В драгоценной оправе любви

Раздел: Выставки
17 февраля 2012 г.

Ар­ти­ст, сво­бод­ный че­ло­век, ху­дож­ник. Вла­ди­мир Те­ре­щен­ко - ка­ва­лер ор­де­на Перх­и­на, ко­то­рым фонд име­ни Кар­ла Фа­бер­же на­граж­да­ет луч­ших оте­че­ствен­ных юве­ли­ров. Про­из­ве­де­ния его хра­нят­ся в со­бра­ни­ях круп­ней­ших му­зеев стра­ны, в част­ных кол­лек­ци­ях, в том чис­ле за ру­бе­жом. Мо­гут по­зна­ко­мить­ся с ра­бо­та­ми ав­то­ра и се­ве­ря­не: в вы­ста­воч­ном за­ле при биб­лио­те­ке име­ни Гла­ди­ной от­кры­лась сов­мест­ная экс­по­зи­ция Вла­ди­ми­ра Те­ре­щен­ко и Та­тья­ны Алек­се­е­вой «Юве­лир­ные про­из­ве­де­ния ма­сте­ров Рос­сии». Итак, ху­дож­ни­ки, ваш вы­ход!

Сво­бо­да и твор­че­ство


Ду­маю, Вла­ди­мир Ива­но­вич по­явил­ся бы в чер­ной шля­пе, как на од­ной из фо­то­гра­фий в се­мей­ном ар­хи­ве. А мо­жет, без шля­пы, но с перст­нем соб­ствен­ной ра­бо­ты - из не­ко­ей древ­ней мо­не­ты. Он ар­тист сво­е­го де­ла и зна­ет, как луч­ше пред­стать пе­ред пуб­ли­кой. Про­фес­си­о­наль­ная куль­ту­ра, ар­ти­стизм, ин­ди­ви­ду­аль­ность ху­до­же­ствен­но­го по­чер­ка, как и ри­сун­ка соб­ствен­ной жиз­ни, всем этим Те­ре­щен­ко вла­де­ет лег­ко и в пол­ной ме­ре, в та­кой же ме­ре обес­пе­чи­вая се­бе сво­бо­ду. Го­во­рит, что имен­но сво­бо­да ста­ла ко­гда-то опре­де­ля­ю­щей при­чи­ной вы­бо­ра ре­месла.

Судь­ба по­ми­мо та­лан­та пре­под­нес­ла ему еще один по­да­рок - встре­чу с Та­тья­ной Алек­се­е­вой. Жизнь и твор­че­ство юве­ли­ров-про­фес­си­о­на­лов с тех пор свя­за­ны не­раз­рыв­но.

Апа­тит­ча­нам по­вез­ло: имен­но их го­род стал род­ным для ма­сте­ров, при­е­хав­ших в Коль­ское За­по­ля­рье в 60-х го­дах. Те­перь Та­тья­на Ев­ге­ньев­на боль­ше вре­ме­ни про­во­дит в Пе­тер­бур­ге, чем в Апа­ти­тах, од­на­ко эти креп­кие ни­ти не об­ры­ва­ют­ся.

И сей­час она в Се­вер­ной сто­ли­це, вы­став­ка же юве­лир­но­го ис­кус­ства по­свя­ще­на ее юби­лею. Вот юный про­филь Та­тья­ны Алек­се­е­вой за­пе­чат­лен ак­ва­ре­лью мно­го лет на­зад му­жем. («Е­дин­ствен­ная кар­ти­на в жиз­ни, ко­то­рую я на­пи­сал», - го­во­рит он.) И сно­ва узна­ва­е­мый си­лу­эт - те­перь уже в ви­де руч­ки из бе­ре­зо­во­го ка­па на тро­сти чер­но­го де­ре­ва. Ра­зу­ме­ет­ся, в ис­пол­не­нии Вла­ди­ми­ра Те­ре­щен­ко. Од­на­ж­ды этот же устрем­лен­ный на­встре­чу бу­ду­ще­му про­филь с раз­ве­ва­ю­щи­ми­ся во­ло­са­ми ху­дож­ник уви­дел, рас­пи­лив ку­сок крем­ния... Жен­щи­на его жиз­ни - во всем, что окру­жа­ет ма­сте­ра.

