Золотодобыча в Якутии: как законодательство влияет на работу отрасли

Раздел: Недра
21 октября 2014 г.

В этом го­ду, к 90-ле­тию зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти Яку­тии, вы­шла кни­га «Труд­ное зо­ло­то Яку­тии». Жур­на­лист Ири­на Пан­те­ле­е­ва со­бра­ла боль­шой объ­ем ма­те­ри­а­лов, мно­гие из ко­то­рых пуб­ли­ку­ют­ся впер­вые. Се­год­ня мы пред­ла­га­ем ва­ше­му вни­ма­нию от­ры­вок из этой кни­ги - мне­ние Алек­сея Ефи­мо­ва, ру­ко­во­ди­те­ля Де­пар­та­мен­та гор­но­руд­ной и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти Мин­про­ма РС (Я), о том, как сло­жи­лась си­ту­а­ция в зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли рес­пуб­ли­ки по­сле 1991 го­да и ка­кие за­да­чи ей пред­сто­ит ре­шать на со­вре­мен­ном эта­пе.

От­сут­ствие за­ко­но­да­тель­ства спо­соб­ство­ва­ло раз­ва­лу

С 1991 го­да, по­сле рас­па­да СССР, все от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ства стра­ны пе­ре­жи­ва­ли тя­же­лый пе­ри­од пе­ре­хо­да к ры­ноч­ным от­но­ше­ни­ям. В ре­зуль­та­те ре­форм про­мыш­лен­ный по­тен­ци­ал рес­пуб­ли­ки су­ще­ствен­но из­ме­нил­ся - про­изо­шли кар­ди­наль­ные пе­ре­ме­ны в соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, ушла в про­шлое ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ная си­сте­ма управ­ле­ния про­из­вод­ством. Про­цес­сы раз­го­су­дар­ствле­ния и при­ва­ти­за­ции при­ве­ли к раз­ва­лу круп­ных го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий: зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щая от­расль ста­ла чрез­вы­чай­но раз­дроб­лен­ной, со­сто­я­щей из мел­ких и сред­них пред­при­я­тий. Это ста­ло од­ной из ос­нов­ных при­чин, ко­то­рые сдер­жи­ва­ли раз­ви­тие зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти рес­пуб­ли­ки: мел­кие и сред­ние пред­при­я­тия, не имея до­ста­точ­ных фи­нан­со­вых сред­ств, не мог­ли при­об­ре­тать но­вую вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ную тех­ни­ку (боль­ше­груз­ные са­мо­сва­лы, по­груз­чи­ки и др.) для раз­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ний и ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по осво­е­нию но­вых объ­ек­тов. По­ло­же­ние усу­губ­ля­лось от­сут­стви­ем на­лич­ных де­нег. Ру­ко­во­ди­те­ли пред­при­я­тий в рас­че­тах с по­став­щи­ка­ми ис­поль­зо­ва­ли раз­лич­ные «фи­нан­со­вые сур­ро­га­ты» - век­се­ля, то­вар­ные че­ки, бар­тер­ные до­го­во­ры, а с ра­бот­ни­ка­ми рас­счи­ты­ва­лись про­дук­та­ми, юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми, раз­лич­ны­ми то­ва­ра­ми, вплоть до зап­ча­стей и са­мой тех­ни­ки.

Соз­да­ние на про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стях гор­но-обо­га­ти­тель­ных ком­би­на­тов ПО «Я­кут­зо­ло­то» но­вых ак­ци­о­нер­ных об­ществ со­про­вож­да­лось оже­сто­чен­ной по­ле­ми­кой о це­ле­со­об­раз­но­сти раз­ру­ше­ния от­ла­жен­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рый фор­ми­ро­вал­ся не од­но де­ся­ти­ле­тие. Пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки бы­ло не в со­сто­я­нии удер­жать кон­троль над от­рас­лью, и, в кон­це кон­цов, по­сле му­чи­тель­ных ко­ле­ба­ний бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об ак­ци­о­ни­ро­ва­нии зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих ком­би­на­тов. На этом за­вер­ши­лась эпо­ха мо­но­поль­ной го­су­дар­ствен­ной до­бы­чи зо­ло­та.

