Каким в России быть обороту облагороженных камней? Часть 2

Раздел: Драгоценные камни
06 августа 2014 г.

Владимир Збойков

Итак, бег­лый об­зор Gemstone book CIBJO вы­яв­ля­ет се­рьез­ные не­со­от­вет­ствия пра­вил рос­сий­ско­го обо­ро­та цвет­ных юве­лир­ных кам­ней пра­ви­лам, из­ло­жен­ным в ре­ко­мен­да­ци­ях CIBJO. Прав­да, ре­ко­мен­да­ции CIBJO ука­зы­ва­ют, что ес­ли в ка­кой-ли­бо стра­не на­ци­о­наль­ные пра­ви­ла ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­во­го обо­ро­та кам­ней от­ли­ча­ют­ся от пра­вил, ре­ко­мен­до­ван­ных CIBJO, то при­ме­ня­ют­ся на­ци­о­наль­ные и CIBJO не про­ти­вит­ся.
Это так, од­на­ко наш Ми­нистр фи­нан­сов на май­ском мос­ков­ском Кон­грес­се CIBJO ска­зал, что мы го­то­вы уточ­нять, кор­рек­ти­ро­вать на­ше пра­во­вое по­ле с уче­том тре­бо­ва­ний Кон­грес­са, ид­ти на со­вер­шен­ство­ва­ние на­ше­го за­ко­но­да­тель­ства. И со­гла­сил­ся, что в «Си­няя кни­га» CIBJO яв­ля­ет­ся един­ствен­но при­знан­ной в ми­ре си­сте­мой, пусть и доб­ро­воль­ной, но си­сте­мой, ко­то­рая за­да­ет стан­дар­ты от­рас­ли.

Ка­кие же глав­ные не­со­от­вет­ствия ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­во­го обо­ро­та цвет­ны­ми юве­лир­ны­ми кам­ня­ми нам нуж­но скор­рек­ти­ро­вать, что­бы при­бли­зить­ся к тре­бо­ва­ни­ям Gemstone book?

1. Ни о ка­кой уни­фи­ка­ции на­ших пра­вил обо­ро­та цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней с Gemstone book CIBJO не мо­жет быть и ре­чи, по­ка мы, как буд­то бы имея в ви­ду од­но и то же, на са­мом де­ле го­во­рим о раз­ных объ­ек­тах ре­гу­ли­ро­ва­ния.

По­про­бу­ем най­ти в ре­ко­мен­да­ци­ях CIBJO ана­ло­ги не­ко­то­рым клю­че­вым по­ня­ти­ям из рос­сий­ской от­рас­ле­вой нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы:

Тер­мин В рос­сий­ской нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зе В ре­ко­мен­да­ци­ях CIBJO
1. «Дра­го­цен­ные кам­ни». Про­пи­са­ны пря­мо в 41-ФЗ, все­го 7 на­име­но­ва­ний:
при­род­ные ал­маз, ру­бин, сап­фир, алек­сан­дрит, изу­мруд, жем­чуг и при­рав­нен­ные к ним уни­каль­ные об­раз­цы ян­та­ря.
Вы­де­ле­ния дан­ных объ­ек­тов нет. Дан­ные объ­ек­ты вхо­дят ча­стич­но в ка­те­го­рию Gemstones (и­ли Precious stones) – это ал­маз, ру­бин, сап­фир, алек­сан­дрит, изу­мруд, и ча­стич­но – в ка­те­го­рию Organic substances – это жем­чуг и ян­тарь.
Осо­бен­ность тор­го­во­го обо­ро­та дра­го­цен­ных кам­ней. За­пре­ще­на про­да­жа фи­зи­че­ским ли­цам, хра­не­ние у фи­зи­че­ских лиц не­об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных кам­ней и об­ра­бо­тан­ных, но не­сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных не­оправ­лен­ных дра­го­цен­ных кам­ней (ста­тья 191 УК РФ) Сво­бод­ный тор­го­вый обо­рот кам­ней всех 7 на­име­но­ва­ний.
2. «Сер­ти­фи­ци­ро­ван­ные дра­го­цен­ные кам­ни» В 41-ФЗ это ор­га­нен­ные не­оправ­лен­ные дра­го­цен­ные кам­ни с пра­вом сво­бод­но­го обо­ро­та у фи­зи­че­ских лиц. Вы­де­ле­ния дан­ных объ­ек­тов нет.
Осо­бен­ность тор­го­во­го обо­ро­та сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных дра­го­цен­ных кам­ней­ Сво­бод­ный тор­го­вый обо­рот. Для сво­бод­но­го обо­ро­та лю­бых Gemstones (и­ли Precious stones) в об­ра­бо­тан­ном, так и не­об­ра­бо­тан­ном ви­де, сер­ти­фи­кат не тре­бу­ет­ся.
3. «По­лу­дра­го­цен­ные кам­ни» Про­пи­са­ны в ря­де под­за­кон­ной нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы. Вы­де­ле­ния дан­ных объ­ек­тов нет. Но пе­ре­во­дом по су­ще­ству мо­жет слу­жить тер­мин Semi preciouse stone.
Осо­бен­ность тор­го­во­го обо­ро­та по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней. Сво­бод­ный тор­го­вый обо­рот. Не­до­пу­сти­мо вы­де­ле­ние та­кой груп­пы кам­ней, т.к. тер­мин Semi preciouse stone за­ве­до­мо вво­дит по­ку­па­те­ля в за­блуж­де­ние.
4. «Юве­лир­ные кам­ни» Вы­де­ле­ния дан­ных объ­ек­тов в нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зе нет – сю­да вхо­дят сво­бод­но об­ра­ща­е­мые по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни и ор­га­ни­че­ские ма­те­ри­а­лы и дра­го­цен­ные кам­ни (в­клю­чая дра­го­цен­ные ор­га­ни­че­ские ма­те­ри­а­лы – жем­чуг и ян­тарь с огра­ни­чен­ным и ча­стич­но огра­ни­чен­ным об­ра­ще­ни­ем. Это еди­ная вы­де­лен­ная ка­те­го­рия всех Gemstones (и­ли Precious stones) плюс ка­те­го­рия Organic substances – бо­лее 120 на­име­но­ва­ний.
Осо­бен­но­сти тор­го­во­го обо­ро­та юве­лир­ных кам­ней. Огра­ни­чен­ный для дра­го­цен­ных кам­ней и сво­бод­ный для по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней. Сво­бод­ный тор­го­вый обо­рот.
5. «Обла­го­ро­жен­ные кам­ни». Вы­де­ле­ния дан­ных объ­ек­тов в нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зе нет. Modified gemstones - это еди­ная вы­де­лен­ная ка­те­го­рия всех обла­го­ро­жен­ных кам­ней.
Осо­бен­но­сти тор­го­во­го обо­ро­та обла­го­ро­жен­ных кам­ней. По фак­ту тор­го­вый обо­рот огра­ни­чен­ный для дра­го­цен­ных кам­ней и сво­бод­ный для по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней. Обо­рот сво­бод­ный, но в тор­го­вом обо­ро­те обя­за­тель­ное ука­за­ние фак­та и спо­со­ба обла­го­ра­жи­ва­ния.
6. «Искус­ствен­ные про­дук­ты» Вы­де­ле­ния дан­ных объ­ек­тов в нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зе нет. Artificial products вы­де­ле­ны в от­дель­ную ка­те­го­рию.
Осо­бен­но­сти тор­го­во­го обо­ро­та ис­кус­ствен­ных про­дук­тов. Обо­рот ис­кус­ствен­ных про­дук­тов за­ви­сит от кон­крет­но­го объ­ек­та – так, для ком­по­зи­тов - ру­би­нов с за­пол­не­ни­ем стек­лом - он огра­ни­чен­ный (как для при­род­ных ма­те­ри­а­лов), в дру­гих слу­ча­ях сво­бод­ный. Обо­рот сво­бод­ный, но в тор­го­вом обо­ро­те обя­за­тель­ное ука­за­ние кон­крет­ной груп­пы.


