии – се­рий­ное про­из­вод­ство и экс­клю­зив­ное. По сло­вам ди­рек­то­ра по про­из­вод­ству, ру­ко­во­ди­те­ля юве­лир­но­го аль­ян­са Ана­то­лия Ни­ки­фо­ро­ва, сей­час в мо­де из­де­лия-транс­фор­ме­ры и объ­ем­ные укра­ше­ния, име­ю­щие при этом лег­кий вес.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Кап­суль­ные за­го­тов­ки бе­ло­го зо­ло­та, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Кап­суль­ные за­го­тов­ки крас­но­го зо­ло­та, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Весь про­цесс вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом: на за­вод по­сту­па­ет за­яв­ка от ма­га­зи­нов, в ко­то­рой все по­дроб­но рас­пи­са­но – ка­кие не­об­хо­ди­мы кам­ни, их ха­рак­те­ри­сти­ки, вес из­де­лия, цвет ме­тал­ла, про­ба. Со­глас­но этой за­яв­ке на­чи­на­ет­ся про­из­вод­ствен­ная ра­бо­та. В ин­ди­ви­ду­аль­ных слу­ча­ях ди­зай­не­ры ра­бо­та­ют не­по­сред­ствен­но с за­каз­чи­ком. С на­ча­лом ис­поль­зо­ва­ния но­вых тех­но­ло­гий, за­каз­чик мо­жет уви­деть ко­неч­ный про­дукт в 3D-мо­де­ли и сра­зу вне­сти свои кор­рек­ти­вы.

"В ос­нов­ном мы про­из­во­дим из­де­лия с ев­ро­пей­ским ди­зай­ном. Ос­нов­ные за­ка­зы по­сту­па­ют из цен­траль­ной по­ло­сы Рос­сии, а там лю­ди ори­ен­ти­ро­ва­ны на со­вер­шен­но дру­гой ди­зай­н", - го­во­рит Ни­ки­фо­ров.

Ав­тор фо­то: Пресс-служ­ба ЭПЛ Дай­мон­д
Брил­ли­ан­то­вое укра­ше­ние Фо­то с ме­ста со­бы­тий соб­ствен­но­е

Для то­го что­бы узнать на­стро­е­ния по­тре­би­те­лей, с про­шло­го ме­ся­ца ком­па­ния на­ча­ла про­во­дить Те­атр брил­ли­ан­то­вой мо­ды. Пер­вый по­каз был за­кры­тым – на не­го бы­ли при­гла­ше­ны якут­ские зна­ме­ни­то­сти и VIP-пер­со­ны. В по­сле­ду­ю­щем ме­ро­при­я­тие пла­ни­ру­ет­ся про­во­дить еже­квар­таль­но, при­уро­чив к вы­хо­ду но­вых кол­лек­ций, и сде­лать от­кры­тым для всех.

"Мо­да ско­ро­теч­на. Сей­час по­пу­ляр­ны транс­фор­ме­ры – ко­гда из од­но­го укра­ше­ния мож­но по­лу­чить 3-4 из­де­лия. На­при­мер, из коль­ца – под­вес­ку, а из под­вес­ки – ком­плект се­ре­жек", - до­бав­ля­ет Ни­ки­фо­ров.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Бу­ду­щие серь­ги-транс­фор­ме­ры из трех со­став­ля­ю­щих ча­стей. Зо­ло­то, брил­ли­ан­ты, хром­диоп­сид, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Бу­ду­щие серь­ги-транс­фор­ме­ры из трех со­став­ля­ю­щих ча­стей. Зо­ло­то, брил­ли­ан­ты, хром­диоп­сид, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Встав­ка кам­ней в из­де­лие, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Меж­ду тем, за­ко­но­да­те­ли мо­ды уве­ре­ны, что брил­ли­ан­ты, по-преж­не­му, мож­но ком­би­ни­ро­вать толь­ко с зо­ло­том или пла­ти­ной. Ра­нее ис­поль­зо­ва­ли пал­ла­ди­ум, но от­ка­за­лись из-за его до­ро­го­виз­ны и ред­ко­сти. На се­ребре, по мне­нию юве­ли­ров, кам­ни те­ря­ют свои ка­че­ства и про­сто эс­те­ти­че­ски вид не так при­вле­ка­те­лен, как на зо­ло­те. В то же вре­мя ста­но­вят­ся по­пу­ляр­ны­ми раз­лич­ные при­ме­си в зо­ло­те, ко­то­рые да­ют не­обыч­ный цвет – зе­ле­ный, ро­зо­вый, чер­ный. Но бе­лое и жел­тое зо­ло­то по-преж­не­му це­нят­ся вы­ше.

Юве­ли­ры ре­ко­мен­ду­ют гар­ни­ту­ры с брил­ли­ан­та­ми и та­ки­ми кам­ня­ми, как сап­фир, изу­мруд, ру­бин. Эти дра­го­цен­ные кам­ни с на­сы­щен­ным цве­том под­чер­ки­ва­ют блеск брил­ли­ан­тов и за­став­ля­ют его гра­ни иг­рать по-но­во­му.

"Сей­час у нас есть за­дум­ки на­чать ис­поль­зо­вать на­ши при­род­ные кам­ни – хром­диоп­сид, хри­зо­лит. Это на­ши, якут­ские кам­ни, и они очень хо­ро­шо под­чер­ки­ва­ют кра­со­ту брил­ли­ан­та", - де­лит­ся пла­на­ми ру­ко­во­ди­тель аль­ян­са юве­ли­ров.

Ав­тор фо­то: Юлия Его­ро­ва, YakutiaMedia
Встав­ка дра­го­цен­ных кам­ней в юве­лир­ное укра­ше­ние, Фо­то с ме­ста со­бы­тия соб­ствен­но­е

Все сер­ти­фи­ци­ро­ван­ные брил­ли­ан­ты и юве­лир­ные укра­ше­ния име­ют со­про­во­ди­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. В них мож­но лег­ко разо­брать­ся. Гра­да­ция ка­че­ства брил­ли­ан­та де­лит­ся на два ти­па – кам­ни раз­ме­ром до 0,29 ка­рат и кам­ни, чья ка­рат­ность от 0,3 и вы­ше. Для пер­вой ка­те­го­рии брил­ли­ан­тов ис­поль­зу­ет­ся се­ми­знач­ная си­сте­ма оцен­ки цве­та и чи­сто­ты. Са­мы­ми луч­ши­ми по­ка­за­те­ля­ми яв­ля­ют­ся 1/1 – где еди­ни­цы озна­ча­ют аб­со­лют­ную про­зрач­ность и от­сут­ствие вкрап­ле­ний. Для кам­ней раз­ме­ром боль­ше при­ме­ня­ет­ся гра­да­ция от 1 до 9-4. В ев­ро­пей­ских стра­нах вме­сто цифр ис­поль­зу­ют бук­вы – от D до N-Z. Та­ким об­ра­зом, вы­би­рая брил­ли­ант или из­де­лие с ним, сто­ит об­ра­щать вни­ма­ние на те укра­ше­ния, чьи ха­рак­те­ри­сти­ки не ни­же 3/3 для ма­лень­ких кам­ней и 5/4 для боль­ших. Та­к­же в юве­лир­ных ма­га­зи­нах сто­ит по­про­сить при­бор "и­де­ал­ско­п": с его по­мо­щью мож­но осмот­реть гра­ни кам­ня и про­ве­рить ха­рак­те­ри­сти­ки.

[ yakutiamedia.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->