Ос­нов­ной про­бле­мой в этот пе­ри­од ста­ло от­сут­ствие за­ко­но­да­тель­ных ак­тов в сфе­ре не­дро­поль­зо­ва­ния. От­сут­ствие за­ко­но­да­тель­ства и чет­ко­го век­то­ра раз­ви­тия при­ве­ло к за­кры­тию мно­гих гор­няц­ких по­сел­ков и вы­во­зу жи­те­лей на «ма­те­рик». Эти ме­ро­при­я­тия про­хо­ди­ли на ос­но­ве по­ста­нов­ле­ний Пра­ви­тель­ства Рос­сии, ко­то­рое вы­де­ли­ло на их ре­а­ли­за­цию зна­чи­тель­ные фи­нан­со­вые сред­ства. Кро­ме то­го, в 1997 го­ду бы­ло вы­де­ле­но 4 тон­ны зо­ло­та из Го­хра­на Рос­сии в ви­де то­вар­но­го кре­ди­та на по­га­ше­ние за­дол­жен­но­сти по за­ра­бот­ной пла­те и ре­струк­ту­ри­за­цию про­из­вод­ства. Этот кре­дит был по­га­шен толь­ко в 2011 го­ду.

При­нят за­кон «О нед­рах»

21 фев­ра­ля 1992 го­да Го­су­дар­ствен­ная Ду­ма при­ня­ла очень важ­ный для всей Рос­сии фе­де­раль­ный за­кон «О нед­рах», ко­то­рый стал пер­вым нор­ма­тив­но-пра­во­вым ак­том для гор­но­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий. На­до от­ме­тить, что Яку­тия в чис­ле пер­вых субъ­ек­тов РФ раз­ра­бо­та­ла и при­ня­ла свой за­кон «О нед­рах», ко­то­рый был утвер­жден По­ста­нов­ле­ни­ем Вер­хов­но­го Со­ве­та рес­пуб­ли­ки от 22 де­каб­ря 1992 го­да в рам­ках сво­их пол­но­мо­чий, ко­то­рые име­лись на тот пе­ри­од. А они бы­ли очень ши­ро­ки­ми.

В 1992 го­ду, в усло­ви­ях ры­ноч­ных от­но­ше­ний, пол­но­мо­чия по аван­си­ро­ва­нию зо­ло­то­до­бы­чи бы­ли воз­ло­же­ны на Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, кам­ням и ва­лю­те при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Яку­тии, а с 1993 го­да – при Пра­ви­тель­стве РС (Я). В мар­те 1996 го­да пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки утвер­ди­ло «Про­грам­му ре­кон­струк­ции дей­ству­ю­щих и стро­и­тель­ства но­вых зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­тия) на пе­ри­од до 2000 го­да». Про­грам­ма опре­де­ля­ла ос­нов­ную кон­цеп­цию раз­ви­тия зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли в усло­ви­ях ры­ноч­ных от­но­ше­ний, од­на­ко в этом до­ку­мен­те в до­ста­точ­ной сте­пе­ни не бы­ло учте­но кар­ди­наль­ное из­ме­не­ние стра­те­ги­че­ской на­прав­лен­но­сти об­щей эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, в свя­зи с чем фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние про­грамм­ных ме­ро­при­я­тий не по­лу­чи­ло раз­ви­тия.

Ко­рен­ные из­ме­не­ния, ко­то­рые про­изо­шли в струк­ту­ре зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, про­бле­мы при­вле­че­ния ин­ве­сти­ций, ухуд­ше­ние гор­но-гео­ло­ги­че­ских усло­вий, вы­со­кая из­но­шен­ность ос­нов­ных фон­дов, энер­го­ем­кая, мо­раль­но уста­рев­шая тех­но­ло­гия пе­ре­ра­бот­ки руд тре­бо­ва­ли пе­ре­смот­ра кон­цеп­ту­аль­ных ос­нов и стра­те­гии осво­е­ния ми­не­раль­но-сы­рье­вой ба­зы рес­пуб­ли­ки, опре­де­ле­ния пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ний ин­ве­сти­ро­ва­ния.