Не­ис­ся­ка­е­мое вдох­но­ве­ни­е


На­вер­ное, имен­но аль­янс су­деб и твор­че­ства да­ет обо­им ма­сте­рам не­ис­ся­ка­е­мое вдох­но­ве­ние. Вме­сте укра­ша­ют ин­те­рье­ры, про­ек­ти­руя и со­зда­вая люст­ры, пан­но, ба­ге­ты, да­же двер­ные фи­лен­ки, вы­пол­нен­ные в са­мых раз­ных тех­ни­ках. Глав­ное увле­че­ние Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча - это кам­не­рез­ное и юве­лир­ное де­ло, ос­нов­ное на­прав­ле­ние твор­че­ства Та­тья­ны Ев­ге­ньев­ны - то­же юве­лир­ное.

В про­фес­си­о­наль­ной сре­де ее имя свя­зы­ва­ют с воз­рож­де­ни­ем в стра­не дан­но­го ви­да ис­кус­ства в ше­сти­де­ся­тых го­дах про­шло­го ве­ка. А в на­ча­ле пя­ти­де­ся­тых окон­чи­ла она Му­хин­ское учи­ли­ще, где то­гда обу­ча­ли де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­му ис­кус­ству аж во­семь лет, вы­пус­кая про­фес­си­о­на­лов вы­со­чай­ше­го клас­са. Оформ­ле­ние стан­ций Мос­ков­ско­го мет­ро­по­ли­те­на, на­при­мер, их рук де­ло. В то вре­мя еще не при­ду­ма­ли для этой про­фес­сии на­зва­ния «ди­зай­нер».

Все, что бы­ло со­зда­но за дол­гие го­ды, и не пе­ре­чис­лить - га­зет­ной пло­ща­ди, по­жа­луй, не хва­тит. Дай бог охва­тить взгля­дом то, чем мож­но по­лю­бо­вать­ся сей­час в вы­ста­воч­ном за­ле. Это пло­ды сов­мест­но­го твор­че­ства. Ком­по­зи­ция «По­свя­ще­ние Пуш­ки­ну», на­пер­сток «Три де­ви­цы под ок­ном», перст­ни «Ари­на Ро­ди­о­нов­на» и «Пи­ко­вая да­ма», брошь «Пе­ро по­эта», пер­стень «Зо­ло­тая рыб­ка». Ис­поль­зо­ва­ны аме­ти­ст, то­паз, неф­рит, пер­ла­мутр, рос­пись по де­ре­ву, се­ребро, зо­ло­то.

А это по­свя­ще­ние Ио­ган­ну Штра­у­су - зо­ло­то, се­ребро, дра­го­цен­ные кам­ни: фрак ма­эст­ро, ве­шал­ка для фра­ка, брошь в ви­де скрип­ки, брошь «П­ю­питр», стой­ка для зон­ти­ков, зон­тик и тро­сть… Есть и по­свя­ще­ние Шо­ста­ко­ви­чу: грив­на «Ка­мер­тон» из ме­тал­ла и гор­но­го хру­ста­ля, ми­ни­а­тюр­ное пан­но «Б­ло­кад­ный Ле­нин­град». Вот на­ряд­ные под­ве­сы, в ко­то­рых обыг­ры­ва­ет­ся при­род­ный ри­су­нок на кам­не - ска­жем, яш­ма, оправ­лен­ная в се­ребро. Это «Кар­тин­ный зал во двор­це Пет­ра III», вот еще двор­цо­вые ок­на...

Это лю­би­мые те­мы ра­бот Та­тья­ны Алек­се­е­вой, дав­но уже про­ком­мен­ти­ро­ван­ные про­фес­си­о­на­ла­ми, - Пе­тер­бург, его зна­ме­ни­тые при­го­ро­ды и их ху­до­же­ствен­ные со­кро­ви­ща. «Этот го­род сфор­ми­ро­вал ее как ху­дож­ни­ка», - утвер­жда­ют ис­кус­ство­ве­ды.

