Что ждет ювелиров завтра?

Раздел: Рынки
09 апреля 2015 г.

Но­вый 2015 год рос­сий­ские юве­ли­ры встре­ча­ют в не­про­стых эко­но­ми­че­ских ре­а­ли­ях. Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» об­ра­ти­лась к ру­ко­во­ди­те­лям от­дель­ных пред­при­я­тий от­рас­ли с прось­бой про­ком­мен­ти­ро­вать те­ку­щую си­ту­а­цию на юве­лир­ном рын­ке и оце­нить рис­ки рос­сий­ских юве­ли­ров в свя­зи с де­валь­ва­ци­ей руб­ля.

Гу­тер­ман А.Л.,
ди­рек­тор ООО «То­паз», г. Ко­стро­ма:

В свя­зи с рез­ким удо­ро­жа­ни­ем сы­рья се­го­дня зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась от­пуск­ная це­на на юве­лир­ные из­де­лия (от 30 до 50%). За­ко­но­мер­но, что на фо­не па­де­ния ре­аль­ных до­хо­дов на­се­ле­ния на­ме­ча­ет­ся сни­же­ние по­ку­па­тель­ско­го спро­са. А так как воз­рос­ли про­цент­ные став­ки по кре­ди­там, счи­таю па­де­ние объ­е­мов про­из­вод­ства не­из­беж­ным. Ду­маю, все в це­лом мо­жет при­ве­сти к то­му, что ряд юве­лир­ных пред­при­я­тий мо­гут быть и во­все за­кры­ты.
Мой про­гноз: па­де­ние объ­е­мов про­из­вод­ства в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии - 20-30%. Это ка­са­ет­ся и пред­при­я­тий-про­из­во­ди­те­лей, и роз­нич­ной се­ти.
Что де­лать ком­па­ни­ям? Сни­жать за­тра­ты. Го­су­дар­ство в дан­ной си­ту­а­ции мо­жет по­мочь юве­ли­рам – на­при­мер, со­кра­тить срок клей­ме­ния до 3-х дней.
Сво­им кол­ле­гам хо­чу по­же­лать «флаг в ру­ки» и по­ни­ма­ния то­го, что «ста­кан на­по­ло­ви­ну по­лон, а не на­по­ло­ви­ну пу­ст».

