Режиссeр ювелирного искусства возвращает утраченное

Раздел: Выставки
07 августа 2015 г.

4 ав­гу­ста ком­па­ния «А. Ана­нов» и Го­су­дар­ствен­ный ис­то­ри­че­ский му­зей от­кры­ли вы­став­ку юве­лир­ных про­из­ве­де­ний «Воз­вра­щая утра­чен­но­е…», по­свя­щен­ную 25-ле­тию со дня ос­но­ва­ния ком­па­нии и 70-ле­тию еe ос­но­ва­те­ля за­слу­жен­но­го де­я­те­ля ис­кусств Рос­сии, ка­ва­ле­ра ор­де­на По­че­та Ан­дрея Геор­ги­е­ви­ча Ана­но­ва.

В от­ли­чии от дру­гих юве­лир­ных фирм в ком­па­нии «А. Ана­нов» ис­поль­зу­ет­ся толь­ко руч­ной труд и толь­ко те ин­стру­мен­ты, ко­то­ры­ми поль­зо­ва­лись в ма­стер­ских Кар­ла Фа­бер­же, по­это­му на из­го­тов­ле­ние од­но­го про­из­ве­де­ния ино­гда ухо­дит до двух лет.

Глав­ной осо­бен­но­стью про­из­ве­де­ний Ана­но­ва - укра­ше­ний, пред­ме­тов ин­те­рье­ра, цве­тов, ра­мок для фо­то­гра­фий, фи­гур из кам­ня, пас­халь­ных яиц - яв­ля­ет­ся про­зрач­ная эмаль боль­шой пло­ща­ди, по­ло­жен­ная на ги­льо­ши­ро­ван­ную ос­но­ву. Дру­го­го та­ко­го про­из­вод­ства на се­го­дняш­ний день ни­где в ми­ре нет.

«Всe это - хо­ро­шо за­бы­тые сек­ре­ты, ко­то­рые рань­ше зна­ли рус­ские юве­ли­ры и ши­ро­ко ими поль­зо­ва­лись, - при­з­наeт­ся Ан­дрей Геор­ги­е­вич, - но, к со­жа­ле­нию, за го­ды со­вет­ской вла­сти всe это бы­ло без­воз­врат­но по­те­ря­но. По­это­му, ко­гда в кон­це 80-х го­дов я в од­ном филь­ме уви­дел ис­кус­ство­ве­да, ко­то­рый ска­зал, что ис­кус­ство Фа­бер­же ка­ну­ло в ле­ту, это уже на­все­гда, это уже не вер­нуть, я это вос­при­нял как вы­зов и ска­зал се­бе - как это? И мы на­ча­ли «и­зоб­ре­тать ве­ло­си­пед». И в об­щем, изоб­ре­ли. И сей­час нет та­кой опе­ра­ции, ко­то­рую де­ла­ли ко­гда-то и мы бы не мог­ли по­вто­рить. И все юве­лир­ные тон­ко­сти мож­но очень хо­ро­шо во­пло­тить имен­но в пас­халь­ных яй­цах: и за­креп­ку мел­ких кам­ней, и ра­бо­ту с эма­лью... Я гор­жусь тем, что сво­ей ра­бо­той мы до­ка­зы­ва­ем, что в Рос­сии есть не толь­ко дро­ва, уголь и нефть, а ещe и та­лант­ли­вые лю­ди».

На вы­став­ке «Воз­вра­щая утра­чен­но­е…» пред­став­ле­ны ин­те­рьер­ные из­де­лия и пас­халь­ные яй­ца, в том числе, уни­каль­ные пас­халь­ные яй­ца из се­рии «Ве­ли­кие хра­мы Рос­сии» – «Ме­четь Кул-Ша­риф», «С­моль­ный со­бор», «Со­бор Ва­си­лия Бла­жен­но­го»... Два по­след­них «со­бо­ра», кста­ти, по­па­ли в Кни­гу ре­кор­дов Гин­нес­са.

Как из­вест­но, в своe вре­мя Ан­дрей Геор­ги­е­вич Ана­нов за­кон­чил Ле­нин­град­ский го­су­дар­ствен­ный ин­сти­тут те­ат­ра, му­зы­ки и ки­не­ма­то­гра­фии по спе­ци­аль­но­сти «ре­жис­сер дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра и ки­но» и не­сколь­ко лет про­ра­бо­тал ре­жис­се­ром в Дра­ма­ти­че­ском те­ат­ре им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской. И к сво­им юве­лир­ным про­из­ве­де­ни­ям он под­хо­дит как ре­жис­сeр - в каж­дой из его ра­бот есть своя дра­ма­тур­гия.

Вот, на­при­мер, пас­халь­ное яй­цо «400 лет До­ма Ро­ма­но­вых», ко­то­рое Ан­дрей Геор­ги­е­вич на­звал од­ним из са­мых лю­би­мых. Ниж­няя по­ло­ви­на яй­ца укра­ше­на си­лу­этом Ко­стром­ско­го мо­на­сты­ря, от­ку­да в 1603 го­ду в Моск­ву при­е­хал Ми­ха­ил Ро­ма­нов, верх­няя – бли­ста­тель­ны­ми ви­да­ми Санкт-Пе­тер­бур­га, где про­дол­жа­лась и за­кон­чи­лась цар­ская ди­на­сти­я…

Внут­ри яй­ца вид­ны ко­ро­на­ци­он­ные ре­га­лии – Боль­шая им­пе­ра­тор­ская ко­ро­на, ски­петр и дер­жа­ва. При на­жа­тии сек­рет­ной кноп­ки от­кры­ва­ет­ся скры­тая по­ло­сть, где на­хо­дит­ся склад­ная зо­ло­тая рам­ка с порт­ре­та­ми им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая Алек­сан­дро­ви­ча Ро­ма­но­ва и им­пе­ра­три­цы Алек­сан­дры Фе­до­ров­ны.

Про­из­вод­ство пас­халь­ных яиц – ста­рин­ная пра­во­слав­ная тра­ди­ция, и пас­халь­ные яй­ца се­рии «Ве­ли­кие хра­мы Рос­сии» оста­нут­ся в ис­то­рии оте­че­ствен­но­го и ми­ро­во­го юве­лир­но­го ис­кус­ства как ло­гич­ное про­дол­же­ние пре­рван­ной ли­нии пас­халь­ных яиц фир­мы Фа­бер­же. Имен­но в этом А. Г. Ана­нов ви­дит смысл сво­ей жиз­ни и твор­че­ства.

Как при­знал­ся на от­кры­тии вы­став­ки «ре­жис­сeр юве­лир­но­го ис­кус­ства», из­де­лия ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в кол­лек­ци­ях ко­ро­лев Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ис­па­нии, прин­ца Мо­на­ко и ко­ро­ля Та­и­лан­да. По­след­ние пять лет он ра­бо­тал над ещe бо­лее дра­го­цен­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, имея в ви­ду двух сво­их ма­лень­ких до­чек, но те­перь про­ду­мы­ва­ет идеи но­вых про­из­ве­де­ний, ко­то­рые, без­услов­но ста­нут но­вы­ми ше­дев­ра­ми юве­лир­но­го ис­кус­ства.

Вы­став­ка про­длит­ся до 31 ав­гу­ста 2015 го­да.

[ aprilclubnews.com ]

Полезное

Полезное

 
-->