Выступление Збойкова В.А. на «круглом столе» , состоявшемся в Костроме 7 августа 2025 г.

Раздел: Общество
11 августа 2025 г.

7 ав­гу­ста 2025 г. в Ко­стро­ме под пред­се­да­тель­ством Гу­бер­на­то­ра Ко­стро­м­ской об­ла­сти Си­т­ни­ко­ва С.К. и Ру­ко­во­ди­те­ля Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты Зу­ба­ре­ва Ю.И. со­сто­я­л­ся "кру­г­лый стол" по те­ме "Юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность в со­вре­мен­ных усло­ви­ях". Со сто­ро­ны юве­ли­р­но­го биз­не­са был толь­ко один до­кла­д­чик - ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции (и Ко­ми­те­та ДМДК "Де­ло­вой Рос­си­и") Збой­ков В.А. Ни­же при­во­ди­т­ся дан­ное вы­сту­п­ле­ние без со­кра­ще­ний.

Осо­бен­но­сти раз­ви­тия юве­ли­р­ной от­рас­ли на дан­ном эта­пе­

У­си­ле­ние на­ло­го­вой на­груз­ки на юве­ли­ров, про­и­зо­шед­шее с при­ня­ти­ем в 2022 го­ду за­ко­на 47-ФЗ, ка­са­лось толь­ко ма­ло­го биз­не­са. Но се­го­д­ня уси­ле­ние на­ло­го­вой на­груз­ки мо­жет кос­нуть­ся биз­не­са в сфе­ре ДМДК лю­бо­го мас­шта­ба. Не­дав­нее со­ве­ща­ние в РСПП, на ко­то­ром озву­чи­вал­ся про­ект вве­де­ния в НК РФ нор­мы по на­ло­го­об­ло­же­нию вла­де­ния дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, то­му ли­ш­нее под­твер­ж­де­ние.

Ра­ди со­хра­не­ния ис­точ­ни­ков до­хо­да в сфе­ре ДМДК, т.е. са­мих на­ло­го­пла­тель­щи­ков, пред­став­ля­ет­ся це­ле­со­об­раз­ным па­рал­лель­ное вве­де­ние го­су­дар­ством ко­м­пе­н­са­ци­он­ных мер в ви­де сни­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на биз­нес.

Ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на биз­нес - это не­об­хо­ди­мость вы­пол­не­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, свя­за­н­ных с кон­тро­лем и на­д­зо­ром. Бе­з­усло­в­но, кон­троль и на­д­зор ва­ж­ны для ре­ше­ния за­дач го­су­дар­ства, в т.ч. для по­вы­ше­ния до­хо­дов бюд­же­та от де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК. Внед­ре­ние си­сте­мы ГИИС ДМДК со­з­да­ло тех­но­ло­ги­че­скую ос­но­ву для уста­но­в­ле­ния пол­но­го кон­тро­ля го­су­дар­ства за ле­галь­ным обо­ро­том и про­сле­жи­ва­е­мость всех ДМДК на всех участ­ках их обо­ро­та.

Но при­ме­не­ние ГИИС ДМДК при­внес­ло до­пол­ни­тель­ную об­ре­ме­ни­тель­ную ад­ми­ни­стра­тив­ную на­груз­ку на биз­нес. Уси­ле­ние ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки в юве­ли­р­ной сфе­ре, ко­то­рое при­внес­ла ГИИС ДМДК, ожи­да­е­мо сни­зи­ло ин­ве­сти­ци­он­ную при­в­ле­ка­тель­ность сфе­ры и со­з­да­ло ри­с­ки пе­ре­то­ка юве­ли­р­ных про­из­водств в иные юри­с­ди­к­ции, обес­пе­чи­ва­ю­щие бо­лее ко­м­фор­т­ные усло­вия де­я­тель­но­сти.

По­яви­л­ся риск про­во­ци­ро­ва­ния ухо­да сла­бых иг­ро­ков, не спо­соб­ных вы­дер­жать воз­рос­шую на­груз­ку, в «се­рый», а то и в «чер­ный» сек­то­ра эко­но­ми­ки. Это опас­но, т.к. го­су­дар­ство про­и­г­ры­ва­ет вдвой­не – от по­те­ри на­ло­гов с этих иг­ро­ков и ухуд­ше­ния кри­ми­но­ген­ной си­ту­а­ции в сфе­ре ДМДК.