Кев­чен­ков И. Е.
Ген. ди­рек­тор ООО «Рус­ская юве­лир­ная ком­па­ния №1», г. Москва:
На се­го­дняш­ний день на юве­лир­ном рын­ке нель­зя де­лать ни­ка­ких рез­ких дви­же­ний, нуж­но ак­ку­рат­но «под­тя­ги­вать» це­ны под ре­аль­но су­ще­ству­ю­щую на рын­ке си­ту­а­цию. Дол­лар «скак­нул» вверх, с 30 руб­лей до 65, то есть фак­ти­че­ски удо­ро­жа­ние про­изо­шло в 2 ра­за. Но бо­га­че в два ра­за у нас жить лю­ди не ста­ли. Со­от­вет­ствен­но, по­ку­пать в два ра­за до­ро­же наш то­вар ни­кто не бу­дет. По­это­му нуж­но изыс­ки­вать воз­мож­но­сти, внут­рен­ние ре­зер­вы и – про­дол­жать оста­вать­ся на рын­ке.
Про­ис­хо­дя­щие про­цес­сы от­ра­зят­ся на раз­лич­ных юве­лир­ных ком­па­ни­ях, ду­маю, по-раз­но­му. Все за­ви­сит о то­го, на­сколь­ко «за­кре­ди­то­ва­на» ком­па­ния. Кре­дит­ная став­ка се­го­дня под­ня­та и, со­от­вет­ствен­но, об­слу­жи­вать кре­дит боль­ше 15 про­цен­тов в на­сто­я­щий мо­мент прак­ти­че­ски не­воз­мож­но. Тем бо­лее что «о­бо­ра­чи­ва­е­мо­сть» то­ва­ра очень силь­но упа­ла, и зо­ло­то по це­не «скак­ну­ло» в 2 ра­за: с 1100 р. до фак­ти­че­ски 2000 р. за грамм. По­это­му до­ста­точ­но не­про­сто бу­дет тем пред­при­я­ти­ям, ко­то­рые име­ют 50% и бо­лее кре­дит­но­го ре­сур­са. Что ка­са­ет­ся тор­го­вых се­тей, то, к со­жа­ле­нию, все боль­шие се­те­ви­ки име­ют точ­ки в арен­до­ван­ных пло­ща­дях, со­от­вет­ствен­но, арен­до­да­те­ли пы­та­ют­ся все при­вя­зы­вать­ся ли­бо к руб­лю, ли­бо к дол­ла­ру, ли­бо к по­тре­би­тель­ской кор­зи­не меж­ду дол­ла­ром и ев­ро. Се­год­ня удо­ро­жа­ние пло­ща­дей про­изо­шло в худ­шем слу­чае в 2 ра­за, в луч­шем – ко­му как по­вез­ло.
Я ду­маю, что мар­тов­ская тор­гов­ля не при­не­сет ни­ка­ких ве­ли­ких ди­ви­ден­дов, так как и ян­вар­ская бы­ла, по боль­шо­му сче­ту сдви­ну­та: Но­вый год на­сту­пил в юве­лир­ной тор­гов­ле с 17 по 20 де­каб­ря, а не на­ка­ну­не 31-го. Кто в это вре­мя не пе­ре­смот­рел си­ту­а­цию, про­дол­жал тор­го­вать по-преж­не­му, тот нор­маль­но «пой­мал вол­ну». А кто пы­тал­ся пе­ре­смат­ри­вать це­ны в это вре­мя или ка­ким-то дру­гим об­ра­зом оста­нав­ли­вал си­ту­а­цию, те оста­лись в боль­шом про­иг­ры­ше. Боль­шим ком­па­ни­ям, как и лю­бо­му боль­шо­му ко­раблю, бу­дет, на мой взгляд, в но­вых усло­ви­ях тя­же­ло. Зна­е­те, как го­во­рят: «По­че­му по­гиб­ли ди­но­зав­ры?» – «По­то­му что ко­гда им на­чи­на­ли есть хво­ст, до го­ло­вы еще это не до­хо­ди­ло и они не по­ни­ма­ли, что про­ис­хо­дит». Так же бы­ва­ет и здесь. Ма­лень­кие же ком­па­нии бо­лее мо­биль­ны: где-то скор­рек­ти­ру­ют, где-то бу­дут по­скром­нее, убе­рут рас­ход­ную часть, ми­ни­ми­зи­ро­вав ее по мак­си­му­му.
А са­ма юве­лир­ная от­расль ни­ку­да не де­нет­ся - все рав­но жен­щи­ны укра­шать се­бя бу­дут. Един­ствен­ное, что хо­чу ска­зать в этой свя­зи: на пер­вый план, на­вер­но, боль­ше бу­дут вы­хо­дить ин­те­рес­ные из­де­лия, с ори­ги­наль­ным ди­зай­ном, а не про­сто ка­кая-то мас­сов­ка. Боль­ше вос­тре­бо­ва­ны бу­дут укра­ше­ния, в ко­то­рых че­ло­век бу­дет ре­а­ли­зо­вы­вать свою ин­ди­ви­ду­аль­но­сть. Это, на са­мом де­ле, поз­во­ля­ет про­из­во­ди­те­лям ис­кать на рын­ке свои ни­ши. Я ду­маю, что для рос­сий­ско­го про­из­во­ди­те­ля это не­пло­хо.
Дру­гие де­ло - ком­па­нии, ко­то­рые за­во­зи­ли им­порт. Сей­час они пред­ло­жи­ли та­кие це­ны, по ко­то­рым то­вар у ме­ня еще сто­ит на при­лав­ке по про­шло­му го­ду в за­куп­ках. Со­от­вет­ствен­но, ку­пив у них этот то­вар сей­час, я что, вы­хо­дит, дол­жен умно­жить на­двое и на­чать кон­ку­ри­ро­вать сам с со­бой? Это­го де­лать ни­кто не бу­дет.

По­мель­ни­ков А. Л.,
вла­де­лец и глав­ный ху­дож­ни­к–­мо­де­льер фир­мы «Юве­лир­ная ком­па­ния Алек­сея По­мель­ни­ко­ва», гла­ва НП «Ас­сам­блея юве­ли­ров Санкт-Пе­тер­бур­га»:

Сей­час пе­ред юве­ли­ра­ми вста­ет до­воль­но мно­го опро­сов. Се­год­ня не очень по­нят­но, как ра­бо­тать: «на склад», ожи­дая, бу­дут ли пер­спек­ти­вы? При этом нуж­но за­ку­пать зо­ло­то и брил­ли­ан­ты, пла­тить лю­дям зар­пла­ту, что­бы они де­ла­ли но­вые из­де­лия. А где га­ран­тия, что хо­тя бы че­рез пол­го­да все это бу­дет ре­а­ли­зо­ва­но? Это, в об­щем-то во­прос эко­но­ми­че­ской жиз­ни пред­при­я­тия.
По­ло­же­ние не про­сто пло­хое и хо­ро­шее, а это пол­ная не­из­вест­но­сть. Вре­ме­ни со вре­ме­ни но­во­год­ней тор­гов­ли ма­ло про­шло, и вы­во­ды де­лать о про­ис­хо­дя­щем ра­но. Ес­ли не зна­ешь, что де­лать, то и не нуж­но – сто­ит про­сто по­смот­реть и по­ду­мать. Мне ка­жет­ся, та­кой раз­го­вор впол­не мо­жет быть вы­не­сен на об­суж­де­ние на со­бра­нии Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии.


