В России зреет янтарная революция

Раздел: Драгоценные камни
02 июля 2012 г.

На Рос­сию 90% при­хо­дит­ся ми­ро­вой до­бы­чи ян­та­ря. При этом на юве­лир­ных рын­ках рос­сий­ские брен­ды не слиш­ком из­вест­ны – на слу­ху в ос­нов­ном по­ля­ки, при­бал­ты и да­же ки­тай­цы. Ль­ви­ную до­лю «сол­неч­но­го кам­ня», так же как нефть или газ, из Рос­сии в ви­де сы­рья от­прав­ля­ют за гра­ни­цу. Как из­ме­нить си­ту­а­цию? Ян­тарь не яв­ля­ет­ся дра­го­цен­ным кам­нем, спрос на не­го не­устой­чив и за­ви­сит от ка­при­зов мо­ды. В по­ис­ках от­ве­та кор­ре­спон­дент МТРК «Мир» Ро­ман Ни­ки­фо­ров за­гля­нул на дно са­мо­го боль­шо­го в ми­ре ка­рье­ра.

На При­мор­ском ка­рье­ре, рас­по­ло­жен­ном в по­сел­ке Ян­тар­ный Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти, ра­бо­та­ют 700-тон­ные ша­га­ю­щие экс­ка­ва­то­ры. Из го­лу­бо­ва­той гли­ны они до­ста­ют кус­ки сол­неч­но­го кам­ня, ко­то­рый 50 млн лет про­ле­жал под зем­лей. Ян­тарь – это ока­ме­нев­шая смо­ла древ­них де­ре­вьев, и встре­ча­ет­ся он по­все­мест­но. Но за­ле­га­ет он, как пра­ви­ло, глу­бо­ко, по­это­му до­бы­вать его про­сто не­вы­год­но. Под Ка­ли­нин­гра­дом - си­ту­а­ция иная. Пласт на­хо­дит­ся на глу­би­не 10-15 мет­ров. Не­да­ле­ко от са­мой за­пад­ной точ­ки Рос­сии до­бы­ва­ют 90% все­го ми­ро­во­го ян­та­ря.

Смот­ро­вая пло­щад­ка мест­но­го ка­рье­ра це­ли­ком сде­ла­на из ян­та­ря. На эту кон­струк­цию ушла по­чти тон­на сы­рья. Ес­ли со­брать из этих ка­муш­ков бу­сы, то по­лу­чит­ся нить дли­ной по­чти 8 ки­ло­мет­ров. Вы­со­та кон­струк­ции - бо­лее трех мет­ров. Здесь ис­поль­зо­ван толь­ко юве­лир­ный ян­тарь, в том чис­ле и бе­лый, ко­то­рый так­же на­зы­ва­ют ко­ро­лев­ским.

Посмот­реть на круп­ней­шее ме­сто­рож­де­ние ян­та­ря при­ез­жа­ют ту­ри­сты. Ино­стран­цы азарт­но ко­па­ют­ся в боль­шой пе­соч­ни­це, ку­да пе­ри­о­ди­че­ски под­сы­па­ют вто­ро­сорт­ную ме­лочь. При долж­ном усер­дии мож­но на­брать це­лую при­горш­ню.

Еще один экс­по­нат для ту­ри­стов - ви­се­ли­ца. Прав­да, без ве­рев­ки - ее убра­ли из со­об­ра­же­ний без­опас­но­сти. Во вре­ме­на тев­тон­ских ры­ца­рей на эша­фот от­прав­ля­ли тех, ко­го пой­ма­ли на кра­же ян­та­ря.

Сей­час - иные вре­ме­на. У Рос­сии ян­тарь ни­кто не кра­дет, она от­да­ет его са­ма. По сло­вам ми­ни­стра по про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ке и раз­ви­тию пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти и тор­гов­ли пра­ви­тель­ства Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти Дмит­рия Че­ма­ки­на, в 1990-е го­ды Рос­сия пре­вра­ти­лась в сы­рье­вой при­да­ток, по­став­ляя весь до­бы­тый ян­тарь за пре­де­лы стра­ны.

За год Ян­тар­ный ком­би­нат до­бы­ва­ет бо­лее 300 тонн ян­та­ря и толь­ко 10 тонн про­да­ет в ви­де го­то­вых из­де­лий. Все осталь­ное ухо­дит в не­об­ра­бо­тан­ном ви­де за гра­ни­цу.

В по­сел­ке Ян­тар­ный с «сол­неч­ным кам­нем» ра­бо­та­ет лишь од­на част­ная юве­лир­ная фир­ма. Это сов­мест­ное пред­при­я­тие - рос­сий­ское сы­рье плюс поль­ские тех­но­ло­гии. Ино­стран­ный ди­рек­тор Ан­дрей Мо­рю­хов го­во­рит, что ра­бо­тать в Ка­ли­нин­гра­де труд­но - та­мо­жен­ные ба­рье­ры ме­ша­ют да­же при вы­во­зе то­ва­ра из Рос­сии в Рос­сию. «При­хо­дит спе­ци­аль­ная ко­мис­сия и про­ве­ря­ет мое про­из­вод­ство. До­пу­стим, я про­из­вел 20 кг про­дук­ции. Я дол­жен сде­лать на эту пар­тию сер­ти­фи­кат и толь­ко по­сле это­го по­лу­чу пра­во ее вы­вез­ти и про­дать. Для сле­ду­ю­щих 20 ки­ло­грам­мов ну­жен но­вый сер­ти­фи­кат, но­вая ко­мис­сия, про­вер­ка и так по кру­гу», - не­до­уме­ва­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор юве­лир­ной ком­па­нии Ан­дрей Мо­рю­хов.

