Ювелирная отрасль и государство: неприоритетная сфера

Раздел: Рынки
11 июля 2019 г.

На­де­ж­да на от­те­пель - «ре­гу­ля­тор­ная ги­льо­ти­на»

На­до за­ме­тить, всей сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней (ДМДК) не по­вез­ло с са­мо­го на­ча­ла при­хо­да ка­пи­та­лиз­ма на про­стран­ство бы­в­ше­го СССР. В 1993 го­ду на­ча­лась, как ее поз­же на­з­ва­ли, «ал­маз­ная афе­ра», глав­ным фи­гу­ран­том ко­то­рой был учре­ди­тель ко­м­па­нии Golden ADA, Inc Ан­д­рей Коз­ле­нок. Исто­рия раз­во­ро­вы­ва­ния ал­ма­зов и про­чих цен­но­стей Рос­сии на су­м­му в 90 млн дол­ла­ров, в ко­то­рой ока­за­лась за­ме­ша­на вер­ши­на рос­сий­ской вла­сти, не мо­г­ла прой­ти бес­след­но для фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ле­вой нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы.

Не­ва­ж­но, бы­ла ли это в са­мом де­ле спла­ни­ро­ван­ная афе­ра, или это бы­ла обы­ч­ная оши­б­ка ру­ко­вод­ства, по не­о­пы­т­но­сти, но в от­ли­чие от всех про­чих от­рас­лей эко­но­ми­ки, сфе­ра ДМДК в эпо­ху ли­бе­ра­ли­за­ции эко­но­ми­че­ско­го за­ко­но­да­тель­ства и при­ва­ти­за­ции с са­мо­го на­ча­ла так и не по­лу­чи­ла той сте­пе­ни сво­бо­ды, ко­то­рую име­ли все иные сфе­ры.

Бо­лее то­го, ос­но­в­ной для всей рос­сий­ской сфе­ры ДМДК Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» при­ни­мал­ся в мар­те 1998 го­да¸ ак­ку­рат в мо­мент ве­де­ния пе­ре­го­во­ров о де­пор­та­ции в Рос­сию бе­г­ло­го к то­му вре­ме­ни Коз­лен­ка. Вся де­ло­вая прес­са, да и не толь­ко де­ло­вая, все СМИ без уста­ли пи­са­ли и го­во­ри­ли то­г­да об «ал­маз­ной афе­ре», а те­ма дра­го­цен­ных ка­м­ней и дра­го­цен­ных ме­тал­лов как аб­со­лют­но кри­ми­но­ген­ная зо­на об­са­сы­ва­лась все­ми те­ле­ка­на­ла­ми. Мог ли при­ни­ма­е­мый за­кон о ДМДК ока­зать­ся в та­ких усло­ви­ях ли­бе­раль­ным? Уди­ви­тель­но, что хо­тя бы пра­во част­ной соб­ствен­но­сти на ДМДК ока­за­лось за­кре­п­ле­но в этом за­ко­не. За­то фи­зи­че­ские ли­ца по­лу­чи­ли са­мые ми­ни­маль­ные пра­ва «об­ще­ния» с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми – на уро­в­не вла­де­ния юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, не бо­лее.

У сфе­ры ДМДК был в 2005 и в 2008 го­ду шанс ли­бе­ра­ли­за­ции, ко­г­да был под­го­то­в­лен ряд за­ко­но­про­ек­тов, рас­ши­ря­ю­щих пра­ва фи­зи­че­ских лиц на вла­де­ние дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми, ко­г­да об­су­ж­дал­ся «воль­ный при­нос» до­бы­тых гра­ж­да­на­ми зо­ло­та и цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. Но в тот пе­ри­од си­ло­вые струк­ту­ры (МВД и ФСБ) уже об­рос­ли под­раз­де­ле­ни­я­ми, ку­ри­ру­ю­щи­ми сфе­ру ДМДК, и по­след­нее сло­во ока­за­лось, ко­неч­но, за ни­ми – ли­бе­ра­ли­за­ция не со­сто­я­лась.