Как вид­но из таб­ли­цы, сов­па­де­ний «у них и у нас» нет ни в чем. Бо­лее то­го, ни о ка­ком сов­па­де­нии по­ня­тий не мо­жет быть и ре­чи, ес­ли «о­пу­стить­ся» до при­во­ди­мо­го пе­реч­ня на­име­но­ва­ний кам­ней но­мен­кла­ту­ры Gemstones (и­ли Precious stones) в Gemstone book у CIBJO и в рос­сий­ском ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»: это бо­лее 120 на­име­но­ва­ний в Gemstone book про­тив 7 на­име­но­ва­ний в на­шем за­ко­не!

Пе­ри­о­ди­че­ски «го­ря­чие го­ло­вы» пред­ла­га­ют рас­ши­рить наш спи­сок дра­го­цен­ных кам­ней в 41-ФЗ, вплоть до пол­но­го спис­ка Gemstones и Organic substances из но­мен­кла­ту­ры Gemstone book. То­гда в Рос­сии дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми ста­ли бы, на­при­мер, та­кие ми­не­ра­лы, как апа­тит, каль­цит и тальк. Гипс и по­ле­вой шпат.

Бе­з­услов­но, стрем­ле­ние уни­фи­ци­ро­вать пра­ви­ла ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­во­го обо­ро­та юве­лир­ных кам­ней с ре­ко­мен­да­ци­я­ми CIBJO бы­ло бы очень по­лез­но для раз­ви­тия рос­сий­ско­го рын­ка юве­лир­ных из­де­лий. И для раз­ви­тия до­бы­чи ши­ро­кой но­мен­кла­ту­ры при­род­ных юве­лир­ных кам­ней. Но уни­фи­ка­цию пра­ви­ла ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­во­го обо­ро­та на­чи­нать, ве­ро­ят­но, все же нуж­но не с де­та­лей и осо­бен­но­стей ре­гу­ли­ро­ва­ния, а с ба­зо­вых ос­нов – со­зда­ния пол­ной сво­бо­ды тор­го­во­го обо­ро­та всех юве­лир­ных кам­ней в Рос­сии, или хо­тя бы – за ис­клю­че­ни­ем обо­ро­та ал­ма­зов (брил­ли­ан­тов).

Об­суж­дать вве­де­ние в рос­сий­скую нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу но­вых под­хо­дов, де­та­ли­зи­ру­ю­щих тор­го­вый обо­рот при­хо­дит­ся с огляд­кой на важ­ней­ший фак­тор: ста­нет ли обо­рот от­дель­ных кам­ней сво­бод­ным, или он оста­нет­ся огра­ни­чен­ным? Или на­о­бо­рот: оста­нет­ся ли по­сле но­во­вве­де­ний огра­ни­чен­ным обо­рот ка­ких-то по­зи­ций, се­го­дня от­но­си­мых к дра­го­цен­ным кам­ням, или он ока­жет­ся на сво­бо­де?

