Шедевры династии ювелиров

Раздел: Ювелиры и компании
19 мая 2016 г.

Вы­со­ко в го­рах, сре­ди сне­ж­ных вер­шин, на кру­том ка­ме­ни­стом скло­не рас­ки­нул­ся аул зла­то­куз­не­цов Ку­ба­чи. Сла­ва о тво­ре­ни­ях ме­ст­ных ма­сте­ров из­дав­на раз­нес­лась за пре­де­лы Да­ге­ста­на. Ку­ба­чин­цы уве­ря­ют, что дву­ро­гий шлем Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го и щит Алек­сан­д­ра Нев­ско­го бы­ли сде­ла­ны их ма­сте­ра­ми. Из­ве­ст­но, что им­пе­ра­тор Алек­сандр III за­ка­зал ку­ба­чин­цам на­бор хо­лод­но­го ору­жия, ко­то­рый по­да­рил ан­г­лий­ской ко­ро­ле­ве. Этот на­бор до сих пор со­став­ля­ет гор­дость му­зея Ви­к­то­рии и Аль­бер­та в Лон­до­не.Рас­ска­зы­вая о ку­ба­чин­ских ма­сте­рах, не­воз­мо­ж­но не на­з­вать ди­на­стию юве­ли­ров Ки­ше­вых, ра­бо­ты ко­то­рых – сла­ва и гор­дость Да­ге­ста­на.

На вы­став­ке «Ди­на­стия Ки­ше­вых» в Да­ге­стан­ском му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. П.Га­м­за­то­вой бы­ли пред­став­ле­ны ра­бо­ты из­ве­ст­ных зла­то­куз­не­цов, на­чи­ная с из­де­лий Га­д­жи­ма­м­мы Ки­ше­ва (1886-1983), од­но­го из луч­ших ма­сте­ров-­гра­ве­ров ар­те­ли «Ку­ба­чин­ский ху­до­ж­ник». Не­од­но­крат­но его ра­бо­ты участ­во­ва­ли в вы­став­ках СССР и за ру­бе­жом. На по­след­ней вы­став­ке экс­по­ни­ро­ва­лись пред­ме­ты чай­но­го сер­ви­за ра­бо­ты Га­д­жи­ма­м­мы Ки­ше­ва. По­кры­тый по­зо­ло­той сер­виз до­пол­ни­тель­но де­ко­ри­ро­ван чер­не­вым ор­на­мен­том и глу­бо­кой гра­ви­ро­в­кой, не­ве­ро­ят­но тон­кой и изя­щ­ной.

Пре­крас­ным ма­сте­ром был и дво­ю­род­ный брат Га­д­жи­ма­м­мы Ки­ше­ва – Га­д­жи Ки­шев (1900-1987). В 1937 го­ду на Все­ми­р­ной вы­став­ке в Па­ри­же вме­сте с дру­ги­ми луч­ши­ми про­из­ве­де­ни­я­ми ку­ба­чин­ских ма­сте­ров экс­по­ни­ро­ва­лись ра­бо­ты Га­д­жи Ки­ше­ва - чер­ниль­ный при­бор и са­хар­ни­ца. Он де­лал гра­ви­ро­в­ку се­реб­ря­ной са­б­ли в дар ко­ман­ду­ю­ще­му Юго­слав­ской на­род­но-о­сво­бо­ди­тель­ной ар­ми­ей Ио­си­па Броз Ти­то. За твор­че­ские успе­хи ма­стер был от­ме­чен Го­су­дар­ствен­ной пре­ми­ей РСФСР им. И. Ре­пи­на и удо­сто­ен зва­ния за­слу­жен­но­го де­я­те­ля ис­кусств ДАССР. Вы­став­ка пред­ста­ви­ла зна­чи­мые ра­бо­ты Га­д­жи Ки­ше­ва из со­бра­ния му­зея – изя­щ­ные ку­м­га­ны, де­ко­ри­ро­ван­ные чер­не­ни­ем и эма­лью, са­хар­ни­цы в ви­де ку­ба­чин­ских ко­т­лов.