С­пра­вед­ли­во­сти ра­ди, в со­вет­ские вре­ме­на сфе­ра ДМДК бы­ла еще бо­лее от­да­ле­на от на­род­но­го ис­поль­зо­ва­ния, и за­пре­тов бы­ло еще боль­ше, чем сей­час. Но ведь то­г­да со­ци­а­лизм был – мно­гое бы­ло «нель­зя», во все­м… Впро­чем, ис­то­рия дви­жет­ся кру­га­ми – на за­ре со­вет­ской вла­сти но­вое пра­ви­тель­ство та­к­же на­чи­на­ло с рас­про­даж дра­го­цен­но­го на­след­ства ца­р­ско­го ре­жи­ма. Так что, сна­ча­ла раз­во­ро­вы­вать, а по­том все за­пре­тить – это у нас в сфе­ре ДМДК – тра­ди­ци­и!

Что же име­ет сфе­ра ДМДК в ожи­да­ни­ях от го­су­дар­ства се­год­ня?

Во-­пе­р­вых, все-та­ки, это вли­я­ние об­щих трен­дов рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Т.е. рез­кое уси­ле­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го воз­дей­ствия на от­расль, уже­сто­че­ние кон­тро­ля за на­ло­га­ми, уси­ле­ние от­вет­ствен­но­сти за пра­во­на­ру­ше­ния и пре­сту­п­ле­ния в дан­ной сфе­ре. «В­се как у дру­гих», но – со спе­ци­фи­че­ски­ми, при­су­щи­ми толь­ко сфе­ре ДМДК осо­бен­но­стя­ми, уси­ли­ва­ю­щи­ми кон­троль­но-­на­д­зор­ные фун­к­ции го­су­дар­ства.

Глав­ная, и са­ма груст­ная от­рас­ле­вая осо­бен­ность – на­ли­чие Пору­че­ния Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 25.10.2017 № Пр-2167. Ста­тус до­ку­мен­та «Д­ля слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния» не поз­во­ля­ет об­су­дить до­ку­мент в де­та­лях, но в со­вер­шен­но от­кры­том ис­точ­ни­ке – сай­те Фе­де­раль­но­го пор­та­ла про­ек­тов нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов ре­гу­ляр­но вы­кла­ды­ва­ют­ся все но­вые и но­вые за­ко­но­про­ек­ты, ссы­ла­ю­щи­е­ся на упо­мя­ну­тое по­ру­че­ние как на ос­но­ва­ние для раз­ра­бо­т­ки дан­ных про­ек­тов (на­при­мер, https://regulation.gov.ru/projects#npa=90778). Из че­го да­же не ви­дя са­мо­го по­ру­че­ния, ле­г­ко по­нять – до­ку­мент этот о не­об­хо­ди­мо­сти рез­ко­го уже­сто­че­ния кон­тро­ля в сфе­ре ДМДК.

Что ин­те­рес­но: из со­во­ку­п­но­сти за­ко­но­про­ек­тов, ссы­ла­ю­щих­ся на упо­мя­ну­тое по­ру­че­ние, яс­но, что ва­ж­ней­шим ито­гом ис­пол­не­ния по­ру­че­ния дол­ж­но стать вве­де­ние обя­за­тель­ной для всех участ­ни­ков рос­сий­ско­го ры­н­ка ДМДК го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах их обо­ро­та – ГИИС ДМДК. Т.е. си­сте­мы IT-кон­тро­ля за обо­ро­том на ба­зе мар­ки­ро­в­ки объ­ек­тов обо­ро­та, со­з­да­ние ко­то­рой ра­нее пред­ла­га­ли са­ми юве­ли­ры. И лишь вве­де­ния ГИИС ДМДК бы­ло бы до­ста­точ­но для на­ве­де­ния на ры­н­ке пол­но­го по­ряд­ка, ли­к­ви­да­ции всех «се­рых» по­то­ков, по­вы­ше­ния до­ве­рия по­тре­би­те­лей и т.д.! Но нет, в рас­смат­ри­ва­е­мом по­ру­че­нии эта клю­че­вая цель об­рос­ла мас­сой иных, до­пол­ни­тель­ных за­дач по уже­сто­че­нию кон­тро­ля, что не­труд­но за­ме­тить из пе­реч­ня и со­дер­жа­ния все тех же про­ек­тов до­ку­мен­тов на том же сай­те regulation.gov.ru, ссы­ла­ю­щих­ся на по­ру­че­ние.