Ведь са­ма суть Gemstone book – это со­зда­ние са­мой бла­го­при­ят­ной сре­ды для раз­ви­тия рын­ка юве­лир­ных кам­ней и из­де­лий с ни­ми. В ре­ко­мен­да­ци­ях CIBJO ни­где не идет речь о «за­щи­те по­ку­па­те­лей», но лейт­мо­ти­вом про­смат­ри­ва­ет­ся за­бо­та о пол­но­цен­ном ин­фор­ми­ро­ва­нии по­ку­па­те­ля.

На пер­вый взгляд, «за­щи­та по­ку­па­те­ля» и «ин­фор­ми­ро­ва­ние по­ку­па­те­ля» - это од­но и то же. На са­мом де­ле, нет: за­щи­щать по­ку­па­те­ля у нас бе­рут­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры, в то вре­мя, как за ру­бе­жом по­ку­па­те­лей за­щи­ща­ют су­ды, а ин­фор­ми­ру­ют – са­ми про­из­во­ди­те­ли и тор­го­вые ор­га­ни­за­ции, с по­мо­щью та­ких вот объ­еди­не­ний, как CIBJO.

По­это­му ре­ко­мен­да­ции CIBJO, со­здан­ные для доб­ро­воль­но­го ин­фор­ми­ро­ва­ния по­ку­па­те­лей о кам­нях в усло­ви­ях их сво­бод­но­го при­ме­не­ния, в не­ко­то­рых слу­ча­ях мо­гут да­же при­не­сти ре­аль­ный вред раз­ви­тию рын­ка этих са­мых кам­ней при усло­вии жест­ко­го вве­де­ния обя­за­тель­ных норм ин­фор­ми­ро­ва­ния и кон­тро­ли­ру­е­мом го­су­дар­ством обо­ро­те. Осо­бен­но на пер­вых по­рах.

При­мер. Пред­по­ло­жим та­кую си­ту­а­цию. В Рос­сии вве­ли обя­зан­ность ин­фор­ми­ро­вать по­ку­па­те­ля о фак­те и ти­пе обла­го­ра­жи­ва­ния дра­го­цен­ных кам­ней. Круп­ные рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли, есте­ствен­но, ни­ку­да не де­нут­ся и обес­по­ко­ят­ся дан­ной про­бле­мой, и на бир­ках юве­лир­ных из­де­лий вско­ре по­явят­ся ука­за­ния, что дра­го­цен­ный ка­мень был обла­го­ро­жен так-то и так-то.

Но не факт, что про­да­жа кон­тра­банд­но за­ве­зен­ных юве­лир­ных из­де­лий за­ру­беж­но­го про­из­вод­ства бу­дет у нас так­же со­про­вож­дать­ся ука­за­ни­ем фак­та обла­го­ра­жи­ва­ния име­ю­щих­ся в из­де­ли­ях дра­го­цен­ных кам­ней (хо­тя все цвет­ные кам­ни в них на­вер­ня­ка обла­го­ро­же­ны). У ко­го ока­жет­ся пре­иму­ще­ство пе­ред по­ку­па­те­лем, у ко­го по­ку­па­тель при­об­ре­тет укра­ше­ния с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми? И это – не счи­тая то­го, что от­сут­ствие за­трат на ввоз­ную по­шли­ну, а то и НДС, и без то­го да­ет кон­тра­бан­ди­сту су­ще­ствен­ные пре­иму­ще­ства в це­не.

Т.е. ос­нов­ной гнет при­бли­же­ния к стан­дар­там CIBJO на прак­ти­ке ля­жет у нас на чест­но­го про­из­во­ди­те­ля и чест­но­го им­пор­те­ра.

Еще один важ­ный во­прос – от­сут­ствие в Рос­сии обя­за­тель­ных для при­ме­не­ния тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов на обла­го­ра­жи­ва­ние цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней, без ко­то­рых не­воз­мо­жен жест­ко кон­тро­ли­ру­е­мый го­су­дар­ством обо­рот. Раз­ра­ба­ты­вать их до­воль­но дол­го, и до их при­ня­тия вво­дить обя­зан­ность об ин­фор­ми­ро­ва­нии об обла­го­ра­жи­ва­нии юве­лир­ных кам­ней про­сто не­кор­рект­но.

Сле­ду­ю­щий во­прос. Участ­ни­ки мос­ков­ско­го Кон­грес­са CIBJO при­зна­ли, что, на­при­мер, ис­поль­зо­ва­ние бук­вен­ных ин­дек­сов обо­зна­че­ния спо­со­ба обла­го­ра­жи­ва­ния юве­лир­ных кам­ней, при­ме­ня­ет­ся да­ле­ко не все­ми в ми­ре. По су­ти – лишь не­ко­то­ры­ми чле­на­ми CIBJO. Ну, не хо­тят, и лад­но – пло­хие тор­гов­цы, не за­бо­тят­ся о по­ку­па­те­ле. Но ведь у нас вве­де­ние тех или иных пра­вил ста­нет обя­за­тель­ным. Что не­из­беж­но при­ве­дет к до­пол­ни­тель­ным за­тра­там чест­ных про­из­во­ди­те­лей и им­пор­те­ров. Це­ны юве­лир­ных из­де­лий при этом воз­рас­тут, де­лая бо­лее при­вле­ка­тель­ны­ми по­куп­ки юве­лир­ных из­де­лий на­ши­ми граж­да­на­ми во вре­мя по­се­ще­ния за­ру­беж­ных стран.

