В ТПП РФ предложили изменить ФЗ о драгметаллах и драгоценных камнях

Раздел: Власть
18 ноября 2020 г.

В Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­те РФ пред­ло­жи­ли ряд по­пра­вок к за­ко­ну «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». Об этом за­явил пред­се­да­тель ко­ми­те­та ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням Ми­ха­ил Дя­ги­лев.

«На ос­но­ва­нии ре­ше­ния пра­ви­тель­ства РФ ме­ха­низм ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней рас­про­стра­ня­ет­ся на: фе­де­раль­ный го­су­дар­ствен­ный про­би­р­ный на­д­зор; го­су­дар­ствен­ный кон­троль при вво­зе в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию из го­су­дар­ств, не вхо­дя­щих в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, и вы­во­зе из Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в го­су­дар­ства, не вхо­дя­щие в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы. В со­о­т­вет­ствии с Пла­ном ме­ро­при­я­тий по ре­а­ли­за­ции ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны бы­ла со­з­да­на ра­бо­чая груп­па «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни», ко­то­рая в ре­зуль­та­те 17 про­ве­ден­ных со­ве­ща­ний под­го­то­ви­ла про­ект фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». В за­ко­но­про­ек­те ак­ту­а­ли­зи­ро­ва­лись обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния с уче­том со­вре­мен­но­го уро­в­ня раз­ви­тия и от­ме­ня­лись уста­рев­шие обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния, со­дер­жа­щи­е­ся в дей­ству­ю­щей ре­да­к­ции за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» и в дру­гих нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах. Ак­ту­а­ли­зи­ро­ван­ные обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния в за­ко­но­про­ек­те бы­ли на­прав­ле­ны на борь­бу с вне­ш­ни­ми ри­с­ка­ми (у­гро­за жиз­ни и здо­ро­вью лю­дей, пре­до­т­вра­ще­ние зна­чи­тель­но­го ма­те­ри­аль­но­го, эко­ло­ги­че­ско­го ущер­ба) и ис­клю­ча­ли кон­троль за ри­с­ка­ми внут­ри­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, ко­м­мер­че­ски­ми, управ­лен­че­ски­ми и т. п. ри­с­ка­ми. Мно­гие во­про­сы, ко­то­рые на­шли от­ра­же­ние в за­ко­но­про­ек­те, ра­нее не­од­но­крат­но об­су­ж­да­лись на от­рас­ле­вых со­ве­ща­ни­ях, в том чис­ле и на за­се­да­ни­ях Ко­ми­те­та ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням с пред­ста­ви­те­ля­ми Мин­фи­на Рос­сии. За­ко­но­про­ект был на­прав­лен на сни­же­ние из­бы­точ­ной ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на от­расль и при­ме­не­ние риско­о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да при осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля», — ска­зал Дя­ги­лев.

Од­на­ко, как от­ме­ча­ет спе­ци­а­ли­ст, по мне­нию Мин­фи­на Рос­сии, за­ко­но­про­ект со­дер­жит внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия, не со­о­т­вет­ству­ет пра­ви­лам юри­ди­че­ской тех­ни­ки, и в слу­чае при­ня­тия при­ве­дет к про­бе­лам в от­рас­ле­вом за­ко­но­да­тель­стве, а та­к­же к осла­б­ле­нию го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в ука­за­н­ной сфе­ре: «Кро­ме то­го, так как сфе­ра кон­тро­ля за дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми в со­о­т­вет­ствии с ме­ж­ду­на­род­ны­ми стан­дар­та­ми Гру­п­пы раз­ра­бо­т­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег (ФАТФ) от­не­се­на к вы­со­кой сте­пе­ни риска, то, по мне­нию Мин­фи­на, от­ме­на от­дель­ных тре­бо­ва­ний в ука­за­н­ной сфе­ре не­га­тив­но ска­жет­ся на об­щем рей­тин­ге Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­сво­ен­ном ко­мис­си­ей ФАТФ. Та­к­же Мин­фин Рос­сии от­ме­ча­ет, что на­ря­ду с ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ной с 2017 го­да ре­а­ли­зу­ет­ся ко­м­плекс ме­ро­при­я­тий по со­вер­шен­ство­ва­нию по­ряд­ка ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в со­о­т­вет­ствии с по­ру­че­ни­ем Пре­зи­ден­та РФ, то есть при­ни­ма­ют­ся ме­ры по уже­сто­че­нию кон­тро­ля. В том чис­ле при­нят за­кон от 23.06.2020 № 188-ФЗ, пре­ду­смат­ри­ва­ю­щий со­з­да­ние го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та (ГИИС ДМДК)».

