«Крестный отец» алмазной промышленности СССР: портрет на фоне эпохи

Раздел: Ювелиры и компании
16 февраля 2021 г.

Ро­в­но 80 лет на­зад, в 1941 го­ду, Те­п­ло­гор­ский ал­маз­ный при­иск тре­ста «Урал­зо­ло­то» на­чал про­мы­ш­лен­ную до­бы­чу ал­ма­зов из рос­сы­пей За­па­д­но­го Ура­ла. Так ро­ди­лась ал­маз­ная про­мы­ш­лен­ность СССР. И у этой про­мы­ш­лен­но­сти был не­ос­по­ри­мый «о­тец», ли­ч­ность и био­гра­фия ко­то­ро­го столь не­ор­ди­нар­ны, что не вспо­м­нить о нем в свя­зи со слав­ным юби­ле­ем про­сто не­воз­мо­ж­но.

Петр Фа­де­е­вич Ло­ма­ко. Ро­ди­л­ся в 1904 го­ду на Ку­ба­ни, про­ис­хо­дил из ка­за­ков, как он сам лю­бил под­чер­ки­вать. Под­ро­ст­ком, в смут­ные го­ды гра­ж­дан­ской вой­ны, сде­лал став­ку на боль­ше­ви­ков, был ко­мис­са­ром от­ря­дов ЧОН (ча­сти осо­бо­го на­з­на­че­ния по борь­бе с кон­тр­ре­во­лю­ци­ей). А даль­ше ка­рье­ра, и пар­тий­ная и де­ло­вая, по­ш­ла быст­ро, был и ко­м­со­моль­ским и про­ф­со­юз­ным фун­к­ци­о­не­ром, уве­рен­но про­дви­гал­ся на хо­зяй­ствен­ных дол­ж­но­стях. Окон­чил Мос­ко­в­ский ин­сти­тут цвет­ных ме­тал­лов и зо­ло­та и уже в 1939 го­ду – в 35 лет, стал за­ме­сти­те­лем Нар­ко­ма (ми­ни­стра) цвет­ной ме­тал­лур­гии СССР, а че­рез год – Нар­ко­мом. И боль­ше 46 лет оста­вал­ся на ми­ни­стер­ских дол­ж­но­стях, уста­но­вив аб­со­лют­ный ре­корд для со­вет­ской но­мен­кла­ту­ры, за­не­сен­ный в Кни­гу ре­кор­дов Гин­не­са в 1986 го­ду! Вхо­дил в со­став ЦК КПСС с 1952 по 1989 го­ды. Ну и, ра­зу­ме­ет­ся, был удо­сто­ен мас­сы на­град, толь­ко ор­де­нов Ле­ни­на у не­го бы­ло семь штук.

Де­я­тель­но­сти Ло­ма­ко по­свя­ще­но до­воль­но мно­го вос­по­ми­на­ний, и что лю­бо­пы­т­но – оцен­ки ав­то­ров рас­хо­дят­ся по­ляр­но. Для од­них со­вре­мен­ни­ков Ло­ма­ко был энер­ги­ч­ным, це­ле­устре­м­лен­ным, край­не ра­бо­то­с­по­соб­ным та­лан­т­ли­вым ру­ко­во­ди­те­лем и че­ло­ве­ком вы­со­ких мо­раль­ных ка­че­ств, без­за­вет­но под­дер­жи­вав­шим и за­щи­щав­шим сво­их со­рат­ни­ков. Для дру­гих – это был ту­пой и на­г­лый без­о­т­вет­ствен­ный бю­ро­крат и са­мо­дур, к то­му же из­ряд­ный хам. Столь силь­ный раз­брос мне­ний де­ла­ет за­да­чу ис­то­ри­че­ской ре­кон­струк­ции ли­ч­но­сти это­го, бес­с­пор­но вы­да­ю­ще­го­ся со­вет­ско­го го­су­дар­ствен­но­го и пар­тий­но­го де­я­те­ля, весь­ма лю­бо­пы­т­ной. А по­сколь­ку нас ин­те­ре­су­ет ал­маз­ная те­ма, мы оста­но­ви­м­ся на ме­му­а­рах, от­ра­жа­ю­щих про­ти­во­по­ло­ж­ные точ­ки зре­ния о Ло­ма­ко имен­но в этой об­ла­сти.