И вот по­яви­лась оче­ред­ная на­де­ж­да на от­те­пель - «ре­гу­ля­тор­ная ги­льо­ти­на»! Для ка­ких-то от­рас­лей, мо­жет, она и ста­нет ги­льо­ти­ной, от­ру­ба­ю­щей все не­ну­ж­ное и ме­ша­ю­щее их раз­ви­тию, но толь­ко не для сфе­ры ДМДК. Увы, на фо­ру­ме «ОПОРА Рос­сии» в ок­тяб­ре про­ш­ло­го го­да Вла­ди­мир Пу­тин от­сек сфе­ру ДМДК от про­д­ле­ния мо­ра­то­рия на про­ве­де­ние пла­но­вых про­ве­рок и тем са­мым обо­з­на­чил, как ну­ж­но от­но­сить­ся к этой от­рас­ли: «Ста­ло по­нят­но, что ну­жен по­сто­ян­ный и бо­лее же­ст­кий кон­троль в ко­м­па­ни­ях с вы­со­ким про­фи­лем риска, чья де­я­тель­ность на­пря­мую за­тра­ги­ва­ет жизнь и без­о­пас­ность лю­дей, а та­к­же в спе­ци­фи­че­ских сфе­рах, на­при­мер, обо­рот дра­г­ме­тал­лов и ка­м­ней». Оче­вид­но, по­с­ле та­ких слов пре­зи­ден­та ни­ка­кая «ги­льо­ти­на» до сфе­ры ДМДК до­тя­нуть­ся уже не в со­сто­я­ни­и…

Как это бы­ло уже не раз, мне­ние си­ло­ви­ков о не­об­хо­ди­мо­сти «у­же­сто­чать и уси­ли­вать» ока­за­лось при­о­ри­тет­ным, при­ня­тым во вни­ма­ние и под­дер­жан­ным на са­мом вы­со­ком уро­в­не. Еще раз, увы.

Зо­ло­то без НДС на­ро­ду – про­б­ле­мы юве­ли­ра­м

И­дея про­да­жи гра­ж­да­нам сли­т­ков зо­ло­та без НДС то ли ра­ди дол­ла­ро­за­ме­ще­ния в «ку­бы­ш­ках» гра­ж­дан, то ли ра­ди кон­цен­тра­ции дра­г­ме­тал­лов у гра­ж­дан с ука­за­ни­ем Ф.И.О. ку­пив­ше­го ли­ца и ад­ре­са про­жи­ва­ния дан­но­го ли­ца, об­су­ж­да­ет­ся дав­но. При этом воз­мо­ж­ность про­да­жи зо­ло­та без НДС юри­ди­че­ским ли­цам, вклю­чая про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, счи­та­ет­ся в пра­ви­тель­стве не­при­е­м­ле­мой.

Но­вы­ми иде­я­ми ока­за­лись усло­вия вве­де­ния этой но­ва­ции – дабы зо­ло­тые сли­т­ки без НДС не по­па­ли к юве­ли­рам на про­из­вод­ство, от Фе­де­раль­ной на­ло­го­вой слу­ж­бы по­сту­пи­ло усло­вие – од­но­вре­мен­но с вве­де­ни­ем про­даж зо­ло­та физ­ли­цам без НДС ли­к­ви­ди­ро­вать воз­мо­ж­ность ис­поль­зо­ва­ния ма­лы­ми юве­ли­р­ны­ми про­из­вод­ства­ми и мел­кой юве­ли­р­ной тор­го­в­лей спе­ци­аль­ных, т.е. льго­т­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов – упро­щен­ной си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (УСН) и еди­но­го вме­нен­но­го на­ло­га (ЕНВД).

Ре­жи­мы УСН и ЕНВД для ма­ло­го биз­не­са – са­мые ко­м­фор­т­ные, но эти же на­ло­го­вые ре­жи­мы удоб­ны для го­су­дар­ства – они про­з­ра­ч­ны, ле­г­ки для ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния, а са­ми на­ло­ги про­ще все­го со­би­ра­ет­ся. Из-­за че­го рост сбо­ров на­ло­гов с пред­при­я­тий, ра­бо­та­ю­щих по УСН, в Рос­сии вы­ше, чем рост сбо­ра на­ло­гов с пред­при­я­тий, ис­поль­зу­ю­щих обы­ч­ную си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния (ОСН).

