Освобождение ювелирных изделий от НДС позволит увеличить рынок в 2 раза

Раздел: Гильдия Ювелиров России
16 сентября 2022 г.

В усло­ви­ях экс­пор­т­ных огра­ни­че­ний оте­че­ствен­ным юве­ли­рам остаeт­ся упо­вать на раз­ви­тие внут­рен­не­го ры­н­ка. То же са­мое от­но­си­т­ся и к зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щим ко­м­па­ни­ям, аф­фи­на­ж­ным про­из­вод­ствам, до­бы­т­чи­кам ка­м­ней, огран­щи­кам, по­став­щи­кам рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов.

С­ке­п­ти­ки ска­жут: «Ра­сти не­ку­да, мы упeр­лись в по­то­лок платe­же­с­по­соб­но­го спро­са». Не со­гла­шусь. Во вре­ме­на, ко­г­да уро­вень до­хо­дов на­се­ле­ния был ни­же се­го­д­ня­ш­не­го, объ­eм про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та за­ш­ка­ли­вал за 120 тонн. Се­год­ня мы име­ем толь­ко 50 тонн. Уве­ли­чить объ­eм внут­рен­не­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий впол­не воз­мо­ж­но в 2-3 ра­за.

Д­ля это­го ну­ж­на гра­мо­т­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка го­су­дар­ства. И вот с этим бе­да. Тра­ди­ци­он­но на­ло­го­вая по­ли­ти­ка в на­шей стра­не пре­ва­ли­ру­ет над эко­но­ми­че­ской, про­мы­ш­лен­ной, со­ци­аль­ной, а ско­ро бу­дет гла­вен­ство­вать над всей. По­это­му при­ня­то ре­ше­ние о за­пре­те ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в от­рас­ли про­из­во­ди­те­ля­ми и про­дав­ца­ми юве­ли­р­ных из­де­лий. Од­но­з­на­ч­но та­кая ме­ра при­ведeт к со­кра­ще­нию ры­н­ка, к усло­ж­не­нию усло­вий ве­де­ния биз­не­са на нeм, по­те­ре ин­ве­сти­ци­он­ной со­став­ля­ю­щей и ро­сту цен (как ми­ни­мум на 20 %).

Ес­ли го­во­рить об уве­ли­че­нии из­дер­жек и ро­сте на­ло­го­вой на­груз­ки, то ос­но­в­ной удар при­дeт­ся на сбы­то­вую ин­фра­струк­ту­ру. На­ли­цо осу­ще­ств­ле­ние по­ли­ти­ки кон­со­ли­да­ции (укру­п­не­ния) биз­не­са в от­рас­ли, ко­то­рая в ко­неч­ном счe­те при­во­дит к со­кра­ще­нию внут­рен­не­го спро­са и вы­мы­ва­нию ас­сор­ти­мен­та. Ка­за­лось бы, глав­ная за­да­ча го­су­дар­ства се­го­д­ня — это со­хра­не­ние жиз­не­с­по­соб­но­сти и обес­пе­че­ние жиз­не­де­я­тель­но­сти всех от­рас­лей эко­но­ми­ки, а та­к­же га­ран­ти­ро­ва­ние их не­за­ви­си­мо­сти от им­пор­та. При­чeм не­ва­ж­ны раз­мер и зна­чи­мость от­рас­ли. В эко­но­ми­ке, как и в ор­га­низ­ме, ли­ш­них ор­га­нов не бы­ва­ет. Вме­сто это­го го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны за­ни­ма­ют­ся ари­ф­ме­ти­че­ски­ми упра­ж­не­ни­я­ми по расчeту на­ло­го­вой на­груз­ки.

По расчeтам всe по­нят­но. В вы­и­г­ры­ше кру­п­ные про­из­во­ди­те­ли и им­пор­тeры. Они по­лу­ча­ют кон­ку­рен­т­ные пре­и­му­ще­ства по срав­не­нию с ма­лым и ми­к­ро­биз­не­сом, у ко­то­рых вы­рас­тут из­дер­ж­ки на про­из­вод­ство и це­ны на про­дук­цию. В своeм про­ти­во­сто­я­нии сто­ро­ны не­при­ми­ри­мы.

Во­прос при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов рас­ко­лол от­расль на «кру­п­ных» и «в­сех осталь­ных». Ну­жен ли в юве­ли­р­ной от­рас­ли ма­лый биз­нес? Ре­ше­ние это­го во­про­са за го­су­дар­ством.

По расчeтам раз­ра­бо­т­чи­ков про­ек­та ФЗ-47 до­пол­ни­тель­ные до­хо­ды бюд­же­та дол­ж­ны со­ста­вить 30 млрд. руб. Так ли это? Со­глас­но дан­ным Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия за про­ш­лый год ма­лый биз­нес в юве­ли­р­ной от­рас­ли за­пла­тил 12,5 млрд. руб. на­ло­гов. По оцен­ке экс­пе­р­тов, эф­фек­тив­ная став­ка на­ло­го­об­ло­же­ния со­став­ля­ла 4,0 % от обо­ро­та. При пе­ре­хо­де «ма­лых» на ОСНО эф­фек­тив­ная на­ло­го­вая став­ка вы­рас­тет до 8,0 %. Сле­до­ва­тель­но, объ­eм на­ло­го­вых пла­те­жей дол­жен до­сти­г­нуть 24,0 млрд. руб. Это озна­ча­ет при­рост в 11,5 млрд. руб.