Вот та­ким вы­г­ля­дит член ЦК КПСС и Ми­нистр цвет­ной ме­тал­лур­гии СССР П. Ф. Ло­ма­ко в вос­по­ми­на­ни­ях «Ал­ма­зы и во­жди» С. З. Бо­ри­со­ва, пе­р­во­го сек­ре­та­ря Якут­ско­го об­ко­ма КПСС: «От­прав­ля­юсь сна­ча­ла к сво­е­му ста­ро­му зна­ко­мо­му - ми­ни­ст­ру гео­ло­гии и охра­ны недр стра­ны П. Я. Ан­тро­по­ву. Петр Яко­в­ле­вич вру­ча­ет мне офи­ци­аль­ное пись­мо, где, в част­но­сти, ска­за­но, что это ве­до­м­ство га­ран­ти­ру­ет про­мы­ш­лен­ные за­па­сы ал­ма­зов. Вско­ре вхо­жу в ка­би­нет П. Ф. Ло­ма­ко, уве­рен­ный в без­усло­в­ной си­ле дан­но­го мне до­ку­мен­та. Кла­ду его на стол пе­ред хо­зя­и­ном ка­би­не­та, до­бав­ляя, что бу­ма­га под­пи­са­на ми­ни­стром гео­ло­гии и охра­ны недр стра­ны. Ло­ма­ко, не под­ни­мая го­ло­вы и да­же не взгля­нув на до­ку­мент, хва­та­ет его и швы­ря­ет сбо­ку от сто­ла, на пол. «Ду­рак он, что под­пи­сал», - эти сло­ва Петр Фа­де­е­вич сна­б­дил та­кой гру­бой, пло­ща­д­ной бра­нью, что вна­ча­ле я ото­ро­пел: да ми­нистр ли пе­ре­до мной? Ма­тер­щи­на из не­го вы­ли­ва­лась так обиль­но, что нор­маль­ным че­ло­ве­че­ским сло­вам про­сто не на­хо­ди­лось ме­ста».

Ну что ж, я на из­ле­те СССР ра­бо­тал под не­по­сред­ствен­ным ру­ко­вод­ством чле­на ЦК КПСС, к то­му же но­сив­шим ге­не­раль­ские по­го­ны, и мо­гу под­твер­дить, что ма­те­рок в вы­со­ких ка­би­не­тах на за­кры­тых со­ве­ща­ни­ях ви­сел в воз­ду­хе весь­ма гу­сто. Грех, в об­щем, не­боль­шой, к то­му же не­нор­ма­тив­ная лек­си­ка в устах лю­дей, име­ю­щих ре­аль­ный бо­е­вой опыт, под­час вы­г­ля­дит весь­ма ор­га­ни­ч­но. Но здесь де­ло не в бо­гат­стве об­с­цен­но­го сло­ва­ря Ло­ма­ко, а в том, что Бо­ри­сов пря­мо и недву­смыс­лен­но об­ви­нил со­юз­но­го ми­ни­ст­ра в не­же­ла­нии осва­и­вать якут­ские ал­маз­ные ме­сто­ро­ж­де­ния. И не­же­ла­ние это ди­к­то­ва­лось, с точ­ки зре­ния Бо­ри­со­ва, ис­клю­чи­тель­но кос­но­стью, бю­ро­кра­ти­че­ской «у­пе­р­то­стью» Ло­ма­ко, ко­то­рый с де­ге­не­ра­тив­ным упря­м­ством про­дол­жал ко­пать убо­гие ураль­ские рос­сы­пи, иг­но­ри­руя якут­ские ме­сто­ро­ж­де­ния, ко­то­рые бы­ли на по­ряд­ки бо­га­че. Се­рьез­ное об­ви­не­ни­е! И ос­но­ва­ния для не­го вро­де бы при­сут­ству­ют: дей­стви­тель­но, пе­р­вые рос­сы­п­ные ме­сто­ро­ж­де­ния Яку­тии – 1950 г., пе­р­вое ко­рен­ное ме­сто­ро­ж­де­ние – 1954 г., «Мир» и еще 14 тру­бок – 1955 г., а до­бы­чи (на мо­мент рас­смат­ри­ва­е­мо­го эпи­зо­да) все нет и нет. Срав­ним – от­кры­тие пе­р­вых ураль­ских рос­сы­пей – 1937 г., на­ча­ло про­мы­ш­лен­ной до­бы­чи Те­п­ло­гор­ским при­ис­ком – 1941г., и это там, где ал­ма­зов – кот на­пла­кал. Вот и бро­си­л­ся якут­ский уда­лец Бо­ри­сов в ата­ку на угрю­мо­го ста­лин­ско­го ре­тро­гра­да Ло­ма­ко, и, не­взи­рая на по­то­ки ма­тер­ной бра­ни, хра­б­ро по­жа­ло­вал­ся Хру­ще­ву, на­пи­сал в га­зе­ту «Прав­да» и вы­сту­пил на пле­ну­ме ЦК КПСС. И до­би­л­ся-та­ки до­бы­чи якут­ских ал­ма­зов, сло­мал, так ска­зать, са­мо­го Ло­ма­ко! Ну не мо­ло­дец ли?

