Роберто Коин: «Если рынок трудный - нам это нравится, если он станет невозможным – мы его полюбим!»

Раздел: Ювелиры и компании
10 октября 2011 г.


Член Все­мир­но­го ал­маз­но­го со­ве­та, один из ос­но­ва­те­лей Ким­бер­лий­ско­го про­цес­са, успеш­ный биз­не­смен, из­вест­ный юве­лир­ный бренд, им­пе­ра­тор брил­ли­ан­тов, при­двор­ный юве­лир пе­ви­цы Ма­дон­ны. Все это име­ет од­но на­зва­ние - ма­эст­ро Ро­бер­то Ко­ин (Roberto Coin).

В ран­ней ста­дии сво­ей де­я­тель­но­сти, Ро­бер­то имел успеш­ный го­сти­нич­ный биз­нес, но спу­стя 33 го­да ре­шил по­ме­нять род за­ня­тий и вой­ти в мир мо­ды. Он по­лу­чил зна­ния юве­лир­но­го ис­кус­ства у ве­ли­ких ма­сте­ров.

Сна­ча­ла, в 1977 го­ду, в Ви­чен­це бы­ла от­кры­та фаб­ри­ка по про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий для пре­стиж­ных юве­лир­ных брен­дов. И толь­ко в 1996 го­ду Ро­бер­то Ко­ин ре­ша­ет ос­но­вать свой бренд, ко­то­рый уже в 2003 го­ду ста­но­вит­ся брен­дом № 1 в Ита­лии.

Имен­но Ро­бер­то стал ав­то­ром огран­ки “чен­то” (“cento”), име­ю­щей 100 гра­ней (37 верх­них и 63 ниж­них), что поз­во­ля­ет брил­ли­ан­ту иг­рать сот­ня­ми лу­чей.

Бла­го­да­ря сво­ей це­ле­устрем­лен­но­сти в юве­лир­ном ис­кус­стве он не раз ста­но­вил­ся по­бе­ди­те­лем раз­лич­ных кон­кур­сов и за­слу­жен­но по­лу­чил огром­ное чис­ло пре­стиж­ных меж­ду­на­род­ных на­град, та­ких как “First Basel Awards”, “Platinum Design Awards”, “Gold Trends 2000”, “Couture design awards”, “Gold Virtuosi 2nd Edition” и пре­мия Оскар. Его ком­па­ния се­го­дня боль­ше на­по­ми­на­ет швей­цар­ский банк.

На юве­лир­ной вы­став­ке в Ви­чен­це Ро­бер­то Ко­ин от­ве­тил на во­про­сы кор­ре­спон­ден­та Rough&Polished.

Что зна­чат для Вас сло­ва “С­де­ла­но в Ита­ли­и”?

Я не пи­шу на сво­их из­де­ли­ях "С­де­ла­но в Ита­ли­и", по­то­му что каж­дый по­ку­па­тель уве­рен и зна­ет, что Ро­бер­то Ко­ин из Ита­лии.

Что озна­ча­ет “С­де­ла­но в Ита­ли­и”? Я рас­смат­ри­вал этот во­прос на лек­ции в уни­вер­си­те­те. “С­де­ла­но в Ита­ли­и” озна­ча­ет, что вы уве­ре­ны, что это не­мно­го луч­ше, луч­ше ди­зайн, чем где-ли­бо еще. Ло­ги­че­ски, это зна­чит бо­лее кра­си­вое.

Но с дру­гой сто­ро­ны, ес­ли вы де­ла­е­те не­кра­си­вые юве­лир­ные из­де­лия в Ита­лии, вы не смо­же­те их про­дать. “С­де­ла­но в Ита­ли­и” не да­ет ав­то­ма­ти­че­ской уве­рен­но­сти, что это кра­си­во. Не­ко­то­рые ди­зай­не­ры со­зда­ют дей­стви­тель­но хо­ро­шие ра­бо­ты, но у не­ко­то­рых не по­лу­ча­ет­ся. Что озна­ча­ет “С­де­ла­но в Ита­ли­и”? Важ­нее все­го иметь та­лант со­зда­вать - ли­бо ты име­ешь его, ли­бо нет. Ес­ли вы со­зда­ди­те ка­кую-ни­будь ерун­ду в Ита­лии, бу­дет ли это луч­шей ерун­дой, чем где-ли­бо еще? Это со­вер­шен­но не­пра­виль­но по­до­бран­ные сло­ва.