Во­прос за­трат на об­слу­жи­ва­ния ин­фор­ми­ро­ва­ния о фак­те, а тем бо­лее – спо­со­бе обла­го­ра­жи­ва­ния – это фун­да­мен­таль­ная про­бле­ма воз­мож­но­го вве­де­ния обя­за­тель­но­го ин­фор­ми­ро­ва­ния об обла­го­ра­жи­ва­нии в Рос­сии. Кто бу­дет про­во­дить гем­мо­ло­ги­че­скую экс­пер­ти­зу им­пор­ти­ру­е­мых цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней, что­бы впи­сать тип обла­го­ра­жи­ва­ния кам­ней в бир­ки юве­лир­ных из­де­лий? А они у нас все им­пор­ти­ру­е­мы­е… Не важ­но, вво­зят­ся го­то­вые юве­лир­ные из­де­лия, или про­сто дра­го­цен­ные кам­ни для рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей юве­лир­ных из­де­лий – на­вер­ня­ка ин­фор­ма­ции об обла­го­ра­жи­ва­нии дра­го­цен­ных кам­ней от по­став­щи­ка по­про­сту не­т!

Меж­ду про­чим, в са­мом CIBJO ви­дят не­об­хо­ди­мость ра­зум­ных огра­ни­че­ний в рас­про­стра­не­нии ин­фор­ми­ро­ва­ния об обла­го­ра­жи­ва­нии. На мос­ков­ском кон­грес­се CIBJO г-н Nilam Alawdeen, пре­зи­дент Ко­мис­сии по цвет­ным кам­ням, об­суж­дая бук­вен­ные ко­ды для обо­зна­че­ния ти­па обла­го­ра­жи­ва­ния юве­лир­ных кам­ней, за­ме­тил, что хо­тя участ­ни­ки рын­ка обя­за­ны да­вать пол­ное рас­кры­тие ин­фор­ма­ции об обла­го­ра­жи­ва­нии юве­лир­ных кам­ней, но ино­гда не прак­тич­но ин­фор­ми­ро­ва­ние об обла­го­ра­жи­ва­нии на ин­вой­сах и сче­тах.

На­ко­нец, наи­худ­шим сце­на­ри­ем вве­де­ния в Рос­сии обя­за­тель­но­го ин­фор­ми­ро­ва­ния по­ку­па­те­лей об обла­го­ра­жи­ва­нии дра­го­цен­ных кам­ней мо­жет стать «кри­вое» вос­про­из­ве­де­ние у нас ре­ко­мен­да­ций CIBJO. Так, из­вест­ная ини­ци­а­ти­ва АК АЛРОСА при­знать обла­го­ро­жен­ные кам­ни син­те­ти­че­ски­ми (ис­кус­ствен­ны­ми), воз­мож­но, идет от от­не­се­ния в Gemstone book к ис­кус­ствен­ным про­дук­там (Artificial products) ре­кон­стру­и­ро­ван­ных кам­ней (из при­род­ных ма­те­ри­а­лов) и ком­по­зи­тов, к ко­им в CIBJO от­нес­ли ру­би­ны, за­пол­нен­ные стек­лом.

И ес­ли та­кие ру­би­ны, за­пол­нен­ные стек­лом, и прав­да со­став­ля­ют се­го­дня ед­ва ли не весь наш ру­би­но­вый ры­нок, то в чем же про­ви­ни­лись при­род­ные изу­мру­ды, про­пи­тан­ные мас­ла­ми и смо­ла­ми, или при­род­ные гре­тые сап­фи­ры? Они-то уж точ­но при­род­ны­е…

И по­след­нее. За­прет ука­зы­вать на­име­но­ва­ния, со­звуч­ные с на­име­но­ва­ни­я­ми при­род­ных дра­го­цен­ных кам­ней у кам­ней син­те­ти­че­ских, аб­со­лют­но ра­зу­мен и не вы­зы­ва­ет со­мне­ний. Так, очень пра­виль­но ука­зы­вать на бир­ке не ка­кой-ни­будь «куль­ти­ви­ро­ван­ный сап­фир», а нуж­но пи­сать чест­но – «син­те­ти­че­ски ко­рунд». Но вот ес­ли при­рав­нять и сме­шать вме­сте обла­го­ро­жен­ные кам­ни и син­те­ти­че­ские, да еще и за­пре­тить пи­сать у обла­го­ро­жен­ных кам­ней их ис­тин­ные на­зва­ния, так в Рос­сии точ­но не оста­нет­ся в из­де­ли­ях цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней. Ни в из­де­ли­ях рос­сий­ско­го про­из­вод­ства, ни в им­порт­ных. Ведь они прак­ти­че­ски все обла­го­ро­же­ны.

Вы­вод. Луч­ший вы­ход из си­ту­а­ции, как уже пи­са­лось ра­нее – вы­вод всех цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней из-под дей­ствия ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях». И пе­ре­име­но­ва­ние за­ко­на в ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и ал­ма­зах». Это был бы наи­луч­ший путь уни­фи­ка­ции с ре­ко­мен­да­ци­я­ми CIBJO, че­го так хо­тел Ми­нистр фи­нан­сов Рос­сии.