В 1997 го­ду Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, кам­ням и ва­лю­те при Пра­ви­тель­стве РС (Я) был пре­об­ра­зо­ван в ГУП «Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням» и пе­ре­дал пол­но­мо­чия по аван­си­ро­ва­нию зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий рес­пуб­ли­ки фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ной ком­па­нии «Са­ха­зо­ло­то». Но су­ще­ство­вав­ший в то вре­мя «ва­лют­ный ко­ри­дор», ко­гда сто­и­мость дол­ла­ра США не мог­ла пре­вы­шать ше­сти рос­сий­ских руб­лей, а сто­и­мость ос­нов­ных энер­го­но­си­те­лей рос­ла как на дрож­жах, по­ста­вил рен­та­бель­ность зо­ло­то­до­бы­чи на грань эко­но­ми­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти ве­де­ния биз­не­са. Ведь сто­и­мость зо­ло­та опре­де­ля­лась на тор­гах Лон­дон­ской бир­жи и учи­ты­ва­лась толь­ко в дол­ла­рах США. Все это при­ве­ло к то­му, что уро­вень объ­е­мов до­бы­чи зо­ло­та в 1998 го­ду сни­зил­ся до ис­то­ри­че­ско­го ми­ни­му­ма - 11,7 тон­ны.

За­ра­бо­тал ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»

Де­фолт фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы стра­ны 1998 го­да при­вел к от­ме­не «ва­лют­но­го ко­ри­до­ра», а так­же при­ня­тию в том же го­ду фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», ко­то­рый поз­во­лил всем экс­порт­но-ори­ен­ти­ро­ван­ным пред­при­я­ти­ям вздох­нуть не­мно­го сво­бод­ней. По­яви­лась при­быль, ко­то­рая в первую оче­редь ста­ла на­прав­лять­ся на тех­ни­че­ское пе­ре­во­ору­же­ние про­из­вод­ства. Зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия на­ча­ли вкла­ды­вать боль­ше де­нег в гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты, что­бы уве­ли­чить свою ми­не­раль­но-сы­рье­вую ба­зу. Все это при­ве­ло к по­сте­пен­но­му ро­сту объ­е­мов до­бы­чи.

Се­год­ня зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия рес­пуб­ли­ки раз­ра­ба­ты­ва­ют рос­сып­ные и руд­ные ме­сто­рож­де­ния, от­кры­тые якут­ски­ми гео­ло­га­ми в со­вет­ский пе­ри­од.

В 2002 го­ду на­ча­лось вы­стра­и­ва­ние вер­ти­каль­но ин­те­гри­ро­ван­ных от­но­ше­ний по всем на­прав­ле­ни­ям от­рас­лей эко­но­ми­ки и вет­вей вла­сти. Все ры­ча­ги управ­ле­ния и го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния бы­ли пе­ре­да­ны фе­де­раль­но­му цен­тру. К 2007 го­ду во­про­сы вла­де­ния, рас­по­ря­же­ния фон­дом недр по всем ви­дам твер­дых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и уг­ле­во­до­род­но­му сы­рью, под­зем­ным во­дам окон­ча­тель­но бы­ли от­не­се­ны к пол­но­мо­чи­ям фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. К пол­но­мо­чи­ям субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции бы­ли от­не­се­ны во­про­сы ре­гу­ли­ро­ва­ния и рас­по­ря­же­ния об­ще­рас­про­стра­нен­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми, что бы­ло за­креп­ле­но на за­ко­но­да­тель­ном уров­не.

