Борис Борисов: «Победит в кризисе тот, кто найдет наиболее эффективные способы работы…»

Раздел: Власть
03 июля 2009 г.

Борис Борисов: «Победит в кризисе тот, кто найдет наиболее эффективные способы работы…»

Читатели журнала «Навигатор ювелирной торговли» регулярно присылают в редакцию вопросы, касающиеся как ювелирного рынка в целом, так и пробирного надзора в частности. На самые интересные и актуальные темы мы побеседовали с первым заместителем руководителя Пробирной палаты России Борисом Павловичем Борисовым.

Борис Павлович, каково Ваше мнение о сегодняшнем кризисе. Как он отразился на ювелирной отрасли России?

Конечно же, кризис негативно повлиял на ситуацию в ювелирной промышленности, что, впрочем, происходит и во всех других отраслях. Если обратиться к нашим данным за текущий год, то динамика такова: за четыре месяца 2009 года сокращение поступления изделий из золота в инспекции пробирного надзора относительно соответствующего периода прошлого года составило 44%, а импорт золота уменьшился на 53–57%. То есть импорт упал в большей степени, чем внутреннее производство. По серебру наблюдается рост: количество отечественных изделий, прошедших через инспекции пробирного надзора, за четыре месяца увеличилось на 42% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Из этих цифр понятно, что происходит замещение золота серебром. Ювелирные изделия продолжают быть востребованными у населения, однако люди не могут платить за них те же деньги, что и до кризиса. Они покупают красивые и оригинальные изделия, но выбирают более дешевые варианты – и в этом плане «спасает» серебро. Кстати, импорт серебряных изделий за четыре месяца снизился на 30%.

Что, с Вашей точки зрения, будет происходить дальше?

Поскольку вся информация, касающаяся развития кризиса, весьма противоречива, у меня нет базы, чтобы давать какие-либо точные прогнозы. Стагнация есть, и если будет происходить дальнейшее падение производства, то, видимо, все отрицательные показатели еще больше ухудшатся. Если же промышленность останется на сегодняшнем уровне, а отдельные отрасли начнут выбираться из кризиса, увеличивать объемы, то, наверное, будет сохраняться нынешний темп ювелирного производства или произойдет его некоторое повышение, на 5–10%. Все зависит от общей экономической ситуации.

В целом же я считаю, что есть маркетинг, менеджмент, есть новые технологии, и каждый российский производитель сегодня что-то предпринимает. Кто найдет более эффективный способ работы, тот и выйдет из кризиса победителем. Это рынок. А потребность населения в ювелирных изделиях есть, и имеющиеся цифры это подтверждают.

Какие еще процессы кроме кризисных проходят сегодня в ювелирной отрасли?

Ювелирное производство – это не автомобилестроение, здесь работают немного другие законы. Очень многое в нашей отрасли зависит от личной инициативы и творческого потенциала человека – художника, дизайнера, менеджера. Я знаю людей, которые владеют совсем «молодыми» ювелирными производствами (6–8 лет), но достигли на этом поприще больших успехов. Знаю я и тех, которые работают в отрасли давно, но далеко не так успешно. Мне кажется, что сейчас период (совпавший с кризисом) замены старого поколения новым. Люди, которые работали в СССР и были основой российской ювелирной промышленности, по законам природы должны уступить место молодым. И молодые приходят. А у них уже другая философия, другое образование, опыт, они подходят к делу иначе, больше ориентированы на западные стандарты. Если наше советское поколение мало знало о ювелирной промышленности за рубежом, то молодежь хорошо ориентируется в этих вопросах. И это дает отрасли определенный потенциал для развития и выхода на иностранные рынки.

Мне кажется, результатом данного процесса станет еще большая интеграция ювелирной промышленности, увеличение российского импорта и экспорта. Например, США закупают за границей ювелирных изделий в несколько раз больше, чем производят сами, – импорт у них намного превышает собственное производство, и никто не устраивает по этому поводу «истерик», как это происходит у нас. С другой стороны, американские производители экспортируют большое количество драгоценностей, и никто не видит в этом ничего особенного. То же самое происходит во многих странах мира. Думаю, что вскоре так же будет и у нас. Конечно, наш экспорт сегодня крайне мал, но я уверен, что отечественные ювелиры вскоре всему научатся, главное, чтобы это им было экономически выгодно. А еще это значит, что российской ювелирной промышленности надо стать современной, отойти от традиционных понятий и подходов. Мы интегрируемся – другого пути нет. Поэтому нужно работать над многими законодательными вопросами, решение которых сегодня затормозилось.

Некоторое время назад в отрасли появилось течение по радикальному реформированию пробирного надзора. Причем некоторые предложения настолько неадекватны, что я даже не знаю, как их комментировать. Реализация большинства из них приведет к излишней бюрократизации и полной запутанности всех процессов. У меня сложилось мнение, что цель всего происходящего – ликвидировать какой бы то ни было контроль государства над ювелирной промышленностью, лишить потребителя защиты. Но если устранить пробирный надзор, то никто не будет знать, что сделано, кем, какого качества и т.д. В любом сарае можно будет выпускать ювелирные изделия, и все они постепенно станут некачественными. Те, кто действительно ценит ювелирное искусство, не сможет работать в такой обстановке. Конечно, некоторые предложения не связаны с ликвидацией надзора – предлагается разрешить около десятка разных клейм. Однако результат будет тот же: хаос, отсутствие контроля, здоровой конкуренции между ювелирами – в общем, джунгли. Я считаю, что объективные последствия реализации таких предложений приведут к развалу ювелирного рынка.