“С­де­ла­но в Ита­ли­и”, преж­де все­го, за­слу­же­но мно­ги­ми го­да­ми ра­бо­ты юве­ли­ров, ко­то­рые про­из­во­ди­ли укра­ше­ния, тем са­мым про­слав­ляя ита­льян­ское ка­че­ство и ди­зайн. Это не за­слу­га го­су­дар­ства или ка­кой-то ас­со­ци­а­ции, это сде­ла­ли мы. На са­мом де­ле “С­де­ла­но в Ита­ли­и” - это огром­ный мир. У Ита­лии за пле­ча­ми бо­лее 2 000 лет ис­то­рии ис­кус­ства и куль­ту­ры, ко­то­рые во­шли в со­вре­мен­ный мир.

Ита­лия на­ча­ла со­зда­вать юве­лир­ные укра­ше­ния с эпо­хи Воз­рож­де­ния. Во вре­мя Ре­нес­сан­са в на­шей стра­не бы­ло огром­ное ко­ли­че­ство ко­ро­лев­ских се­мей и вель­мож, и каж­дый из них имел са­мую луч­шую одеж­ду, обувь, про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, юве­лир­ные из­де­лия, до­ма. Стрем­ле­ние со­зда­вать все са­мое луч­шее ста­ло ита­льян­ской тра­ди­ци­ей.

Се­год­ня на тер­ри­то­рии Ита­лии ра­бо­та­ет 5 000 с лиш­ним юве­лир­ных ма­стер­ских, та­ко­го нет ни в од­ной стра­не. Масте­ра из мно­гих стран по­лу­ча­ли уро­ки ма­стер­ства и обу­ча­лись ис­кус­ству имен­но в Ита­лии. Ита­лия ста­ла ма­те­рью всех юве­лир­ных тра­ди­ций. Ита­лия не то что­бы луч­ше осталь­ных, про­сто на­ша стра­на име­ет боль­ше опы­та.

К при­ме­ру, не все на­ши из­де­лия на 100% сде­ла­ны в Ита­лии, 90% из них сде­ла­ны в Ита­лии, это ита­льян­ский про­дукт, но 10% мы про­из­во­дим за ру­бе­жом на на­шей фаб­ри­ке, при­чем ди­зайн раз­ра­бо­тан на­ми, это про­из­вод­ство ита­льян­ско­го ма­эст­ро в сов­мест­ной ра­бо­те с ино­стран­ца­ми, но это не сде­ла­но в Ита­лии, это сде­ла­но в Банг­ко­ке, и мы чест­но го­во­рим об этом. Од­на­ко кли­ен­там не­важ­но, где это бы­ло сде­ла­но, им про­сто нуж­ны укра­ше­ния от Roberto Coin. Та­кой же про­цесс про­из­вод­ства у ком­па­нии Bulgari - часть укра­ше­ний они про­из­во­дят в Ки­тае.

На Ваш взгляд, ин­ве­сти­ро­вать в до­ро­гие укра­ше­ния ра­зум­но?

Ра­зу­ме­ет­ся, это на­мно­го луч­ше, чем со­вер­шать ка­кие-ли­бо дру­гие по­куп­ки, как, на­при­мер, ку­пить ав­то­мо­биль или одеж­ду, а по­том все это вы­бро­сить. Ес­ли взять укра­ше­ния, ко­то­рые вы ку­пи­ли 10 лет на­зад, ко­неч­но же, це­на на зо­ло­то и кам­ни уве­ли­чи­лась, но для ин­ве­сти­ций луч­ше по­ку­пать зо­ло­то и от­дель­но по­ку­пать брил­ли­ан­ты.

Мно­гие юве­ли­ры в по­ис­ках но­вых ре­ше­ний ста­ли сме­ши­вать ме­тал­лы, что­бы умень­шить вес зо­ло­та и це­ну из­де­лия. Ка­кие идеи у Вас на этот счет при вы­со­ких це­нах на зо­ло­то?

Ес­ли чест­но, мне не нра­вит­ся сме­ши­ва­ние ме­тал­лов: ли­бо ты ис­поль­зу­ешь зо­ло­то, ли­бо се­ребро. Истин­ные юве­ли­ры долж­ны ис­поль­зо­вать чи­стые ме­тал­лы и чи­стые кам­ни. Мои кли­ен­ты ждут от ме­ня зо­ло­тые или пла­ти­но­вые укра­ше­ния. У нас есть до­чер­няя ком­па­ния от Roberto Coin, ком­па­ния мо­е­го сы­на, ко­то­рая де­ла­ет толь­ко се­реб­ря­ные укра­ше­ния.

