Проект письма в Минэкономразвития РФ

Раздел: Союз ДМДК
30 июля 2010 г.

В Минэко­но­мраз­ви­тия РФ

Юве­лир­ный биз­нес и от­рас­ле­вая об­ще­ствен­ность обес­по­ко­е­ны про­зву­чав­шей в прес­се ин­фор­ма­ци­ей о воз­мож­но­сти вве­де­нии ак­циз­но­го на­ло­га на про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий. Мы счи­та­ем эту ме­ру преж­де­вре­мен­ной, так как уже се­го­дня оте­че­ствен­ные юве­лир­ные из­де­лия усту­па­ют в кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти по от­но­ше­нию к им­порт­ным из­де­ли­ям по сле­ду­ю­щим объ­ек­тив­ным при­чи­на­м.

  1. В Рос­сии при­ме­ня­ет­ся НДС 18% при по­куп­ке дра­го­цен­но­го ме­тал­ла (в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве стран ми­ра обо­рот зо­ло­та не об­ла­га­ет­ся НДС).

  2. В Рос­сии при вво­зе юве­лир­ных вста­вок при­ме­ня­ет­ся НДС (в раз­ме­ре 18%) и им­порт­ные по­шли­ны (по став­кам 15–20%), при­чем 70% юве­лир­ных из­де­лий в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии име­ют юве­лир­ные встав­ки, прак­ти­че­ски все (кро­ме брил­ли­ан­то­в) – им­порт­но­го про­ис­хож­де­ни­я.

  3. В Рос­сии име­ет­ся серь­ёз­ная фис­каль­ная и на­ло­го­вая на­груз­ка на юве­лир­ную про­мыш­лен­но­сть. В том же Ка­зах­ста­не на­лог на при­быль и НДС на­мно­го ни­же, о чём сви­де­тель­ству­ют дан­ные Про­бир­ной Па­ла­ты: за 2008–2009 год тем­пы ро­ста им­пор­та в ра­зы пре­вы­ша­ют тем­пы ро­ста оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства. Уже се­го­дня на рос­сий­ском рын­ке каж­дое 4–е из­де­лие из се­реб­ра и каж­дое 10–е из зо­ло­та – им­порт­но­е. При этом да­же часть оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства фак­ти­че­ски уже сей­час из­го­тов­ле­на за ру­бе­жо­м, что вид­но на при­ме­ре ком­па­нии «Ал­ты­н». По­доб­ные из­де­лия про­из­во­дят­ся за ру­бе­жо­м, за­во­зят­ся в Рос­сию не­ле­галь­ным путё­м, на них ста­вят­ся рос­сий­ские имен­ни­ки и за­тем они клей­мят­ся как оте­че­ствен­ные из­де­ли­я. Объ­ём та­кой про­дук­ции на оте­че­ствен­ном рын­ке, по дан­ным экс­пер­то­в, от 30 до 40%.

  4. В Рос­сии име­ет­ся зна­чи­тель­ная ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на юве­лир­ных про­из­во­ди­те­лей: ле­галь­ные про­из­во­ди­те­ли долж­ны каж­дое из­де­лие опро­бо­вать и за­клей­мить в ин­спек­ции го­су­дар­ствен­ной Про­бир­ной па­ла­ты Рос­си­и, на что ухо­дит от 3–х до 7–и дней, а се­бе­сто­и­мость клей­ме­ния со­став­ля­ет от 0,5 до 1% сто­и­мо­сти из­де­ли­я, с уче­том транс­пор­ти­ров­ки и хра­не­ни­я.

  5. В Рос­сии стро­гость обя­за­тель­но­го уче­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней как в про­цес­се про­из­вод­ства юве­лир­ных из­де­лий, так и при хра­не­нии и транс­пор­ти­ров­ке дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в, дра­го­цен­ных кам­ней и юве­лир­ных из­де­лий (на со­от­вет­ствие тре­бо­ва­ни­ям ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях») вы­зы­ва­ет зна­чи­тель­ные до­пол­ни­тель­ные за­тра­ты про­из­во­ди­те­ля.

  6. Про­из­во­ди­тель юве­лир­ных из­де­лий при­об­ре­та­ет дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни за счет кре­ди­тов или за соб­ствен­ный счет, из­вле­кая при этом при­быль лишь от соб­ствен­но­го тру­да – до­ба­воч­ной сто­и­мо­сти про­из­вод­ства. Од­на­ко кре­дит­ная на­груз­ка про­из­во­ди­те­ля при­хо­дит­ся в первую оче­редь на за­куп­ку им дра­го­цен­но­го сы­рья, не­по­сред­ствен­ный обо­рот ко­то­ро­го в со­ста­ве юве­лир­ной про­дук­ции при­бы­ли не при­но­си­т.