Ко­рень про­б­ле­мы го­су­дар­ства во­в­се не в су­ще­ство­ва­нии спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в юве­ли­р­ной сфе­ре, а в не­о­бос­но­ван­ном при­ме­не­нии схем оп­ти­ми­за­ции те­ми до­ста­точ­но кру­п­ны­ми юве­ли­р­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, ко­то­рые ра­бо­та­ют по обы­ч­ным схе­мам на­ло­го­об­ло­же­ния. Да и ка­кие кро­хи смо­жет вы­и­г­рать го­су­дар­ство от от­ме­ны спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в сфе­ре ДМДК, ес­ли уро­вень воз­ме­ще­ния НДС на ры­н­ке зо­ло­та до­сти­га­ет 40 млрд. руб­лей, а на до­лю юве­ли­р­ных пред­при­я­тий, ра­бо­та­ю­щих в ре­жи­ме УСН, при­хо­ди­т­ся все­го 4% от об­щей на­ло­го­об­ла­га­е­мой ба­зы по обо­ро­ту зо­ло­та…

За­то при ли­к­ви­да­ции льго­т­ных ре­жи­мов на­ло­го­об­ло­же­ния для ма­ло­го юве­ли­р­но­го биз­не­са бу­дет на­не­сен удар пре­ж­де все­го по го­су­дар­ствен­ной со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке, т.к. ма­лый юве­ли­р­ный биз­нес, ли­шен­ный воз­мо­ж­но­сти ра­бо­тать по УСН и ЕНВД в усло­ви­ях па­де­ния по­ку­па­тель­ско­го пла­те­же­с­по­соб­но­го спро­са про­сто не вы­жи­вет. Что даст ко­м­плекс­ный не­га­тив­ный вклад в ре­а­ли­за­цию На­ци­о­наль­ных про­ек­тов - ухуд­ше­ние за­ня­то­сти на­се­ле­ния, сни­же­ние ин­ве­сти­ци­он­ной при­в­ле­ка­тель­но­сти юве­ли­р­ной от­рас­ли как од­ной из сфер эко­но­ми­ки.

При­чем то, ра­ди че­го все за­те­ва­ет­ся – мас­со­вая по­ку­п­ка на­се­ле­ни­ем сли­т­ков зо­ло­та – все рав­но не слу­чи­т­ся. Ведь зо­ло­то без НДС в Рос­сии мо­ж­но ку­пить и се­го­д­ня – это зо­ло­тые мо­не­ты, име­ю­щие хо­ж­де­ние. Но вот толь­ко спред ме­ж­ду про­да­жей и об­рат­ным вы­ку­пом бан­ки на эти мо­не­ты без НДС уста­нав­ли­ва­ют та­кой боль­шой, что ни­ка­кой кон­ку­рен­ции по от­но­ше­нию к дру­гим ин­ве­сти­ци­он­ным ин­стру­мен­там та­кие мо­не­ты не вы­дер­жи­ва­ют, и ра­ци­о­наль­ный ин­те­рес к ним мо­жет быть раз­ве что у ну­миз­ма­тов.


Та­ким об­ра­зом, с от­ме­ной НДС на зо­ло­тые сли­т­ки для фи­зи­че­ских лиц объ­е­мы про­даж этих сли­т­ков гра­ж­да­нам уве­ли­чат­ся не­на­м­но­го, а се­го­д­ня­ш­ний НДС про­сто пре­вра­ти­т­ся в мар­жу бан­ков с со­хра­не­ни­ем по­чти пре­ж­ней це­ны зо­ло­та.

