Аристократ народного ремесла

Раздел: Ювелиры и компании
12 января 2012 г.

Ку­ба­чи… Од­но­го это­го сло­ва до­ста­точ­но, что­бы про­бу­дить в со­зна­нии пре­крас­ные об­раз­цы из­де­лий из зо­ло­та и се­ребра, уди­ви­тель­ные юве­лир­ные укра­ше­ния и по­су­ду, рас­пи­сан­ные тон­чай­ши­ми узо­ра­ми.

С ран­не­го дет­ства ку­ба­чин­цы-сви­де­те­ли рож­де­ния пре­крас­ных тво­ре­ний. Де­ти на­блю­да­ют за твор­че­ским про­цес­сом, де­ла­ют пер­вые роб­кие ша­ги на пу­ти, про­ло­жен­ном пред­ка­ми еще ты­ся­чи лет на­зад. Ге­рой на­ше­го рас­ска­за Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев так же, как и мно­гие его од­но­сель­ча­не, на­чи­нал свой про­фес­си­о­наль­ный путь в ма­стер­ской от­ца, где учил­ся азам ку­ба­чин­ско­го ма­стер­ства.

Уже в свои 15 лет он ра­бо­тал в ку­ба­чин­ской ху­до­же­ствен­ной ар­те­ли «Ху­дож­ник», где по­мо­гал от­цу и стар­шим бра­тьям. За­тем со­вер­шен­ство­вал спо­соб­но­сти, бу­дучи уче­ни­ком из­вест­но­го ма­сте­ра Га­джи­ба­хму­да Ма­го­ме­до­ва. С 1957 го­да, ко­гда Илья­су бы­ло 20 лет, он са­мо­сто­я­тель­но вы­пол­нял ра­бо­ту гра­ви­ров­щи­ка. Свою твор­че­скую де­я­тель­ность то­гда он сов­ме­щал с ра­бо­той в шко­ле учи­те­лем тру­да, где пе­ре­да­вал школь­ни­кам сек­ре­ты мон­ти­ров­ки и гра­ви­ров­ки.

В Ку­ба­чах ма­стер гра­ви­ров­ки счи­та­ет­ся цен­траль­ной фи­гу­рой ху­до­же­ствен­но­го про­из­вод­ства. Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев сам раз­ра­ба­ты­вал фор­му из­де­лия, его ор­на­мент, де­лал гра­ви­ров­ку, осо­бен­ность ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в плот­ном ор­на­мен­те. При со­зда­нии его ма­стер при­ме­ня­ет раз­лич­ную тех­ни­ку гра­ви­ров­ки, чер­не­ние и зо­ло­че­ние. В сво­ей ра­бо­те И. Га­джи­ла­ма­ма­ев со­че­та­ет тра­ди­ци­он­ные и со­вре­мен­ные при­е­мы гра­ви­ров­ки, вос­ста­нав­ли­ва­ет и за­бы­тые при­е­мы на­не­се­ния эма­ли.

В жиз­ни Илья­са Га­джи­ла­ма­ма­е­ва две боль­шие при­вя­зан­но­сти. По­ми­мо де­ла пред­ков он ис­пы­ты­вал тя­гу к фи­ло­ло­гии. Окон­чил фил­фак ДГУ, ка­ко­е–то вре­мя да­же ра­бо­тал на фа­куль­те­те, все­рьез за­ни­мал­ся на­у­кой, пла­ни­ро­вал за­щи­тить кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию. Но лю­бовь к на­род­ным про­мыс­лам пе­ре­бо­ро­ла в нем фи­ло­ло­га. В сво­бод­ное вре­мя он не­устан­но про­дол­жал со­вер­шен­ство­вать свое ма­стер­ство. Кровь ис­тин­но­го ку­ба­чин­ца не да­ва­ла по­коя, и вме­сто книг он сно­ва и сно­ва скло­нял го­ло­ву над мель­чай­ши­ми узо­ра­ми, в ко­то­рые вкла­ды­вал всю свою ду­шу, де­лил­ся с из­де­ли­я­ми ра­до­стью и пе­ча­лью. Каж­дый за­ви­ток, каж­дый сан­ти­метр его ра­бот – это фей­ер­верк чувств и ощу­ще­ний.

От двух ме­ся­цев до по­лу­го­да про­хо­дит с мо­мен­та за­рож­де­ния идеи до по­яв­ле­ния на свет го­то­во­го пред­ме­та. За это вре­мя из­де­лие как бы ста­но­вит­ся ча­сти­цей са­мо­го ав­то­ра, оно вби­ра­ет в се­бя его энер­ге­ти­ку. Из про­сто­го, не­при­гляд­но­го кус­ка ме­тал­ла он со­зда­вал пред­ме­ты, ко­то­рые ра­до­ва­ли глаз и по­ра­жа­ли во­об­ра­же­ние.

У Илья­са Га­джи­ла­ма­ма­е­ва нет ху­до­же­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, но его впол­не мож­но на­звать ари­сто­кра­том на­род­ных про­мыс­лов, ака­де­ми­ком ку­ба­чин­ско­го ис­кус­ства. Свои уни­вер­си­те­ты он про­шел еще в ран­нем дет­стве, а тра­ди­ции пред­ков ста­ли для не­го свое­об­раз­ной хре­сто­ма­ти­ей.

