Спрос на желтый металл все больше превышает предложение, утверждают специалисты WGC
Поставки золота на мировой рынок уменьшаются, в то время как спрос на него растет. Об этом сообщается в очередном докладе Всемирного совета по золоту (World Gold Council, WGC), распространенном вчера. В частности, во II квартале текущего года потребительский спрос на желтый металл составил 743 т, что почти на 11% выше аналогичного показателя годовой давности. В долларовом эквиваленте рост еще более заметен (25%). При этом сокращается промышленная добыча металла (-1,5% в годовом выражении), еще больше упала переработка лома – на фоне некоторой стабилизации и даже отступления цен на золото. Ведь, несмотря на указанные факторы, стоимость металла снизилась – только уже не в годовом выражении, а по сравнению с I кварталом с 408,44 до 393,27 за тройскую унцию (31,1035 г).
Эксперты WGC утверждают, что небольшое ценовое отступление носит скорее технический характер. На протяжении года в целом цены росли, что было связано с международной нестабильностью, опасениями спада мировой экономики, а также ослаблением доллара. Показателен рост частных инвестиций в металл (увеличение практически на треть). Наиболее активно развивались «новые» рынки – Китай, Индия, Турция, Вьетнам и т.д.
Хотя доклад в своих основных положениях почти не затрагивает Россию, указанные WGC тенденции золотого рынка как раз РФ касаются тесно. После 1998 г., когда добыча основного драгметалла в стране упала до исторического минимума – 114 т по данным аналитических центров (официальные сведения не публикуются), производство золота вновь стабильно растет, причем опережающими другие страны темпами (в этом году, возможно, приблизившись к 200 т). И это несмотря на то, что себестоимость добычи в РФ не так уж низка, учитывая тяжелые климатические условия, удаленность основных добывающих центров от жилья и транспортных путей, отсталые технологии на большинстве небольших предприятий и т.д. Если эта себестоимость до сих пор и ниже, чем, допустим, в Австралии, то в основном за счет дешевой рабочей силы и энергоносителей (которых, правда, в России тратится на единицу продукции больше).
Но есть для России и обнадеживающий фактор, связанный с истощением залежей в основных странах-золотодобытчицах. Так, в ЮАР при уменьшении карьерной добычи глубина некоторых шахт достигла уже 3 км, а рентабельность стремится к нулю, несмотря даже на высокую рыночную стоимость металла. В России средняя себестоимость одной унции, под данным российских исследователей, порядка 200 долл., по оценке Morgan Stanley – 290 долл., что тоже не так плохо, учитывая, что исследователи считали и самые удаленные месторождения, в том числе и те, на которых промышленная разработка еще толком не началась (в частности, Майское на Чукотке).
Разумеется, даже если добыча золота в России приблизится к уровню добычи в СССР конца 80-х гг. (300 т, правда, включая не только РСФСР, но и Казахстан, и Узбекистан), то ценный металл все равно не будет играть той роли “локомотива экономики”, которую ныне играют энергоносители. Миллиарды долларов, добываемые из российской земли (в основном частными компаниями, в том числе с иностранным участием) – это все-таки не десятки миллиардов. Это даже не лес, на развитие переработки которого Герман Греф сделал акцент на последнем заседании правительства. И все же это стратегический товар, отчасти контролируя добычу и рециклинг которого можно стимулировать и развитие ряда технологичных производств, где потребляется золото, и в нужной мере манипулировать структурой ЗВР (в период падения доллара доля золота в ЗВР многих стран начала расти, это отчасти и объясняет повышенный спрос на металл).
Не случайно руководство Украины в начале 90-х гг. организовало мощную PR-кампанию по поводу обнаружения якобы больших запасов золота в недрах страны. Для молодого государства это был, помимо прочего, еще и способ показать, что его “незалежность” на чем-то основана и национальная валюта может быть подкреплена не только известным съестным продуктом (пусть даже себестоимость добычи этого золота оказалась очень высока – кампания сыграла свою роль в появлении и укреплении гривны).
Одним словом, на фоне последних тенденций в мире (а тревожность в нем не уменьшается, что еще больше стимулирует инвесторов вкладываться в золото) перспективы России на золотом рынке выглядят достаточно неплохо. Особенно учитывая тот факт, что страна занимает второе место по запасам этого драгметалла и то, что до сих пор рост этих запасов опережал темпы их добычи (в отличие от нефти, доказанные запасы которой сокращаются). Надо только чтобы это обстоятельство должным образом учитывалось в задаче пресловутого удвоения ВВП, куда золотодобыча – с учетом последующей стимуляции перерабатывающей и смежной отраслей – может внести пусть скромный, но все-таки немаловажный вклад.