Александр Чамовских – основатель и владелец ювелирного Дома CHAMOVSKIKH, председатель Гильдии Ювелиров Урала.
Создал в 1996 году в Екатеринбурге ювелирную компанию, которая входит в Топ-10 лучших ювелирных брендов России по версии информационно-аналитического агентства «РосЮвелирЭксперт», клуба «Российская ювелирная торговля» и Junwex.
Автор запатентованных технологий и ювелирных механизмов.
Сформировал крупнейший в России актив уникальных драгоценных камней и коллекционных самоцветов.
Имеет профессиональные и правительственные награды, в том числе от Министерства финансов РФ «За трудолюбие и искусство».
В 2025 году ЮД CHAMOVSKIKH представлял достижения ювелирной отрасли страны на Московском финансовом форуме, международной выставке ИННОПРОМ; 2024 году - на российско-китайском ЭКСПО в Харбине, Петербургском международном экономическом форуме и других событиях федерального и мирового масштаба.
В настоящее время CHAMOVSKIKH — это премиальный ювелирный бренд с собственным высокотехнологичным производством полного цикла. В структуру ювелирного дома входят дизайн-студия, лаборатория инновационных технологий, производственная линия по созданию премиальных сувениров и дипломатических подарков, а также фирменные бутики в Екатеринбурге и Москве.
Александр Чамовских рассказал Rough&Polished о том, что необходимо для создания бренда, о ситуации на ювелирном рынке и деятельности возглавляемой им Гильдии Ювелиров Урала.
Это произошло 30 лет назад. Получив экономическое образование, я занялся собственным бизнесом, и спустя несколько лет сконцентрировал свое внимание на ювелирном деле. Началось все с того, что я решил сделать предложение своей невесте и искал платиновое кольцо с превосходным бриллиантом. Подобного украшения в салонах эпохи 90-х годов найти было невозможно. Тогда я обратился к знакомому ювелиру, который создал кольцо по индивидуальному заказу. Он первым сказал, что мне нужно заниматься ювелирным производством. Так и получилось. Мне был очевиден дефицит, а точнее, полное отсутствие в стране украшений премиального уровня. И это несмотря на богатые ювелирные традиции России, которые были утеряны после революции 1917 года. Чтобы изменить ситуацию, я решил создать современное высокотехнологичное производство полного цикла. Вся эта история — не просто дело случая, как может показаться. В Екатеринбурге, где я родился, живу и работаю, любовь к редким драгоценным камням и украшениям передается генетически. Здесь знают, как, усваивая традиции, развиваться дальше, чтобы возродить высокое ювелирное искусство России.
Так сложилось, что все ювелирные компании на Урале разные и работают в своих нишах. Мы дополняем друг друга, потому что у каждого свое лицо, свой стиль, свой дизайн. Самое важное, что мы конкурируем не друг с другом, а с мировым рынком. Наша задача — показать внутреннему потребителю, что российский продукт — качественный, интересный, многогранный. И в то же время мы должны выходить на внешний экспорт.
Двадцать или десять лет назад, в силу исторических обстоятельств, мы не строили планов на далекое будущее, потому что происходили непредвиденные ситуации: финансовые кризисы, пандемия, политический вопрос с Крымом и так далее. Но, конечно, у нас есть план развития компании, как на федеральном, так и международном уровнях, несмотря на то, что реальные события его постоянно корректируют. В целом мы считаем, что динамично развиваемся и показываем хорошие результаты.
Гордость мы ощущаем за реализацию культурно-исторических проектов, прославляющих страну. Например, в 2024 году наши ювелиры воссоздали историческую драгоценность – брошь с аквамарином — свадебный подарок императора Николая Второго будущей императрице Александре Федоровне. Эта инициатива была приурочена к 130-летию венчания царской четы. Мы рады, что историческая справедливость восторжествовала, и современная интерпретация вывезенного из страны украшения передана в Гохран России. Другой уникальный проект – ювелирная коллекция «Петергоф», которая по своему масштабу, концептуальности и искусному исполнению не имеет мировых аналогов. Сейчас коллекция входит в состав постоянной экспозиции Государственного музея-заповедника Петергоф.
Создание бренда это очень сложный, дорогостоящий и долгий процесс. Нужно постоянно работать над его продвижением, но в первую очередь — над уровнем продукта и сервиса. Это большие вложения в рекрутинг, продакшн и пост-продакшн, маркетинг и PR. Огромное влияние на продвижение оказывают коллаборации.
В конечном итоге, самое важное для бренда – это репутация, честный и качественный продукт.
Мы используем все известные инструменты продвижения, но главное, повторюсь, внутренняя работа над совершенствованием продукта и сервиса. Украшения CHAMOVSKIKH достаточно дорогие. Мы показываем клиентам то, из чего складывается стоимость. Люди должны понимать, что они, совершая покупку, за нее не переплачивают.
Ушли бренды и, действительно, создавшийся дефицит продукции в целом способствовал развитию ювелирной отрасли в стране. Если посмотреть статистику, то оборот ювелирных изделий в рублевом эквиваленте вырос за последний год на 25,6%. Понятно, что этому способствовало и повышение до рекордных максимумов стоимости золота, но и в принципе спрос был очень хороший. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, «горячий» сезон спал. Мы считаем, что это происходит из-за высокой ключевой ставки и выгодных депозитов. Люди просто откладывают покупки, чтобы заработать деньги на вкладах. Охлаждение бизнеса происходит во многих направлениях, не только в ювелирной отрасли. Но мы уверены, что после снижения ключевой ставки рынок снова оживится и работы будет больше.
Гильдия ювелиров Урала совместно с Гильдией ювелиров России обсуждают с Министерством Финансов, Пробирной палатой и другими государственными структурами вопросы систематизации и усовершенствования правил ведения ювелирного бизнеса. Не то, чтобы это меняло законодательство, но в ходе диалога происходит улучшение многих процессов. Мы принимаем непосредственное участие в обсуждении различных вопросов и вносим свои предложения.
К примеру, как Гильдия ювелиров Урала мы взаимодействуем с органами местного самоуправления, Уральской Пробирной палатой. И моя задача состоит в том, чтобы все члены Гильдии чувствовали себя на рынке комфортно, чтобы было меньше конкурентной борьбы, но максимум эффекта для завоевания российского рынка с последующим выходом на мировой. Потому что только сообща мы сможем конкурировать на международном рынке с брендами, которые имеют длительную историю и известные имена.
На днях у меня была zoom-встреча с Гильдией ювелиров России, на которой обсуждался важный вопрос, а именно - экспорт продукции на мировой рынок. Сейчас существует ряд препятствий для оперативного участия в международных ювелирных выставках, поэтому необходимо оптимизировать таможенные отношения. Для Объединенных Арабских Эмиратов были отменены пошлины на ввоз ювелирных украшений в Россию. В связи с этим мы стали менее конкурентоспособными, так как драгоценные камни и расходные материалы, которые мы закупаем с пошлинами, из ОАЭ поступают без пошлины и продаются дороже. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы быть с арабскими странами как минимум в равных условиях — работаем над отменой пошлин на ввозимые в Россию материалы, комплектующие и оборудование.
Ювелирная отрасль и само ювелирное искусство очень консервативны. Они базируются на многовековой любви к драгоценным камням и металлам, культуре, традициям. Ювелирный бизнес — один из самых эстетичных и ресурсных, поскольку мы создаем предметы, которые дарят людям положительные эмоции, напоминают о важных событиях, помогают сохранить и приумножить капитал. Это гарантирует дальнейшее развитие отрасли. Мы видим положительную динамику, и я уверен, что эта тенденция продолжится.