Ес­ли це­ны на зо­ло­то бу­дут вы­со­ки­ми, я бу­ду де­лать юве­лир­ные из­де­лия лег­ки­ми в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва, с ис­поль­зо­ва­ни­ем зо­ло­та в мень­ших объ­е­мах. При этом из­де­лия оста­нут­ся та­ких же раз­ме­ров, но они бу­дут лег­ки­ми.

Ес­ли ры­нок труд­ный - нам это нра­вит­ся, ес­ли он ста­нет не­воз­мож­ным – мы его по­лю­би­м!

На­ша не­пре­рыв­ная за­да­ча за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы на­чать боль­ше ре­а­ги­ро­вать на про­бле­мы и про­грам­мы, и это есть един­ствен­ный вы­ход.

В по­след­нее вре­мя жен­щи­ны ста­ли за­гля­ды­вать­ся на кам­ни круп­ных раз­ме­ров. Ка­кие бы­ли са­мые круп­ные брил­ли­ан­ты в укра­ше­ни­ях Roberto Coin?

Са­мый боль­шой брил­ли­ант, ко­то­рый мы про­да­ли два го­да на­зад, был раз­ме­ром в 34 ка­ра­та. В этом го­ду мы про­да­ли коль­цо с брил­ли­ан­том в 9 ка­ра­тов. Не­дав­но мы за­кон­чи­ли спе­ци­аль­ный вы­пуск 100-ка­рат­но­го ко­лье "Чен­то Ри­вье­ра”, в ко­то­ром брил­ли­ан­ты на­чи­на­ют­ся от раз­ме­ра 0,9 ка­ра­та и до­хо­дят до 1 ка­ра­та. 100 ка­ра­тов брил­ли­ан­тов, каж­дый из ко­то­рых име­ет 100 гра­ней. Ко­лье бы­ло сде­ла­но по за­ка­зу для од­ной ком­па­нии, ко­то­рая су­ще­ству­ет на про­тя­же­нии 100 лет - ее вла­де­лец за­хо­тел пре­под­не­сти сво­ей же­не та­кой ори­ги­наль­ный по­да­рок. Ко­лье бу­дет про­да­но при­мер­но за 5 мил­ли­о­нов дол­ла­ров.

Ка­ко­го цве­та брил­ли­ан­ты сей­час в мо­де?

В этом во­про­се нуж­но от­ме­тить, ка­кая стра­на – та­кой и спрос. Но наш уста­нов­лен­ный стан­дарт - это брил­ли­ан­ты от цве­та G и вы­ше. Это не во­прос мо­ды, это во­прос на­ли­чия средств в кар­ма­нах по­ку­па­те­лей.

Не­сколь­ко лет на­зад два че­ло­ве­ка на­ча­ли со­зда­вать укра­ше­ния, ис­поль­зуя чер­ные и бе­лые брил­ли­ан­ты, это был я и Де Гри­со­го­но (De Grisogono). Мы бы­ли пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми идеи, при­мер­но 12-15 лет на­зад. Мы со­зда­ва­ли чер­но-бе­лые укра­ше­ния в те­че­ние мно­гих лет, и сей­час су­ще­ству­ет до­ста­точ­но хо­ро­ший спрос. В Гон­кон­ге, на­при­мер, юве­ли­ры про­из­во­дят очень мно­го укра­ше­ний с бе­лы­ми и чер­ны­ми брил­ли­ан­та­ми.

А что Вы мо­же­те ска­зать о ро­зо­вых и дру­гих цвет­ных брил­ли­ан­тах?

Это очень кра­си­вые фан­та­сти­че­ские брил­ли­ан­ты, но мы не де­ла­ем юве­лир­ные из­де­лия с ро­зо­вы­ми брил­ли­ан­та­ми. Ро­зо­вые брил­ли­ан­ты встре­ча­ют­ся очень ред­ко, и, к со­жа­ле­нию, они не поль­зу­ют­ся спро­сом из-за сво­ей очень вы­со­кой сто­и­мо­сти.