Та­лант­ли­вый ма­стер, име­ю­щий выс­шее фи­ло­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние, при­влек вни­ма­ние твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции, и в ян­ва­ре 1979 го­да ку­ба­чин­ца при­гла­си­ли ра­бо­тать в Ми­ни­стер­ство мест­ной про­мыш­лен­но­сти Да­ге­ста­на. Там он ра­бо­тал глав­ным ху­дож­ни­ком - на­чаль­ни­ком от­де­ла на­род­ных про­мыс­лов по­чти 20 лет, вплоть до вы­хо­да на пен­сию. Та­кая ра­бо­та да­ла воз­мож­ность ему объ­ез­дить все про­мыс­ло­вые цен­тры Да­ге­ста­на. В этой долж­но­сти Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев про­во­дил ху­до­же­ствен­ные со­ве­ты, со­би­рал ма­сте­ров, про­ве­рял ка­че­ство, изу­чал ас­сор­ти­мент ху­до­же­ствен­ных из­де­лий, раз­ра­ба­ты­вал ме­то­ди­ку по­вы­ше­ния ка­че­ства ра­бо­ты. Та­ким об­ра­зом, он не­устан­но ру­ко­во­дил ху­до­же­ствен­ной и твор­че­ской ра­бо­той в рес­пуб­ли­ке.

Ак­тив­ная ра­бо­та в ми­ни­стер­стве спо­соб­ство­ва­ла и са­мо­раз­ви­тию Илья­са Га­джи­ла­ма­ма­е­ва. Встре­ча­ясь с луч­ши­ми ма­сте­ра­ми, бе­се­дуя, изу­чая их твор­че­ство, он за­мет­но по­вы­сил свой про­фес­си­о­наль­ный уро­вень. По­ми­мо это­го он по­лу­чал и но­вые для се­бя зна­ния, к при­ме­ру, в де­та­лях изу­чил ков­ро­вое про­из­вод­ство.

В на­пря­жен­ном гра­фи­ке он все­гда на­хо­дил вре­мя для лю­би­мо­го де­ла, и его ра­бо­ты ста­но­ви­лись бо­лее со­вер­шен­ны­ми. Ка­че­ство его юве­лир­ных укра­ше­ний и про­чих из­де­лий вы­шло на но­вый уро­вень, он раз­ра­бо­тал соб­ствен­ный стиль. Его ра­бо­ты участ­во­ва­ли в вы­став­ках меж­ре­ги­о­наль­но­го и меж­ду­на­род­но­го мас­шта­ба, сре­ди них: «Д­ни СССР в Со­фии» (1984 год), меж­ду­на­род­ная вы­став­ка «Ху­до­же­ствен­но-при­клад­ное ис­кус­ство Да­ге­ста­на» (За­греб, Юго­сла­вия, 1981 год), «Со­вет­ский Юг–79», «Со­вет­ский Юг–84», «7-я Все­рос­сий­ская» (1985 г.). И. Га­джи­ла­ма­ма­ев был ор­га­ни­за­то­ром и участ­ни­ком меж­ду­на­род­ной вы­став­ки–яр­мар­ки в го­ро­де Из­ми­ре (Тур­ция, 1987 год).

Мно­го лет Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев яв­ля­ет­ся чле­ном Со­ю­за ху­дож­ни­ков Да­ге­ста­на. Его ра­бо­ты хра­нят­ся в Да­ге­стан­ском го­су­дар­ствен­ном му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, в мос­ков­ских му­зе­ях, в част­ных кол­лек­ци­ях по всей Рос­сии. По­я­са, брас­ле­ты, кин­жа­лы, ва­зы, ча­ши в ис­пол­не­нии да­ге­стан­ско­го ма­сте­ра вы­зы­ва­ли вос­хи­ще­ние и изум­ле­ние це­ни­те­лей в стра­не и во всем ми­ре.

В 1991 го­ду за из­го­тов­ле­ние вы­со­ко­ка­че­ствен­ной про­дук­ции ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лов ему бы­ло при­сво­е­но зва­ние «Заслу­жен­ный де­я­тель ис­кусств ДАССР».

Всей сво­ей жиз­нью Ильяс Га­джи­ла­ма­ма­ев слу­жил раз­ви­тию на­род­но­го твор­че­ства, сей­час он ре­же из­го­тав­ли­ва­ет ку­ба­чин­ские из­де­лия, но по-преж­не­му ста­ра­ет­ся все­ми сред­ства­ми про­па­ган­ди­ро­вать на­род­ные про­мыс­лы и на­де­ет­ся, что тра­ди­ции, скла­ды­вав­ши­е­ся ты­ся­че­ле­ти­я­ми, не бу­дут за­бы­ты мо­ло­де­жью в усло­ви­ях со­вре­мен­ной жиз­ни. Мастер го­во­рит о важ­но­сти обу­че­ния мо­ло­де­жи на­род­ным про­мыс­лам, ко­то­рые мо­гут стать глав­ным зве­ном, со­еди­ня­ю­щим про­шлое и бу­ду­ще­е…


[ dagpravda.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->