А те­перь по­смо­т­рим на этот увле­ка­тель­ный якут­ский эпос и са­мо­го Ло­ма­ко с про­ти­во­по­ло­ж­ной сто­ро­ны. Вот пе­ред на­ми очерк В. Р. Ай­ра­пе­то­ва «Сол­дат пар­тии», по­свя­щен­ный Ло­ма­ко. Ав­тор был бли­жай­шим со­труд­ни­ком на­ше­го ге­роя - пе­р­вым за­ме­сти­те­лем на­чаль­ни­ка Управ­ле­ния вне­ш­них сно­ше­ний Мин­цвет­ме­та СССР. На стра­ни­цах это­го опу­са Ло­ма­ко пред­ста­ет в ви­де не­кой стран­но­ва­той ко­м­би­на­ции бес­кры­ло­го ан­ге­ла и вер­но­го мар­к­си­ста-ле­нин­ца: «По-дру­го­му и быть не мо­г­ло - Ми­нистр цвет­ной ме­тал­лур­гии П. Ф. Ло­ма­ко - СОЛДАТ ПАРТИИ! Так бы­ло, есть и бу­дет все­г­да!... Во­об­ще-то, о его су­ро­во­сти и же­ст­ко­сти мно­гие, в том чис­ле и я, при­дер­жи­ва­лись мне­ния, что это бы­ла не то что­бы мас­ка, а сво­е­об­раз­ная ма­не­ра по­ве­де­ния, не от­ра­жа­ю­щая на са­мом де­ле су­щ­но­сти это­го че­ло­ве­ка… П. Ф. Ло­ма­ко очень дол­го при­г­ля­ды­вал­ся к но­во­му че­ло­ве­ку, пы­та­ясь сам, а не с чьих то слов разо­брать­ся и по­нять: с кем он име­ет де­ло. И ес­ли по­ве­рил в не­го, то это бы­ло, как пра­ви­ло, на­в­се­г­да, ну, а ес­ли нет - то раз­вер­нуть это по­ло­же­ние в об­рат­ную сто­ро­ну бы­ло пра­к­ти­че­ски не­воз­мо­ж­но. Еще од­на ха­ра­к­тер­ная де­таль - Ми­нистр ни­ко­г­да, ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах «не сда­вал сво­их», все­г­да раз­би­рал­ся сам и, ес­ли убе­ж­дал­ся в ви­не то­го, о ком шла речь, то на­ка­зы­вал, но ни­ко­г­да, ни­ко­му по­сто­рон­не­му не поз­во­лял это­го де­лать…». А вот оцен­ка Ай­ра­пе­то­вым кон­фли­к­та ме­ж­ду Ло­ма­ко и Бо­ри­со­вым: «Ес­ли Се­мен За­ха­ро­вич, сек­ре­тарь «ма­лень­ко­го об­ко­ма», как он сам се­бя на­зы­ва­ет, не ве­дал, как ра­бо­та­ла то­г­да су­ще­ству­ю­щая си­сте­ма, ко­г­да ни од­но ма­ло-­маль­ски кру­п­ное де­ло не на­чи­на­лось без глу­бо­кой тща­тель­ной про­ра­бо­т­ки, про­ду­ман­но­го обос­но­ва­ния, ма­те­ри­аль­но­го и фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния, и, са­мое глав­ное, ре­ше­ния По­ли­т­бю­ро ЦК КПСС - то­г­да «у­шат гре­хов», вы­ли­тый на на­ше­го Ми­ни­стра, еще как-то мо­ж­но по­нять. Но не зна­ю­щие этих аз­буч­ных ис­тин в те да­ле­кие вре­ме­на сек­ре­та­ря­ми об­ко­мов не на­з­на­ча­лись. Зна­чит, по­ни­мал? То­г­да это про­сто очень не­хо­ро­шо, тем бо­лее что эта его кни­га вы­ш­ла в 2000 го­ду, ко­г­да уже де­сять лет Пет­ра Фа­де­е­ви­ча не бы­ло в жи­вых».