На­ци­о­наль­ные це­ли – это не про «ю­ве­ли­р­ку»

Ко­г­да Рос­сия узна­ла про свои но­вые На­ци­о­наль­ные це­ли и На­ци­о­наль­ные про­ек­ты, биз­нес, осо­бен­но ма­лый и сред­ний, по­мра­ч­нел. Де­ло в том, что в це­лом, без­усло­в­но, по­лез­ный и ну­ж­ный для Рос­сии стра­те­ги­че­ский курс на подъ­ем ка­че­ства жиз­ни гра­ж­дан, как-то уж очень скро­м­но пре­ду­смо­т­рел под­дер­ж­ку раз­ви­тия част­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства. А это для нас ин­ди­ка­тор – Рос­сия, ведь, в не­дав­нем про­ш­лом – стра­на со­ци­а­ли­сти­че­ская, где лю­бая част­ная ини­ци­а­ти­ва счи­та­лась уго­ло­в­ным пре­сту­п­ле­ни­ем.

Во-­пе­р­вых, на­и­бо­лее щед­ро фи­нан­си­ру­е­мые На­ци­о­наль­ные про­ек­ты - это ин­фра­струк­тур­ные. Те­ма ес­ли не госкор­по­ра­ций, то как ми­ни­мум – кру­п­но­го биз­не­са.

Во-в­то­рых, раз­ви­тие ме­ди­ци­ны и об­ра­зо­ва­ния – это опять-та­ки в Рос­сии пре­и­му­ще­ствен­но сфе­ры де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных струк­тур. Да­же те­ма ци­ф­ро­ви­за­ции по На­ци­о­наль­ным про­ек­там – это за­да­чи мас­шта­б­ные, до­сту­п­ные толь­ко кру­п­но­му биз­не­су.

Есть в На­ци­о­наль­ных про­ек­тах те, что, вро­де бы, кор­ре­с­пон­ди­ру­ют ин­те­ре­сам ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. Это «Ма­лое и сред­нее пред­при­ни­ма­тель­ство и под­дер­ж­ка ин­ди­ви­ду­аль­ной пред­при­ни­ма­тель­ской ини­ци­а­ти­вы», «Про­из­во­ди­тель­ность тру­да и под­дер­ж­ка за­ня­то­сти», «Ме­ж­ду­на­род­ная ко­о­пе­ра­ция и экс­порт». Но ме­ры го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки по под­дер­ж­ке этих про­ек­тов вы­г­ля­дят весь­ма скро­м­но и как-то вто­ро­сте­пе­н­но.

А клю­че­вые, са­мые ва­ж­ные по­зи­ции по раз­ви­тию ме­ха­низ­ма управ­ле­ния си­сте­м­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми пред­при­ни­ма­тель­ской сре­ды «Тран­с­фор­ма­ция де­ло­во­го кли­ма­та» и со­вер­шен­ство­ва­нию кон­троль­но-­на­д­зор­ной де­я­тель­но­сти для биз­не­са в сфе­ре ДМДК так и во­в­се раз­би­ва­ют­ся о вы­ше­у­по­мя­ну­тое Пору­че­ние Пре­зи­ден­та.

А в-тре­тьих, и это для юве­ли­ров са­мое глав­ное – На­ци­о­наль­ные це­ли по сво­ей су­ти рас­смат­ри­ва­ют обес­пе­че­ние устой­чи­во­го ро­ста ре­аль­ных до­хо­дов гра­ж­дан не за счет пря­мо­го ро­ста до­хо­дов рос­си­ян в де­не­ж­ном вы­ра­же­нии, а за счет уве­ли­че­ния объ­е­ма и ка­че­ства по­лу­ча­е­мых ими го­су­дар­ствен­ных услуг. Ко­ро­че, борь­ба с бед­но­стью.

Но юве­ли­р­ные из­де­лия ни­как не яв­ля­ют­ся то­ва­ра­ми пе­р­вой не­об­хо­ди­мо­сти, и да­же не вклю­че­ны в по­тре­би­тель­скую кор­зи­ну рос­си­ян, так что ожи­дать юве­ли­рам гос­под­дер­ж­ки в ра­м­ках На­ци­о­наль­ных це­лей и На­ци­о­наль­ных про­ек­тов не при­хо­ди­т­ся. Раз­ве что в ча­сти по­мо­щи в экс­пор­те юве­ли­р­ных из­де­лий.

Вла­ди­ми­рЗ­бой­ко­вд­ляRough&Polished

[ https://rough-polished.com/ru/analytics/114343.html ]

Полезное

Полезное

 
-->