Сей­час ми­не­раль­но-сы­рье­вой по­тен­ци­ал рес­пуб­ли­ки в це­лом поз­во­ля­ет под­дер­жи­вать до­стиг­ну­тый уро­вень до­бы­чи зо­ло­та в объ­е­ме 19-21 тон­ны в год и да­же уве­ли­чить его до 25-27 тонн при не­об­хо­ди­мых вло­же­ни­ях в гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты со сто­ро­ны го­су­дар­ства и не­дро­поль­зо­ва­те­лей. Од­на­ко ана­лиз по­ка­зы­ва­ет, что гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты - с по­лу­че­ни­ем при­ро­ста за­па­сов зо­ло­та про­мыш­лен­ных ка­те­го­рий - кон­цен­три­ру­ют­ся на уже из­вест­ных руд­ных объ­ек­тах и от­ра­ба­ты­ва­е­мых рос­сып­ных ме­сто­рож­де­ни­ях. При этом по рос­сып­ным объ­ек­там на­блю­да­ет­ся со­кра­ще­ние объ­е­мов гео­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот по при­чи­не не­до­ста­точ­ной под­го­тов­ки (ли­цен­зи­ро­ва­ния) пло­ща­дей с про­гноз­ны­ми ре­сур­са­ми (в том чис­ле тех­но­ген­ны­ми) рос­сып­но­го зо­ло­та.

За­па­сы зо­ло­та в Яку­ти­и

Опор­ны­ми объ­ек­та­ми раз­ви­тия руд­ной зо­ло­то­до­бы­чи Яку­тии оста­ют­ся ме­сто­рож­де­ния Ку­ра­нах­ско­го руд­но­го по­ля, Неж­да­нин­ское ме­сто­рож­де­ние (со­став­ная часть зо­ло­тых ак­ти­вов «По­люс Зо­ло­то»), а так­же «К­ю­чус», на­хо­дя­щий­ся в не­рас­пре­де­лен­ном фон­де не­др, на ко­то­рых со­сре­до­то­че­на ос­нов­ная зо­ло­то­руд­ная сы­рье­вая ба­за на 80,4% по за­па­сам про­мыш­лен­ных ка­те­го­рий и на 96,3% по за­па­сам ка­те­го­рии С2.

Из них лишь ме­сто­рож­де­ния Ку­ра­нах­ско­го руд­но­го по­ля осва­и­ва­ют­ся от­но­си­тель­но пол­но­цен­но, но и здесь име­ют­ся ре­зер­вы на­ра­щи­ва­ния зо­ло­то­до­бы­чи за счет во­вле­че­ния в от­ра­бот­ку бед­ных руд и от­ва­лов с при­ме­не­ни­ем куч­но­го вы­ще­ла­чи­ва­ния, что поз­во­лит уве­ли­чить объ­е­мы про­из­вод­ства пред­при­я­тия в 2-2,5 ра­за. На зо­ло­то­руд­ных ме­сто­рож­де­ни­ях «Неж­да­нин­ское» и «К­ю­чус» с мы­шья­ко­ви­сты­ми упор­ны­ми ру­да­ми име­ют­ся боль­шие за­па­сы для со­зда­ния круп­ных пред­при­я­тий с раз­ра­бот­кой и внед­ре­ни­ем про­грес­сив­ных тех­но­ло­гий обо­га­ще­ния руд.

За­па­сы руд­но­го зо­ло­та ка­те­го­рии С1+С2, опре­де­ля­ю­щие пер­спек­ти­вы на­ра­щи­ва­ния про­мыш­лен­ной до­бы­чи, так­же со­сре­до­то­че­ны в ос­нов­ном на сред­них ме­сто­рож­де­ни­ях: «Та­бор­ное», «Гросс», (Олек­мин­ский рай­он, ООО «Не­рюн­гри-ме­тал­лик»), «Ниж­не-Яко­кит­ское», «Под­го­леч­ное», «Ря­би­но­вое» (Ал­дан­ский рай­он, груп­па ком­па­ний «Се­ли­гдар» ) и ме­сто­рож­де­ний Та­рын­ско­го руд­но­го по­ля.