Итак, якут­ский уда­лец в сво­их ме­му­а­рах со­вер­шен­но на­прас­но об­га­дил «на ли­цо ужас­но­го, но доб­ро­го внут­ри» Ло­ма­ко, ко­то­рый не же­лал до­бы­вать якут­ские ал­ма­зы не по при­чи­не соб­ствен­ной бю­ро­кра­ти­че­ской твер­до­ло­бо­сти, а по при­чи­не от­сут­ствия «про­ду­ман­но­го обос­но­ва­ния, ма­те­ри­аль­но­го и фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния».

Г­де же ис­ти­на? В свое вре­мя, Ио­сиф Ста­лин, по­смо­т­рев фильм «Ле­нин в 1918 го­ду», за­ду­м­чи­во ре­зю­ми­ро­вал: «Нэ так все бы­ло. Со­в­с­эм нэ та­к…». Этой фра­зой во­ждя мо­ж­но про­ко­м­мен­ти­ро­вать ци­ти­ру­е­мые ме­му­а­ры с пол­ным ос­но­ва­ни­ем. По­то­му что на са­мом де­ле бы­ло так. 1950 – от­кры­ты якут­ские рос­сы­пи, со­дер­жа­ние ал­ма­зов в ко­то­рых на по­ря­док пре­вос­хо­дит ураль­ские. Ин­фор­ма­ция об этом от­кры­тии ло­жи­т­ся на стол ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел СССР С. Н. Кру­г­ло­ва, в ве­де­нии ко­то­ро­го на­хо­ди­т­ся ал­маз­ная про­мы­ш­лен­ность (Ло­ма­ко в дан­ный мо­мент к до­бы­че ал­ма­зов ни ма­лей­ше­го от­но­ше­ния не име­ет). Кру­г­лов при­ни­ма­ет ре­ше­ние – не­мед­лен­но пе­ре­дать якут­ские ме­сто­ро­ж­де­ния в МВД СССР, раз­ра­бо­тать про­ект и на­чать до­бы­чу си­ла­ми ГУЛАГа. 1951 год – Спе­ци­аль­ное глав­ное управ­ле­ние МВД (СГУ) раз­ра­ба­ты­ва­ет про­ект – в Ви­люй­ском рай­о­не дол­ж­ны быть со­з­да­ны 8 ла­ге­рей на 5000 за­клю­чен­ных, к от­ра­бо­т­ке дра­га­ми на­ме­ча­ет­ся 6 рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, стро­и­тель­ство опор­ных баз, до­рог, Мар­х­ин­ской элек­тро­стан­ции и гру­зо­во­го пор­та в Усть-Мар­хе. Все про­с­чи­та­но до мель­чай­ших де­та­лей, сро­ки, «ма­те­ри­аль­ное и фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние» впол­не ре­аль­ны, по­сколь­ку глав­ная опор­ная ба­за про­ек­та – трест «Д­жу­г­жур­зо­ло­то», та­к­же вхо­дя­щий в СГУ МВД. До со­з­да­ния «Ви­люй­ла­га» и по­яв­ле­ния ал­маз­ных драг в Яку­тии оста­ют­ся счи­тан­ные дни, но не­о­жи­дан­но все оста­нав­ли­ва­ет­ся! Вме­сто по­ста­но­в­ле­ния о до­бы­че ал­ма­зов в Яку­тии, Ста­лин под­пи­сы­ва­ет по­ста­но­в­ле­ние Со­в­ми­на о за­ку­п­ке ги­ган­т­ско­го ко­ли­че­ства (в 20 раз боль­ше до­во­ен­ных за­ку­пок) тех­ни­че­ских ал­ма­зов в Ан­г­ли­и! 1953 год – СГУ МВД рас­фор­ми­ро­ва­но, ал­маз­ная про­мы­ш­лен­ность вновь пе­ре­хо­дит под кон­троль Ло­ма­ко, но в осво­е­нии якут­ских ме­сто­ро­ж­де­ний уже нет сроч­ной не­об­хо­ди­мо­сти – Мин­фин до­кла­ды­ва­ет, что в Го­хра­не на­ко­п­ле­но (ан­г­лий­ские по­став­ки 1952-1953 го­дов) тех­ни­че­ских ал­ма­зов на 15 лет впе­ред.

