Чем оказалась ГИИС ДМДК для российского рынка – броней или дырявым решетом?

Раздел: Власть
23 ноября 2022 г.

По­во­дом для под­го­то­в­ки дан­но­го ма­те­ри­а­ла по­слу­жи­ла ре­а­к­ция по­тре­би­те­лей на за­го­ло­вок ши­ро­ко рас­ти­ра­жи­ро­ван­ной в об­ще­ствен­ных СМИ но­во­сти о том, что сро­ки вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сии про­д­ле­ны до 2024 го­да. И ес­ли внут­ри юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства все участ­ни­ки ры­н­ка по­ни­ма­ют, о чем имен­но идет речь, то ря­до­вые по­тре­би­те­ли юве­ли­р­ной про­дук­ции, то есть гра­ж­да­не, не­о­жи­дан­но ока­за­лись встре­во­же­ны тем, что еще боль­ше го­да бу­дут не­сти ка­кие-то ри­с­ки при по­ку­п­ке юве­ли­р­ных из­де­лий… Так за­щи­ще­ны ли се­го­д­ня рос­сий­ские по­тре­би­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий от под­де­лок, или это­го еще ну­ж­но по­до­ж­дать?

От­вет на этот во­прос да­ет ана­лиз фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ГИИС ДМДК. За­ра­бо­та­ла, или нет эта си­сте­ма спу­стя 20 ме­ся­цев по­с­ле ее за­пус­ка в экс­плу­а­та­цию, обес­пе­чи­ва­ет ли уже ГИИС ДМДК эф­фект для го­су­дар­ства и по­тре­би­те­лей? Обра­ти­м­ся к де­кла­ри­ро­ва­нию тех це­лей, ко­то­рые ста­ви­лись пе­ред ГИИС ДМДК при под­го­то­в­ке ее за­пус­ка. За­да­чи ГИИС ДМДК сфор­му­ли­ро­ва­ны в Фе­де­раль­ном за­ко­не от 26 мар­та 1998 г. № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» – «­фе­де­раль­ная го­су­дар­ствен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма, пред­на­з­на­чен­ная для по­лу­че­ния, об­ра­бо­т­ки, хра­не­ния и пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­ж­де­нии и об об­ра­ще­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них, а та­к­же для ор­га­ни­за­ции спе­ци­аль­но­го уче­та». Но это за­да­чи, а не це­ли.

Что лю­бо­пы­т­но, при­ве­де­ния це­лей со­з­да­ния ГИИС ДМДК нет да­же в по­ста­но­в­ле­нии Пра­ви­тель­ства РФ от 26 фев­ра­ля 2021 г. № 270 о внед­ре­нии си­сте­мы. Упо­ми­на­ние це­лей со­з­да­ния ГИИС ДМДК при­во­ди­т­ся не в нор­ма­тив­ных пра­во­вых до­ку­мен­тах, а про­сто на стра­ни­це сай­та са­мой си­сте­мы (https://dmdk.ru/about/):

«ГИИС ДМДК – еди­ная ин­фор­ма­ци­он­ная плат­фор­ма для вза­и­мо­дей­ствия участ­ни­ков ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, ор­га­нов го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и на­д­зо­ра, а та­к­же иных за­ин­те­ре­со­ван­ных фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

ГИИС ДМДК со­з­да­ет­ся в це­лях:

о­бес­пе­че­ния про­сле­жи­ва­е­мо­сти (у­че­та) дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них в це­лях осу­ще­ств­ле­ния кон­тро­ля за об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, а та­к­же под­твер­ж­де­ния их под­лин­но­сти и ле­галь­но­сти про­ис­хо­ж­де­ни­я;

­по­лу­че­ния эф­фек­тив­ных ин­стру­мен­тов кон­тро­ля и на­д­зо­ра на ры­н­ке ДМДК;

о­бес­пе­че­ния пе­ре­хо­да на элек­трон­ный до­ку­мен­то­о­бо­рот, в том чис­ле по­сте­пе­н­ный от­каз от пра­к­ти­ки пред­став­ле­ния субъ­ек­та­ми ры­н­ка от­че­тов в не­элек­трон­ном ви­де и ис­поль­зо­ва­ние элек­трон­ных дан­ных в ка­че­стве ос­но­в­но­го ис­точ­ни­ка ста­ти­сти­че­ской и ана­ли­ти­че­ской ин­фор­ма­ции о ры­н­ке ДМДК;

­по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти про­це­дур за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей за счет ис­поль­зо­ва­ния ин­стру­мен­тов про­сле­жи­ва­е­мо­сти то­ва­ров и тех­но­ло­гий под­твер­ж­де­ния их под­лин­но­сти;

­фор­ми­ро­ва­ния ана­ли­ти­че­ской ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней».