  7. Юве­лир­ная тор­гов­ля так­же ра­бо­та­ет на при­вле­ка­е­мых кре­ди­тах, при­чем пе­ри­од обо­ро­та юве­лир­ных из­де­лий в тор­гов­ле со­став­ля­ет в сред­нем от 3 ме­ся­цев до по­лу­го­да и бо­ле­е.

При этом на­ло­го­вая и ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на оте­че­ствен­ную юве­лир­ную про­мыш­лен­ность не со­от­вет­ству­ет ана­ло­гич­ным па­ра­мет­рам го­сре­гу­ли­ро­ва­ния в стра­на­х, де­мон­стри­ру­ю­щих вы­со­кие про­из­вод­ствен­ные по­ка­за­те­ли в дан­ной сфе­ре эко­но­ми­ки и бур­ный рост про­из­вод­ства. От­рас­ле­вое за­ко­но­да­тель­ство Рос­си­и, ба­зи­ру­ю­ще­е­ся на ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», не толь­ко не сти­му­ли­ру­ет раз­ви­тие оте­че­ствен­ной юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти, но что го­раз­до ху­же – за­ча­стую во­все не поз­во­ля­ет под­дер­жи­вать юве­лир­ное про­из­вод­ство на рен­та­бель­ном уров­не.

По офи­ци­аль­ным дан­ным Рос­ста­та, рен­та­бель­ность юве­лир­ной от­рас­ли очень не ве­ли­ка. Она со­ста­ви­ла в 2009 го­ду:

  • при про­из­вод­стве юве­лир­ных из­де­лий, ме­да­лей и тех­ни­че­ских из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – 6,6%;

  • при об­ра­бот­ке ал­ма­зов – 4,4%.

На про­тя­же­нии ря­да лет, да­же в от­сут­ствие ак­ци­зов на юве­лир­ные из­де­ли­я, темп ро­ста офи­ци­аль­но­го им­пор­та юве­лир­ной про­дук­ции в Рос­сию мно­го­крат­но пре­вы­шал темп ро­ста соб­ствен­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства. Та­ким об­ра­зо­м, вве­де­ние ак­циз­но­го на­ло­га (на­ло­га на сверх­при­быль) при­ведёт к до­пол­ни­тель­ной на­груз­ке на юве­лир­ную про­мыш­лен­ность и в ко­неч­ном ито­ге – к пол­но­му ис­чез­но­ве­нию оте­че­ствен­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства. Уже сей­час быв­ший флаг­ман юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти Рос­сии «Рус­ские са­мо­цве­ты» (г. Санк­т–Пе­тер­бур­г) ис­пы­ты­ва­ет огром­ные труд­но­сти, со­кра­тив в не­сколь­ко раз ко­ли­че­ство ра­бо­чих мест и объ­ё­мы вы­пус­ка из­де­лий. Часть оте­че­ствен­ных юве­лир­ных пред­при­я­тий, устав от ра­бо­ты в усло­ви­ях, пре­пят­ству­ю­щих до­сти­же­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти, по­шли по дру­го­му пу­ти – они вы­во­зят свои про­из­вод­ства за ру­беж в офф­шор­ные зо­ны (ком­па­нии «Фор­ми­ка», «Лал», «Ка­до» и др.). Вве­де­ние ак­циз­но­го на­ло­га мо­жет при­ве­сти к пол­но­му ис­чез­но­ве­нию ле­галь­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства в Рос­си­и.

Ак­ци­зы на юве­лир­ные из­де­лия ра­нее при­ме­ня­лись, но бы­ли сня­ты в Рос­сии в 2001 го­ду. По­сле их сня­тия на­чал­ся бур­ный рост юве­лир­ной от­рас­ли (Гра­фик 1). Мож­но ожи­дать, что воз­врат к об­ло­же­нию юве­лир­ной про­дук­ции ак­ци­за­ми даст зер­каль­ный бур­ный спад про­из­вод­ства рос­сий­ской юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти.

Проект письма в Минэкономразвития РФ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Гра­фик 1. Об­щая мас­са зо­ло­тых юве­лир­ных из­де­лий, опро­бо­ван­ных и за­клей­мен­ных (в тон­на­х, в ли­га­ту­ре), по дан­ным Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии

При этом сле­ду­ет учи­ты­вать ве­ро­ят­ное по­яв­ле­ние не­га­тив­но­го со­ци­аль­но­го ас­пек­та. По дан­ным Рос­ста­та, в 2009 оду сред­не­спи­соч­ная чис­лен­ность ра­бот­ни­ко­в, за­ня­тых в про­из­вод­стве юве­лир­ных из­де­лий, ме­да­лей и тех­ни­че­ских из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней со­ста­ви­ла 10.768 че­ло­век, плюс в об­ра­бот­ке ал­ма­зов и дру­гих дра­го­цен­ных кам­ней – еще 4.213 че­ло­век. И это без уче­та субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства, на ко­то­рых в от­рас­ли при­хо­дит­ся бо­лее по­ло­ви­ны всех ра­бот­ни­ко­в. Та­ким об­ра­зо­м, бо­лее 30 ты­сяч че­ло­век, за­ня­тых в про­из­вод­ствен­ном сек­то­ре юве­лир­ной от­рас­ли, в слу­чае вве­де­ния ак­ци­за на юве­лир­ные из­де­лия мо­гут ока­зать­ся без ра­бо­ты.