Мо­ж­но ли в усло­ви­ях все бо­лее мас­шта­б­но­го при­ме­не­ния ГИИС ДМДК все же об­ле­г­чить ад­ми­ни­стра­тив­ную на­груз­ку на участ­ни­ков ры­н­ка? Мо­ж­но, ес­ли рас­смо­т­реть воз­мо­ж­ность устра­не­ния эле­мен­тов кон­тро­ля и на­д­зо­ра, вы­пол­ня­ю­щих дуб­ли­ру­ю­щие за­да­чи ли­бо кон­тро­ли­ру­ю­щих не­з­на­чи­тель­ные по сто­и­мо­сти по­то­ки. Об­ле­г­че­ние ра­бо­ты с се­реб­ром да­ло от­ли­ч­ный при­мер от­сут­ствия ре­аль­ных ри­с­ков в та­ких ре­ше­ни­ях!

Ме­ры по сни­же­нию ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки мо­г­ли бы спо­соб­ство­вать по­вы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в сфе­ре про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий, ес­ли поз­во­лят со­кра­тить ло­ги­сти­че­ские за­тра­ты про­из­во­ди­те­лей на до­став­ку из­де­лий в МРУ ФПП и умень­шат вре­мен­ные из­дер­ж­ки на пе­ри­од вы­пол­не­ния там опе­ра­ций опро­бо­ва­ния, клей­ме­ния и мар­ки­ро­в­ки.

О­жи­да­е­мо, от та­ких мер мо­г­ло бы вы­и­г­рать и го­су­дар­ство, при­чем не толь­ко за счет сни­же­ния про­из­вод­ствен­ной на­груз­ки на МРУ ФПП, но и бла­го­да­ря ро­сту ин­ве­сти­ци­он­ной при­в­ле­ка­тель­но­сти юве­ли­р­ной от­рас­ли. Од­на­ко при­ня­тия мер по се­рьез­но­му сни­же­нию ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки мы по­ка не на­б­лю­да­ем.

Что еще ва­ж­но: при сни­же­нии ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на рос­сий­ский биз­нес по про­из­вод­ству юве­ли­р­ных из­де­лий мог бы уси­лить его кон­ку­рен­т­ные по­зи­ции на ми­ро­вом ры­н­ке, по­вы­сив свой экс­пор­т­ный по­тен­ци­ал. Не­до­ста­точ­ность ин­ве­сти­ци­он­ной при­в­ле­ка­тель­но­сти про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий на­гляд­но де­мон­стри­ру­ет ста­ти­сти­ка струк­ту­ры по­треб­ле­ния зо­ло­та в Рос­сии и ми­ре: ес­ли в Рос­сии на юве­ли­р­ные це­ли ис­поль­зу­ет­ся толь­ко 10,0% про­из­во­ди­мо­го в стра­не зо­ло­та, то в сред­нем по ми­ру эта ве­ли­чи­на в 4 ра­за вы­ше – 40,3%.

Вы­зы­ва­ю­щая про­б­ле­мы ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на рос­сий­ских юве­ли­ров вклю­ча­ет в се­бя и сек­тор ве­де­ния вне­ш­не­эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти: от мо­но­по­лии ТБСС и не­объ­яс­ни­мой цен­тра­ли­за­ции та­мо­жен­ных про­це­дур в Москве до из­бы­точ­ных мер та­мо­жен­но­го кон­тро­ля и дуб­ли­ро­ва­ния элек­трон­но­го обо­ро­та бу­ма­ж­ны­ми но­си­те­ля­ми. Бы­ло бы край­не по­лез­но ее сни­же­ни­е!

На­ря­ду с со­хра­не­ни­ем ввоз­ных по­шлин на сы­рье для юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти – юве­ли­р­ные ка­м­ни (в­став­ки), все это умень­ша­ет кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ских из­де­лий по се­бе­сто­и­мо­сти.