За не­и­ме­ни­ем опре­де­ле­ния це­лей си­сте­мы в нор­ма­тив­ных пра­во­вых до­ку­мен­тах бу­дем ис­хо­дить из оцен­ки до­сти­же­ния этих по­лу­о­фи­ци­аль­но де­кла­ри­ро­ван­ных це­лей со­з­да­ния ГИИС ДМДК. Пер­вые две по­зи­ции из пе­ре­чис­лен­ных це­лей – это ин­те­ре­сы го­су­дар­ства. С тре­тьей по пя­тую це­ли – это ин­те­ре­сы биз­не­са, а чет­вер­тая цель – ин­те­ре­сы по­тре­би­те­ля.

Це­ли «о­бес­пе­че­ния про­сле­жи­ва­е­мо­сти (у­че­та) дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них, и, как след­ствие, по­лу­че­ние эф­фек­тив­но­го ин­стру­мен­та кон­тро­ля за их обо­ро­том» - ко­неч­но же, глав­ные. Мо­ж­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что эти це­ли уже до­сти­г­ну­ты ис­поль­зо­ва­ни­ем си­сте­мы. Ведь бла­го­да­ря ин­ди­ви­ду­аль­но­му уче­ту в ко­м­пью­тер­ных ба­зах ГИИС ДМДК, у ка­ж­дой еди­ни­цы про­дук­ции (с по­мо­щью иден­ти­фи­ка­ци­он­ных но­ме­ров про­дук­ции, ИНП) и у ка­ж­дой еди­ни­це юве­ли­р­ных из­де­лий (с по­мо­щью уни­каль­ных иден­ти­фи­ка­ци­он­ных но­ме­ров, УИН) про­сле­жи­ва­ет­ся дви­же­ние. Тот факт, что УИН «за­ши­ва­ет­ся» се­го­д­ня в DataMatrix код, на­пе­ча­тан­ный на би­р­ке юве­ли­р­но­го из­де­лия, а не на­не­сен­ный не­по­сред­ствен­но на са­мо из­де­лие, не иг­ра­ет для це­лей про­сле­жи­ва­е­мо­сти аб­со­лют­но ни­ка­кой ро­ли по сле­ду­ю­щим при­чи­нам.

Во-­пе­р­вых, на­пе­ча­тан­ный на би­р­ке юве­ли­р­но­го из­де­лия DataMatrix код и DataMatrix код, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет­ся на­но­сить не­по­сред­ствен­но на по­верх­ность юве­ли­р­но­го из­де­лия – это один и тот же код с оди­на­ко­вой ин­фор­ма­ци­ей об из­де­лии, то есть со­дер­жа­щий его УИН. Но тех­но­ло­ги­че­ски счи­ты­вать кро­шеч­ный (не бо­лее 1 мм) DataMatrix код с са­мо­го из­де­лия на­столь­ко сло­ж­но, что ни­кто этим за­ни­мать­ся по це­поч­ке дви­же­ния из­де­лий не бу­дет, кро­ме не­по­сред­ствен­но са­мих про­из­во­ди­те­лей этих из­де­лий, про­сто вы­ну­ж­ден­ных это де­лать по при­хо­ду из­де­лий из Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты по­с­ле опро­бо­ва­ния, клей­ме­ния и мар­ки­ро­в­ки. А все осталь­ные участ­ни­ки обо­ро­та в лю­бом слу­чае бу­дут с успе­хом до­воль­ство­вать­ся не­сло­ж­ным и не­до­ро­гим счи­ты­ва­ни­ем то­го же ко­да, но – на­пе­ча­тан­но­го на би­р­ке юве­ли­р­но­го из­де­лия.