Про­гноз­ный по­тен­ци­ал рес­пуб­ли­ки по руд­но­му зо­ло­ту очень зна­чи­те­лен и в не­сколь­ко раз пре­вы­ша­ет чис­ля­щи­е­ся за­па­сы про­мыш­лен­ных ка­те­го­рий. Наи­бо­лее обос­но­ван­ные про­гноз­ные ре­сур­сы руд­но­го зо­ло­та раз­ме­ща­ют­ся в Юж­но-Якут­ском, Верх­не-Ин­ди­гир­ском, Ал­лах-Юнь­ском, Ку­лар­ском и Ады­чан­ском рай­о­нах. Про­мыш­лен­ные мас­шта­бы зо­ло­то­нос­но­сти уста­нов­ле­ны в во­сточ­ной и юж­ной ча­стях Яно-Ин­ди­гир­ской и Юж­но-Якут­ской зо­ло­то­нос­ных про­вин­ций, где скон­цен­три­ро­ва­на вся сы­рье­вая ба­за и име­ет­ся наи­бо­лее на­деж­но про­смат­ри­ва­е­мый про­гноз­ный по­тен­ци­ал от­кры­тия но­вых ме­сто­рож­де­ний.

Про­гноз­ные ре­сур­сы рос­сып­но­го зо­ло­та огра­ни­че­ны и оце­ни­ва­ют­ся в ко­ли­че­стве 30-35% чис­ля­щих­ся про­мыш­лен­ных за­па­сов в рос­сы­пях, что сви­де­тель­ству­ет об ис­то­ще­нии рос­сып­но­го по­тен­ци­а­ла не­др. Ос­нов­ные про­гноз­ные ре­сур­сы рос­сып­но­го зо­ло­та со­сре­до­то­че­ны в Юж­но-Якут­ском, Верх­не-Ин­ди­гир­ском и дру­гих рай­о­нах Яку­тии. При этом ка­че­ство ми­не­раль­но-сы­рье­вой ба­зы про­дол­жа­ет ухуд­шать­ся за счет сни­же­ния сред­не­го со­дер­жа­ния зо­ло­та и услож­не­ния гор­но-гео­ло­ги­че­ских усло­вий от­ра­бот­ки.

В июне 2005 го­да Ми­ни­стер­ство при­род­ных ре­сур­сов и эко­ло­гии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции утвер­ди­ло дол­го­сроч­ную го­су­дар­ствен­ную про­грам­му изу­че­ния недр и вос­про­из­вод­ства ми­не­раль­но­го сы­рья. В про­грам­му бы­ло вклю­че­но 35 ос­нов­ных ви­дов по­лез­ных ис­ко­па­е­мых: топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ское сы­рье, чер­ные, ле­ги­ру­ю­щие, цвет­ные, бла­го­род­ные ме­тал­лы и не­ме­тал­лы.

В кон­тек­сте об­ще­на­ци­о­наль­ных стра­те­гий ре­ше­ние глав­ных за­дач про­грам­мы (в пер­спек­ти­ве до 2020 го­да) долж­но обес­пе­чить эко­но­ми­ку стра­ны и рас­ту­щие по­треб­но­сти в важ­ней­шем ми­не­раль­ном сы­рье ба­зо­вых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, в том чис­ле ва­лют­но­го ме­тал­ла (зо­ло­та), пу­тем вос­про­из­вод­ства ми­не­раль­но-сы­рье­вых ре­сур­сов, ком­пен­си­ру­ю­щих до­бы­чу и по­треб­ле­ние, на ос­но­ве ком­плекс­но­го и ра­ци­о­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния не­др.