По сло­вам Дя­ги­ле­ва, в ре­зуль­та­те в ав­гу­сте 2020 го­да Мин­фин Рос­сии об­ра­ти­л­ся в пра­ви­тель­ство РФ с пред­ло­же­ни­ем ис­клю­чить вы­ше­у­ка­за­н­ные ви­ды кон­тро­ля в об­ла­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней из ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны: «Обра­ще­ние Мин­фи­на Рос­сии бы­ло та­к­же на­прав­ле­но в Ра­бо­чую груп­пу «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни» для рас­смо­т­ре­ния и го­ло­со­ва­ния. Ра­бо­чая груп­па боль­шин­ством го­ло­сов под­дер­жа­ла пред­ло­же­ние Мин­фи­на Рос­сии об ис­клю­че­нии из ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра и го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля при вво­зе в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию из го­су­дар­ств, не вхо­дя­щих в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, и вы­во­зе из Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в го­су­дар­ства, не вхо­дя­щие в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы. Ре­ше­ние ра­бо­чей груп­пы вы­з­ва­ло удив­ле­ние и разо­ча­ро­ва­ние у боль­шей ча­сти биз­нес-­со­об­ще­ства. При этом со­пред­се­да­тель ра­бо­чей груп­пы «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни» от биз­не­са, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ард Ут­кин в хо­де го­ло­со­ва­ния вы­ра­зил осо­бое мне­ние по ука­за­н­но­му во­про­су. Ко­ми­тет ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням счи­та­ет не­об­хо­ди­мым под­дер­жать осо­бое мне­ние со­пред­се­да­те­ля Ра­бо­чей груп­пы в ча­сти при­ме­не­ния ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны в от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. За­ко­но­про­ект, под­го­то­в­лен­ный ра­бо­чей груп­пой, два­ж­ды рас­смат­ри­вал­ся Ко­ми­те­том ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням в хо­де пуб­ли­ч­но­го об­су­ж­де­ния в ра­м­ках оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та».

Экс­перт под­чер­к­нул, что по ка­ж­до­му пун­к­ту про­ек­та за­ко­на чле­на­ми ра­бо­чей груп­пы пред­ла­га­лись из­ме­не­ния с обос­но­ва­ни­ем, с уче­том на­ли­чия или от­сут­ствия ри­с­ков для охра­ня­е­мых за­ко­ном цен­но­стей, про­ра­бо­т­кой нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, ко­то­рые в даль­ней­шем не­об­хо­ди­мо бу­дет раз­ра­бо­тать для уста­но­в­ле­ния пра­вил, по­ряд­ков и кри­те­ри­ев, в це­лях со­б­лю­де­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний: «И на дан­ном эта­пе пред­ста­ви­те­ли го­сор­га­нов не пред­став­ля­ли ка­кой-­ли­бо ин­фор­ма­ции о воз­мо­ж­но­сти воз­ни­к­но­ве­ния в даль­ней­шем про­б­лем с от­рас­ле­вым за­ко­но­да­тель­ством или осла­б­ле­ни­ем го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. По­с­ле про­ве­де­ния про­це­ду­ры со­гла­со­ва­ния за­ко­но­про­ек­та с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти Мин­фин Рос­сии из­ме­нил текст за­ко­но­про­ек­та на 50% и пред­ста­вил до­ра­бо­тан­ный за­ко­но­про­ект на об­су­ж­де­ние Ра­бо­чей груп­пы с до­пол­ни­тель­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми. По­след­ний ва­ри­ант за­ко­но­про­ек­та, дей­стви­тель­но, со­дер­жит в се­бе про­ти­во­ре­чия, пра­во­вую не­о­пре­де­лен­ность и не со­о­т­вет­ству­ет при­н­ци­пам «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны», так как на­пол­нен ста­ры­ми обя­за­тель­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, пе­ре­не­сен­ны­ми из от­ме­ня­е­мых НПА в пол­ном объ­e­ме, без ка­ких-­ли­бо изъ­я­тий, из­ме­не­ний и ак­ту­а­ли­за­ции. По боль­шей ча­сти та­кие тре­бо­ва­ния яв­ля­ют­ся вме­ша­тель­ством во внут­ри­хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность пред­при­я­тий и со­з­да­ют из­ли­ш­ние из­дер­ж­ки на их ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние. Из 74 пун­к­тов по­след­ней вер­сии за­ко­но­про­ек­та Ра­бо­чей груп­пе уда­лось со­гла­со­вать с Мин­фи­ном лишь 37».