Но на­де­ять­ся на это прак­ти­че­ски не при­хо­дит­ся. По­это­му в ча­сти уни­фи­ка­ции тор­го­во­го обо­ро­та цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней к ре­ко­мен­да­ци­ям CIBJO оста­ет­ся вы­бор сре­ди худ­ше­го: быст­рое или мед­лен­ное вве­де­ние ин­фор­ми­ро­ва­ния по­тре­би­те­лей об обла­го­ра­жи­ва­нии цвет­ных кам­ней в усло­ви­ях жест­ко­го гос­кон­тро­ля. Опять же – луч­ше – доб­ро­воль­но­го ин­фор­ми­ро­ва­ния. Но так в Рос­сии не бы­ва­ет – у нас, по­че­му-то, все не­лег­кое ста­но­вить­ся обя­за­тель­ным.

По­это­му од­на на­деж­да – вве­де­ние ин­фор­ми­ро­ва­ния об обла­го­ра­жи­ва­нии бу­дет ве­стись очень не­спеш­но и про­ду­ман­но в де­та­лях. Луч­ше в де­ле уни­фи­ка­ции сде­лать мень­ше, да луч­ше...

[ Ювелирные Известия ]

  • 07 августа 2014 г.:

    С нетерпением ждём очередного безумного бреда Сергея. А может это всего лишь тролинг и развлекуха? А то, если не так, уж больно тяжёлый диагноз. А человек и читать, и писать умеет.

  • 07 августа 2014 г.:

    С каких пор доктора читают ювелирные известия? Какая у Вас, "Виктор" специализация? Вы облагораживаете камни из почек?

  • 07 августа 2014 г.:

    Я облагораживаю ювелирные камни. А специализация у меня - изумруды. Вы, Сергей, так стараетесь. И опять пальцем в небо. Если бы не не эдакие понты, глядишь, и толк бы какой был. Кстати. Может своей специализацией поделитесь? Или у Вас сплошная секретность.

  • 07 августа 2014 г.:

    Коллеги, мы с вами обсуждаем достаточно серьезные вопросы на отраслевом сайте. Призываю все стороны отказаться от выпадов в адрес друг друга и от ярких эпитетов.
    Вряд ли случайные люди заходят на этот сайт - здесь только участники рынка.
    Интересы, которые отстаивает тот или иной участник рынка, его терминологический набор - говорят сами за себя, лучше визитной карточки.
    Таким образом анализируя посты, абсолютно ясно, что Сергей - представитель регулятора. Регулятор у нас Минфин и его структура - Пробирная палата. Здесь все ясно. Теоретически Сергей мог бы быть силовиком, специализирующемся на отраслевой тематике, но по контексту постов - все же от регулятора. Поэтому я предложил бы Сергею "не шифроваться", а под своей фамилией открыто отстаивать точку зрения регулятора. Это будет и честно, и полезно для дела.
    А Виктор, естественно - противоположная сторона, бизнес. И его интересы тоже совершенно понятны. Однако заметим - Виктор, как предприниматель, может работать и продавать свой товар не только в России, но и в других странах. Что и делает с большим успехом. Т.е. он мог бы забить на все нюансы нашего законодательства и жить себе припеваючи за бугром. Но - он искренне переживает за нашу страну, за отрасль. И потому он пишет свои посты.
    А вот Сергей, как чиновник, жестко "привязан" к своему ведомству, и не имеет той свободы мышления, что есть у Виктора. Сергей, как пулеметчик, цепью прикованный к своему пулемету... Его можно понять и на него не стоит обижаться.
    Короче, давайте все обсуждать продуктивно, стараясь дистанцироваться от личных интересов в пользу дела.
    Всем удачи!

  • 07 августа 2014 г.:

    А с медициной вы как связаны? Вопрос не праздный. Вы ставите "диагнозы", отвечаете на заданные не Вам вопросы.

    Интересует вопрос вывода цветных камней из под "опеки" закона. Так и скажите: Я не могу полноценно заниматься нужным делом, потому что... Предложите разумную взвешенную редакцию пунктов закона, касающихся облагороженных камней. Поддакивая автору, голосуете за свой "шкурный" интерес и хаос.
    "Клеить" камни меньше 30 "соток" нет экономического смысла. Покупатель покупает зеленую стекляшку в 0,07 карата под биркой "изумруд", мутную и забитую, и считает что у него есть кольцо с изумрудом. И больше не хочет покупать изумруд. В ваших же интересах, навести порядок на рынке.
    Продвиньтесь сами и продвиньте страну, в которой живете, вперед, дальше чем кто-либо в мире. "Завтра" иностранцы приедут в Россию за вашими камнями. А позиция автора - о "богах, горшки обжигающих", а нам "презренным" не сметь и пытаться - пораженческая. "Кац предлагает сдаться" - реплика персонажа из фильма 90-х. Автор, наверно, "опять забыл", что есть страны, не добывающие ни одного карата, но продающие сотни килограмм ограненных камней. А "добровольный самоконтроль" не работает ни где в мире - вот это противоречит здравому смыслу.

