В Совфеде обсудили, как регулировать онлайн-торговлю

Раздел: Торговля
26 августа 2016 г.

К 2018 го­ду до­ля ры­н­ка рос­сий­ских он­лайн-ри­тей­ле­ров дол­ж­на вы­рас­ти с 71% до 80%, а по­сту­п­ле­ния в бюд­жет от тран­с­гра­ни­ч­ной тор­го­в­ли — уве­ли­чить­ся с 80 млн до 60 млрд руб. Та­кие це­ли за­ло­же­ны в про­ек­те "до­ро­ж­ной кар­ты" по раз­ви­тию ин­тер­нет-тор­го­в­ли, ко­то­рую об­су­ж­да­ли на про­ш­лой не­де­ле в Со­ве­те Фе­де­ра­ции. О со­ве­ща­нии с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей Мин­ко­м­свя­зи, Минэко­но­ми­ки, Мин­про­м­тор­га, ФНС и та­мо­жен­ной слу­ж­бы рас­ска­зал "Ъ" ис­точ­ник, зна­ко­мый с ито­га­ми со­ве­ща­ния.

Что­бы до­стичь за­яв­лен­ных по­ка­за­те­лей, го­су­дар­ство со­би­ра­ет­ся обя­зать за­ру­бе­ж­ные ин­тер­нет-­ма­га­зи­ны пла­тить НДС в Рос­с­сии, ле­га­ли­зо­вать он­лайн-тор­го­в­лю ле­кар­ства­ми, ал­ко­го­лем, и юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, а та­к­же взять под кон­троль ра­бо­ту то­вар­ных аг­ре­га­то­ров.

Клю­че­вым ша­гом чи­но­в­ни­ки ви­дят вы­рав­ни­ва­ние усло­вий де­я­тель­но­сти для рос­сий­ских и за­ру­бе­ж­ных ко­м­па­ний. В част­но­сти, речь идет о по­ста­но­в­ке на на­ло­го­вый учет в Рос­сии за­ру­бе­ж­ных ин­тер­нет-­ма­га­зи­нов. Мин­фин и Фе­де­раль­ная на­ло­го­вая слу­ж­ба дол­ж­ны бу­дут к 1 но­яб­ря под­го­то­вить не­об­хо­ди­мые по­прав­ки к На­ло­го­во­му ко­дек­су, а к 1 ок­тяб­ря на­ло­го­ви­ки дол­ж­ны еще и раз­ра­бо­тать ка­би­нет уда­лен­но­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка. До 1 но­яб­ря Цен­тро­бан­ку пред­сто­ит раз­ра­бо­тать си­сте­му для уче­та дви­же­ния средств по тран­с­гра­ни­ч­ным опе­ра­ци­ям.

Проб­ле­мы с он­лайн-тор­го­в­лей про­дук­та­ми пи­та­ния и юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми по­ро­ж­де­ны "двой­ствен­ны­м" за­ко­но­да­тель­ством в этой сфе­ре. На­при­мер, за­кон 1998 го­да "О дра­г­ме­тал­ла­х", не уста­нав­ли­ва­ет за­пре­та на сво­бод­ную про­да­жу юве­ли­р­ных из­де­лий, но указ пре­зи­ден­та РФ N179 1992 го­да, се­рьез­но огра­ни­чи­ва­ет их ре­а­ли­за­цию. В ито­ге юве­ли­р­ные он­лайн-­ма­га­зи­ны по­па­да­ют под бло­ки­ро­в­ку. Ав­то­ры "до­ро­ж­ной кар­ты" от­ме­ча­ют, что в 2015 го­ду до­ля ди­стан­ци­он­ных про­даж про­дук­тов со­ста­ви­ла лишь 0,11% (15,2 млрд руб.) в об­щем объ­е­ме роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли прод­то­ва­ра­ми (13,42 трлн руб.), а до­ля он­лайн-тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми — 2,8% (6 млрд руб.) от их об­ще­го объ­е­ма про­даж (220 млрд руб.).

Что ка­са­ет­ся ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли ле­кар­ства­ми и ал­ко­го­лем, то эти се­г­мен­ты ры­н­ка, да­же оста­ва­ясь те­не­вы­ми уве­рен­но рас­тут. Он­лайн-­про­да­жа ле­карств мо­жет со­став­лять, по оцен­кам экс­пе­р­тов, при­мер­но 5-8% роз­ни­ч­но­го ры­н­ка (45-75 млрд руб­лей). Па­ра­до­к­саль­ная си­ту­а­ция и с ал­ко­го­лем, от­ме­ча­ют ав­то­ры до­ку­мен­та: фор­маль­но его ре­а­ли­за­ция че­рез ин­тер­нет та­к­же за­пре­ще­на, но при этом ал­ко­голь­ная про­дук­ция "уве­рен­но за­ни­ма­ет пе­р­вое ме­сто по при­ро­сту (29% в год) по­ку­пок сре­ди всех осталь­ных ви­дов про­дук­ци­и".

Эти ви­ды тор­го­в­ли вла­сти на­де­ют­ся вы­ве­сти из те­ни. Для это­го пла­ни­ру­ет­ся вне­сти по­прав­ки в дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство. Под­го­то­вить их дол­ж­ны: для ме­ди­ка­мен­тов — к 1 де­ка­б­ря, для ал­ко­го­ля — к 1 ап­ре­ля 2017 го­да. По под­с­че­там экс­пе­р­тов, это по­мо­жет объ­е­му ин­тер­нет-­про­даж про­дук­тов пи­та­ния вы­рас­ти с 0,11% до 2% в их об­щем объ­е­ме про­даж, ме­ди­ка­мен­тов - до 8%, ал­ко­го­ля - до 4%.