По его сло­вам, что ка­са­ет­ся рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ства по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию не­за­кон­но по­лу­чен­ных до­хо­дов, то в ча­сти обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий оно на­и­бо­лее стро­гое на про­стран­стве ЕАЭС и су­ще­ствен­но бо­лее же­ст­кое, чем пре­ду­смо­т­ре­но ме­ж­ду­на­род­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми ФАТФ: «В ча­сти до­бы­чи, аф­фи­на­жа, пе­ре­ра­бо­т­ки ло­ма от­хо­дов в 2019 го­ду в ра­зы уси­ле­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность за пра­во­на­ру­ше­ния в ука­за­н­ной сфе­ре, при­ня­ты из­ме­не­ния в за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» в ча­сти уста­но­в­ле­ния кри­те­ри­ев для вклю­че­ния в Пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций, име­ю­щих пра­во осу­ще­ств­лять аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а та­к­же ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти по об­ра­бо­т­ке (пе­ре­ра­бо­т­ке) ло­ма и от­хо­дов, по ску­п­ке юве­ли­р­ных из­де­лий и ло­ма та­ких из­де­лий. То есть, кро­ме фе­де­раль­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра, уста­но­в­лен еще и ли­цен­зи­он­ный кон­троль. Та­ким об­ра­зом, уро­вень кон­тро­ля в об­ла­стях с вы­со­кой сте­пе­нью ри­с­ка не про­сто до­ста­то­чен, но и из­бы­то­чен».

Дя­ги­лев по­ла­га­ет, что ос­но­в­ной при­чи­ной не­у­ре­гу­ли­ро­ван­ных раз­но­гла­сий ме­ж­ду ре­гу­ля­то­ром и экс­пер­т­ным со­об­ще­ством яв­ля­ет­ся ко­ро­т­кий пе­ри­од для со­гла­со­ва­ния по­пра­вок в за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», пред­по­ла­га­ю­щих ча­сти­ч­ную от­ме­ну и ак­ту­а­ли­за­цию обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний: «От­расль дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых за­ре­гу­ли­ро­ван­ных и при этом со­сто­ит из не­сколь­ких до­ста­точ­но раз­но­род­ных, но вза­и­мо­свя­за­н­ных се­г­мен­тов (до­бы­ча, аф­фи­наж, пе­ре­ра­бо­т­ка ло­ма и от­хо­дов, про­из­вод­ство и про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий). Кро­ме то­го, ГИИС ДМДК, при­зван­ная мо­дер­ни­зи­ро­вать кон­троль­но-­на­д­зор­ную де­я­тель­ность в от­рас­ли, пе­ре­ве­сти еe на риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход и обес­пе­чить про­сле­жи­ва­е­мость обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, ещe не го­то­ва к внед­ре­нию. В от­ли­чие от пред­ло­же­ния Мин­фи­на Рос­сии об ис­клю­че­нии ви­дов го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в об­ла­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней из «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны» мо­ж­но пред­ло­жить дру­гой вы­ход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции: пе­ре­нос сро­ка при­ня­тия но­вой ре­да­к­ции 41-ФЗ ­на 01.01.2022 г.; про­лон­га­ция дей­ствия всех нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов, ­до 31.12.2021 г.; уста­но­в­ле­ние окон­ча­тель­но­го сро­ка внед­ре­ния ГИИС ДМДК — 01.01.2022 г».

[ regnum.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->