Ва­ши кол­лек­ции все­гда да­рят теп­лые эмо­ции, при­чем не­важ­но, ис­поль­зу­е­те ли Вы брил­ли­ан­ты или дру­гие дра­го­цен­ные кам­ни. Ка­кие кам­ни сей­час нра­вят­ся жен­щи­нам?

В на­ших дра­го­цен­но­стях мы ис­поль­зу­ем по­чти все кам­ни, изу­мру­ды, ру­би­ны, сап­фи­ры, по­чти все дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни. С на­ча­ла за­пус­ка брен­да в на­ших кол­лек­ци­ях на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 3000 ди­зай­нов, каж­дый год мы про­из­во­дим око­ло 700 но­вых мо­де­лей. Для че­го? Ес­ли по­смот­реть на дру­гие брен­ды, они по­вто­ря­ют оди­на­ко­вые мо­де­ли сно­ва, сно­ва и сно­ва. Я это­го не хо­чу. Мне нра­вит­ся раз­но­об­ра­зие и нра­вит­ся, ко­гда жен­щи­ны вы­гля­дят по-раз­но­му. Все жен­щи­ны раз­ные - блон­дин­ки, брю­нет­ки, ша­тен­ки, и я даю воз­мож­ность мо­им кли­ен­там на­хо­дить для се­бя все­гда что-то но­вое. Та­ков наш бренд, с на­ми не­скуч­но. Ес­ли вы по­смот­ри­те на на­ши юве­лир­ные из­де­лия - это раз­ные фа­со­ны, раз­ные раз­ме­ры и раз­ные це­ны. Я хо­тел бы, что­бы каж­дая жен­щи­на име­ла раз­ные укра­ше­ния. Ес­ли есть вы­бор, то, не­со­мнен­но, по­нра­вит­ся что-то осо­бен­ное.

Вы про­из­во­ди­те юве­лир­ные из­де­лия в еди­нич­ном эк­зем­пля­ре?


Не­ко­то­рые из­де­лия, ко­то­рые мы де­ла­ем, яв­ля­ют­ся экс­клю­зив­ны­ми, и я де­лаю их в еди­нич­ном эк­зем­пля­ре. Но не­ко­то­рые из них мы про­из­во­дим по 20 000 штук. Ка­ких-то спе­ци­аль­ных пра­вил не су­ще­ству­ет.

Не­смот­ря на не­дол­гое су­ще­ство­ва­ние бренд уже до­воль­но из­ве­стен во всем ми­ре, в ка­ких стра­нах Вы уже успе­ли обос­но­вать свои пред­ста­ви­тель­ства и ма­га­зи­ны?

У нас есть фир­мен­ные ма­га­зи­ны в Ри­ме, в Ве­не­ции, фр­эн­чай­зин­го­вые ма­га­зи­ны в Ду­бае, Москве, Кувей­те, Бах­рей­не. Мы в про­цес­се от­кры­тия все боль­ше­го и боль­ше­го ко­ли­че­ства ма­га­зи­нов. У нас бо­лее 850 роз­нич­ных ма­га­зи­нов по ми­ру. Наш аме­ри­кан­ский фи­ли­ал, ком­па­ния Roberto Coin Inc, рас­по­ла­га­ет­ся в Нью-Йор­ке на Пя­той аве­ню.

Как Вы пы­та­е­тесь за­щи­щать изыс­кан­ный ди­зайн сво­их укра­ше­ний?

Это очень труд­но се­год­ня, ко­пи­ро­вать Roberto Coin, по­то­му что не­об­хо­ди­мо ско­пи­ро­вать бо­лее 700 но­вых мо­де­лей, мно­гие лю­ди мне го­во­рят: «За то­бой не успеть!».

Ра­зу­ме­ет­ся, мы мо­жем за­щи­тить не­ко­то­рые пра­ва на ди­зайн ка­ких-то от­дель­ных укра­ше­ний, но мы не в си­лах за­щи­тить все.

Над со­зда­ни­ем на­ших ди­зай­нер­ских идей ра­бо­та­ет це­лая груп­па хо­ро­шо по­до­бран­ных ди­зай­не­ров. Мы на­хо­дим­ся в по­сто­ян­ном по­ис­ке но­вых форм и идей. Для ме­ня очень важ­но со­зда­вать то, что не бы­ло сде­ла­но до ме­ня. Мне не нра­вит­ся по­вто­рять од­ни и те же мо­ти­вы. Нет ни­че­го ху­же, чем быть скуч­ным ди­зай­не­ром. Я со­здал свои соб­ствен­ные стиль и ви­де­ние, аб­со­лют­но от­лич­ные от дру­гих.