  • 07 августа 2014 г.:

    А я руковожу фирмой, торгующей цветные драгкамнями (в основном, правда, те, которых нет в законе). И ещё немножечко гранящей. До некоторых пор у меня был филиал на Украине, пока он, к счастью, не воссоединился с Россией вместе с регионом =)

    И вот как раз на Украине, в этой стране с жутким расслоением, внушаемым народом, карнавальной политикой и хаосом во всём, были зоны в законодательстве, которые мне нравились:

    1) В законе о драгкамнях, в качестве драгоценных камней, перечислены почти все ювелирные камни. Т.е. все перемены в законодательстве касаются как рубина, так и хромдиопсида. Это верно, потому что для защиты потребителя не стоит делать каких-то исключений. Хотя, я к необходимости госрегулирования камней (кроме алмазов и янтаря, где госконтроль нужен строгий!) отношусь осторожно (есть за и против), но вот если регулировать или не регулировать, то все ювелирные камни. Кроме, повторюсь, алмазов/бриллиантов и янтаря, тут нужен строгий госконтроль.

    2) Требования поголовной сертификации на Украине не было, положено было что-то в духе "экспертное заключение с параметрами камней иметь на точке" но мы заказывали экспертное заключение на каждый камень (или пару, или гарнитур) из-за крайне выгодных тарифов на уровне 100 рублей за камень. Причём, государством создана сеть из экспертов-геммологов, выдающих заключения для таможни, юрлиц и физлиц в каждом регионе, они более-менее независимы, но выдают заключения по стандартам государственной конторы, проходят там переаттестацию время от времени (фактически, это оплата за право выдавать заключения на бланках строгой отчётности).

    Что важно, профподготовка экспертов от региона к региону, конечно, отличается, но они все опасаются завышать характеристики и ответственно относятся к этому. Это значит, что я, как руководитель фирмы, могу получать документы на свои камни, зная, что коллеге по рынку не напишут какие-то более красивые параметры. Это очень серьёзный фактор, который мешает, например, в России - в Москве поголовно получать документы на камни дорого, а в регионах часто пишут параметры кое-как.

    Т.е. в условиях Украины периода Януковича - честность на рынке это был фактор повышающий конкурентоспособность, плюс ещё и вполне выгодный (даже на раухтопазы с красивой огранкой заказывали мы документы :) ), а в России - наоборот. Потому что покупатель верит и всякой ерунде, типа, "сертификатов с Ибея" и для покупателя всё сертификат, но по-настоящему доверенные экспертные заключения стоят довольно дорого, их невыгодно заказывать для всех камней.

    На Украине, естественно, покупатель ещё более дремуч, но документу от госконторы он верит и, как я написал выше, вполне заслуженно.


    Конечно, там засилье стеклозаполненных рубинов и прочей ерунды, т.е. из-за коррупции и наплевательства не наказываются недобросовестные продавцы, которые вообще продают кое-как, но зато можно выгодно для себя быть добросовестным. Нет отдельного наказания за рубины/сапфиры/александриты, т.е. условия торговли когда смягчаются, то сразу для всех камней. И вот эта сеть экспертов, выдающих во всех регионах дешёвые унифицированные заключения, которая мне понравилась. Хотя сами эксперты зарабатывают копейки. Кстати, можно, при желании, зарегистрировать свою систему и выдавать заключения по ней, ну, как и у нас.

    Другое дело, что это всё замечательно в первую очередь ценой на государственные (т.е. вызывающие доверие) экспертные заключения практически на любой цветной камень, которые в разных регионах может получать кто угодно, т.е. некая унификация критериев камней. Повторюсь, важно, что почти на каждый. Нет там, кажется, сфалеритов только, не помню.

    А вот дальше уже трудности. Если в России ввести гос.требование к независимой экспертизе каждого ювелирного камня (начиная от такого-то веса, скажем), это может привести к созданию "карманных" гем.лабораторий у крупных дилеров и параметры будут уже не столько скрываться от потребителя, сколько искажаться. Т.е. добросовестный торговец будет поставлен в невыгодные условия.

    Вместе с этим, "запроса от народа", т.е. массовой потребности у покупателей в документе на камень - нет. Точнее, это выглядит так:
    - Камень с сертификатом?
    - Азиатских карточек у нас нет, а документ от такой-то московской лаборатории увеличит цену камня на столько-то.
    - Тогда не надо, давайте камень так, с кассовым и товарным чеком, без экспертного заключения.
    Это значит, что если отпустить всё в свободное плавание, то ситуация вряд ли улучшится.

    Как тут защитить потребителя от мусора под видом камней - сложно сказать, нужна в первую очередь пропаганда среди потребителей, чтобы был запрос от них на качественные камни.

    Повторюсь, я бы предпочёл обязательный (от какого-то веса) недорогой документ на каждый камень, но чтобы органы строго следили за тем как и коллеги выполняют правила игры по всей стране, чтобы добросовестность повышала конкурентоспособность, а не наоборот. А такой контроль за торговцами и лабораториями вряд ли получится.

    И, наоборот, если всё свободно продавать, то ситуация тоже не станет лучше для рынка - потребитель в эконом-сегменте, да и в среднем не понимает разницу между сертификатами разных лабораторий и обычно не готов к повышению цены камня за счёт доверенного сертификата/экспертного заключения. Это значит, что просто тем кто торгует мусором, будет его легче и спокойнее продавать. Даже потребитель и чек-то кассовый с товарным чеком обычно не просит, чего там экспертное заключение.