СПРАВКА

Пробирный надзор действует в России как государственная система с 1700 года. Целью деятельности пробирного надзора является защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Что вы скажете по поводу «Стратегии развития ювелирной промышленности в кризисный и посткризисный периоды», которая в настоящее время обсуждается в отрасли?

Никакой стратегии нет. Есть текст, якобы принятый Союзом ювелиров России. Но такого союза де-юре тоже нет (мне, во всяком случае, не удалось увидеть ни одного документа этой организации). Важно, что внеочередное собрание Гильдии ювелиров России 20 мая 2009 года приняло, в частности, решение воздержаться от вступления в указанный союз, а проект упомянутой «Стратегии» признать в целом неудовлетворительным. Это можно прочитать в Русской ювелирной сети (25.05.09). Я тоже считаю этот проект неудовлетворительным, а материалы, относящиеся к пробирному надзору, во многом ложными и провокационными. Есть основания полагать, что этот текст исходил не из ювелирного сообщества.

До последнего времени одной из актуальных проблем отрасли был толлинг – об этом много говорили и писали. Как обстоят дела сейчас?

Уже не говорят. Раньше наше законодательство допускало переработку драгоценных металлов и камней вне таможенной зоны РФ. И это было выгодно многим. Но, видимо, эти операции оказались не совсем продуманы технически, и в результате реализация данного права поссорила часть ювелирного сообщества. Те, кто не пользовался толлингом, обвиняли тех, кто им пользовался, в различных злоупотреблениях. Такая формулировка кажется мне странной, ведь если право существует – то и пользуйся им на все 100%, получай прибыль! Однако в результате различных споров и недовольств ювелиров таможенные органы приостановили проведение ими толлинговых операций, а затем вышло Постановление правительства от 10 ноября 2008 года № 841, которое его вообще запретило. В постановлении говорится о том, что «…помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории РФ драгоценных металлов и драгоценных камней … в случае изготовления ювелирных изделий… запретить согласно Приложению». Очень хорошо, что в приложении дан перечень товаров, на которые распространяется действие постановления с приведением кодов ТН ВЭД. Так что тема толлинга на сегодняшний день закрыта. Честно говоря, жаль. Ведь если правильно организовать сам механизм... Ни в одной стране подобных проблем не было, только у нас дело носило скандальный характер. Во всем мире можно спокойно вывозить материалы, сырье, перерабатывать, возить детали, изделия, торговать, перепродавать свободно – и нигде люди не скандалят по этому поводу.

Как сегодня осуществляется взаимодействие инспекций пробирного надзора с ювелирными магазинами?

С 1 мая 2009 года, с момента вступления в силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», контроль инспекций пробирного надзора над магазинами временно прекращен.

От общих вопросов перейду к частному. С 1 января 2009 года введен ГОСТ на бриллианты. Наши читатели интересуются: что теперь должно быть указано на ярлыке товара – старое ТУ или новый ГОСТ?

Любой нормативный документ по стандартизации. С 1993 года, когда вышел закон о стандартизации, официальные стандарты стали добровольными к применению. А новый закон о техническом регулировании еще более закрепил эту норму. Все стандарты добровольны к применению! Предприятие может использовать даже международный стандарт – это его право.

И в заключение хотелось бы услышать Ваши пожелания читателям нашего журнала.

Я верю в торжество здравого смысла. Поэтому желаю всем читателям вашего журнала: помните, что все развивается. И каковы бы ни были временные отклонения, вектор развития направлен в сторону создания оптимальных условий для работы, улучшения ситуации на рынке в целом. Я желаю, чтобы все мы вкусили именно такой жизни: упорядоченной, стабильной, хорошей!

СПРАВКА

О деятельности Российской государственной пробирной палаты Российская государственная пробирная палата (в дальнейшем - Палата) является федеральным учреждением при Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 106 "О Российской государственной пробирной палате"). В настоящее время в структуру Палаты входят 16 государственных инспекции пробирного надзора и четыре филиала, осуществляющие функции государственного пробирного надзора в соответствующих районах деятельности. Задачи Палаты сформулированы в Положении, утвержденном приказом Министра России от 29 мая 1998 г. № 91.

Для выполнения своих задач Палата осуществляет пробирный надзор, включающий опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом Российской Федерации ювелирных и других бытовых изделий, изготовленных из сплавов драгоценных металлов, как внутреннего производства, так и ввозимых из-за границы для продажи, проведение экспертизы оттисков пробирных клейм, экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, арбитражных и контрольных анализов; экспертиз музейных и архивных ценностей.

Непосредственно пробирный надзор в Российской Федерации осуществляется территориальными государственными инспекциями пробирного надзора. Аппарат госинспекций, осуществляющий пробирный надзор, экспертизу музейных и архивных ценностей, периодический контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации, в настоящее время насчитывает 644 человек, в т.ч. 568 человек производственного персонала и 76 - аппарата управления, имеющих высшее, среднее техническое и среднее образование.

В государственных инспекциях пробирного надзора имеются производственные участки по опробованию, механическому и электроискровому клеймению изделий, химические лаборатории, подразделения музейных экспертов и контрольного аппарата. В Центральной госинспекции функционирует участок по изготовлению клейм-электродов для электроискрового клеймения, обеспечивающий территориальные госинспекции клеймами-электродами.

[ "Навигатор ювелирной торговли", июнь 2009 г. ]

  • 07 июля 2009 г.:

    Собрание постановило не "воздержаться от вступления в Союз", а "не обсуждать вступление в Союз, пока не будут разъяснены его цели". Проект Стратегии был признан неудовлетворительным лишь в текущем виде, и было решено обсуждать его после доработки.
    Не надо передергивать!

  • Полезное

    Полезное

     
    -->