Де­ло Га­д­жи­ма­м­мы и Га­д­жи Ки­ше­вых про­дол­жи­ли их сы­но­вья Ка­дир и Ма­го­мед-Ра­сул. Ка­дир Ки­шев ра­бо­тал на Ку­ба­чин­ском ху­до­же­ствен­ном ко­м­би­на­те. В от­дель­ной ви­т­ри­не - его эле­ган­т­ное се­реб­ря­ное блю­до с про­сеч­ным рас­ти­тель­ным ор­на­мен­том по бор­ту и дру­гие из­де­лия.

Ма­го­мед-Ра­сул Ки­шев – один из са­мых та­лан­т­ли­вых и из­ве­ст­ных да­ге­стан­ских ма­сте­ров-­ю­ве­ли­ров со­вре­мен­но­сти, до­стой­ный про­дол­жа­тель слав­ной ди­на­стии зла­то­куз­не­цов Ки­ше­вых. На вы­став­ке бы­ли пред­став­ле­ны его са­б­ля с но­ж­на­ми, пол­но­стью по­кры­тые рез­ной ко­стью, но­ж­ны, укра­шен­ные мор­жо­вым клы­ком с ри­сун­ком, изоб­ра­жа­ю­щим сцен­ку из жиз­ни на­ро­дов Се­ве­ра.

Не­из­мен­ный ин­те­рес по­се­ти­те­лей вы­зы­ва­ли шка­тул­ки ра­бо­ты Ма­го­мед-Ра­су­ла Ки­ше­ва, в ко­то­рых со­че­та­ет­ся раз­но­об­раз­ная тех­ни­ка ис­пол­не­ния: глу­бо­кая гра­ви­ро­в­ка, чер­не­ние, резь­ба по сло­но­вой ко­сти, по­зо­ло­та, они на­по­ми­на­ют ска­зоч­ные лар­цы, на­пол­нен­ные та­ин­ствен­ны­ми со­кро­ви­ща­ми. Бы­ло пред­став­ле­но боль­шое блю­до с мно­го­с­лой­ным бо­га­тым де­ко­ром.

Се­год­ня тра­ди­ции ди­на­стии Ки­ше­вых про­дол­жа­ет сын Ка­ди­ра – Га­д­жи­ра­ба­дан Ки­шев. При­дя в 1985 го­ду по­с­ле шко­лы на Ку­ба­чин­ский ху­до­же­ствен­ный ко­м­би­нат, он тру­ди­л­ся там один­на­д­цать лет, осво­ив все тон­ко­сти про­фес­сии и став при­знан­ным ма­сте­ром. Ра­бо­тая ре­став­ра­то­ром по ме­тал­лу в ДМИИ им. П.Га­м­за­то­вой с 2012 го­да, Га­д­жи­ра­ба­дан ак­тив­но участ­ву­ет в вы­став­ках в Ма­ха­ч­ка­ле, Гроз­ном, Ба­ку, Па­ри­же, в штаб-к­вар­ти­ре ЮНЕСКО.

Га­д­жи­ра­ба­дан Ки­шев со­з­да­ет на­сто­я­щие ше­дев­ры. Его са­б­ли и кин­жа­лы с глу­бо­кой гра­ви­ро­в­кой, чер­не­ни­ем, рез­ной ко­стью рас­хо­дят­ся по все­му ми­ру. В экс­по­зи­ции бы­ли пред­став­ле­ны ору­жие и па­ра­д­ная по­су­да, уни­каль­ные са­б­ля и кин­жал, вы­пол­нен­ные ма­сте­ром в од­ном сти­ле: на од­ной сто­ро­не – клас­си­че­ские рас­ти­тель­ные узо­ры, на дру­гой вы­гра­ви­ро­ва­ны цве­точ­ные ро­зет­ки. Свое ма­стер­ство он пе­ре­да­ет сы­ну Ма­го­ме­ду, про­дол­жая ве­ко­вые тра­ди­ции се­мьи.

Вы­став­ка по­ка­за­ла очень ва­ж­ный ас­пект раз­ви­тия юве­ли­р­но­го ис­кус­ства – пре­е­м­ствен­ность по­ко­ле­ний зна­ме­ни­тых ку­ба­чин­ских ма­сте­ров. Ее осо­бен­но­стью ста­ло то, что боль­шая часть экс­по­на­тов (90%) бы­ли из част­ных кол­лек­ций, и зри­тель имел воз­мо­ж­ность уви­деть на­сто­я­щие ше­дев­ры юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, на­хо­дя­щи­е­ся вне му­зей­но­го со­бра­ния.

[ dagpravda.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->