  • 07 августа 2014 г.:

    Вот поясните мне темному человеку с сылкой на нормативку где написано что
    1. «Полудрагоценные камни - --Прописаны в ряде под­законной нормативно-правовой базы. в каких именно актах
    и где в каком закондательном акте есть понятие ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ камней ?

  • 08 августа 2014 г.:

    хотелось бы получить все таки комментарий по тезисам выложенным в табличке, от автора статьи
    1. «Полудрагоценные камни - --Прописаны в ряде под­законной нормативно-правовой базы. в каких именно актах
    и где в каком закондательном акте есть понятие ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ камней ?

  • 08 августа 2014 г.:

    Отвечаю Геннадию (темному человеку), где у нас в нормативно-правовой базе использован термин «полудрагоценные»

    1. Информация Федеральной таможенной службы от 4 февраля 2014 г. “Драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте”
    Группа 71. ЖЕМЧУГ ПРИРОДНЫЙ ИЛИ КУЛЬТИВИРОВАННЫЙ, ДРАГОЦЕННЫЕ ИЛИ ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, МЕТАЛЛЫ, ПЛАКИРОВАННЫЕ ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ, И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ; БИЖУТЕРИЯ; МОНЕТЫ

    2. «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55
    9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.

    3. ПРИКАЗ РОСКОМДРАГМЕТА от 30 октября 1996 г. N 146О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕННЫЕМЕТАЛЛЫ, К ЮВЕЛИРНЫМ
    2. К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации.
    4. К изделиям ювелирной галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.
    5. К изделиям металлической галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.

    Достаточно?

  • 08 августа 2014 г.:

    Кириллу:
    Я бы считал так: не надо "защищать" потребителя. На него никто не нападает. Нужно защищать не потребителя, а его права потреблять свободно, с правом выбора. И нужно помогать делать этот выбор осознанно. Т.е. потребителя нужно информировать. Информированный потребитель может по доброй воле осознанно предпочеть дешевый "мусор", и это будет его право выбора.
    Еще раз: потребитель должен иметь выбор, это его законное право. И это право - право выбора - нужно защищать. Производители, импортеры, торговля должны ему помогать делать этот выбор более осознанно, честно и подробно информируя о продукте. И если кто-то из этой троицы делает это нечестно или не делает вовсе - то потребитель должен знать - этот "кто-то" - поступает плохо. И опять же - должно быть право выбора у потребителя: покупать товар у этого "плохого", или пойти в другое место, купить другой товар и т.д. Я хочу сказать, что даже информирование не должно потребителю навязываться. Информирование должно потребителю предлагаться. Исключение - это когда отсутствие информации о товаре чревато опасностью для здоровья и жизни. Думаю, право выбирать - нужна потребителю информация о товаре, или не нужна - это тоже должно быть право потребителя, и это право тоже нужно защищать.
    Приведу пример. Случайно увидел у знакомой новое кольцо. Она думала - с природным александритом, и купила совсем недорого. Разочаровал ее, сообщив, что это обман - это синтетический ванвдиевый корунд с реверсом цвета. И что же? Она озлобилась, и сказала, что не просила меня портить ей настроение. А кольцо она все равно будет носить и верить, что это настоящий александрит. И что не желает знать о нем правду. Что ж, есть у нее такое право - не желать знать правду о товаре...
    А вот бизнес - он не свободен. Бизнес вынужден выполнять многочисленные предприсания самых разных документов и органов. Вот его-то, бизнес, как раз и нужно защищать. Защищать бизнес нужно от засилия всевозможных предприсаний и обязанностей.

  • 08 августа 2014 г.:

    Добавлю для Геннадия - само "тело" важнейшего для ювелирной торговли Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81:
    VII. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
    61. Продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведенных в Российской Федерации, так и ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).
    Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

  • 08 августа 2014 г.:

    Запрет на сбор коллекционных драгоценных и полудрагоценных камней

    Для сбора коллекционных минералов требуется лицензия. Но с января 2010 года такую лицензию на сбор не только драгоценных, но и «полудрагоценных» камней получить стало невозможно. Порядок выдачи лицензий на сбор коллекционного материала регламентируется Приказом Минприроды от 29.11.2004 г. № 711 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов». Документ этот утверждает «порядок».

    Так вот, этот «порядок» в 2004 году, сразу после отмены валютного статуса у драгоценных камней, не содержал ограничений. Но затем Минприроды РФ издало Приказ от 10.09.2008 г. № 211, по которому запретили сбор геологических коллекционных материалов, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни.

    А в прошлом году Приказом Минприроды РФ от 19.01.2010 г. № 12 запрет на сбор коллекционных образцов получили и «полудрагоценные» камни.

  • 09 августа 2014 г.:

    Вопрос Геннадия написан так:
    "в каких именно актах и где в каком закондательном акте есть понятие ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ камней ?"
    Ответы не содержат полной информации. Так как, все перечисленные акты не являются законодательными актами.

    Успехов "в борьбе с мельницами".

  • 09 августа 2014 г.:

    Владимир, история про синт.корунд с реверсом цвета и негативную реакция на правду - это, согласен, типичнейший случай! Причём, именно что негативная реакция часто!

    Вот Вы хорошо знаете про такую "консервацию невежества" и, при этом, несколько идеализируете у потребителя способность выбирать :) Я-то как раз считаю, что часто потребитель из-за недоинформированности имеет только мнимую свободу выбора и как раз роль государства не подавлять игроков, а именно регулировать выполнение правил игры. Хороший пример это регулирование кредитного рынка - от невыгодного кредита тоже никто не умирает, но лучше ограничивать бизнес и, параллельно с этим, улучшать финансовую грамотность потребителя.