А те­перь еще од­на ци­та­та из очер­ка Ай­ра­пе­то­ва: «Ска­жу толь­ко, что к се­ре­ди­не пя­ти­де­ся­тых го­дов пра­к­ти­че­ски все ве­ри­ли в то, что сде­ла­но ве­ли­чай­шее де­ло, и в усло­ви­ях, ко­г­да стра­ну ли­ши­ли воз­мо­ж­но­сти за­ку­пать ал­ма­зы по им­пор­ту (кур­сив мой - С. Г.), а «Ура­лал­маз» да­вал до сме­ш­но­го ма­ло, толь­ко ско­рей­шее осво­е­ние ме­сто­ро­ж­де­ний Яку­тии мо­жет спа­сти на­ше ма­ши­но­стро­е­ние, на­шу обо­ро­но­с­по­соб­но­сть, на­шу стра­ну». И это пи­шет бы­в­ший глав­ный ин­же­нер «Гла­вза­гран­цвет­ме­та»! В 2015 го­ду! А мог бы по­ин­те­ре­со­вать­ся в свое вре­мя у столь бо­го­тво­ри­мо­го им Ло­ма­ко, кто в 1953 го­ду го­то­вил По­ста­но­в­ле­ние Со­в­ми­на №1486-590сс о до­пол­ни­тель­ных за­ку­п­ках ал­ма­зов в Ан­г­лии и чья ви­за сто­ит на ци­р­ку­ляр­ном пись­ме №2117сс? Ло­ма­ко там ви­за сто­ит, Ло­ма­ко!

Ну и для пол­но­ты кар­ти­ны фра­г­мент из сте­но­гра­м­мы де­кабрь­ско­го 1956 го­да Пле­ну­ма ЦК КПСС: «Бо­ри­сов: Я вы­ну­ж­ден за­дать ему та­кие во­про­сы. Тов. Ло­ма­ко, вы, по­сколь­ку глуб­же за­ни­ма­е­тесь пе­р­с­пе­к­тив­ным раз­ви­ти­ем ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти, от­веть­те мне на та­кой во­прос: сколь­ко мы мо­жем ма­к­си­маль­но по­треб­лять в на­род­ном хо­зяй­стве Со­вет­ско­го Со­ю­за ал­ма­зов? Он го­во­рит, это не мое де­ло. Я не знаю. Или за­дал во­прос: сколь­ко мы по­ку­па­ем ал­ма­зов за гра­ни­цей, сколь­ко тра­тим зо­ло­та на это де­ло? Не знаю. Раз­ве это де­ло, ко­г­да ми­нистр не мо­жет от­ве­тить на та­кие во­про­сы?».

Не зна­ет, ста­ло быть? Со­в­се­к­рет­ные по­ста­но­в­ле­ния Со­в­ми­на о за­ку­п­ках ал­ма­зов за ру­бе­жом ви­зи­ру­ет, а что в них на­пи­са­но – не зна­ет? За­бав­ная та­кая кло­у­на­да… На Пле­ну­ме ЦК КПСС!