Во-в­то­рых, ес­ли кто-то ко­г­да-­ни­будь из про­из­во­ди­те­лей или им­пор­те­ров и пе­ре­ве­сит би­р­ку у юве­ли­р­ных из­де­лий, то это бу­дет лишь слу­чай­ной еди­ни­ч­ной оши­б­кой. Ни­ка­ко­го эко­но­ми­че­ско­го ин­те­ре­са ни у од­но­го из участ­ни­ков обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий не мо­жет быть от пе­ре­ве­ши­ва­ния би­рок, так ка­к­су­м­мар­ное (по об­щей мас­се) по­сту­п­ле­ние юве­ли­р­ных из­де­лий к ка­ж­до­му из субъ­ек­тов ры­н­ка все­г­да дол­ж­но со­в­па­дать с су­м­мар­ным их убы­ти­ем. ГИИС ДМДК сле­дит за этим. Как в ма­те­ма­ти­ке – от пе­ре­ме­ны мест сла­га­е­мых су­м­ма не из­ме­ня­ет­ся. То есть «мух­леж» с пе­ре­ве­ши­ва­ни­ем би­рок при об­щем уче­те всех из­де­лий в ГИИС ДМДК – это не­воз­мо­ж­ная глу­по­сть, за­ни­мать­ся ко­то­рой ни­кто не ста­нет.

В-тре­тьих, бы­ло бы ин­те­рес­но услы­шать от­ве­тит на во­прос: а по­че­му обо­рот сы­рье­вых дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­ж­но на­де­ж­но кон­тро­ли­ро­вать и про­сле­жи­вать в ГИИС ДМДК по ИНП с по­мо­щью мар­ки­ро­в­ки DataMatrix ко­дом со­про­во­ж­да­ю­ще­го их но­си­те­ля, а вот про­сле­жи­вать обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий их этих же ме­тал­лов и ка­м­ней, в этой же си­сте­ме ГИИС ДМДК ну­ж­но лишь с по­мо­щью мар­ки­ро­в­ки, то есть на­не­се­ния DataMatrix ко­да не­по­сред­ствен­но на са­ми из­де­лия? Да­же сли­т­ки аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов не бу­дут мар­ки­ро­вать­ся по ме­тал­лу, и ни­ко­го это не сму­ща­ет… Что со­вер­шен­но пра­виль­но.

В-­чет­вер­тых, сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на при­мер мар­ки­ро­в­ки про­чих то­ва­ров в си­сте­ме Мин­про­м­тор­га ЦРПТ - «Че­ст­ный знак», успе­ш­но ис­поль­зу­ю­щей мар­ки­ро­в­ку то­ва­ров ли­бо на са­мом то­ва­ре, ли­бо на со­про­во­ж­да­ю­щем его но­си­те­ле. И ведь все в по­ряд­ке, ра­бо­та­ет си­сте­ма! По­че­му бы в ГИИС ДМДК не вос­поль­зо­вать­ся этим по­ло­жи­тель­ным опы­том, и не от­ка­зать­ся от дуб­ли­ру­ю­щей и (ес­ли че­ст­но) со­вер­шен­но ни­ко­му не ну­ж­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу из­де­лий?

В-­пя­тых, мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу – это до­пол­ни­тель­ные и не­ма­лые, но не­о­бос­но­ван­ные из­дер­ж­ки участ­ни­ков ры­н­ка, а та­к­же «отъ­ем» де­фи­ци­т­ных по при­чи­не сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния ми­к­ро­элек­трон­ных ко­м­по­нент, не­об­хо­ди­мых для про­из­вод­ства счи­ты­ва­те­лей, и, глав­ное – это риск пол­но­го кол­ла­п­са рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка из-­за от­сут­ствия в тор­го­в­ле не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ства та­ких счи­ты­ва­те­лей для ис­поль­зо­ва­ния участ­ни­ка­ми ры­н­ка.

На­ко­нец, в-­ше­стых. А по­че­му ни­ко­му в ми­ре не при­ш­ла идея мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу? Нет смыс­ла при­во­дить в при­мер мар­ки­ро­в­ку по рун­ди­сту бри­л­ли­ан­тов – ведь цель та­кой мар­ки­ро­в­ки – это ни­как не про­сле­жи­ва­ние обо­ро­та мар­ки­ро­ван­ных бри­л­ли­ан­тов, а по­вы­ше­ние уро­в­ня до­ве­рия по­тре­би­те­лей к сверх­до­ро­го­му то­ва­ру со свой­ства­ми, иден­ти­фи­ци­ру­е­мы­ми ис­клю­чи­тель­но спе­ци­а­ли­ста­ми (ге­м­мо­ло­га­ми). То есть в со­о­т­вет­ствие с це­лью и был вы­бран ин­стру­мент. Под­твер­ж­дать под­лин­ность юве­ли­р­ных из­де­лий, в от­ли­чие от бри­л­ли­ан­тов, до­ста­точ­но и с по­мо­щью би­р­ки.

