Итоги конференции "Проблемы незаконного оборота драг.металлов и драг.камней"

Раздел: Общество
11 мая 2010 г.

«Избыточное присутствие государства в экономике имеет своим следствием и ряд других негативных факторов. Прежде всего, чиновники от имени государства продолжают выполнять множество не заказанных и не нужных налого¬плательщику функций - разрешительных, лицензионных, надзорных. И следствием этого становятся удушение деловой инициативы, мздоимство, злоупотребление властью. Государство, включая его силовые структуры, должно прежде всего работать на граждан, защищать их права, интересы, собственность, не говоря уже о защите их безопасности и самой жизни».
В.В.Путин

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ

«Проблемы незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контрабанды ювелирной продукции»

(11 мая 2010 года, 12-00, пав. №75 на ВВЦ в г. Москва)

Рассмотрев и обсудив представленные доклады и сообщения, участники конференции констатируют, что современное состояние законодательства, регламентирующего добычу, оборот и использование драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК), а также практика правоприменения в данной сфере не соответствуют современным требованиям развития рынков ДМДК и отечественной ювелирной промышленности и как следствие создают предпосылки для неприемлемого уровня криминогенного фона в данном секторе экономики.

Отсутствие благоприятных законодательных и нормативно-правовых условий деятельности в сфере добычи, оборота и использования ДМДК, а также разумной практики правоприменения, находятся в остром противоречии с экономическим потенциалом России, потенциалом ее недр, существенно занижая их использование во благо развития экономики страны. Существующее отраслевое законодательство далеко не в полной мере позволяет использовать потенциал трудовых ресурсов, особенно в регионах, располагающих малыми месторождениями ДМДК.
Сегодня совершенствование отраслевого законодательства и практики его правоприменения особенно актуально, т.к. Россия входит в новую экономическую реальность – Единое экономическое пространство с Республикой Беларусь и Казахстаном (Таможенный союз).

Необходимо сформировать и научиться поддерживать баланс между проявлением либерализма отраслевого законодательства и контролем за безусловным его соблюдением, а также соблюдением наднационального законодательства Таможенного союза. Отраслевое законодательство должно создавать условия для стимулирования деловой активности на внутренних рынках ДМДК. Недопустимо, чтобы меры по контролю за рынками ДМДК со стороны государства создавали невыносимые экономические и иные условия для легальной деятельности хозяйствующих субъектов. Нормальное функционирование национальных рынков ДМДК сегодня немыслимо без вовлечения в экономическую деятельность на них широких трудовых масс из местных жителей.

Вольноприносительство в сфере ДМДК – это не только раскрытие потенциала развития этих рынков, но и путь к самой эффективной борьбе с незаконным оборотом ДМДК. Полноценное развитие добычи ДМДК сегодня невозможно без легальной разработки вольноприносителями малых и выработанных месторождений, но при четком законодательном закреплении и строгом соблюдении правил ведения таких работ, поставленных государством условий.

Никакой сырьевой или товарный рынок, в том числе и рынок ДМДК, сам по себе не должен рассматриваться как «криминогенная зона» экономики, требующая особого контроля со стороны государства. Это ошибочное законодательство делает рынок криминогенным, запрещая хозяйствовать в нормальном, естественном для рынка режиме. А контрабанда, воровство и налоговые преступления есть и будут в любой стране, на любом рынке. Поэтому приведение нормативно-правовой базы в соответствие с международными нормами, либерализация рыночных отношений в сфере ДМДК, как наилучший стимул развития деловой активности и эффективный метод снижения криминогенности данного сектора экономики, отмечают участники конференции, являются приоритетным требованием современности. Избыточное госрегулирование и госконтроль способны лишь загнать и держать отрасли ДМДК в «тени», формируя  на их рынках высокий уровень незаконного оборота.

Само по себе ослабление контроля государства за сферой добычи и обращения ДМДК не является каким-либо негативным фактором. Это ослабление не только не приведет к повышению криминогенности на рынке ДМДК, но напротив – за счет снижения госконтроля лишь снизит коррупционность данного рынка. По данным СМИ, среди обстоятельств, способствующих криминальному контролю, на первую позицию сегодня уверенно выходит фактор коррумпированности чиновников. Причем это мнение как сотрудников правоохранительных структур (мнение 50% опрошенных), и еще более – мнение работников хозяйствующих субъектов (72% опрошенных). В то же время недостаточный контроль государства за хозяйственной деятельностью рассматривает как обстоятельство, способствующее криминальному контролю, лишь 26% опрошенных сотрудников правоохранительных органов и 14% - работников хозяйствующих субъектов.

Но вместе с тем, государство не должно полностью уходить с рынков ДМДК, преобразовав свою роль на рынках из роли надсмотрщика в роль помощника. Каким бы разумным ни было отраслевое законодательство, присутствие алчности и авантюризма в человеческой природе не позволяет и в будущем надеяться на возможность создания идиллической картины рынков ДМДК как безпроблемных секторов экономики. Правовой нигилизм - общероссийская проблема. Но чем больше в отрасли будет регулирующих законов и подзаконных актов, тем меньше шанс, что ими будут руководствоваться на практике. Тем более, что психология россиян особая - мы поступаем исходя из кажущейся нам целесообразности, заведомо будучи уверенными, что законы написаны плохо.