А вот уже не сме­ш­ная де­таль: как толь­ко был за­мо­ро­жен про­ект СГУ об осво­е­нии якут­ских ме­сто­ро­ж­де­ний си­ла­ми ГУЛАГа и од­но­вре­мен­но бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об огро­м­ной за­ку­п­ке ал­ма­зов в Ан­г­лии, Кру­г­лов под­пи­сал при­каз о рез­кой ин­тен­си­фи­ка­ции до­бы­чи на Ура­ле. Как это объ­яс­нить? Бо­га­тые якут­ские рос­сы­пи раз­ра­ба­ты­вать не бу­дем, ку­пим тех­ни­че­ских ал­ма­зов в Ан­г­лии на 15 лет впе­ред, а убо­гие ураль­ские рос­сы­пи бу­дем по­тро­шить изо всех си­л! Един­ствен­ное ра­ци­о­наль­ное объ­яс­не­ние – ураль­ские ал­ма­зы шли на экс­порт и этот экс­порт был со­гла­со­ван с мо­де­ра­то­ром ми­ро­во­го ал­маз­но­го ры­н­ка, мо­щ­ность ка­на­ла бы­ла ма­лень­кая и по­это­му ин­тен­си­фи­ци­ро­вать эту до­бы­чу мо­ж­но бы­ло сколь­ко угод­но – на воз­мо­ж­ность De Beers кон­тро­ли­ро­вать ры­нок она не вли­я­ла. Че­го нель­зя ска­зать о якут­ских ме­сто­ро­ж­де­ни­ях.

Так что по­зи­ция Ло­ма­ко по осво­е­нию якут­ских ме­сто­ро­ж­де­ний бы­ла про­ди­к­то­ва­на не бю­ро­кра­ти­че­ским упря­м­ством и не от­сут­стви­ем фи­нан­си­ро­ва­ния. На са­мом де­ле Ло­ма­ко был од­ним из очень не­м­но­гих лю­дей в стра­не, кто знал ин­те­граль­ную кар­ти­ну вза­и­мо­дей­ствия СССР с ос­но­в­ны­ми участ­ни­ка­ми ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­во­го ры­н­ка, при­чем как фор­маль­ные, так и не­фор­маль­ные ее сто­ро­ны. А та­кое зна­ние по ря­ду при­чин бы­ло, да и оста­ет­ся до сих пор весь­ма чув­стви­тель­ной ин­фор­ма­ци­ей.

Сле­ду­ет ска­зать и па­ру слов о ли­ч­но­ст­ных ка­че­ствах на­ше­го ге­роя. Вы­ше­при­ве­ден­ная ци­та­та Ай­ра­пе­то­ва о том, что Ло­ма­ко ни­ко­г­да сво­их не сда­вал, дей­стви­тель­но­сти не со­о­т­вет­ству­ет. Пер­во­го ди­рек­то­ра Те­п­ло­гор­ско­го ал­маз­но­го при­ис­ка М. Ф. Ше­сто­па­ло­ва он сдал мо­мен­таль­но со все­ми по­тро­ха­ми, ед­ва на то­го «на­е­хал» ми­нистр го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля СССР Л. З. Мех­лис. Мех­лис имел ре­пу­та­цию «ста­лин­ско­го буль­до­га» с очень кре­п­ки­ми че­лю­стя­ми, и Ло­ма­ко сво­е­го под­чи­нен­но­го (ко­то­ро­го, кста­ти, весь­ма ува­жал за про­фес­си­о­на­лизм) за­щи­щать не стал, бо­лее то­го, «по­бе­жал впе­ре­ди па­ро­во­за» и по­тре­бо­вал Ше­сто­па­ло­ва рас­стре­лять, хо­тя сам Мех­лис на та­ком на­ка­за­нии не на­ста­и­вал. Но ко­г­да де­ло Ше­сто­па­ло­ва по­па­ло к Бе­рии, и Бе­рия про­явил к Ше­сто­па­ло­ву бла­го­склон­но­сть, Ло­ма­ко мо­мен­таль­но отыг­рал на­зад: Мех­лис, ко­неч­но, был буль­до­гом, но что та­кое буль­дог на фо­не кро­ко­ди­ла? По­з­во­ноч­ник у «сол­да­та пар­тии» был в ну­ж­ные мо­мен­ты весь­ма ги­б­ким, что, соб­ствен­но, и поз­во­ли­ло ему про­си­деть в ми­ни­стер­ских крес­лах бо­лее 46 лет.