Фа­к­ти­че­ски, по­яв­ле­ние идеи мар­ки­ро­вать юве­ли­р­ные из­де­лия не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу, бы­ло из­на­чаль­но оши­боч­ным, дуб­ли­ру­ю­щим и из­бы­точ­ным тех­но­ло­ги­че­ским ре­ше­ни­ем. Это не стра­ш­но, все­г­да, по хо­ду внед­ре­ния че­го-то но­во­го, в пла­ны вно­сят­ся ра­зу­м­ные кор­рек­ти­вы. Лишь бы не успе­ли по­на­прас­ну по­тра­тить боль­шие день­ги…

Есте­ствен­но, лю­бая про­сле­жи­ва­е­мость дви­же­ния объ­ек­тов воз­мо­ж­на лишь при усло­вии, что кем-то со­о­т­вет­ству­ю­щие объ­ек­ты уче­та (ме­талл, ка­м­ни, из­де­лия) бы­ли в си­сте­му вве­де­ны. Ввод объ­ек­тов в обо­рот че­рез ввод в ГИИС ДМДК – это клю­че­вой этап, без вы­пол­не­ния ко­то­ро­го ле­галь­но­го обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них быть не мо­жет.

Как ни стран­но, не­дав­но бы­ло озву­че­но мне­ние, что на те­ку­щий мо­мент про­сле­жи­ва­е­мость обо­ро­та си­сте­мой ГИИС ДМДК по­ка не обес­пе­чи­ва­ет­ся. Мне­ние опи­ра­лось на ре­ше­ние о про­д­ле­нии на пол­го­да сро­ка вне­се­ния в ГИИС ДМДК уточ­нен­ных све­де­ний об остат­ках по дан­ным ин­вен­та­ри­за­ции на 1 ян­ва­ря 2022 го­да с уче­том ре­а­ли­за­ции. Вы­ска­зы­ва­лись опа­се­ния, что до окон­ча­ния сро­ка пре­до­став­ле­ния уточ­нен­ных дан­ных об остат­ках, мо­гут быть про­ти­во­прав­ные по­пы­т­ки «по­пол­не­ния» этих остат­ков вновь при­об­ре­та­е­мым ме­тал­лом, ре­а­ли­зу­е­мым для фи­зи­че­ских лиц без НДС. Од­на­ко это не так – ведь по­да­ча в ГИИС ДМДК све­де­ний участ­ни­ка­ми ры­н­ка о су­м­мар­ных остат­ках цен­но­стей уже дав­но за­вер­ше­на, а уточ­ня­ют­ся дан­ные не из-­за по­пол­не­ния, а, на­про­тив – из-­за убы­тия цен­но­стей в си­лу их ре­а­ли­за­ции и рас­хо­до­ва­ния в те­ку­щем пе­ри­о­де. Зна­чит, ни­че­го но­во­го там уже по­явить­ся не мо­жет, ведь лю­бой ввод цен­но­стей в си­сте­му за этот пе­ри­од бу­дет рас­смат­ри­вать­ся си­сте­мой как но­вый ввод и ни­как не смо­жет уве­ли­чить остат­ки.

Про­сле­жи­ва­е­мость дви­же­ния объ­ек­тов в ГИИС ДМДК сей­час уже до­сти­г­ну­та, ес­ли про­из­ве­ден их ввод в си­сте­му. А без вво­да цен­но­стей в си­сте­му, без их по­сле­ду­ю­ще­го вы­во­да из обо­ро­та в ГИИС ДМДК, дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ка­м­ни и из­де­лия из них ле­галь­но ре­а­ли­зо­вать не­воз­мо­ж­но.

Не пред­став­ля­ет угро­зы для про­сле­жи­ва­е­мо­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и уста­но­в­лен­ная от­сроч­ка для кре­ди­т­ных ор­га­ни­за­ций по пред­став­ле­нию ин­фор­ма­ции в ГИИС ДМДК о по­сту­п­ле­нии и ре­а­ли­за­ции (о­т­груз­ке) сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов до 1 мар­та 2023 г. Ведь ку­п­лен­ные фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми у бан­ков сли­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов без НДС не­воз­мо­ж­но ле­галь­но вве­сти в ГИИС ДМДК для про­мы­ш­лен­но­го ис­поль­зо­ва­ния.