Что очень важ­но: уве­ли­че­ние до­пол­ни­тель­ных на­ло­гов и фис­каль­ной на­груз­ки не­из­беж­но при­ведёт к даль­ней­ше­му уве­ли­че­нию не­за­кон­но­го обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ухо­ду «в тень» ны­неш­них ле­галь­ных про­из­во­ди­те­лей. С уче­том дей­ствия фе­де­раль­но­го за­ко­на 294–ФЗ, ре­аль­но­го кон­тро­ля за рын­ком юве­лир­ной про­дук­ции сей­час фак­ти­че­ски не­т, и не­ле­галь­ный обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и юве­лир­ных из­де­лий бу­дет про­дол­жать рас­ти.

Счи­та­е­м, что для ре­а­ли­за­ции ука­за­ния Пре­зи­ден­та на мак­си­маль­ную пе­ре­ра­бот­ку ми­не­раль­но­го сы­рья внут­ри Рос­си­и, вме­сто ак­циз­но­го на­ло­га бы­ло бы це­ле­со­об­раз­нее вве­сти экс­порт­ную по­шли­ну на вы­воз за ру­беж дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, что­бы уров­нять усло­вия вве­де­ния биз­не­са меж­ду оте­че­ствен­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми юве­лир­ных из­де­лий и их за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми.

С дру­гой сто­ро­ны, для ре­а­ли­за­ции ука­за­ний Пре­зи­ден­та на мак­си­маль­ную пе­ре­ра­бот­ку ми­не­раль­но­го сы­рья внут­ри Рос­си­и, вме­сто ак­циз­но­го на­ло­га го­су­дар­ство в от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней мог­ло бы най­ти и бо­лее эф­фек­тив­ный, чем ак­циз на юве­лир­ные из­де­ли­я, ис­точ­ник для до­пол­ни­тель­но­го по­пол­не­ния бюд­же­та. Как из­вест­но, в фис­каль­ном пла­не для Рос­сии наи­бо­лее ад­ми­ни­стри­ру­е­мы­ми на­ло­га­ми и сбо­ра­ми яв­ля­ют­ся экс­порт­ные по­шли­ны, со­став­ля­ю­щие 31% всех по­ступ­ле­ний в бюд­жет.

За­меть­те, что уже се­го­дня Рос­сия яв­ля­ет­ся экс­пор­тёром сы­рья: по­ло­ви­на ал­маз­но­го сы­рья, 98% огранён­ных брил­ли­ан­то­в, ­наи­боль­шая часть до­бы­ва­е­мо­го зо­ло­та, пла­ти­ны, пал­ла­дия и се­реб­ра экс­пор­ти­ру­ет­ся за ру­бе­ж, при­чём без об­ло­же­ния экс­порт­ны­ми по­шли­на­ми. Вве­де­ние экс­порт­ной по­шли­ны на них в бы­ло бы впол­не ло­гич­ны­м. В ми­ро­вой прак­ти­ке наи­боль­шая часть зо­ло­та (до 70 – 80%) ис­поль­зу­ют­ся как сы­рье для об­ра­ба­ты­ва­ю­щей, в первую оче­редь – юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти. Сле­ду­ет за­ме­тить, что от вве­де­ния экс­порт­ных по­шлин на зо­ло­то про­из­во­ди­те­ли не по­стра­да­ют, т.к. экс­пор­том зо­ло­та за­ни­ма­ют­ся бан­ки, име­ю­щие не­со­из­ме­ри­мо боль­ший уро­вень рен­та­бель­но­сти сво­ей де­я­тель­но­сти.

Кро­ме то­го, экс­порт­ная по­шли­на на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни поз­во­ли­ла бы уров­нять усло­вия вве­де­ния биз­не­са меж­ду оте­че­ствен­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми юве­лир­ных из­де­лий и их за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми.

Биз­нес го­тов к диа­ло­гу в лю­бом фор­ма­те с ру­ко­вод­ством Минэко­но­мраз­ви­тия для на­хож­де­ния оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния на­сущ­ных про­бле­м, сло­жив­ших­ся в от­рас­ли, с учётом ин­те­ре­сов го­су­дар­ства, биз­не­са и по­тре­би­те­ля.

С ува­же­ни­е­м,

Пред­се­да­тель выс­ше­го Со­ве­та НП «Со­юз ДМДК»

Ф.Ф.Гу­ме­ров

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->