    Смотрите, через какой механизм бизнес будет принужден точно и честно информировать потребителя?

    "Производители, импортеры, торговля должны ему помогать делать этот выбор более осознанно, честно и подробно информируя о продукте." - совершенно согласен, должны!
    "И если кто-то из этой троицы делает это нечестно или не делает вовсе - то потребитель должен знать - этот "кто-то" - поступает плохо." - совершенно согласен, тут тоже потребитель должен знать об этом!

    Но, вопрос в том - как этого добиться? Вариантов два, либо госпринуждение для бизнеса, либо, наоборот, массовый запрос "снизу", от потребителя.

    Конечно, правильнее запрос снизу, чтобы бизнес был этичным не из страха, а потому что так выгодней. Но для этого такой запрос должен возникнуть, это требуется пропаганда "что такое хорошо и что такое плохо". Вот иногда появляется какой-то материал в духе "не покупайте ерунду на пляже или на иностранных онлайн-аукционах", после этого бывает всплеск осознанных вопросов со стороны потребителей, но он быстро затухает :) Вы же сами, один из немногих, кто занимается, фактически, пропагандой в этой отрасли. И, думаю, отчётливо понимаете как далёк пока потребитель от понимания как выбирать камень.

    Когда этичность бизнеса увеличивает накладные расходы, но и помогает продавать камни дороже, чем менее этичные коллеги - это хорошо, но, в целом, менее этичные коллеги в сумме имеют гораздо большую долю рынка, чем этичные коллеги. И хотя рынок цветных ювелирных камней у нас не очень конкурентный (жёсткая конкуренция есть в эконом-сегменте коммерческой огранки для ювелирных производств), но на фоне неэтичных коллег приходится иногда работать по принципу "спросили - рассказываем", как иностранные дилеры. Чтобы разъяснять особенности уже в диалоге с покупателем. Что, в идеале, конечно, не очень верно.

  • 09 августа 2014 г.:

    Кириллу
    Как приятно общаться с цивилизованным, культурным человеком (это про Вас). Да, Вы во всем сказанном правы. Даже хуже - некоторые участники рынка камней стараются активно пресекать информирование потребителя. В 2007 - 2008 годах я издавал журнал "Рынок самоцветов", успел издать всего три номера. Журнал финансировала Гильдия ювелиров России, через Комитет по ювелирным камням, который возглавлял Богуславский. Но затем он ушел в аффинаж, и финансирование журнала прекратилось...
    Так вот, задача журнала была - информировать как о самих камнях, так и о ценах на них. Акцент был сделан не на конечного потребителя, а прежде всего - на производителей ювелирных изделий.
    И что же? За столь короткий срок, я получил три угрозы в адрес редакции - с требованиями прекратить публиковать цены на камни. Пиши, говорили, что хочешь, кроме цен. И это - про журнал для ювелиров, а не потребителей готовых изделий. И это при том, что публикуемые индексы я получал от зарубежных компаний, без проблем работающих по всему миру!

    Рынок, на котором драгоценные камни для физлиц находятся практически в зоне криминала - это тупик для его развития. Представляете, как Виктор мог бы продавать крнисталлы изумрудов, полученные из грошового малышевского берилла, в качестве сувениров на Олимпиаде в Сочи? Если бы еще и назвать изумруд Национальным камнем России! Я тогда разговаривал с одним чиновником, занимавшемся сувенирной продукцией по Олимпиаде. На вопрос - а проблем не будет? я ответил честно - будут. Нужно пробивать разрешение, фактически, в нынешней трактовки - исключение из закона. Хотя бы на период Олимпиады. Ответ был простой - вот вы предлагаете, вы и пробивайте...
    К сожалению, у энтузиастов в борьбе за развитие рынка силы с оппонентами очень не равны. Регулятор защищает то, что у него уже имеет. Бизнес же должен защищать то, что может быть, появится. Да еще и не известно, кто вперед вырвется, а кто так ничего и не получит. Не та мотивация... Вот и результат - двадцать с лишним лет капитализма, а в сфере оборота драгкамней - разгар совка. Причем на фоне всеобщего "закручивания гаек" шансы на здравый смысл и вовсе призрачные.
    Заметьте: "Сергеи" не утруждают себя аргументацией своих позиций. Зато если и опускаются до диалога, то прото хамят.
    Понимаете, Кирилл, я не против разумного госрегулирования. Для того ведь государство и существует - регулировать происходящие в нем процессы, в том числе в сферах экономики. Но ведь здесь должно быть все, как, по идее, в честном суде: две равноправные стороны. Регулятор с одной стороны, бизнес с другой. Депутатский корпус и президент - в роли судьи. Все стороны выслушиваются и судья принимает разумное решение.
    А у нас как? Кто имеет прочнее связи с Правительством, тот фактически и диктует правила госрегулирования. В нашей сфере (цветные камни) у регулятора, силовиков таких связей на сто порядков больше, чем у слабенького отраслевого бизнеса. Одна надежда - на общественные организации. Но все равно силы не равны остаются. Какие уж тут надежды на то, что вводимые нормы окажутся полезными для бизнеса... А ведь если бизнесу будет плохо, Вы же прекрасно понимаете, не будет развития рынка.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->