Кун­цев Д.А.,
ге­не­раль­ный ди­рек­тор Юве­лир­ной груп­пы «С­мо­лен­ские брил­ли­ан­ты», г. Смо­лен­ск:

Пе­ри­од ажи­о­та­жа спро­са, ко­гда бы­ла воз­мож­ность при­об­ре­сти укра­ше­ния еще по бо­лее или ме­нее ста­рым це­нам, под­стег­нул лю­дей к не­за­пла­ни­ро­ван­ным тра­там (эмо­ци­о­наль­ным по­куп­кам), ко­гда про­сто «с­ли­ва­ли руб­ли». Се­год­ня этот про­цесс за­вер­шен, и я ду­маю, что мы сто­им на по­ро­ге су­ще­ствен­но­го сни­же­ния спро­са, тем бо­лее что це­ны рас­тут.
В первую оче­редь, на мой взгляд, со­кра­тит­ся чис­ло ма­га­зи­нов, те же ма­га­зи­ны, ко­то­рые оста­нут­ся, бу­дут пы­тать­ся при­влечь по­ку­па­те­лей за счет сни­же­ния сво­ей мар­жи, а так­же ста­нут ока­зы­вать дав­ле­ние на арен­до­да­те­ля - в об­щем, нач­нут оп­ти­ми­зи­ро­вать рас­хо­ды. Тот, кто смо­жет это­го до­бить­ся и пе­ре­жить ми­ни­мум год, тот из кри­зи­са вый­дет.
Пробле­мы бу­дут у «чи­стых им­пор­те­ров», осо­бен­но у тех, кто при­вя­зан к дол­ла­ру. Ев­ро все-та­ки по от­но­ше­нию к дол­ла­ру сла­бе­ет и ев­ро­пей­ские то­ва­ры ста­но­вят­ся бо­лее кон­ку­рент­но­спо­соб­ны­ми. Ме­нее кон­ку­рент­но­спо­соб­ны­ми ста­но­вят­ся то­ва­ры из Ки­тая, Ин­дии – стран, от­ку­да идет боль­шое ко­ли­че­ство брил­ли­ан­тов, ли­бо го­то­вых укра­ше­ний. Я ду­маю, что им­пор­те­рам в этом го­ду при­дет­ся тя­же­ло, ес­ли они не смо­гут до­го­во­рить­ся со сво­и­ми по­став­щи­ка­ми.
Го­су­дар­ство в этой си­ту­а­ции, во-пер­вых, мог­ло бы очень по­мочь ста­би­ли­за­ци­ей кур­са руб­ря. «65 или 100» - не­важ­но, глав­ное, что­бы это бы­ло ста­биль­но. А вто­рое - нуж­но сде­лать все, что­бы кре­ди­ты, ко­то­рые бе­рут юве­ли­ры, бы­ли под до­ступ­ным про­цен­том. Для это­го нуж­но сни­зить став­ку Цен­траль­но­го бан­ка и в об­щем обес­пе­чить при­ток имен­но сво­бод­ных руб­лей, - лик­вид­но­сти на рын­ке. Для то­го что­бы сни­зи­лись про­цент­ные став­ки у бан­ков. И ни в ко­ем слу­чае не уве­ли­чи­вать на­ло­го­вую на­груз­ку.
Юве­ли­рам нуж­но дей­ство­вать очень осто­рож­но: вы­пус­кать столь­ко, сколь­ко про­дал. Не де­лать рез­ких ша­гов по раз­ви­тию се­тей - луч­ше при­смот­реть­ся к тор­го­вым точ­кам ли­бо контр­аген­там, ко­то­рые уже есть. При этом ду­маю, что нель­зя сни­жать су­ще­ствен­но рас­хо­ды на ре­кла­му, так как в кри­зис лю­бые па­ни­че­ские на­стро­е­ния мо­гут быть пе­ре­би­ты по­зи­ти­вом, но для это­го нуж­но со­здать «а­у­ру». Ко­неч­но, это тя­же­ло и ка­жет­ся, что день­ги тра­тят­ся в пу­стую. Но это не так - нуж­но пра­виль­но вы­би­рать ка­на­лы ком­му­ни­ка­ций.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->