От­кро­ем ме­му­а­ры Ло­ма­ко «Цвет­ная ме­тал­лур­гия в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны». В этой кни­ге, из­дан­ной в 1985 го­ду и до блес­ка от­ш­ли­фо­ван­ной со­вет­ской цен­зу­рой, ал­маз­ной те­ме по­свя­ще­ны все­го не­сколь­ко аб­за­цев, но од­на де­таль до­стой­на при­сталь­но­го рас­смо­т­ре­ния.

«О­гро­м­ное зна­че­ние для обо­рон­ной про­мы­ш­лен­но­сти име­ли ал­ма­зы. В то вре­мя еще не бы­ли от­кры­ты ал­маз­ные ме­сто­ро­ж­де­ния Яку­тии. Гео­ло­го­по­ис­ко­вые ра­бо­ты ве­лись на Ура­ле. К 1939 го­ду бы­ли раз­ве­да­ны не­боль­шие ме­сто­ро­ж­де­ния, на ба­зе ко­то­рых ор­га­ни­зо­ва­ли до­бы­чу ал­ма­зов...

Ну­ж­но ска­зать, что и тех­но­ло­гия из­в­ле­че­ния ал­ма­зов не бы­ла то­г­да на­де­ж­но раз­ра­бо­та­на. К это­му де­лу бы­ли при­в­ле­че­ны ра­бо­т­ни­ки тре­ста "Урал­зо­ло­то", про­ек­т­ных ор­га­ни­за­ций Нар­ко­м­цвет­ме­та, на­хо­дя­щих­ся в Свер­д­ло­в­с­ке. В ре­зуль­та­те про­ве­ден­ных ме­ро­при­я­тий до­бы­ча ал­ма­зов за пе­ри­од вой­ны воз­рос­ла в не­сколь­ко раз. Впо­след­ствии, в 1951 го­ду, за раз­ра­бо­т­ку тех­но­ло­гии из­в­ле­че­ния ал­ма­зов на Ура­ле, про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство объ­ек­тов по до­бы­че ал­ма­зов груп­пе спе­ци­а­ли­стов бы­ла при­су­ж­де­на Го­су­дар­ствен­ная пре­мия СССР».

«Ху­до­же­ствен­ный сви­ст» по по­во­ду ис­поль­зо­ва­ния ураль­ских ал­ма­зов в обо­рон­ной про­мы­ш­лен­но­сти – это стан­дар­т­ная дань от­рас­ле­вой ле­ген­де. А вот ин­фор­ма­ция о Го­су­дар­ствен­ной (то­г­да Ста­лин­ской) пре­мии за до­бы­чу ураль­ских ал­ма­зов в 1951 го­ду - очень лю­бо­пы­т­ная де­таль.

В 1951 ал­маз­ная про­мы­ш­лен­ность на­хо­ди­лась в ве­де­нии СГУ МВД и к ми­ни­стер­ству цвет­ной ме­тал­лур­гии, ко­то­рое воз­глав­лял Ло­ма­ко, от­но­ше­ния не име­ла. Дей­стви­тель­но, со­труд­ник СГУ МВД гео­лог И. С. Ро­ж­ков по­лу­чил в 1951 го­ду Ста­лин­скую пре­мию «за от­кры­тие и раз­вед­ку ме­сто­ро­ж­де­ний по­лез­но­го ис­ко­па­е­мо­го». Но толь­ко речь в дан­ном слу­чае шла о зо­ло­те и пла­ти­не, а за ал­ма­зы, тем бо­лее за со­з­да­ние ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей про­мы­ш­лен­но­сти, ни­ка­кой Ста­лин­ской пре­мии в 1951 го­ду не вру­ча­лось.