А вот все ли объ­ек­ты вво­дят­ся в ГИИС ДМДК ле­галь­но – это, дей­стви­тель­но, во­прос. Но это не во­прос к ор­га­ни­за­ции ГИИС ДМДК, не во­прос к про­сле­жи­ва­е­мо­сти дви­же­ния в си­сте­ме, а во­прос к нор­ма­тив­ной ба­зе. Оче­вид­но, на­ли­чие не­ле­галь­но­го обо­ро­та не мо­жет быть свя­за­но с ка­че­ством фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ГИИС ДМДК, ибо та­кой обо­рот идет вне ее кон­тро­ля.

Не­пра­во­мер­но сы­рье­вые дра­го­цен­ные ме­тал­лы и огра­нен­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые дол­ж­ны об­ла­гать­ся НДС (и не толь­ко) как пе­р­ви­ч­ные, тео­ре­ти­че­ски дей­стви­тель­но мо­гут вво­дить­ся в ГИИС ДМДК как вто­ри­ч­ные объ­ек­ты, НДС не об­ла­га­е­мые. Речь идет о тео­ре­ти­че­ской про­ти­во­прав­ной воз­мо­ж­но­сти ле­га­ли­за­ции че­рез ввод в ГИИС ДМДК не­ле­галь­но до­бы­то­го дра­го­цен­но­го ме­тал­ла или сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов под ви­дом вто­ри­ч­но­го «безНДС­но­го» ло­ма юве­ли­р­ных из­де­лий, по­лу­чен­но­го от фи­зи­че­ских лиц в ску­п­ке. Ана­ло­ги­ч­но, кон­тра­бан­д­но вве­зен­ные огра­нен­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни та­к­же тео­ре­ти­че­ски мо­ж­но ле­га­ли­зо­вы­вать че­рез ску­п­ку, при­чем без НДС, как ка­м­ни, яко­бы из­в­ле­чен­ные из юве­ли­р­ных из­де­лий, сдан­ных фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми.

Е­ще раз под­чер­к­нем, эта про­б­ле­ма ни­как не свя­за­на с фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем ГИИС ДМДК, на­ли­чи­ем в си­сте­ме ка­ких-то «дыр», она су­ще­ство­ва­ла и до вве­де­ния ГИИС ДМДК в строй, так ка­к­это про­б­ле­ма не ор­га­ни­за­ции ко­м­пью­тер­ной про­сле­жи­ва­е­мо­сти. Это про­б­ле­ма на­ли­чия пре­сту­п­но­сти как та­ко­вой. О про­б­ле­ме хо­ро­шо из­ве­ст­но в Рос­фин­мо­ни­то­рин­ге, в чем мо­ж­но убе­дить­ся на стра­ни­це сай­та ве­до­м­ства https://www.fedsfm.ru/fm/risksml/metals: «От­ме­ча­ет­ся по­вы­шен­ный уро­вень угро­зы со­вер­ше­ния ха­ра­к­тер­ных пре­ди­кат­ных пра­во­на­ру­ше­ний в сек­то­ре ис­поль­зо­ва­ние не­ле­галь­ных и по­лу­ле­галь­ных спо­со­бов ухо­да от упла­ты на­ло­гов, в том чис­ле НДС, не­за­кон­ная до­бы­ча дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, не­за­кон­ный аф­фи­наж и кон­тра­бан­да дра­го­цен­ных ка­м­ней».

В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, фис­каль­ные ин­те­ре­сы го­су­дар­ства на ры­н­ке ДМДК мо­гут быть за­щи­ще­ны от вы­ше­у­по­мя­ну­тых не­пра­во­мер­ных дей­ствий, ес­ли нор­ма­тив­но вве­сти об­ло­же­ние НДС все­го ску­па­е­мо­го у фи­зи­че­ских лиц дра­го­цен­но­го ме­тал­ла и дра­го­цен­ных ка­м­ней. Есте­ствен­но, с вне­се­ни­ем в фун­к­ци­о­нал ГИИС ДМДК со­о­т­вет­ству­ю­щей оп­ции об­ло­же­ния НДС ску­па­е­мых цен­но­стей. В этом слу­чае да­же при «о­т­мы­ва­нии» не­ле­галь­но до­бы­тых дра­го­цен­ных ме­тал­лов или кон­тра­бан­д­но вве­ден­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней го­су­дар­ство все же по­лу­чит от них хо­тя бы 20% НДС. Че­го се­го­д­ня не по­лу­ча­ет.