Зо­ло­то для Яку­тии и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции тра­ди­ци­он­но оста­ет­ся од­ним из наи­бо­лее при­о­ри­тет­ных и вы­со­ко­лик­вид­ных ви­дов ми­не­раль­но­го сы­рья на­ря­ду с топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ским сы­рьем, ал­ма­за­ми и не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми важ­ней­ши­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Со­глас­но рас­чет­ным по­ка­за­те­лям про­грам­мы, го­до­вая до­бы­ча зо­ло­та в Рос­сии к 2020 го­ду долж­на до­стиг­нуть не ме­нее 200 тонн с из­ме­не­ни­ем век­то­ра струк­ту­ры на ко­рен­ные ме­сто­рож­де­ния: 140 тонн - руд­ные ме­сто­рож­де­ния и 60 тонн - рос­сып­ные.

Для до­сти­же­ния это­го ру­бе­жа до­ля за­трат на гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты по зо­ло­ту в об­щем объ­е­ме фе­де­раль­ных ин­ве­сти­ций со­став­ля­ет око­ло 20%. До 2017 го­да в Яку­тии про­гно­зи­ру­ет­ся не­зна­чи­тель­ный рост объ­е­мов зо­ло­то­до­бы­чи, в ос­нов­ном за счет вво­да в экс­плу­а­та­цию руд­ных объ­ек­тов «Лод­го­леч­ное» и «Ря­би­но­вое» в Ал­дан­ском рай­о­не и ме­сто­рож­де­ния «Гросс» в Олек­мин­ском рай­о­не. Объ­ем до­бы­чи до 2017 го­да не пре­вы­сит 21-22 тон­ны. Не­га­тив­ным фак­то­ром раз­ви­тия от­рас­ли ста­ло сни­же­ние в 2013 го­ду цен на зо­ло­то на ми­ро­вом рын­ке.

Пробле­ма №1 - со­вер­шен­ство­ва­ние за­ко­но­да­тель­ства о нед­рах

Не­сколь­ко слов о дей­ству­ю­щем фе­де­раль­ном за­ко­не «О нед­рах», ко­то­рый не в пол­ной ме­ре со­от­вет­ству­ет уров­ню раз­ви­тия ры­ноч­ных от­но­ше­ний в стра­не на со­вре­мен­ном эта­пе. В на­сто­я­щее вре­мя до кон­ца не раз­гра­ни­че­ны пред­ме­ты ве­де­ния меж­ду ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сии и ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ в сфе­ре не­дро­поль­зо­ва­ния. В свя­зи с этим ре­ги­о­ны, в со­от­вет­ствии со ста­тья­ми 5, 9, 11 и 72 Кон­сти­ту­ции стра­ны, пред­ла­га­ют опре­де­лить участ­ки недр мест­но­го зна­че­ния в ви­де участ­ков не­др, со­дер­жа­щих не­боль­шие ме­сто­рож­де­ния раз­лич­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (кро­ме стра­те­ги­че­ских, от­не­сен­ных к участ­кам недр фе­де­раль­но­го зна­че­ния).

Осо­бое зна­че­ние для даль­не­во­сточ­ных и си­бир­ских ре­ги­о­нов име­ет ре­гу­ли­ро­ва­ние ли­цен­зи­ро­ва­ния рос­сы­пей зо­ло­та. Наз­ре­ла не­об­хо­ди­мость упро­ще­ния предо­став­ле­ния пра­ва поль­зо­ва­ния рос­сып­ны­ми ме­сто­рож­де­ни­я­ми (про­яв­ле­ни­я­ми) зо­ло­та пу­тем вы­де­ле­ния их в участ­ки недр мест­но­го зна­че­ния, с пе­ре­да­чей со­от­вет­ству­ю­щих пол­но­мо­чий ор­га­нам го­су­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, что со­кра­тит и упро­стит про­це­ду­ру пе­ре­да­чи прав поль­зо­ва­ния до 3-6 ме­ся­цев со дня по­да­чи за­яв­ки вме­сто 1-2 лет, как сей­час.