Ус­ло­вия де­я­тель­но­сти аг­ре­га­то­ров ре­ше­но уже­сто­чить. Пред­ста­ви­те­лей вла­сти не устра­и­ва­ет тот факт, что на их стра­ни­цах мно­гие про­дав­цы не раз­ме­ща­ют ин­фор­ма­цию о сво­ем ме­сто­на­хо­ж­де­нии, по­ряд­ке и усло­ви­ях опла­ты и т.д. В слу­чае воз­ни­к­но­ве­ния спор­ных си­ту­а­ций та­ких про­дав­цов най­ти пра­к­ти­че­ски не­воз­мо­ж­но. До 1 но­яб­ря Рос­по­треб­на­д­зо­ру по­ру­че­но под­го­то­вить по­прав­ки в за­кон "О за­щи­те прав по­тре­би­те­лей", ко­то­рые уста­но­вят от­вет­ствен­ность мар­кет­плей­сов за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства.

При­ня­тые ре­ше­ния окон­ча­тель­ны­ми не яв­ля­ют­ся. Ра­бо­чая груп­па за­яви­ла о го­то­в­но­сти об­су­ж­дать пред­ло­жен­ные ме­ры и вы­слу­ши­вать кри­ти­ку.

"До­ро­ж­ная кар­та" вы­з­ва­ла оже­сто­чен­ную дис­кус­сию в сфе­ре ecommerce.

Ча­сти­ч­но она сфо­ку­си­ро­ва­лась на во­про­се о том, ну­ж­но ли огра­ни­чить крос­с­бор­дер­ную тор­го­в­лю и за­ста­вить за­ру­бе­ж­ные ко­м­па­нии пла­тить НДС в Рос­сии.

"Мы не хо­тим, что­бы рос­сий­ский он­лайн-ри­тейл стал раз­ви­вать­ся по ав­стра­лий­ско­му сце­на­рию, где 90% ры­н­ка за­ни­ма­ют ино­стран­ные иг­ро­ки",— от­ме­ча­ет пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции ко­м­па­ний ин­тер­нет-тор­го­в­ли Алек­сей Фе­до­ров.
Фе­до­ров ссы­ла­ет­ся на дан­ные SimilarWeb, со­глас­но ко­то­рым, уже сей­час ки­тай­ский Aliexpress.com яв­ля­ет­ся са­мой по­пу­ляр­ной сре­ди рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей (в июле его по­се­ти­ли око­ло 150 млн раз).

Е­го оп­по­нен­ты ука­зы­ва­ют на то, что крос­с­бор­дер­ная тор­го­в­ля сти­му­ли­ру­ет раз­ви­тие ло­ги­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры в ре­ги­о­нах, что по­лез­но для ры­н­ка. Кро­ме то­го, мно­гие поль­зо­ва­те­ли свой пе­р­вый опыт он­лайн-­по­ку­п­ки по­лу­ча­ют в за­ру­бе­ж­ных ин­тер­нет-­ма­га­зи­нах, от­ме­ча­ет гла­ва На­ци­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли (НАДТ) Алек­сандр Ива­нов. По оцен­кам НАДТ, 84% рос­сий­ских он­лайн-­по­ку­па­те­лей свою первую по­ку­п­ку де­ла­ют на за­ру­бе­ж­ных пло­ща­д­ках.

"Рос­сий­ский про­да­вец обес­пе­чи­ва­ет вы­со­ким спро­сом услу­ги ло­ги­стов, платe­ж­ные си­сте­мы, мар­ке­тин­го­вые аген­т­ства, те­ле­фон­ных про­вай­де­ров Та­ким об­ра­зом он со­з­даeт ра­бо­чие ме­ста. По гру­бым оцен­кам, ка­ж­дый на­ня­тый со­труд­ник ин­тер­нет-­ма­га­зи­на до­пол­ни­тель­но фор­ми­ру­ет 1-2 ра­бо­чих ме­ста не в ма­га­зи­не и со­о­т­вет­ству­ю­щий объ­ем на­ло­гов, - кон­ста­ти­ру­ет ру­ко­во­ди­тель кла­сте­ра элек­трон­ной ко­м­мер­ции РАЭК Иван Кур­гу­зов.
По его сло­вам, рос­сий­ский про­да­вец фор­ми­ру­ет до­пол­ни­тель­ную цен­ность - сер­вис и на­ли­чие то­ва­ра "з­десь и сей­час". А раз­ви­тие вхо­дя­ще­го крос­с­бор­де­ра при­ведeт к ис­чез­но­ве­нию это­го про­дав­ца, т.к. он не мо­жет кон­ку­ри­ро­вать це­ной и ас­сор­ти­мен­том. С дру­гой сто­ро­ны, "ин­тер­нет-и­м­порт уже стал ча­стью на­шей кро­ве­нос­ной си­сте­мы. Боль­ше все­го он по­зи­тив­но по­в­ли­ял на По­чту Рос­сии. От­ме­нять и за­пре­щать его нель­зя. Но и оста­вить как есть то­же нель­зя, ну­ж­ны ра­зу­м­ные огра­ни­че­ни­я", де­ла­ет вы­вод Кур­гу­зов.

По дан­ным Data Insight, в 2015 го­ду объ­ем ры­н­ка ин­тер­нет-тор­го­в­ли внут­ри Рос­сии со­ста­вил 650 млрд руб­лей (+16% в руб­лях и ми­нус 28% в дол­ла­рах). На крос­с­бор­дер при­ш­лось 160 млрд руб­лей (+88% в руб­лях и +28% в дол­ла­рах).

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->