На Ста­лин­скую пре­мию за ра­бо­ту «Соз­да­ние ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти в СССР» груп­па со­труд­ни­ков СГУ МВД бы­ла вы­дви­ну­та в де­ка­б­ре 1952 го­да, и пре­мия эта мо­г­ла быть вру­че­на в 1953 го­ду. Но по­с­ле смер­ти Ста­ли­на в мар­те 1953 го­да СГУ МВД бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но, а ал­маз­ная про­мы­ш­лен­ность пе­ре­ш­ла в ве­де­ние ми­ни­стер­ства ме­тал­лур­ги­че­ской про­мы­ш­лен­но­сти. Ми­ни­стром то­г­да был И. Ф. Те­во­сян, а пе­р­вым за­ме­сти­те­лем – ку­ра­то­ром ал­маз­ной от­рас­ли, П. Ф. Ло­ма­ко. Те­во­сян лю­то не­на­ви­дел об­ла­да­те­лей по­гон «ка­ра­тель­ных ве­до­м­ств» МВД и МГБ и имел для это­го все ос­но­ва­ния – его род­ная сест­ра бы­ла звер­ски за­му­че­на в тюрь­ме в 1937 го­ду во вре­мя след­ствия. А все по­тен­ци­аль­ные ла­у­ре­а­ты Ста­лин­ской пре­мии «За со­з­да­ние ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти в СССР» но­си­ли имен­но эти по­го­ны. Ло­ма­ко об этом, ко­неч­но, знал, и, ко­г­да Те­во­сян бук­валь­но рас­то­п­тал за­яв­ку на ал­маз­ную Ста­лин­скую пре­мию, он и паль­цем не по­ше­вель­нул, что­бы под­дер­жать под­о­пе­ч­ных ал­маз­ни­ков, лю­дей, без­усло­в­но, до­стой­ных, и имев­ших к ста­лин­ским ре­прес­си­ям весь­ма опо­сре­до­ван­ное от­но­ше­ние. Ну а в ме­му­а­рах «сол­дат пар­тии» сле­г­ка по­кри­вил ду­шой – что ж, бы­ва­ет, к то­му же в 1985 го­ду ал­маз­ная те­ма все еще проч­но бы­ла упря­та­на под гриф «со­вер­шен­но сек­рет­но» и ни­кто ни­че­го про­ве­рить не мог.

Так что был наш ге­рой не твер­до­ло­бым бю­ро­кра­том и не ры­ца­рем без стра­ха и упре­ка, а ги­б­ким по­ли­ти­ком, ко­м­пе­тен­т­ным и про­фес­си­о­наль­ным, дей­стви­тель­но фан­та­сти­че­ски ра­бо­то­с­по­соб­ным, же­сто­ким и бес­при­н­ци­п­ным. И не трус­ли­вым, без­усло­в­но. В 1985 го­ду, ед­ва за­сту­пив­ший на пост пре­мьер-­ми­ни­ст­ра по­к­лон­ник «пе­ре­строй­ки и уско­ре­ния» Н. И. Ры­ж­ков со­з­вал рас­ши­рен­ное за­се­да­ние Со­в­ми­на, на ко­то­ром бод­ро объ­явил, что всем ми­ни­страм и за­ме­сти­те­лям, ко­то­рым стук­ну­ло за 70 лет ну­ж­но на­пи­сать за­яв­ле­ние об от­став­ке – это ре­ше­ние М. С. Гор­ба­че­ва, с ге­рон­то­фи­ли­ей в пра­ви­тель­стве по­ра кон­чать. Ну что ж, на­до так на­до, «сол­да­ты пар­тии» пре­к­лон­ных лет по­слу­ш­но за­скри­пе­ли пе­рья­ми. И толь­ко Ло­ма­ко остал­ся глух к прось­бе но­во­ис­пе­чен­но­го пре­мье­ра.

- Ну а Вы что же, Петр Фа­де­е­вич? Я же ска­зал – все, ко­му за се­мь­де­сят…, - и Ры­ж­ков осек­ся, на­по­ро­в­шись на сталь­ной взгляд Ло­ма­ко, в ко­то­ром яв­ствен­но чи­та­лось «да по­шел ты, ще­но­к…». По­вис­шую па­у­зу разо­р­вал го­лос по­след­не­го «ста­лин­ско­го нар­ко­ма»:

- Мне за во­се­мь­де­сят.

Сер­гей Го­ря­и­нов,Rough&Polished

1941 год. Один из пе­р­вых до­ку­мен­тов по ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти, под­пи­сан­ный П. Ф. Ло­ма­ко.




[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->