Дей­ству­ю­щий за­кон «О нед­рах» не со­дер­жит не­об­хо­ди­мых чет­ких пра­вил, ко­то­рые од­но­знач­но опре­де­ля­ли бы ин­ве­сти­ци­он­ную по­ли­ти­ку в этой сфе­ре, от­ве­ча­ю­щую как ин­те­ре­сам го­су­дар­ства, так и ин­те­ре­сам не­дро­поль­зо­ва­те­лей. Кро­ме то­го, вы­зы­ва­ют боль­шую оза­бо­чен­ность пер­спек­ти­вы ста­биль­но­го энер­го­снаб­же­ния эко­но­ми­ки внут­ри стра­ны, а так­же со­хра­не­ние и рас­ши­ре­ние экс­порт­ных воз­мож­но­стей до­бы­ва­ю­щих от­рас­лей, обес­пе­чи­ва­ю­щих льви­ную до­лю ва­лют­ных по­ступ­ле­ний.

В на­сто­я­щее вре­мя во­про­сы вла­де­ния, рас­по­ря­же­ния и поль­зо­ва­ния недра­ми при до­бы­че по­лез­ных ис­ко­па­е­мых не­за­ви­си­мо от мас­шта­бов ме­сто­рож­де­ний, вклю­чая про­стей­шие рос­сып­ные ме­сто­рож­де­ния зо­ло­та, об­рос­ли мно­го­чис­лен­ны­ми ад­ми­ни­стра­тив­ны­ми ба­рье­ра­ми, ко­то­рые тор­мо­зят раз­ви­тие пред­при­я­тий и пре­пят­ству­ют со­зда­нию но­вых про­из­вод­ств. Осво­е­ние ме­сто­рож­де­ний на­хо­дит­ся под при­сталь­ным вни­ма­ни­ем де­сят­ков ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти с раз­ре­ши­тель­ны­ми, над­зор­ны­ми и кон­троль­ны­ми функ­ци­я­ми. Еще на эта­пе под­го­тов­ки усло­вий тор­гов по кон­крет­ным объ­ек­там усло­вия поль­зо­ва­ния недра­ми об­рас­та­ют все­воз­мож­ны­ми сро­ка­ми про­из­вод­ства ра­бот, тре­бо­ва­ни­я­ми про­ве­де­ния раз­лич­ных экс­пер­тиз, со­гла­со­ва­ний, со­блю­де­ния за­ко­но­да­тель­ных и нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов в об­ла­сти зем­ле­поль­зо­ва­ния, во­до­поль­зо­ва­ния, про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти, охра­ны недр и окру­жа­ю­щей сре­ды, со­ци­аль­ны­ми, фи­нан­со­вы­ми и дру­ги­ми обя­за­тель­ства­ми.

О мас­шта­бах ад­ми­ни­стра­тив­но­го вли­я­ния на не­дро­поль­зо­ва­тель­скую де­я­тель­ность мож­но су­дить по ко­ли­че­ству нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов. К при­ме­ру, в об­ла­сти гео­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния недр бы­ло вы­пу­ще­но по­ряд­ка 300 до­ку­мен­тов (при­ка­зов, по­ста­нов­ле­ний, про­то­ко­лов, ин­струк­ций, пи­сем, ме­то­ди­че­ских ука­за­ний и т.д.), из ко­то­рых по­ряд­ка 200 - дей­ству­ю­щие. В об­ла­сти не­дро­поль­зо­ва­ния при­ня­то бо­лее 140 до­ку­мен­тов, на­чи­ная с за­ко­нов и за­вер­шая все­воз­мож­ны­ми ре­гла­мен­та­ми, пись­ма­ми, при­ка­за­ми, ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми. Ес­ли уче­сть, что раз­ра­бот­ка про­ек­тов, пла­нов раз­ви­тия гор­ных ра­бот, тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ских обос­но­ва­ний, от­че­тов, их экс­пер­ти­за, со­гла­со­ва­ние и yтвер­жде­ние за­ни­ма­ют го­ды, мож­но лег­ко оце­нить не­га­тив­ное вли­я­ние не­по­мер­но­го го­су­дар­ствен­но­го ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния от­но­ше­ний не­дро­поль­зо­ва­ния.