К со­жа­ле­нию, за­тра­ты на ввоз в Рос­сию юве­ли­р­ных ка­м­ней с 1 мар­та 2026 го­да уве­ли­чат­ся, при­чем весь­ма се­рьез­но. Еще бо­лее уси­ли­т­ся ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на им­пор­те­ров юве­ли­р­ных ка­м­ней – вво­ди­т­ся не­об­хо­ди­мость под­твер­ж­де­ния их клас­си­фи­ка­ци­он­ных ха­ра­к­те­ри­стик в од­ной из трех го­су­дар­ствен­ных ла­бо­ра­то­рий. По­ка – толь­ко для бри­л­ли­ан­тов. Но­вые ло­ги­сти­че­ские и вре­мен­ные за­тра­ты им­пор­те­ров ка­м­ней не­из­бе­ж­но пе­ре­не­сут­ся на се­бе­сто­и­мость про­из­во­ди­мых юве­ли­р­ных из­де­лий, до­пол­ни­тель­но сни­жая их экс­пор­т­ный по­тен­ци­ал.

На­ко­нец, оста­ет­ся без от­ве­та прось­ба экс­пор­те­ров от­ка­зать­ся от мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий по по­верх­но­сти ме­тал­ла, по­став­ля­е­мых на экс­порт. В усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния на Рос­сию, ре­ше­ние дан­но­го во­про­са, по мне­нию мно­гих иг­ро­ков, на­пря­мую опре­де­ля­ет воз­мо­ж­ность рас­ши­ре­ния гео­гра­фии экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий, про­из­ве­ден­ных в Рос­сии.

С­ни­же­ние ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на рос­сий­ских юве­ли­ров – это дав­но озву­чи­ва­е­мая не­об­хо­ди­мо­сть, но сей­час, в усло­ви­ях ри­с­ка по­вы­ше­ния на­ло­го­вой на­груз­ки и по­яв­ле­ния бес­по­шлин­но­го вво­за юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сию, сни­же­ние на­груз­ки ад­ми­ни­стра­тив­ной ста­но­ви­т­ся во­про­сом вы­жи­ва­ния от­рас­ли! Ва­ж­но, что ре­а­ли­за­ция ря­да пред­ла­га­е­мых мер мо­жет быть осу­ще­ств­ле­на без на­не­се­ния ка­ко­го-­ли­бо ущер­ба кон­тро­лю и на­д­зо­ру в сфе­ре ДМДК в ин­те­ре­сах по­тре­би­те­ля и без ущер­ба фис­каль­ным ин­те­ре­сам го­су­дар­ства!

Ес­ли не за­ни­мать­ся во­про­сом сни­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на юве­ли­р­ную про­мы­ш­лен­но­сть, мы мо­жем стол­к­нуть­ся с си­ту­а­ци­ей, сло­жив­шей­ся се­го­д­ня в об­ла­сти про­из­вод­ства ми­к­ро­элек­тро­ни­ки, ко­г­да в Рос­сии есть ко­м­па­нии, но это лишь их офи­сы, а все ре­аль­ное про­из­вод­ство осу­ще­ств­ля­ет­ся в Ки­тае. Нель­зя это­го до­пус­кать.

В за­вер­ше­ние вы­сту­п­ле­ния хо­чу от­ме­тить, что ес­ли вза­и­мо­дей­ствие Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии» с от­рас­ле­вым ре­гу­ля­то­ром (М­ин­фи­ном) и кон­троль­но-­на­д­зор­ным ор­га­ном (ФПП) в по­след­нее вре­мя уси­ли­лось, то ка­кой-­ли­бо ко­ор­ди­на­ции уси­лий с кол­ле­га­ми из са­мых кру­п­ных юве­ли­р­ных пред­при­я­тий, со­сто­я­щих в «Ас­со­ци­а­ции юве­ли­ров», на­про­тив, до­бить­ся не уда­ет­ся. Воз­мо­ж­но, их все устра­и­ва­ет в се­го­д­ня­ш­нем по­ло­же­нии дел в от­рас­ли.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->