Пред­при­я­тие оста­ет­ся на пла­ву бла­го­да­ря то­му, что яв­ля­ет­ся фи­ли­а­лом круп­ней­шей ком­па­нии - поль­ской, рас­по­ло­жен­ной в Гды­не. Ос­нов­ное сы­рье - бал­тий­ский ми­не­рал, как са­мый древ­ний и удоб­ный для об­ра­бот­ки. Од­на­ко во всем ми­ре он про­да­ет­ся под брен­дом поль­ский ян­тарь. «На­ша про­дук­ция про­да­ет­ся во всех стра­нах ми­ра – от Ев­ро­пы до Ав­стра­лии», - го­во­рит ме­не­джер юве­лир­ной ком­па­нии Бо­же­на Лещ (Поль­ша).

Ми­нистр по про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ке и раз­ви­тию пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти и тор­гов­ли пра­ви­тель­ства Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти Дмит­рий Че­ма­кин лишь раз­во­дит ру­ка­ми: «В Со­юз ян­тар­щи­ков Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти вхо­дят 22 чле­на. В Со­ю­зе ян­тар­щи­ков Поль­ши - бо­лее 200».

Пробле­мы есть и у рос­сий­ских на­род­ных умель­цев. Рань­ше на на­бе­реж­ной со­сед­не­го с Ян­тар­ным Свет­ло­гор­ска вы­стра­и­ва­лось по пол­сот­ни тор­гов­цев. Те­перь раз­мах не тот. По сло­вам част­но­го пред­при­ни­ма­те­ля Ан­дрея, все из-за то­го, что «ян­тарь на ком­би­на­те по­сто­ян­но до­ро­жа­ет - раз в пол­го­да ста­биль­но».

В по­сел­ке есть не­сколь­ко па­ла­ток с ян­тар­ны­ми су­ве­ни­ра­ми на лю­бой вкус - от от­кры­ва­лок до икон. По­ку­па­те­лей ма­ло - те­перь за ян­та­рем ез­дят за гра­ни­цу, в Поль­шу или При­бал­ти­ку. С ком­би­на­том ку­ста­ри пред­по­чи­та­ют не свя­зы­вать­ся - ка­мень до­бы­ва­ют са­ми, ло­вят сач­ка­ми в мо­ре во вре­мя штор­ма.

Фе­де­раль­ные и ре­ги­о­наль­ные вла­сти пред­ла­га­ют про­грам­мы по воз­рож­де­нию от­рас­ли. Но по­ка даль­ше раз­го­во­ров де­ло не идет. Зву­чат и ра­ди­каль­ные пред­ло­же­ния - уста­но­вить за­гра­ди­тель­ные по­шли­ны на сы­рье или во­все за­пре­тить его вы­воз за ру­беж.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор ФГУП «Ка­ли­нин­град­ский ян­тар­ный ком­би­нат» Юрий Му­хин убеж­ден, что ре­шать этот во­прос на­до по­этап­но. «На се­го­дняш­ний день у нас есть про­бле­мы с вы­во­зом из­де­лий, как в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию, так и за ру­беж. Ес­ли на этом фо­не за­пре­тить и вы­воз сы­рья, то ян­тар­ная от­расль за­кро­ет­ся», - пре­ду­пре­жда­ет Му­хин.

Борь­ба за по­зи­ции на ми­ро­вом юве­лир­ном рын­ке ожи­да­ет­ся дол­гая и из­ну­ри­тель­ная. По­то­му на ком­би­на­те ищут не­три­ви­аль­ные хо­ды и свя­зы­ва­ют свое свет­лое ян­тар­ное бу­ду­щее не с юве­лир­кой, а с об­ли­цов­кой. Для про­из­вод­ства та­ких пли­ток ис­поль­зу­ют мел­кий ян­тарь, ко­то­рый по­ка да­ет 20% при­бы­ли. «В струк­ту­ре до­бы­чи пред­при­я­тия - 20-30% это круп­ные и сред­ние фрак­ции, ко­то­рые вос­тре­бо­ва­ны на рын­ке. 70-80% - это мел­кие фрак­ции, ко­то­рые ни­ко­му не нуж­ны. У нас на скла­де ле­жит 300 тонн не­вос­тре­бо­ван­но­го ян­та­ря», - го­во­рит ге­не­раль­ный ди­рек­тор ФГУП «Ка­ли­нин­град­ский ян­тар­ный ком­би­нат» Юрий Му­хин.

Сей­час па­тен­ту­ет­ся че­ты­ре про­дук­та для стро­и­тель­ной от­дел­ки. Опыт­ное про­из­вод­ство за­пус­ка­ют уже в 2012 го­ду. Ес­ли то­вар бу­дет поль­зо­вать­ся спро­сом, то ми­ро­вую ян­тар­ную от­расль ждет пе­ре­во­рот. Прав­да, по­ка плит­ки вы­хо­дят до­воль­но до­ро­ги­ми - по 6 ты­сяч руб­лей за шту­ку.

[ mir24.tv ]

Полезное

Полезное

 
-->