Поэтому и силовые структуры должны сохранять на рынках ДМДК свое незримое присутствие, но – в качестве защитников честных предпринимателей от тех, кто может посягать на их бизнес, на интересы государства. Участники конференции отмечают главные задачи, которые стоят сегодня перед силовыми структурами в целях оказания поддержки развития рынков ДМДК:
♦   выявление и пресечение ведения «теневого» бизнеса на рынке ДМДК (хозяйственной деятельности субъектов в отсутствие государственной регистрации предпринимательской деятельности);
♦   обеспечение безопасности ведения бизнеса в сфере добычи, производства и использования ДМДК всеми хозяйствующими субъектами;
♦   первоочередная защита от рэкета, бандитизма и рейдерства субъектов малого бизнеса;
♦   помощь частному бизнесу в борьбе с хищениями ДМДК на предприятиях;
♦   борьба с контрабандным ввозом ювелирной продукции;
♦   борьба с оборотом контрафактной ювелирной продукции;
♦   защита потребителей и участников рынков ДМДК от мошенничества с учетом специфики технического регулирования оборота этих товаров, участие в разработке и контроле за соблюдением технических регламентов, требуемых рынку ДМДК;
♦   выявление и пресечение в сфере оборота ДМДК «теневых» и «серых» схем хозяйствования, фактически эквивалентных контрабанде.

Особо следует отметить необходимость эффективной законодательной поддержки усилий правоохранительных служб в части пресечения контрабандного ввоза в Россию и Таможенный союз ювелирной продукции из зарубежных стран. Первостепенное обеспечение защиты интересов национальных производителей – это нормальная для всего мира протекционистская практика. Контрабанда не только лишает государство законных налоговых поступлений, но и создает для российских производителей     неравные конкурентные условия.

Вместе с тем участники конференции отмечают, что государству бессмысленно и вредно для российской обрабатывающей промышленности иметь ввозные пошлины на драгоценные и прочие ювелирные камни. Во-первых потому, что ювелирные камни – это необходимое сырье для ювелирной промышленности, добыча которого внутри страны по номенклатуре никак не обеспечивает ее потребности. А во-вторых потому, что в силу технических причин практически нет возможности эффективного администрирования собираемости этих ввозных пошлин. В то же время, нелегально ввезенная продукция и в дальнейшем свой оборот продолжает осуществлять «в тени», формируя последующий незаконный оборот, лишающий государство возможных налоговых поступлений.

Важнейшую роль в оживлении добычи, обработки и обращения драгоценных камней может сыграть массовое внедрение инноваций в части обработки (облагораживания) камнесамоцветного сырья. Позитивный экономический эффект может быть достигнут  за счет введения в оборот огромных объемов несортового материала, повышения качества (и стоимости) сортового сырья. Существенным является социальный эффект технологий – вовлечение тысяч людей в добычу и обработку камнесамоцветного материала. Однако в рамках ныне действующего отраслевого законодательства, практически вся хозяйственная деятельность по использованию данных инновационных технологий оказывается… незаконным оборотом ДМДК. Мириться с этим невозможно, особенно – в ракурсе стремления государства к инновациям.

Наконец, следует обратить внимание на нерациональность многих норм, содержащихся в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». К таким атавистическим нормам следует отнести нормы по перевозки и хранению ДМДК субъектами хозяйственной деятельности, нарушение которых трактуется сегодня как нарушение правил оборота ДМДК (ст. 191 УК РФ). Также требует упорядочивания норма по сдаче драгоценных металлов на обязательный аффинаж, двойственное применение которой приводит к возбуждению уголовных дел по обвинению в незаконном обороте ДМДК даже в тех случаях, когда по другим нормам того же закона этот оборот является законным.

В связи с перечисленным, участники конференции обращаются в Правительство  Российской Федерации со следующими предложениями:

1.    Инициировать радикальное реформирование отраслевого законодательства, сориентировав его на достижение существенного роста легальной активности на отечественных рынках ДМДК, углубления и расширения внутренней переработки драгоценного сырья для достижения максимального уровня импортозамещения.
2.    Инициировать разработку законопроекта (либо поддержать соответствующий  законопроект, разработанный депутатами Госдумы РФ) по выводу драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме алмазов) из-под юрисдикции 191 и 192 статей УК РФ.
3.    Инициировать разработку законопроекта (либо поддержать соответствующий  законопроект, разработанный депутатами Госдумы РФ) по изменению ряда норм ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части исключения из его юрисдикции цветных драгоценных камней, изменения норм по аффинажу, а также норм по транспортировке и хранению ДМДК.
4.    Инициировать разработку законопроекта по внесению в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» нормы, допускающей использование вольноприносительства при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме алмазов).
5.    Комиссии Правительства РФ по тарифному и нетарифному регулированию рассмотреть возможность принятия нулевых ставок на ввоз всех драгоценных и полудрагоценных камней, а также возможность введения вывозных пошлин на золото.
6.    Рассмотреть возможность принятия нулевых ставок НДС на оборот драгоценных камней и золота.
7.    Скорректировать задачи правоохранительных органов при осуществлении контроля государства в сфере добычи, оборота и использования ДМДК.

Отмечая определенную результативность общественных дискуссий по данной проблематике, прошедших в последние годы, участники конференции считают необходимым обсуждение поднятых вопросов продолжить на заседаниях секции ДМДК на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2010 года.

Принято участниками конференции
«Проблемы незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней,
 а также контрабанды ювелирной продукции»
(Москва,11 мая 2010 года)

[ rjexpert.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->