Все из­де­лия Roberto Coin име­ют ма­лень­кое от­ли­чие, ко­то­рое бы­ло при­ду­ма­но мной. Со­глас­но древ­ней еги­пет­ской ле­ген­де, но­ше­ние ру­би­на на ко­же, спо­соб­ству­ет дол­гой и здо­ро­вой жиз­ни. Фа­ра­он да­рил сво­ей же­не ру­би­но­вые укра­ше­ния ча­ще все­го. Внут­ри всех на­ших из­де­лий на внут­рен­ней сто­ро­не име­ет­ся ру­би­но­вая встав­ка, обес­пе­чи­ва­ю­щая пря­мой кон­такт ру­би­на с ко­жей. Это - сек­рет­ное по­же­ла­ние сча­стья и бла­го­по­лу­чия каж­дой жен­щи­не, ко­то­рая но­сит и лю­бит тво­ре­ния Roberto Coin.

За по­след­ние 50 лет ита­льян­ская юве­лир­ная про­мыш­ленность вы­рос­ла до 5 000 ком­па­ний. Как скла­ды­ва­ют­ся от­но­ше­ния меж­ду усто­яв­ши­ми­ся брен­да­ми и но­вич­ка­ми?

На са­мом де­ле, на се­го­дняш­нем эта­пе, что­бы иметь успех на рын­ке, не до­ста­точ­но быть все­го лишь юве­лир­ным ди­зай­не­ром. Что­бы стать хо­ро­шим кон­ку­ри­ру­ю­щим юве­ли­ром, не­об­хо­ди­мо иметь мощ­ную ком­пью­тер­ную си­сте­му, а это озна­ча­ет, что нуж­ны хо­ро­шие ком­пью­тер­ные спе­ци­а­ли­сты, не­об­хо­ди­мо иметь хо­ро­ших бух­гал­те­ров, мар­ке­то­ло­гов и спе­ци­а­ли­стов по ре­кла­ме, не­ма­ло­ва­жен и объ­ем фи­нан­сов. Как мож­но стать брен­дом на дан­ном эта­пе, ес­ли нуж­но иметь так мно­го? Мир стал не­спра­вед­лив к на­ше­му по­ко­ле­нию.

Я не ди­зай­нер, я биз­не­смен, ко­то­рый влюб­лен в твор­че­ство. Но я не ди­зай­нер, ко­то­рый пы­та­ет­ся стать биз­не­сме­ном. Се­год­ня нуж­но быть и тем, и дру­гим од­но­вре­мен­но.

Ес­ли ты хо­ро­ший ди­зай­нер, те­бе нуж­но най­ти спон­со­ра, что­бы под­нять­ся, и нуж­но мно­го де­нег. Ес­ли бы пра­ви­тель­ство по­мо­га­ло, вы­рос­ло бы но­вое по­ко­ле­ние юве­ли­ров. Но на­ше пра­ви­тель­ство по­мо­гать не со­би­ра­ет­ся.

Мои по­след­ние уси­лия на­прав­ле­ны на то, что­бы по­мо­гать юным та­лан­там. Мне нра­вит­ся по­мо­гать лю­дям, сти­му­ли­ро­вать дру­гих лю­дей по­мо­гать осталь­ным, тем, кто в этом нуж­да­ет­ся.

На се­го­дняш­ний день я под­дер­жи­ваю око­ло 20 не­боль­ших ком­па­ний. Они учат­ся про­из­во­дить из­де­лия для ме­ня, ко­гда они на­бе­рут­ся опы­та и пой­мут как ве­сти ра­бо­ту, они нач­нут ра­бо­тать са­мо­сто­я­тель­но. По край­ней ме­ре, я даю им пер­во­на­чаль­ный старт.

Сей­час это часть мо­ей жиз­ни – встре­чать­ся с важ­ны­ми людь­ми и со­би­рать день­ги на бла­го­тво­ри­тель­но­сть. Каж­дый год я ста­ра­юсь уде­лить это­му де­лу до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство вре­ме­ни. Мне нра­вят­ся лю­ди, у ко­то­рых есть день­ги, но при од­ном усло­вии: они долж­ны быть ум­ны­ми и иметь доб­рое серд­це.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->