Име­ет­ся не­сколь­ко спор­ных мо­мен­тов по при­ня­тию ре­ше­ния об объ­яв­ле­нии толь­ко аук­ци­о­нов и от­ме­не кон­кур­сов при предо­став­ле­нии пра­ва поль­зо­ва­ния участ­ка­ми не­др. При всей ка­жу­щей­ся ар­гу­мен­ти­ро­ван­но­сти при­ня­тия та­кой фор­мы тор­гов (кто объ­явил боль­шую сто­и­мость за уча­сток не­др, тот и при­зна­ет­ся по­бе­ди­те­лем) име­ют­ся и не­га­тив­ные для субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции мо­мен­ты. Пер­вый - вся сум­ма ра­зо­во­го пла­те­жа (ко­то­рая ча­сто пре­вы­ша­ет стар­то­вую це­ну в не­сколь­ко раз, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях - в де­сят­ки раз) пе­ре­чис­ля­ет­ся по­бе­ди­те­лем в фе­де­раль­ный бюд­жет и в по­сле­ду­ю­щие го­ды вли­я­ет на фи­нан­со­вые по­ка­за­те­ли пред­при­я­тия, сни­жая, в первую оче­редь, об­ла­га­е­мую ба­зу на при­быль, что умень­ша­ет до­ход­ную часть ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та. Вто­рой - на уча­стие в аук­ци­о­нах до­пус­ка­ют­ся фир­мы-од­но­днев­ки или фир­мы-про­во­ка­то­ры, цель ко­то­рых - со­рвать аук­ци­он или под­нять раз­мер ра­зо­во­го пла­те­жа до уров­ня ну­ле­вой или да­же от­ри­ца­тель­ной рен­та­бель­но­сти. Тре­тий мо­мент – субъ­ек­ты РФ ли­ше­ны ме­ха­низ­мов го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния не­дро­поль­зо­ва­ния на сво­ей тер­ри­то­рии, что при­во­дит к не­кор­рект­но­му про­гно­зи­ро­ва­нию объ­е­мов до­бы­чи зо­ло­та на сред­не­сроч­ный и дол­го­сроч­ный пе­ри­о­ды, по­то­му что ста­биль­ные сред­ние и ма­лые зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия, у ко­то­рых есть про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры, не име­ют га­ран­тий по­бе­ды в аук­ци­о­не из-за дей­ствий фирм-од­но­дне­вок.

В свя­зи с этим в рам­ках раз­ра­ба­ты­ва­е­мых за­ко­но­да­тель­ных до­ку­мен­тов по раз­ви­тию Даль­не­го Во­сто­ка и Бай­каль­ско­го ре­ги­о­на не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать ряд за­ко­но­про­ек­тов по вне­се­нию из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в дей­ству­ю­щий фе­де­раль­ный за­кон «О нед­рах» и не­ко­то­рые нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты, ко­то­рые ка­са­ют­ся во­про­сов не­дро­поль­зо­ва­ния и си­сте­мы ли­цен­зи­ро­ва­ния, что­бы упро­стить от­но­ше­ния не­дро­поль­зо­ва­ния на тер­ри­то­рии Даль­не­го Во­сто­ка и За­бай­ка­лья, вплоть до пол­ной за­ме­ны ФЗ «О нед­рах» Гор­ным ко­дек­сом.

Со­вер­шен­ство­ва­ние за­ко­но­да­тель­ства о нед­рах, на­ря­ду с раз­ви­ти­ем транс­порт­ной и энер­ге­ти­че­ской ин­фра­струк­тур, - один из ак­ту­аль­ней­ших и зло­бо­днев­ных во­про­сов как для го­су­дар­ства, так и для дей­ству­ю­щих и бу­ду­щих поль­зо­ва­те­лей не­др. Их ско­рей­шее ре­ше­ние бу­дет спо­соб­ство­вать ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию всех от­рас­лей гор­но­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, в том чис­ле и зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей, на всей тер­ри­то­рии Даль­не­во­сточ­но­го фе­де­раль­но­го окру­га.

[ news.iltumen.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->