Ито­го­вые вы­во­ды:

1. ГИИС ДМДК – ис­прав­но фун­к­ци­о­ни­ру­ю­щая си­сте­ма, обес­пе­чи­ва­ю­щая про­сле­жи­ва­е­мость обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них. Но – при усло­вии кор­рек­т­но­го (то есть не мо­шен­ни­че­ско­го) вво­да объ­ек­тов в обо­рот, то есть пра­виль­но­го вво­да дан­ных в си­сте­му. Мо­ж­но ска­зать, что ГИИС ДМДК – это «бро­ня» на за­щи­те чи­сто­ты обо­ро­та ДМДК.

2. Фис­каль­ные ин­те­ре­сы го­су­дар­ства на ры­н­ке ДМДК мо­ж­но со­б­лю­сти су­ще­ствен­но пол­нее, ес­ли в нор­ма­тив­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии вве­сти на­чис­ле­ние НДС на все дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни, ску­па­е­мые у фи­зи­че­ских лиц. При этом до­ля не­ле­галь­но­го обо­ро­та ДМДК на­вер­ня­ка умень­ши­т­ся вви­ду умень­ше­ния эко­но­ми­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти вво­да в обо­рот не­ле­галь­ных ДМДК с упла­той НДС.

3. Не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий по по­верх­но­сти ме­тал­ла для до­сти­же­ния по­став­лен­ных пе­ред ГИИС ДМДК це­лей не тре­бу­ет­ся, это дуб­ли­ру­ю­щая и из­бы­точ­ная для на­де­ж­но­го фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния си­сте­мы ме­ра.

А те­перь вер­не­м­ся к во­про­су мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий в ГИИС ДМДК, к ин­те­ре­сам по­тре­би­те­лей. Как от­ме­ча­ет­ся на сай­те си­сте­мы, это цель по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти про­це­дур за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей за счет ис­поль­зо­ва­ния ин­стру­мен­тов про­сле­жи­ва­е­мо­сти то­ва­ров и тех­но­ло­гий под­твер­ж­де­ния их под­лин­но­сти. Эта цель в ГИИС ДМДК успе­ш­но ре­а­ли­зу­ет­ся с по­мо­щью на­не­се­ния DataMatrix ко­да на би­р­ки, не­раз­ры­в­но свя­за­н­ные с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

Со­глас­но пун­к­ту 11 по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ от 26 фев­ра­ля 2021 г. № 270, с 1 мар­та 2022 го­да обо­рот всех про­из­ве­ден­ных и им­пор­ти­ро­ван­ных по­с­ле 1 ян­ва­ря 2022 го­да юве­ли­р­ных из­де­лий воз­мо­жен толь­ко при на­ли­чии на би­р­ке из­де­лий DataMatrix ко­да с УИН из­де­лия. То есть эти юве­ли­р­ные из­де­лия про­да­ют­ся се­го­д­ня уже де-­фа­кто (но не де-­ю­ре!) мар­ки­ро­ван­ны­ми.

А на юве­ли­р­ные из­де­лия, про­из­ве­ден­ные до 1 ян­ва­ря 2022 го­да, то есть на «о­стат­ки», со­глас­но пун­к­ту 10 то­го же по­ста­но­в­ле­ния, DataMatrix код с УИН из­де­лия дол­жен бу­дет быть на­не­сен на би­р­ки не позд­нее 1 мар­та 2023 го­да.

Та­ким об­ра­зом, мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий, на­пе­ча­тан­ная на скре­п­лен­ных с ни­ми би­р­ках и до­сту­п­ная для счи­ты­ва­ния по­ку­па­те­ля­ми с по­мо­щью смар­т­фо­нов с при­ло­же­ни­я­ми Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты, уже есть у про­из­ве­ден­ных в этом го­ду юве­ли­р­ных из­де­лий, и с 1 мар­та 2023 го­да бу­дет га­ран­ти­ро­ван­но иметь­ся у всех укра­ше­ний, на­хо­дя­щих­ся в про­да­же, вне за­ви­си­мо­сти от го­да их из­го­то­в­ле­ния.

Вла­ди­мир Збой­ков дляRough&Polished

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->