Вот пей­за­жи в ка­ме­ях и под­ве­сах, то­же уви­ден­ные на спи­лах кам­ней.

- Все уже со­зда­но при­ро­дой, твор­цом, мы долж­ны лишь раз­гля­деть это и за­клю­чить в до­стой­ную опра­ву, - так ком­мен­ти­ру­ет мно­гие про­из­ве­де­ния Вла­ди­мир Ива­но­вич.

Ду­ша кам­ня


Труд­но опи­сать их, не яв­ля­ясь ис­кус­ство­ве­дом. «Ку­хон­ный», бы­то­вой язык тут не под­хо­дит, страш­но оца­ра­пать шер­ша­вым сло­вом это во­пло­щен­ное изя­ще­ство. Тем бо­лее, ко­гда зна­ешь, что для обо­их ма­сте­ров их тво­ре­ния - не дань кра­си­во­сти, не про­сто укра­ше­ния.

- Мы ра­бо­та­ем в тех­ни­ке мон­ти­ров­ки, лю­бой эле­мент ком­по­зи­ции вы­пол­ня­ем «вру­ко­паш­ную», - го­во­рит Вла­ди­мир Те­ре­щен­ко. - Каж­дый ка­мень об­ра­бо­тан с осо­зна­ни­ем его зна­чи­мо­сти для со­зда­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния и мак­си­маль­ной поль­зы для пред­по­ла­га­е­мо­го вла­дель­ца.

И до­бав­ля­ет, что со­вре­мен­ное юве­лир­ное мас­со­вое про­из­вод­ство уби­ва­ет все до­сто­ин­ства ок­культ­ных свой­ств, ко­то­рые рань­ше бы­ли не­пре­мен­ной со­став­ля­ю­щей при со­зда­нии аму­ле­та или «жи­ли» в фа­миль­ных дра­го­цен­но­стях. Нет, речь не об ок­куль­тиз­ме, речь о ты­ся­че­лет­нем опы­те (хо­тя не сек­рет, что в эзо­те­ри­че­ской прак­ти­ке по­доб­ные ве­щи ак­тив­но ис­поль­зу­ют­ся и се­год­ня). А еще на­сто­я­щий юве­лир чув­ству­ет ду­шу ми­не­ра­ла. По­то­му ка­мень рас­кры­ва­ет­ся и по­ка­зы­ва­ет ху­дож­ни­ку то, че­го мы ни­ко­гда не раз­гля­дим. Он да­же под­ска­зы­ва­ет ма­сте­ру об­раз и идею про­из­ве­де­ния, а нам, зри­те­лям, эмо­ции и раз­мыш­ле­ния ав­то­ра.

«На­чал «вы­щу­пы­вать» ка­мень», - услы­ша­ла я от Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча та­кое вы­ра­же­ние. Он рас­ска­зы­вал, как ро­ди­лось оче­ред­ное про­из­ве­де­ние из при­не­сен­но­го кем-то кам­ня. То­гда, кста­ти, со­здал свой ав­то­порт­рет. Во­об­ще, ми­ни­а­тюр­ная пла­сти­ка - од­но из силь­ных на­прав­ле­ний в твор­че­стве Те­ре­щен­ко. Сде­лал ав­то­порт­рет и из кам­ня, ко­то­рым сы­ниш­ка как-то пу­лял по лу­жам, по­ка шел в дет­ский сад. А вер­нул­ся ве­че­ром до­мой - отец уже это­го го­лы­ша «о­че­ло­ве­чил». «На ме­ня по­хож ока­зал­ся, - ска­зал ма­стер. - А ты его - в лу­жу!». Ду­маю, по­сле это­го маль­чиш­ка к каж­до­му кам­ню с ува­же­ни­ем стал от­но­сить­ся, вдруг там то­же чья-то ду­ша за­клю­че­на. Толь­ко по­ка­жет­ся ли она, за­ви­сит от то­го, по­па­дет ли ка­мень в ру­ки на­сто­я­ще­му ма­сте­ру.

[ mvestnik.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->