Но в этих расчeтах не учте­ны два фа­к­то­ра: за­кры­тие мел­ких пред­при­я­тий и рост цен на про­дук­цию остав­ших­ся. Ожи­да­ет­ся за­кры­тие 60 % «ма­лы­шей». И от 24 ожи­да­е­мых ми­л­ли­ар­дов оста­нет­ся толь­ко 9,6 млрд. руб. Уве­ли­че­ние цен сни­зит про­да­жи в роз­ни­ч­ных се­тях ми­ни­мум на 20 %. Та­ким об­ра­зом, ожи­да­е­мый до­ход в 9,6 млрд. руб. кор­рек­ти­ру­ет­ся с ко­эф­фи­ци­ен­том 0,8. В остат­ке по­лу­ча­ем 7,7 млрд. руб. ожи­да­е­мых до­хо­дов бюд­же­та от ма­ло­го биз­не­са. Это уже умень­ше­ние се­го­д­ня­ш­них по­сту­п­ле­ний на 40 %. Бы­ло 12,5 млрд. руб., а бу­дет 7,7 млрд. руб. Те­ря­ет­ся по­чти 5 млрд. руб. бюд­жет­ных сред­ств. Вдо­ба­вок к па­де­нию на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний го­су­дар­ство по­лу­чит бу­кет со­ци­аль­ных про­б­лем с со­кра­щeн­ным пе­р­со­на­лом.

С­пе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы яв­ля­лись по­ме­хой для осво­бо­ж­де­ния от НДС ин­ве­сти­ци­он­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, так как су­ще­ство­ва­ла угро­за пе­ре­то­ка это­го ме­тал­ла в про­из­вод­ствен­ную сфе­ру. Се­год­ня на­ли­чие ГИИС ДМДК в от­рас­ли не поз­во­ля­ет ле­галь­но ис­поль­зо­вать ин­ве­сти­ци­он­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы в про­из­вод­ствен­ных про­цес­сах, а для не­ле­галь­но­го обо­ро­та име­ют­ся ис­точ­ни­ки сы­рья с дис­кон­том бо­лее вы­со­ким, чем 20 %. Рис­ки ку­пи­ро­ва­ны. Те­перь ещe и бри­л­ли­ан­там при­даeт­ся ста­тус ин­ве­сти­ци­он­но­го ин­стру­мен­та. И их ре­а­ли­за­ция фи­зи­че­ским ли­цам та­к­же осво­бо­ж­да­ет­ся от НДС. Но и дра­го­цен­ные ме­тал­лы, и дра­го­цен­ные ка­м­ни да­ле­ко не са­мые ин­те­рес­ные ин­ве­сти­ци­он­ные ин­стру­мен­ты. Они име­ют низ­кую ли­к­вид­ность и огра­ни­чен­ную обо­ро­то­с­по­соб­но­сть. Так по­че­му, сле­дуя этой ло­ги­ке, не от­не­сти к ин­ве­сти­ци­он­ным ин­стру­мен­там ту со­во­ку­п­ность дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, ко­ей яв­ля­ют­ся юве­ли­р­ные из­де­лия? У них и ли­к­вид­ность вы­ше и не огра­ни­че­на обо­ро­то­с­по­соб­но­сть. Ос­но­в­ная со­став­ля­ю­щая в це­не юве­ли­р­ных из­де­лий — это дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни. Осво­бо­ж­де­ние юве­ли­р­ных из­де­лий от НДС по­вы­сит их ин­ве­сти­ци­он­ную при­в­ле­ка­тель­ность и поз­во­лит уве­ли­чить ры­нок в 2 ра­за. Лю­бой про­да­вец зна­ет: обо­рот и це­на име­ют об­рат­ную про­пор­ци­о­наль­ную за­ви­си­мо­сть.

Ес­ли ли­к­ви­да­ция спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в от­рас­ли — это дис­кри­ми­на­ция юве­ли­ров по про­фес­си­о­наль­но­му при­з­на­ку, то об­ло­же­ние НДС из­де­лий — это дис­кри­ми­на­ция про­из­во­ди­мой от­рас­лью про­дук­ции. По­ра под­нять этот во­прос, а по­пут­но и раз­ре­шить про­б­ле­му спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов.

По мо­е­му убе­ж­де­нию, со­хра­не­ние пе­р­с­пе­к­тив­ных и са­мо­до­ста­точ­ных от­рас­лей эко­но­ми­ки в на­шем оте­че­стве, а та­к­же ге­не­ри­ру­е­мых ими ра­бо­чих мест — это во­прос не на­ло­го­вой по­ли­ти­ки, а на­ци­о­наль­ной без­о­пас­но­сти. По­се­му сле­ду­ет от уз­ко-­эко­но­ми­че­ских ас­пе­к­тов об­су­ж­да­е­мой те­мы СНР пе­рей­ти к об­су­ж­де­нию про­б­ле­мы гло­баль­но­го мас­шта­ба, ко­то­рая встаeт пе­ред от­рас­лью.

Э­ду­ард Ут­кин

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->